Православная иконография Иисуса Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы ( греч. Θεοτόκος) в иконописи , стенописи ( мозаиках и фресках ) и система их изучения.
Культ почитания Пресвятой Богородицы установлен на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году . Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста , монаха Епифания и других авторов.
Лицо Богородицы принято изображать овальной формы, нос удлинён, рот маленький, миндалевидные глаза широко открыты, брови дугообразные
Богородица традиционно изображается облаченная в фиолетовый омофор или тёмно-красный , тёмно-вишнёвый , багряный мафорий (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи). Мафорий украшают три золотые восьмиконечные звезды — на теле и плечах (символ Пресвятой Троицы, в ином толковании: символ «Трёх Девств Марии — до Рождества, в Рождестве Христа и по Рождестве»). Мафорий часто имеет золотую кайму. В ранних (доиконоборческих) изображениях на челе Богородицы изображена не звезда, а точечный крест. Впоследствии благодаря диагональным лучам крест превратился в восьмиконечную звезду .
Под мафорием Богородицы изображают длинную до пят тунику с узкими рукавами голубого или синего цвета . Из-под мафория на голове Богородицы может быть виден также синий чепец . Озерянская икона изображает Богоматерь в красном хитоне и голубом мафории .
На новгородской иконе Успения начала XIII века изображены красные туфли Богородицы .
Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).
Младенец на руках Богородицы одет в белый (красный или охристый ) хитон и охристый (зелёный ) гиматий
Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке . Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в катакомбах Прискиллы и относятся исследователями ко II веку . Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов ), либо в позе Оранты (катакомбы Агнии) .
С 439 года упоминается Влахернская икона , которая была перенесена со Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией . Иконой Salus Populi Romani римский папа Григорий Двоеслов избавил Рим от эпидемии чумы в 590 году . По преданию, в 626 году благодаря иконе Богородицы Константинополь был спасен от нашествия аваров . В 732 году была явлена Византийская икона Божией Матери . С эпохой VIII века связана икона Троеручица , связанная с жизнью Иоанна Дамаскина . С 1204 года известна перемещенная в Венецию икона Никопея .
Первые византийские иконы, главным образом столичного, константинопольского письма, попадали на Русь в период правления византийской императорской династии Комнинов (XI—XII в.). Например, самая известная из сохранившихся и почитаемая Богоматерь Владимирская , а также Богоматерь « Живоносный источник », Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) , Богоматерь Кипрская, Богоматерь Одигон, Богоматерь Пирогощая, Богоматерь Тихвинская , Богоматерь Торопецкая и многие другие. Последующие записи и списки, выполняемые русскими мастерами, придавали иконам национальное своеобразие (особенности плави, прорисей, редкое использование ассиста, замена золотого фона на охристый, позём). Так византийская Елеуса превратилась в русское Умиление, например Богоматерь Умиление Белозерская из Русского музея в Санкт-Петербурге.
№
|
Тип икон | Ранние упоминания | Описание | Примеры | Пример изображения |
---|---|---|---|---|---|
1 | Оранта / Знамение | IV век | Стоящая Богородица с двумя поднятыми и раскинутыми в молитве руками. Младенец изображён в медальоне на груди. | Знамение , Неупиваемая Чаша , Премудрость созда Себе дом , Абалакская , Курская | . |
2 | Одигитрия | V век | Богородица держит на руках Младенца, который благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. | Борколабовская , Валанасская , Великоустюжская , Влахернская , Волынская , Гербовецкая , Иверская , Иерусалимская , Казанская , Макарьевская , Озерянская , Полонская , Рязанская , Смоленская , Тихвинская , Ченстоховская , Душеспасительница , Вразумившая экклисиарха , Троеручица | |
3 | Благовещение | V век | Богородица изображается без Младенца рядом с Архангелом Гавриилом | Устюжское Благовещение | |
4 | Елеуса (Умиление) | IX век | Богородица изображается с Младенцем, который прижался щекой к её щеке | Владимирская , Галичская , Дегтярёвская , Донская , Жировицкая , Игоревская , Касперовская , Корсунская , Подкубенская , Почаевская , Псково-Печерская , Феодоровская , Хиландарская , , Взыскание погибших | |
5 | Панахранта | XI век | Богородица с Младенцем на коленях восседает на троне | Всецарица , Державная , Экономисса , Гора Нерукосечная , Богоматерь с младенцем (Врубель) , О Тебе радуется . | |
6 | Млекопитательница | VII век | Богородица кормит Младенца грудью | Блаженное чрево | |
7 | Деисус | VII век | Богородица слева от взрослого Иисуса Христа, обратив к нему две согнутые в локтях руки. Справа от Иисуса изображен Иоанн Предтеча . | Деисус из церкви Николы от Кожи , Оплечный Деисус , Предста Царица | |
8 | Успение | VI век | Богородица лежит на одре, а по разные стороны от неё склонились святые: Двенадцать апостолов . Выше изображен Иисус Христос, который держит в руках спеленутого младенца | Далматская икона , Псково-Печерская икона Успения , Облачное Успение , Успение Богоматери | |
9 | Одиночная Богородица | VIII век | Богородица изображена портретно | Андрониковская , Боголюбская , Калужская , Остробрамская , Семистрельная , Филермская , Икона Божией Матери Богоматерь чудес , Нерушимая Стена , Умягчение злых сердец , Агиосоритисса |
Многие изводы православных икон Богородицы следовали не только византийским оригиналам, но и появлялись под влиянием литургических текстов, например Богоматерь Смоленская-Шуйская или «Премудрость созда Себе дом» . Иконография фиксировалась в толковых и лицевых подлинниках , синаксариях , минеях, лицевых святцах и менологиях.
В календаре Русской православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 800 наименований икон . Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари , кондаки , иногда акафисты . Другие изводы, главным образом в XVII—XVIII веках, складывались под западноевропейским влиянием, например, тип Богоматери Вертоград, Богоматери Виленской, Балыкинской, Богоматери Платитеры. Ещё один иконографический источник — западноевропейские гравюры, в частности собрания Киево-Могилянской академии и типографии Киево-Печерской лавры.
Иконописные изводы не только по характеру письма, но и по иконографии делят по школам: киевская, или приднепровская, владимиро-суздальская, псковская, новгородская, смоленская, московская, северные письма.