Interested Article - Анфим (лжеепископ)

Анфим ( Андрей ; ок. 1700 — после 1757 ) — авантюрист , выдававший себя за старообрядческого епископа , именовался епископом Кубанским и Хотинския Раи.

Биография

Был иноком в Вознесенском Кременском монастыре , по его словам был рукоположён во иеромонаха воронежским епископом Иоакимом (Струковым) . Познакомился со старообрядцами и перешёл к ним. Отличался начитанностью, разбирался в Священном Писании и церковном уставе, за что был ценим староверами. В 1740-е годы принял схиму в одном из скитов , а затем был арестован за принадлежность к «расколу» на основании указа Сената от 13 декабря 1746 года и доставлен в Москву в синодальную контору. Его осудили, били кнутом, порвали ноздри и направили на каторжные работы в Сибирь .

С каторги (или по дороге на неё) Анфим бежал и продолжил странствовать среди староверов, которые охотно принимали его, видя в следах от наказания палачом свидетельство его мученичества за веру. В 1750 году он был вновь арестован и содержался под арестом в Москве. В заключении его почитательницей стала богатая дворянская вдова, которая навещала его. Уговорив караульного сержанта, Анфим вместе с ней и двумя её воспитанницами 27 августа 1750 года совершили побег и направились в Ветку . Не ужившись с местными староверами, Анфим ушёл из города и поселился на землях князя Чарторыйского, который выделил ему место в урочище Боровицы в шести милях от Ветки. Там он на деньги московской вдовы восстановил разрушенную часовню, украсил её древними иконами в дорогих окладах , построил два монастыря — мужской, где сам стал настоятелем, и женский, который возглавила его благотворительница, принявшая постриг с именем Елизавета. Вскоре монастыри наполнились монахами, а вокруг них образовалась слобода .

«Архиерейство»

Желая стать архиереем, Анфим начал переписку с молдавскими староверами, выясняя, кто из греческих митрополитов , проживающих там, сможет за деньги совершить его архиерейскую хиротонию . Однако вскоре это мероприятие показалось ему затруднительным по причине необходимости дальней поездки и он обратился в 1752 году к находившемуся на территории Речи Посполитой , выдававшему себя за епископа Луку (в это время самозванство Афиногена ещё не было раскрыто). Афиноген получил от Анфима значительную сумму денег, но посвятил его только в архимандриты , обещая совершить архиерейскую хиротонию в будущем. Анфим начал именовать себя «нареченным епископом» и начал рукополагать священников , что вызывало недовольство среди староверов, и Анфим начал добиваться от Афиногена архиерейства.

В начале 1753 года самозванство Афиногена начало становиться известным, и он не мог приехать в Боровицу для рукоположения Анфима. Тогда в церковной истории был найден пример заочной епископской хиротонии (так был рукоположён святитель Григорий Неокесарийский ) и Афиногену было предложено последовать данному примеру. Назначили дату рукоположения — 11 апреля 1753 года.

Наступил этот день. Анфим начал в Боровицкой церкви служить литургию соборне с своими попами, как архимандрит. После малого входа с Евангелием , вошёл он в алтарь и стал на колена перед престолом , наклонив голову. В церкви было молчание. Знали, что в эти минуты там, далеко за Днестром, в ином государстве, епископ Афиноген, положив руку на разогнутое Евангелие, возглашал молитву хиротонии… Анфим встал, священники подали ему омофор , енколпий, митру , и он надевал их при пении клироса : « аксиос ».

П. И. Мельников-Печерский , «Очерки поповщины»

Разоблачение и смерть

В день своей «хиротонии» Анфим рукоположил священника и диакона и начал это совершать регулярно, рассылая их по старообрядческим слободам. Однако вскоре стало известно, что 11 апреля 1753 года Афиноген не только не совершал богослужение, а уже перешёл в католицизм и нанялся в жолнеры в Каменце-Подольском . Анфим покинул свою слободу в Боровицах и направился в Молдавию в поисках возможности подтвердить своё архиерейство. Он обратился к проживавшему на покое в монастыре Драгомирну радауцкому митрополиту Мисаилу. Он сказал ему, что Афиноген уже после заочной хиротонии перешёл в католицизм и попросил дополнить его хиротонию благословением. Мисаил отказался это сделать, объяснив это тем, что находится на покое, и направил Анфима к Браиловскому митрополиту Даниилу.

Анфим прибыл в Хотин , где находился Даниил, объезжавший свою епархию, был им принят и получил согласие на подтверждение его заочной «хиротонии». В ближайшее воскресение в соборе Даниил возложил на Анфима руки и прочёл молитву благословения. Это было сделано в присутствии множества староверов, заранее оповещённых Анфимом.

Анфим стал именовать себя епископом Кубанским, поселился среди казаков, но желая вмешиваться в дела управления и требуя получать у него на всё благословения, спровоцировал множество конфликтов и переходил из одной казацкой общины в другую. В 1756 году об Анфиме стало известно в Петербурге . Синод поручил киевскому митрополиту добиться от молдавского митрополита прекращения деятельности лжеепископа Анфима. Молдавский митрополит Иаков издал распоряжение об аресте Анфима и доставке его в Яссы , чтобы отдать на каторгу в соляные копи.

В 1757 году Анфиму стало известно, что его разыскивают не только власти России и молдавский митрополит, но казаки- некрасовцы , которые окончательно убедились к тому времени в его самозванстве. Когда Анфим появился в слободе Чобручи, он был схвачен казаками и по приговору круга утоплен в Днестре .

Литература

Same as Анфим (лжеепископ)