Памятники по алфавиту
- 1 year ago
- 0
- 0
Памятники Израиля ( ивр. אנדרטא, גלעד או יד בישראל ) — это памятники региона, в рамках которого расположен современный Израиль . Они отражают в символах историю Израиля от доисторических времён до современности, увековечивают времена изгнания вне Израиля, отражают историю разных общин Израиля, а также выражают общечеловеческие символы.
Памятниками древности занимается Управление древностей Израиля , памятниками новейшей истории занимается Министерство обороны Израиля . По данным Мемориального отдела министерства, в стране сооружено 2900 памятников воинам, павшим в войнах за Государство Израиль .
Особенность израильских памятников обусловлена тем, что иудаизм запрещает изображение людей и животных . Слово «памятник» ( ивр. אנדרטא , Анда́рта) появилось в Талмуде в связи с осуждением статуй иностранного идолопоклонства, оно имеет греческое происхождение ( греч. άνθρωπος , андро, человек) и вошло в употребление при строительстве монументов в память о павших ЦАХАЛ . В обзоре памятников на сайте Министерства иностранных дел Израиля отмечено, что памятники являются частью культуры Израиля, испытывающей влияние и Востока, и Запада, а также сделан акцент на ландшафтных решениях мемориалов XXI века .
В Израиле общественное внимание акцентировано на поминовении, на каждые 8 погибших приходится один памятник, в то время как в Европе один памятник приходится на каждые 10000 погибших .
Скульптура, обелиск, насыпь из камней — всё это памятники, огромное количество которых посвящено Холокосту .
Памятники в Израиле можно структурировать по:
Главный государственный памятник в Израиле — Гора Герцля в Иерусалиме — основан и поддерживается Всемирной сионистской организацией .
В 1948 году, вместе с провозглашением Государства Израиль, было создано Министерство обороны и Управление древностей Израиля . Управление древностей Израиля, подчиняющееся Министерству образования , присваивает статус национального парка значимым раскопкам, которые включают в себя также и древние памятники . На Мемориальный отдел Министерства обороны возложена задача по сохранению памяти павших.
Мемориалы павшим сооружают, как правило, по всей стране по следам каждой войны за Государство Израиль, а экспонаты древности, в том числе и древние памятники, концентрируют в национальных парках.
В конце 1940-х — 1950-х гг. в создании памятников и произведений монументальной скульптуры, установленных в городах Израиля, в киббуцах, на перекрестках дорог, участвовали скульпторы З. Бен-Цви (1904—1952), Д. Фейгин (1907—2000), Н. Рапапорт , Ханна Орлова и др.
Начиная с 1960 года во всех районах Государства Израиль были созданы мемориалы, включающие в себя кенотафы , на стене которых выбиты имена погибших, в ансамбле с элементами ландшафта .
70-е годы XX века были посвящены памятникам Холокосту .
В 90-е годы XX века заявили о себе скульпторы-репатрианты Таня Премингер (род. в 1944 г.), Женя Гендельман (род. в 1951 г.) .
Материальные свидетельства прошлого, в виде памятников, способствуют изучению истории, но они подвержены разрушению.
Разрушению памятников, крепостей и городов способствуют землетрясения, изменение уровня моря, влекущее за собой затопление береговой линии. Беспощадно разрушались памятники идолопоклонства царями Израиля.
Каждый завоеватель ставил памятники своему величию, а каждый последующий разрушал их .
Сохранившиеся памятники древности немногочисленны и сконцентрированы в национальных парках и музеях. Большинство ныне существующих памятников сооружено после провозглашения государства Израиль.
На территории Израиля были найдены памятники, относящиеся к периоду Первобытного общества .
Самая древняя статуэтка в мире , принадлежащая ашельской культуре Человека прямоходящего рода Люди , вымершей параллельной ветви Человека Разумного , была обнаружена в 1981 году профессором Еврейского университета в Иерусалиме Наамой Горен на раскопках в Брихат-Рам на Голанских высотах .
На территории Израиля были найдены памятники Древнего мира .
Предки израильтян, западно-семитские племена XIX века до н. э . , в том числе семья патриарха Аваама , были кочевниками, не оставляющими после себя памятников и переселившимися из Древней Месопотамии в Ханаан , столицей которого был город Хацор , находившийся под влиянием Египта .
В 2013 году в Тель-Хацоре были раскопаны памятники Ханаана времен Авраама , в том числе остатки древнеегипетской статуи сфинкса, а также сидящая на троне бронзовая статуя мужчины с высокой шапкой на голове с известным ближневосточным сюжетом: дерево жизни (символ богини Ашеры ), по двум сторонам от которого помещены два оленя .
С1967 года территория Тель-Хацора была объявлена национальным парком, в 2005 году внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
В Национальном парке Бейт-Шеан , созданном в 1986 году, на территории, которая была непрерывно заселена с каменного века, были найдены памятники Ханаана, покоренного Египтом в 15 веке до н. э.: статуя Рамсеса II , две стелы периода Сети I , с барельефами борющихся собаки и льва .
Памятники времен Моисея, времен Исхода евреев из Египта, в Книге Исхода , не сохранились, хотя во времена скитания по пустыне евреями нарушался запрет делать изваяния. Так был изготовлен идол, Золотой телец (Исх. 32:1-4), на Ковчеге Завета были установлены литые золотые фигуры херувимов (Исх. 25:18-20 и 36:8), Моисей создал Медного змея (Чис. 21:8-9). Материальные свидетельства этих событий не сохранились, так Золотого тельца уничтожил сам Моисей, ковчег завета с золотыми херувимами был утерян, Медный змей Моисея был уничтожен царём — борцом с идолопоклонством Езекией .
Иисус Навин , захвативший Ханаан , в XIII век до н. э. , оставил, возможно (идут споры), после себя руины разрушенных города бронзового века Хацор , Лахиш , Бейт-Эль , но не памятники, что объясняется религиозными запретами.
Примерно в XII веке до н. э. часть территории Ханаана захватил эгейский народ филистимляне, они оставили после себя поминальные глиняные саркофаги , являющиеся прообразом надгробий и памятников .
Материальное свидетельство существования царя Давида , жившего ~ в 1000 году до н. э. было найдено в 1992 году археологом Авраамом Бираном в Национальном паке Тель-Дан . Памятник, представляющий собой стелу Тель-Дан , а именно фрагменты надгробья царя Дамаска Хазаэля , правившего Арамом в IX век до н. э. , на арамейском языке рассказывает историю победы царя Хазаэля над Израилем и Иудеей, захват им города Дана , разгром Йегорама сына Ахава и Ахазиягу , царей « Дома Давида ». Это — самое раннее подтверждение существования монархии Давида и его потомков, подтверждающее библейские истории о царе Давиде и войнах арамейцев с древним Израильским царством . Стела Тель-Дана — это древний памятный знак 3000-летней давности на территории Израиля.
Стела царя Меша от IX века до н.э ., найденная в Дивоне (сейчас хранится в Лувре ), свидетельствует о северном Израильском царстве в контексте побед моавского царя Меша (библейский Меса — 4Цар. 3:4) в войне против израильтян, с упоминанием среди врагов израильского царя Омри .
Дому Давида посвящены немногочисленные современные памятники, так в Хайфе на куполах торгового центра Кастра установлены керамические скульптуры царя Давида и царя Соломона художника Эрика Брауэра, который попал в книгу рекордов Гинесса благодаря библейским керамическим панно . В Иерусалиме современный памятник царю Давиду вынесен за пределы Старого города .
Период Второго Храма 538 г. до н. э.-70 г. н. э. охватывает персидский и эллинистический период правления . В 2009 году при раскопках в поселке Мигдаль возле Тверии было обнаружено самое древнее изображение меноры — каменный рельеф периода Второго Храма . Современный Памятник-символ государства Израиль в виде памятника Меноре сооружен в Иерусалиме (Золотая Менора) .
Римский период в истории Израиля 63 год до.н. э. — 313 год н. э. оставил после себя Колумбарий в Рамат Рахель , как материальный памятник римских традиций поминовения.
В 1975 году в долине Бейт-Шеана была обнаружена разбитая бронзовая статуя римского императора Адриана , подавившего восстание Бар Кохбы , один из трех сохранившихся памятников императору во всем мире .
Римский период в истории Израиля не оставил после себя ни одной триумфальной арки , типичного римского памятника, хотя Триумфальная арка Тита в Риме напрямую связана с историей Израиля.
В национальном парке Бейт-Шеарим , включенном в 2015 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , в погребальных залах и мавзолеях еврейского некрополя 2-З вв. н. э. найдены фигуративные изображения и скульптурные мифологические композиции Леда и лебедь , "Битва амазонок "на привезенных из Рима саркофагах .
В национальном парк Кесария остатки статуй византийского периода 313—633 г. н. э. без голов выставлены на «Площадке статуй» .
В Израиле не были найдены памятники Средневековья . Событиям, не связанным с еврейством, но связанным с территорией Израиля, третьего крестового похода 1189—1192 г. н. э. посвящен современный памятник — конная статуя в Иерусалиме у Яффских ворот , представляющий собой двух противников — султана Салах-ад-Дина и Ричарда Львиное Сердце .
Во время мамлюкского периода 1291—1516 г. н. э. были созданы многочисленные мусульманские памятники- макамы . Концепция современных памятников Израиля оказалась ближе к концепции мусульманских макамов, чем к традициям Европы.
К событиям периода Нового времени (XVI век — 1914 год XX века) в Израиле относится современный памятник Спинозе , который находится в Кесарии , недалеко от национального парка Кесария, на площади перед частным музеем Ралли, и посвящен нидерландскому философу- рационалисту и натуралисту еврейского происхождения периода рассеяния, одному из главных представителей философии Нового времени XVII века.
К событиям нового времени относится Наполеоновский Египетский поход 1798—1801 года, отраженный в Хайфе небольшим монументом в виде пирамиды с крестом, в память о трехстах оставленных в монастыре раненых и больных чумой солдатах Наполеона , убитых позже турками. Памятник был поставлен в 1799 году, разрушен в Первую мировую войну и восстановлен во времена Британского мандата .
В 1894 году, правительство Чили сделало подарок монастырю кармелитов в Хайфе — скульптуру Девы Марии на стеле, сделанную из переплавленного оружия после завоевания Чили независимости .
Тема Холокоста очень значима в коллективном сознании общества Израиля . Мемориалы, посвященные Холокосту, сооружены в самых главных городах страны — Иерусалиме и Тель-Авиве . В Иерусалиме, на Горе Герцля , самом главном правительственном мемориале Израиля, создан центральный масштабный израильский национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма Яд ва-Шем (1953 год), на территории которого находятся памятники: памятник 6 миллионам жертв Холокоста работы скульптора — лауреата премии Израиля Арье Эльханани, памятник Столп героизма (1967 год), как памятник - антагонист Холокосту, сделанный из нержавеющей стали, два бронзовых барельефа, копии варшавских памятников скульптора Натана Рапопорта , посвященные Варшавскому гетто и Восстанию в Варшавском гетто (1976 год), памятник 1,5 миллионам детей, погибшим во время Холокоста, скульптора Моше Сафди (1987 год), мемориал в память о 5000-х разрушенных общинах, синагогах, еврейских организациях Европы работы скульпторов Липы Яхалом и Дана Цура Долина уничтоженных общин (1992 год) .
Также в Иерусалиме сооружен памятник жертвам Холокоста российского скульптора Зураба Церетели .
В Тель-Авиве установлен памятник-мемориал работы скульптора Игаля Тумаркина «Холокост и возрождение» ( 1975 ) .
В Реховете , в институте Вейцмана , скульптор Данни Караван создал памятник Холокосту в виде сломанного бронзового свитка Торы, с постоянно капающей водой — аллегорией слёз (1972 год).
В кибуце Мишмар-ха-Эмек находится единственный памятник Холокоста, сооруженный до создания государства Израиль, работы скульптора Зеева Бен Цви , который называется «Детям изгнания» (1947 г.).
В кибуце Яд Мордехай установлен памятник скульптора Натана Рапопорта герою Варшавского восстания Мордехаю Анеловичу .
В мошаве Кисалон памятник Огненный свиток (1971 год) скульптора Натана Рапопорта символизирует с помощью барельефов на двух цилиндрах Холокост и Возрождение.
В кибуце Лохамей-ха-Гетаот скульптор Ран Карми спроектировал мемориал детям Холокоста (1995 год), основанный на рисунках детей из концлагеря Терезиенштадт .
2900 памятников, посвященных погибшим во всех войнах с начала основания государства Израиль в 1948 году , показывает, как важна эта тема в коллективном сознании. Главным считается мемориал Гора Герцля в Иерусалиме , где заложен Сад пропавших без вести (2004 год) , памятник-символ Неизвестному солдату, Мемориал жертвам террора в Израиле , Мемориал подводной лодки Дакар .
Теме погибших моряков посвящен мемориал в Ашдоде (1972 год), связанный с гибелью крейсера Эйлат в 1967 году, когда июньская Шестидневной война 1967 года уже была окончена и началась Война на истощение (1967—1970).
Кроме мемориалов, увековечивающих память павших воинов во всех войнах, в Израиле есть памятники-символы каждой из войн.
Теме Первой мировой войны 1914—1918 В Беер-Шеве посвящен Парк Австралийских солдат(2008 год), с одним из немногих конных памятников Израиля и бюст генерала Алленби в парке его имени.
Теме Второй мировой войны на Горе Герцля в Иерусалиме посвящен Мемориал еврейским солдатам польской армии во Второй мировой войне .
Теме Войны за независимость Израиля 1948 года посвящены, как минимум, 250 памятников, разбросанных по всей стране, а документация по памятникам собрана на иврите на мемориальном сайте Гильад . Часть памятников посвящено определенной битве на определенном участке, например Операции Нахшон плана Далет посвящен Памятник пробившим дорогу на Иерусалим , операции Барак, обозначившей самую северную точку продвижения египетской армии, посвящен мемориальный парк Ад-Халом, возле Ашдода . Часть памятников посвящено конкретным воинским частям: бригаде Негев , бригаде Голани , бригаде Александрони , бригаде Харель, бригаде Ифтах . Так, например, в Беер-Шеве возведен Монумент Бригады Негев , организованный, как пространство, в которое встроено большое количество дизайнерских элементов , в Галилее , на перекрестке Голани, недалеко от Тверии, сооружен Мемориал героизма дивизии Голани, посвященный бригаде Голани .
Теме Шестидневной войны и Бою за Арсенальную горку под командованием Мота Гура в Иерусалиме посвящен Мемориал Арсенальная горка (1975 год) работы архитекторов Бенджамина Идельсона и Гершона Ципора, сохранивших часть боевого форпоста. Здесь проводятся церемонии, посвященные Дню Иерусалима . Мемориал «Стальной дивизии» (1982 год) скульптора Исраэля Годовича, расположенный вблизи кибуца Керем Шалом , хранит память о воинах, павших на Южном Фронте.
Теме Первой Ливанской войны 1982 года посвящен памятник Мемориал бригады Нахаль (2008 год). В Метуле создан Мемориал Сафари ( 2009 ) скульптора Исраэля Годовича.
Памятники в Израиле можно структурировать по историческим, политическим, культурным деятелям. Существующие статуи людей компактны и не бьют рекорды высоты и массивности. В силу запрета на изображение людей и животных иудаизмом, количество израильских конных памятников не превышает десятка . В Тель-Авиве находится одна из немногих конных скульптур-памятников Израиля, увековечивающая мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа . Память Давида Бен Гуриона увековечена в кибуце Сде Бокер (памятник Бен Гуриону, стоящему на голове), в аэропорту Бен Гуриона (бюст), в Кесарии, перед музеем Ралли (бюст). Памятники Теодора Герцля установлены перед сельскохозяйственной школой Микве Израэль (конная скульптура Кайзер Вильгельм и Теодор Герцль) . Множество памятников расположено в небольших населённых пунктах, в том числе в кибуцах . Например статуя Рахели в Рамат Рахель . В национальном парке Бейт-Шеарим есть не только древности, но и бронзовая конная скульптура ( 1938 год ) работы скульптора Давида Полуса в честь Александра Зайда , жившего в тех местах. В мошаве Рамот Нафтали частным образом сооружена смотровая площадка памяти Эйтана Балансана, сам монумент скромный, со смотровой площадки открывается вид на долину Хула.
Теме Галута (Рассеяния), в городе Рамат-Гане , посвящён памятник-символ пробуждающегося национального сознания «Пробуждение Иегуды» (1925 год) скульптора Авраама Мельникова .
Памятники периода Ишува , как правило, посвящены героическим личностям того времени. Так памятник «Рыкающий лев» (1934 год) скульптора Авраама Мельникова в кибуце Кфар-Гилади создан в честь Иосифа Трумпельдора . Памятник (1957 год), расположенный на дороге Рош-Пина — Цфат , скульптора Ицхака Данцигера посвящён герою периода Ишува Шломо Бен-Йосефу.
В небольших населенных пунктах повсеместно распространены Сады скульптур, которые символизируют детство, материнство и т. д. Много памятников-символов в Хайфе , например первый в мире парк скульптур одной женщины скульптора (иврит) ( , скульптурная группа «Путь сионизма», 40-тонная 15-метровая Скульптура Мира, выполненная китайским скульптором из нержавеющей стали .
Есть и шуточная составляющая в списке памятников Израиля, так в Реховете установлен единственный в мире памятник, посвященный ягодицам .
Различные слои израильского общества стремятся принять участие в поминовении, привнося свою национальную идентичность.
В конце VIII века до н. э. началось Рассеяние (изгнание евреев), продолжилось в средние века и закончилось в XX веке н. э.
Современные памятники Израиля, отражающие времена изгнания, как правило, связаны с увековечиванием еврейских мудрецов, богословов , философов , врачей , поэтов и т. д.
Русскоязычная община
Русскоязычные репатрианты имеют свой список по сохранению своей исторической памяти в Израиле, связанный с выходцами из Российской империи и бывшего СССР , так, в Иерусалиме установлена в память о блокадниках Ленинграда Свеча памяти и Мемориал еврейским солдатам Красной армии во Второй мировой войне (1985 год). В Рамат- Гане увековечена память поэта Хаима Бялика . В Нетании расположен мемориал « Крылья » (2012 год), посвященный Второй мировой войне, скульпторов Салавата Щербакова и Хена Винклера , а также установлена скульптура писателя Шолома Алейхема , жившего в Российской империи в Галуте (рассеяние) в IXX—XX веке н. э., еврейского писателя и драматурга , писавшего на иврите и на русском языке, одного из основоположников современной художественной литературы на идише , в том числе детской. Также в Нетании установлен бюст Юрия Гагарина .
Сефардская община
Сефардская община может посетить памятники испанского еврейства, компактно собранные в Кесарии , недалеко от национального парка Кесария, на площади перед частным музеем Ралли Они посвящены событиям периода Средних веков (VI—XVI век н. э.).
В конце VIII века до н. э. началось Рассеяние (изгнание евреев), продолжилось в средние века и закончилось в XX веке н. э.
Современные памятники Израиля — мраморные статуи, отражающие времена изгнания, как правило, связаны с увековечиванием еврейских мудрецов, богословов , философов , врачей , поэтов и т. д., живших в средние века.
Современный памятник Маймониду отдает должное ему, как духовному руководителю еврейства, выдающемуся еврейскому философу и богослову-талмудисту, кодификатору законов Торы , врачу и учёному XI века н. э., жившему в Испании. Современный памятник Ибн Габиролю увековечивает его славу, как еврейского поэта и философа сефардско -испанской эпохи, жившего в XI веке н. э.. Современный памятник Иехуде Галеви увековечивает его значение, как еврейского поэта и философа XI—XII века н. э., жившего в Испании.
Там же, в Кесарии, установлен бюст испанского мореплавателя итальянского происхождения, в 1492 году открывшего для европейцев Новый Свет ( Америку ), Колумба .
Бедуинская община
В Нижней Галилее сооружён большой комплекс-мемориал воинов-бедуинов и представителей мусульманских общин (2012 год), представляющий собой две площади, танк, пушку, поминальный сад, памятник с 188 именами погибших воинов и жертв террора.
В Израиле память занимает центральное место в национальном эпосе.
В аэропорту Бен Гурион установлена 5-метровая бронзовая Менора авторства Сальвадора Дали .
Самый главный государственный памятник Израиля находится в Иерусалиме — это мемориальный комплекс гора Герцля . Теме Шестидневной войны и Бою за Арсенальную горку под командованием Мота Гура в Иерусалиме посвящен Мемориал Арсенальная горка (1975 год) работы архитекторов Бенджамина Идельсона и Гершона Ципора, сохранивших часть боевого форпоста. Здесь проводятся церемонии, посвященные Дню Иерусалима .
В Беер-Шеве существует Монумент Бригады Негев (1968 год) скульптора Дани Каравана , комплекс, состоящий из 18 бетонных элементов: башня, цилиндр-водопровод, траншея и т. д., медные таблички с именами, отрывки боевого дневника отряда и песен на бетоне .
Недалеко от Ашдода , в мемориальном парке Ад Алом сооружены два памятника погибшим солдатам противоборствующих армий — израильским и египетским (1989 год) по результатам Кэмп-Дэвидских соглашений о сохранении израильских памятников на Синае .
В кибуце Мишмар-ха-Эмек возведён памятник «Мемориал кибуцам» ( 2008 год ) скульптора Шауля Сало, напоминающий о принципе « стена и башня » репатриантов Второй алии .
Памятник, сооруженный в 2008 году возле кибуца Дафна , посвящён крушению вертолетов в Израиле (1997) , во время которого погибло 73 военнослужащих .