Кинематограф Италии
- 1 year ago
- 0
- 0
Италья́нский кинемато́граф — киноискусство и киноиндустрия Италии .
21 апреля 1895 года в Турине публике показан кинетоскоп Эдисона , который стал первым кинематографическим аппаратом на территории Италии. Вскоре последовал приход « Синематографа » братьев Люмьер , открытого в Риме 12 марта 1896 года. За ними появились , Уильяма Поля и витаскоп Эдисона. Итальянское изобретение, «Кинетограф Альберини » не получило развития из-за отсутствия финансирования и производственных возможностей.
Среди фильмов, сделанных итальянскими пионерами-операторами, как правило, либо работавшими в компании Люмьер, либо снимавшими на самодельную камеру, были спортивные новости, церемонии, памятники и панорамы. В Милане были отсняты «Ванны Дианы» ( итал. Bagni di Diana), «Пожарная бригада» ( итал. I pompieri), «Прибытие поезда на Миланский вокзал» ( итал. Arrivo del treno nella stazione di Milano) и другие плёнки. К 1897 году эра Люмьер во многом завершилась в пользу водевильных театров, кафе-концертов и ярмарок, проходивших в северных городах Италии. Продолжая традиции передвижных выступлений XVIII века, зрителям показывали мир через популярные снимки, «волшебные фонари», панорамы, диорамы , стереографические фото и объясняли в комментариях их смысл. Ярмарочный период отмечен доминированием французских фирм « Pathé-Frères », « Gaumont » и компании Жоржа Мельеса . Тогда же фильмы приобрели большую продолжительность, а театральные сети — международное управление.
Первым художественным фильмом стал фильм режиссёра Филотео Альберини «Взятие Рима» ( итал. La presa di Roma), снятый в 1905 году.
В период с 1904 по 1907 год построились первые кинотеатры, привлекающие широкие массы — рабочий класс и женщин; в Риме и Турине основывались кинофабрики. С 1905 по 1910 год, из-за отсутствия какой бы то ни было централизации, производство осуществлялось в 500 студиях.
Авангардные направления литературы — веризм и футуризм опробовали новый вид искусства. Футуристы искали в кино источник вдохновения для поэзии , театра , живописи и фотографии и находили его автономным искусством, формально антиреалистическим, динамичным, обладающим большой визуальной силой. Известный критик Ричотто Канудо опубликовал эссе по теории кино «Триумф кинематографа» (1908), а затем «Манифест седьмого искусства» (1911). Среди авангардного кино выделяются «Хроматическая музыка» ( итал. Musica cromatica , 1912) и «Футуристическая жизнь» ( итал. Vita futurista , 1916).
С 1908 года в моду входят исторические фильмы об Античности , Ренессансе и Рисорджименто , как, например, — «Последние дни Помпеи» ( итал. Gli ultimi giorni di Pompei , 1908) и «Нерон» ( итал. Nerone , 1909), а также сюжеты основанные на французских и итальянских романах XIX века. Многие французские режиссёры переезжают работать в Италию. Под влиянием французских травелогов появляются итальянские.
Следующим этапом становятся комические серии, в которых снимается немало бывших клоунов и акробатов.
В период с 1909 по 1910 год главные итальянские компании (Cines, Film d’arte italiana, Ambrosio, Itala, Pasquali и Milano) еженедельно объявляли о своих новинках. Их кинофильмы продавались по всей Европе и в США.
Дальнейшее время в развитии итальянского кинематографа рассматривается как «золотой век». С 1911 года до Первой мировой войны произошли революционные изменения в самих киностудиях и в способе показа фильмов. Были построены кинопаласы на 1000—1500 мест, кинематограф нацелился на средний класс. В киноиндустрию пришли финансисты, адвокаты и аристократия. Фильм перестал быть чисто коммерческим делом и превратился в культурное явление. Международного успеха достигли художественные картины 1911 года: «Инферно» ( итал. L’inferno), «Освобождённый Иерусалим» ( итал. La Gerusalemme liberata) и «Падение Трои» ( итал. La caduta di Troia). Длительность фильмов и их качество (« Камо грядеши? », « Кабирия ») поставили Италию на одну ступень с законодателями индустрии — Францией и Данией. Гегемония американского кино приходит в Европу во время Первой мировой войны в 1916 году .
В 1914 году государство ввело цензуру и различные налоги для кинопромышленности.
Крупнейшими режиссёрами ( авторами ) раннего кино были Джованни Пастроне , Джузеппе де Лигуоро, Луиджи Маджи , , Марио Казерини , Бальдассаре Негрони , , , , Нино Мартольо . Звездой немого кино стал актёр Эрмете Дзаккони , а дивами — Лида Борелли и Элеонора Дузе .
Конкуренция со стороны американских кинопроизводителей и организационно-финансовые неудачи привели к постепенному сокращению кинопроизводства в Италии. Если в 1920 году снималось около 220 фильмов, то в 1921—100, в 1922 — 50, а к 1928 году — порядка десяти. Приход фашистов к власти в 1922 году поначалу никак не изменил эту тенденцию. Провозглашённая государством автаркия не привела к уменьшению показа иностранного кино .
Придя к власти, Бенито Муссолини объявил кино «самым сильным оружием государства». Однако, в отличие от немецкого нацизма , идеология захватила кино не полностью. Благодаря министру культуры Луиджи Фредди кинопроизводство пользовалось значительной автономией, а цензура практически ограничивалась документальными и образовательными лентами. В 1923 году появился Институт кинообразования (итал.) (, в задачи которого входило в первую очередь производство новостей, восхваляющих лидера, прогресс Италии, рост промышленности и урожай пшеницы. К идеологической хронике относятся «Муссолиния», «В свете Рима» ( итал. Nella luce di Roma). Независимое кино продолжило прерванные войной традиции в картинах «Сирано де Бержерак» (1924) и « Мачисте в аду » ( итал. Maciste all’inferno , 1926), которые однако не достигли ожидаемого успеха. Крупнейший фашистский фильм «Солнце» ( итал. Sole , 1929) режиссёра Алессандро Блазетти получил признание критики, но зрителей собрал мало. В основе как этого, так и других фильмов данного периода лежало воспевание простой фермерской жизни и критика капитализма , основанного на займах у землевладельцев .
Крупной фигурой 30-х годов был владелец кинокомпании «Pittaluga Cine», промышленник Стефано Питталуга, который продюсировал 90 % всех фильмов. Он способствовал введению протекционистских мер на кинорынке, принятых в 1933 году против доминирования американского кино. Годом ранее открылся первый Венецианский кинофестиваль . Государство, в лице министра культуры Луиджи Фредди, осуществляло поддержку фильмов, не противоречащих государственной идеологии, и способствовало развитию эскапистского киножанра. C 1936 года началось кино белых телефонов или сентиментальных историй со счастливым концом. Был основан Экспериментальный центр кинематографии , стали выходить журналы о кино: Bianco e Nero , Cinema . К концу 30-х годов во всех кинотеатрах Италии был введён звук. Первым итальянским звуковым фильмом стала « Песня любви », (1930) . В 1937 году основана студия « Чинечитта », оплот кинопромышленности Италии. В эти же годы создано множество комедий, включая диалектные .
Наиболее известны фильмы 30-х « 1860 », « » (реж. Алессандро Блазетти); « », « », « », (реж. Марио Камерини ); « », « » (реж. Гвидо Бриньоне ). В начале второй мировой войны кино приобрело новые темы, вдохновлённые театром Новеченто и частично литературой американского реализма . Фактически это кино подготовило почву для послевоенного неореализма . Кроме Блазетти с его « (итал.) (», Де Сика режиссирует фильм « Дети смотрят на нас »; делает первые шаги Антониони ; Сольдати снимает картину « (итал.) (», а Висконти — « Одержимость », которая значительно контрастировала с фашистскими лентами. В месяцы правления Республики Сало производство находилось под немецкой цензурой. Ещё одним направлением кино с 1935 года была тема победных вторжений в Африку .
Течение «нового реализма», возникшее в послевоенный период с 1945 по начало 1950-х годов , ставило задачу культурного и социального обновления, и наряду с Французской новой волной оказало сильное влияние на развитие кинематографа всего XX века. В 1949 году появляется Национальный киноархив ( итал. Cineteca Nazionale) .
Эстетические принципы неореализма изложил кинотеоретик Дзаваттини в «Некоторых мыслях о кино» (1951) и других работах. Вслед пришёл период «розового неореализма» (« », « Хлеб, любовь и фантазия », « Красивые, но бедные ») , отчасти вызванный сменой политического климата. Он всё больше склоняется к легкому жанру (как в комедиях Марио Моничелли, например, — « Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны »), иронии и шутовству. Кино становится более рыночным, хотя и режиссёры не теряют собственного почерка. Благодаря славе в этом жанре, актрисы Джина Лоллобриджида , Сильвана Мангано , Сильвана Пампанини и Софи Лорен дали рождение итальянской системе звёзд , отличной от Голливуда .
Наследие неореализма начало развиваться в двух направлениях: в « комедии по-итальянски » и в авторском кино , представленном двумя поколениями режиссёров . В отличие от учителей первого поколения ( Висконти , Де Сика , Антониони , Феллини ), работы второй волны были более идеологизированы (« Перед революцией », « », « Евангелие от Матфея », « », « Ночной портье », « Отец-хозяин », « ») .
К началу 60-х итальянские картины, благодаря снижению импорта из США, увеличили свою долю на рынке и стали выходить в международный прокат. Среди них были фильмы ужасов — так называемые джалло (« Девушка, которая слишком много знала »), комедии (« Развод по-итальянски ») и мифологические эпопеи — пеплумы (« Подвиги Геракла »), многие из фильмов были совместного производства (« Генерал делла Ровере » реж. Роберто Росселлини ).
В 1962 году Дино Де Лаурентис выстроил несколько студий недалеко от Рима. Италия стала самой крупной киноплощадкой в Западной Европе.
Наиболее заметные режиссёры, пришедшие к новому десятилетию, — Феллини (« Сладкая жизнь », « Восемь с половиной »), Антониони (« Приключение ») и Висконти (« Рокко и его братья ») , однако расширение кинопроизводства открыло новые имена. Неореализм принимается молодыми левыми для социальной критики в кино: (« Умберто Д. », « Кулаки в кармане »). Драматические перемены, связанные с индустриализацией и переездом фермеров в город, особенно на севере Италии, отразились в картине « Время остановилось » реж. Эрманно Ольми . Жанр « Синема верите » находит воплощение в фильмах « Битва за Алжир » и в дебютных картинах Пазолини (« Аккатоне », « Мама Рома »), где режиссёр смешивает площадной язык и музыку Баха . Затрагиваются новые темы, исчезают прежние табу : тема Итальянского Сопротивления (« », 1959; « Товарищи », 1963, реж. Марио Моничелли ), темы мафии и спекуляции (« », 1962; « Руки над городом », 1963, реж. Франческо Рози ).
Студенческие волнения 1968 года в Европе и последующая «горячая осень» итальянских профсоюзов отразились на кинематографе. В него пришли политика и дебаты (« Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений » реж. Элио Петри ; « Сакко и Ванцетти » реж. Джулиано Монтальдо ) . Начали свою творческую биографию лидеры «бунтарского кино» (или «кино контестации») Марко Беллоккьо и Сальваторе Сампери . В их фильмах главную роль часто исполнял актёр Лу Кастель , активный участник леворадикального движения.
Итальянское кино 1960-х связано с именем режиссёра Серджо Леоне и появлением жанра спагетти-вестерна , который продолжил традиции американских вестернов , достигших особого колорита в « Долларовой трилогии », благодаря актёру Клинту Иствуду и композитору Эннио Морриконе . Другие режиссёры жанра — Серджо Соллима , Серджо Корбуччи и Франко Джиральди .
Начиная с 1969 года в Италии начался период известный как « Свинцовые времена » ( итал. Anni di piombo), длившийся до начала 1980-х. Возник связанный с терроризмом жанр полицейских фильмов ( итал. poliziesco). В этом жанре были сняты картины « » (1972); « Сиятельные трупы » (1976); отчасти он проявился в комедиях по-итальянски : « » (1973); « Хотим полковников » (1973); « Дорогой Микеле » (1976) и др. .
Премию « Оскар » получает фильм « Сад Финци-Контини » (1971) .
Культовый статус обретают комедии « Мои друзья » (1975) и « Мелкий-мелкий буржуа » (1977). В 1974 году Феллини снимает оскароносный « Амаркорд », а через год — « Казанова », Антониони приглашает для обсуждения социальных перемен в свои фильмы иностранных актёров (« Забриски-пойнт », « Профессия: репортёр »). Киноработы Пазолини отмечены борьбой с конформизмом и консьюмеризмом . Среди них « Декамерон » (1971), который интерпретируется как (итал.) (за постоянный режиссёрский выбор актёрского состава ( Франко Читти и Нинетто Даволи ), а также скандальный фильм « Сало, или 120 дней Содома » (1975), вызвавший споры и цензурные ограничения. Громкого успеха достигли картины « Последнее танго в Париже » Бертолуччи (1972) и « Двадцатый век » (1976). Взявший Золотую пальмовую ветвь фильм « Рабочий класс идёт в рай » Элио Петри затрагивает «трудные» темы полицейской и судебной систем и развивает широкое направление «социального кино» ( итал. film impegnati). Режиссёр Дино Ризи раскрывает народные пороки через комедии (« Именем итальянского народа », 1971) и психологические драмы (« Запах женщины », 1974), (« Потерянная душа », 1976), в которых блистает актёр Витторио Гассман . Роли Уго Тоньяцци наиболее выразительны в комедиях по-итальянски. Грубый гротеск не обходит кинематограф в фильме Этторе Скола (« Отвратительные, грязные, злые », 1976). Затем режиссёр выпускает « Необычный день » (1977), собравший множество призов и номинаций, где главные роли сыграли Марчелло Мастрояни и Софи Лорен . Самыми успешными фильмами ужасов стали « Птица с хрустальным оперением » (1970) и « Кроваво-красное » (1975) режиссёра Дарио Ардженто . Успехом у публики пользовались джалло Франческо Барилли «Аромат дамы в чёрном» (1974) и «Пансионат страха» (1977).
В 1970-е годы кинопроизводители работали в основном на экспорт. Существовало два своеобразных способа создания фильмов: при первом способе продюсеры заказывали сценаристам так называемые «treatments» (небольшие заявки на сценарий с описанием общего сюжета). По получении сценариев отбирали самые, на их взгляд, стоящие и интересные, а затем поручали художникам нарисовать плакаты по мотивам полученного сценария. Далее продюсеры съезжались на ежегодный международный кинорынок , который проходил в Милане. С помощью нарисованных плакатов продюсеры пытались продать пока ещё не снятые фильмы. В случае заинтересованности покупателя продюсер сообщал о том, что фильм находится в процессе съёмок и просил предоставления определённой предоплаты, получив которую, продюсер заказывал у сценариста полноценный сценарий на соответствующий treatment. Подобным образом ставилось более половины сценариев в Италии .
Другой способ был более прост — сценарист писал по собственной инициативе, после написания сценария он отправлял его различным продюсерам в надежде, что те заинтересуются им и купят.
К середине восьмидесятых кинопроизводство сократилось до 90 фильмов в год, а распространение массового телевидения, несмотря на финансовую поддержку правительства, привело к закрытию кинотеатров . В частности в 1985 году работало почти 5000 кинотеатров, в 1998 году их число сократилось до 2600. Доля рынка итальянского кино в Италии в середине 1970-х составляла 60 %, но к 1993 году она упала до 13 %. Часть режиссёров, актёров, техников, гримёров и операторов эмигрировали из страны . Начался затяжной спад кинематографа, продолжавшийся до начала века . На этом фоне Феллини снял последний фильм « Голос луны » (1990), Бертолуччи переключился на международные проекты, братья Тавиани продолжают историко-идеологическое кинопроизводство, Этторе Скола снимает картину « » (1986), Пупи Авати выделяется комедиями: «Школьная прогулка» (1983) и «Рождественский подарок» (1986) .
В 1983 году вышел первый фильм в жанре (итал.) (или рождественских фильмов (« »).
Три картины получили премию « Оскар »: « Новый кинотеатр «Парадизо» » (1988) Джузеппе Торнаторе , « Средиземное море » (1991) Габриэле Сальватореса и « Жизнь прекрасна » (1997) Роберто Бениньи . Последний фильм также отмечен на Каннском фестивале , где успеха кроме него достигли « Похититель детей » (1992, реж. Джанни Амелио ) и « » (1993, реж. Нанни Моретти ). В Венеции завоевала приз картина « » (1998, Джанни Амелио ). Множество призов завоевала совместная картина « Почтальон » (1994, реж. Майкл Рэдфорд ). Несмотря на фестивальные успехи, только 14 % итальянских фильмов были коммерчески оправданы, большинство картин вообще не подвергалось дистрибуции, либо показывалось лишь в десятке городов .
Девяностые годы отмечены выходом первых фильмов о мигрантах и мультикультурализме , темы которые поднимают режиссёры в последующие два десятилетия. Среди них дебютная лента Микеле Плачидо «Pummarò» (1990); « Ламерика » (1994, реж. Джанни Амелио ); «L’articolo due» (1994, реж.); «Terra di mezzo» (1996), «Гости» (1998) реж.); «Vesna va veloce» (1997, реж.); « Осаждённые » (1998, реж. Бернардо Бертолуччи ) .
Жанр комедии приобрёл к концу 1990-х черты « кабаре », свойственные успешным телепроектам, и проявился в картинах, хотя и несколько страдающих от схематизма: « » (1997) и « » ( итал. Così è la vita , 1998), снятых комической тройкой .
В 1996 году основана школа кино, известная как «Институт Феллини» .
С конца девяностых до 2011 года кинематограф переживает значительное оживление. Число кинозрителей увеличилось с 10 до 40 млн в год. Доля национального кинематографа на экранах достигла 37 %, что стало наивысшим показателем в Европе. Государственные ассигнования сократились с 60 до 12 % . Отмечены фестивальными призами ленты « » (2001, реж. Джузеппе Пиччони ), « Комната сына » (2001, реж. Нанни Моретти ), « » (2002, реж. Микеле Плачидо ), « » (2005, реж.), « Материк » (реж. Эмануэле Криалезе ), « Цезарь должен умереть » (реж. братья Тавиани ), « » (реж. Даниэле Чипри).
В новом тысячелетии снято большинство самых кассовых итальянских фильмов (см.). Исторического максимума по сборам среди итальянского кино достиг фильм « » (2011, реж. Дженнаро Нунцианте). Другие кинохиты: « » (2000, реж. Альдо, Джакомо и Джованни), « Рождество на Ниле » (2002, реж. Нери Пиаренти), « Добро пожаловать на юг » (2010, реж. Лука Миньеро), « » (2012, реж. Лука Миньеро).