Праздники индуизма
- 1 year ago
- 0
- 0
Как отмечает Клаус Клостермайер , само понятие «история индуизма » является внутренне противоречивым . Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой », а всё, что имеет религиозное значение, считают анади — не имеющим начала . В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме . Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением . Большинство индуистов верят в то, что череда событий, которую принято называть историей, повторяется снова и снова в вечном цикле. Некоторые из основных школ индуистской философии отождествляют этот самоповторяющийся мир сансары с майей ( иллюзией ) и авидьей ( невежеством ) . Таким образом, базой для «истории», которая документирует внешнюю сущность происходящего, описывает внешнюю сторону событий, служит своего рода «высшее невежество» .
Многие индологи выделяют три ступени в развитии религиозного мышления древней Индии: ведизм , брахманизм и собственно индуизм . Согласно Клостермайеру, такому именованию этапов исторического развития индуизма трудно найти оправдание . Если использование термина «индуизм» является проблематичным по отношению к Ведам и Брахманам , где он не упоминается, равнозначно проблематично его применение по отношению к древнеиндийским эпосам и Пуранам , где он также не используется . Современные индуисты, в свою очередь, называют свои живые традиции «ведийскими», а индуизм — «вайдика-дхармой» («ведийской религией») . Принятие Вед как священного писания они считают критерием ортодоксальности .
Индуизм имеет корни в доисторической религии мезолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки скальных укрытий Бхимбетка, которым около 10 000 лет (ок. 8 000 г. до н. э.), а также эпохе неолита. По крайней мере, некоторые из этих убежищ были заселены более 100 000 лет назад.
Самые ранние свидетельства о практиках, которые повлияли на индуизм, датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.).
Верования и практики доклассического периода ( XVI - VI века до н. э. ) называются «историческая ведийская религия» или « ведизм ». Современный индуизм произошёл из Вед , старейшей из них считается « Риг-веда », которую большинство учёных датируют XVI - XV веками до н. э. Веды в основном посвящены поклонению различным девам (богам), таким как Индра , Варуна и Агни , также в них содержится описание ритуала Сома . Основной религиозной практикой ведийской религии было совершение огненных жертвоприношений, называемых ягья , и повторение ведийских мантр . Древние ведийские традиции имеют большое сходство с зороастризмом и другими индоевропейскими религиями .
В эпический и пуранический периоды, примерно в VI — II веках до н. э. были записаны первые версии эпических поэм « Рамаяны » и « Махабхараты » , хотя устно они передавались в течение многих веков до этого периода. В этих эпических произведениях описываются истории о правителях и войнах древней Индии, которые преподносятся в сочетании с религиозными и философскими трактатами. В Пуранах описываются истории различных аватар , а также девы , их взаимоотношения с людьми и битвы с демонами .
Начало новой эпохи в истории индуизма положили приход и распространение по всей Индии философии Упанишад , джайнизма , и буддистской религиозно-философской мысли. Упанишады, Махавира и Будда учили тому, что для достижения мокши или нирваны , не было необходимости принимать авторитет Вед или кастовую систему. Будда пошёл гораздо дальше, объявив, что «Я»/душа и Бог просто не существуют. Буддизм ассимилировал в свои верования некоторые черты индуизма. Буддизм (или по крайней мере буддистский индуизм ) достиг своего апогея во время правления императора Ашоки и империи Маурьев , которые смогли объединить индийский субконтинент в одно государство в III веке до н. э. . Ко II веку до н. э. сформировались шесть основных школ: индуистской философии : санкхья , йога , ньяя , вайшешика , миманса и веданта . . В VI веке до н. э. Чарвака основал школу атеистического материализма в Северной Индии . Между IV и X веком н. э. , индуизм взял вверх над буддизмом и распространился по всей Индии, вытеснив буддизм за её пределы.
В первом тысячелетии н. э. индуизм наравне с буддизмом распространялся и за пределами Индии, на основании чего можно говорить, что он являлся одной из первых мировых религий . Индуизм являлся государственной религией во многих королевствах Азии: начиная с Афганистана (Кабул) на Западе и включая почти всю Юго-Восточную Азию на востоке ( Камбоджа , Вьетнам , Индонезия , Филиппины ), и лишь к XV веку почти везде был вытеснен буддизмом и исламом, сохранившись до наших дней, в частности, среди таких неиндийских народов, как балийцы в Индонезии и чамы Вьетнама .
Хотя ислам пришёл в Индию уже в начале VII века вместе с арабскими купцами и завоеванием Синда, в одну из основных религий он превратился в более поздний период завоевания мусульманами индийского субконтинента . Во время этого периода буддизм окончательно пришёл в упадок, а многие индуисты обратились в ислам . В исламе индуисты нашли совершенно другие концепции бога, истины, отношения к насилию и социального устройства .
Во время периода исламских завоеваний в ислам были обращены многие последователи индуизма . Смешанные браки и приток мусульман из арабских стран сыграли важную роль в становлении ислама в Индии. Отношение мусульманских правителей к индуизму могло отличаться: многие из них, такие как Аурангзеб разрушали индусские храмы и преследовали индусов, а некоторые, такие как Акбар , наоборот, отличались терпимостью. Для большинства всё же было характерно презрительное и пренебрежительное отношение к самой идее индуизма — они считали индуистские религиозные практики идолопоклонством и часто выступали как « иконоборцы ». Самыми известными примерами подобных правителей являются Махмуд Газневи и могольский император Аурангзеб . Мусульмане также установили в Индии особую кастовую систему, которая разделила мусульман — потомков арабов «ашрафов», тех кто обратился в ислам «аджлафов», и неприкасаемых «арзалов» . Но были и мусульманские правители, которые, в основном из политических соображений, относились к индуизму более терпимо. Император Акбар и из Биджапурского султаната являются самыми яркими примерами подобных лидеров. Двор Акбара был домом как для мусульманских, так и для индусских святых и интеллектуалов. С целью сблизить основные религии своей империи, Акбар даже создал синкретическую религиозную доктрину дин-и иллахи , представлявшую собой синтез ислама, индуизма и джайнизма с некоторыми элементами христианства и зороастризма .
В различных формах искусства времён Империи Великих Моголов , в особенности в миниатюрах и некоторых поэтических произведениях на урду , нашли своё отражение классические индуистские мотивы, такие как любовные истории Кришны и Радхи . , одно из направлений в , сочетает в себе ведийские понятия о звуке, раги и талы . В ней используются музыкальные инструменты как ближневосточного происхождения, так и индо-мусульманские изобретения.
Среди современных западных исследователей принято считать, что первые христианские общины на Индийском субконтиненте появились в V — VI веках в Южной Индии . Однако среди индийских христиан до наших дней сохранились христиане апостола Фомы , считающие этого апостола основоположником своей церкви, о проповеди которого в Индии сообщают и древние церковные писатели .
Взаимоотношения индуизма с христианством , так же как и с исламом , исторически базировались на неравном балансе политического и культурного влияния . Массовое распространение христианства началось только во время британского колониального правительства, покровительством и защитой которого пользовались британские христианские миссионеры , глубоко осуждавшие такие практики индуизма, как поклонение мурти (рассматривавшееся как идолопоклонство), ритуал сати и детские свадьбы . Прозелитическая деятельность христианских миссионеров часто вызывала недовольство индуистов, которое в конце XX века выразилось в нападениях на христиан- далитов и их церкви в различных частях Индии , в особенности в Ориссе и Гуджарате .
В средние века индуизм претерпел большие изменения, в основном благодаря известным ачарьям Раманудже , Мадхве , и Чайтанье . Последователи движений бхакти заменили абстрактную концепцию Брахмана , которую философ Шанкара сформулировал за несколько веков перед этим, эмоциональной и страстной преданностью альваров к аватарам Бога, в особенности к Кришне и Раме .
Элементы бхакти уже присутствовали в ведийский период , но широко традиция распространилась только в VI — X веках , сначала в Южной Индии , а потом и в Северной. Своё выражение она нашла в поэмах и гимнах альваров и наянаров , составленных на тамильском языке и посвящённых Вишну и Шиве . Подобно традициям мирской эротической поэзии, поэты- бхакты часто применяли к богу чувства разлуки женщины со своим возлюбленным.
Хотя бхакти является также частью шиваизма и шактизма , движение бхакти главным образом было именно вайшнавским . Одним из основных направлений бхакти в вайшнавизме, получившем наибольшее распространение в Восточной Индии — Бенгалии , Ориссе и Ассаме — стал гаудия-вайшнавизм . Эта ветвь кришнаизма , последователи которой поклоняются Кришне как изначальной форме бога , возникла в начале XVI века в Бенгалии. Её основоположником был вайшнавский святой и реформатор Чайтанья (1486—1534).
Широкое распространение также получила синкретическая форма бхакти, в которой суфизм сочетался с индуистскими традициями веданты и йоги . Суфийский святой Шейх Мухаммад выбрал объектом своего поклонения Раму. Кабир заявлял о том, что не принадлежал ни к индуизму, ни к исламу. Он сочинял стихи и проповедовал людям учение, сочетавшее в себе философии и духовные практики обеих религий, таким образом бросая вызов традиционным религиозным устоям индуизма и ислама того времени. Взаимодействие между суфиями и бхактами в некоторых регионах Индии привело к тому, что индуисты и мусульмане собирались вместе в мазаре (суфийском храме) на богослужение, проводимое вайшнавским пуджари .
Индология как научная дисциплина изучения индуизма и индийской культуры с европейской перспективы возникла в XIX веке . Ключевую роль в развитии индологии в XIX — начале XX века сыграли такие учёные как Макс Мюллер и Джон Вудрофф . Они принесли ведийскую , пураническую и тантрическую литературу и философию в Европу и США .
В то же самое время (с начала XIX века ), движение в индуизме, которое можно назвать неоведантическим , превознесло монизм некоторых Упанишад и отвергая такие популярные индусские практики, как поклонение мурти , выступило инициатором общественных преобразований и диалога с другими религиозными традициями. Такие общества, как Брахмо-самадж и Теософское общество , попытались создать синтез авраамических и дхармических философий. В этот период появились движения, которые, будучи новаторскими, своими корнями уходили в местные традиции. Они были основаны на характере и учении определённых харизматичных духовных лидеров, таких как Рамакришна и Рамана Махарши .
Выдающиеся индийские философы Шри Ауробиндо и Бхактиведанта Свами Прабхупада (основатель Международного общества сознания Кришны ), перевели и распространили основные тексты индуизма за пределами Индии и привлекли последователей по всему миру — как в Индии, так и за её пределами. Вивекананда и Парамаханса Йогананда сыграли большую роль в популяризации на Западе йоги и веданты .