Interested Article - Сет (мифология)

Сет , также Сетх , Сутех ( егип. Stẖ [ˈsuw.tixʲ] ; копт. ⲥⲏⲧ [ˈseːt] ), — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь , разрушения, хаоса , войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду . Первоначально почитался как «защитник солнца- Ра », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов . Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа , олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован , стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора (Хора) и Сета, персонификацией мирового зла. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далёких стран и чужеземцев .

Происхождение

Сет был младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба , братом Осириса , Исиды и Нефтиды . Последняя также приходилась ему женой, от которой, по одной версии, у него родился сын Анубис .

Есть версия, по которой Сет был рождён в районе города Су ( оазис Файюм ). Согласно Гелиопольской космогонии, он появился на свет, выскочив из бока матери Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать никаких важных дел.

Имел несколько жён, в числе которых — Нефтида, Таурт , угарито-финикийские богини Анат и Ашторет и др. Издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой .

Изображения

Изображение Сета на притолоке храма Сета, период правления Тутмоса I

Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Накада I .

  1. Сет изображается, как правило, с головой осла , трубкозуба . С длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).
  2. Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере ), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане ), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.
  3. Известен миф, в котором Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).
  4. Изображения «зверя Сета» сохранилось на булаве царя Скорпиона . В египетском языке иероглиф «зверь Сета»
    E20
    был идеограммой, которая служила детерминативом к таким словам как «дикий», «злой», «свирепый» . В более поздние эпохи создание, похожее на описание «зверя Сета», упоминается в арабских текстах как «салава» .
  5. Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл .

Мифология

Нефтида и Сет, ок. 1279—1213 годы до н. э. Лувр . Величина фигур определяется важностью Сета в композиции

Согласно древнеегипетской мифологии, супруга Сета Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его жены Исиды, зачала от него сына Анубиса (по другим версиям — отцом Анубиса был Сет или Ра ) . Опасаясь гнева супруга, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида .

Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 70-ю заговорщиками . На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил . (Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами) . Трон занял Сет.

Услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Ей во всём помогала Нефтида, бежавшая от Сета . Обретя тело Осириса, женщины спрятали его в болотах близ города Буто , чтобы оплакать . Но Сет нашёл и разрубил тело брата на 14 (или 16, или 18) частей, а затем разбросал по Дельте .

Исида тайно родила от Осириса сына Гора и, чтобы уберечь его от гнева Сета, положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца» .

Тяжба Гора и Сета

Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уаджет ; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама Исиду Хесамут .

Осуждённого Сета, обернувшегося пантерой, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак .

Когда Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу , где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона , представляющими собой борьбу двух божеств.

Культ

Сет и Гор коронуют Рамсеса II . Малый храм в Абу-Симбеле

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в « Текстах пирамид » и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом , местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис . В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии : Сети , Сетнахт ; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период , в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады . В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций. После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например, как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом , защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с Третьего переходного периода , особенно в эпоху Птолемеев , когда культ Гора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе , Гипселе, оазисах Дахла и Харга , а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена XXVI династии этот бог стал явным олицетворением зла.

пишет о событиях времён Рамзеса III :

Его Величество ( Рамзес III ) построил себе укреплённый дворец, именуемый «Великий в победах». Он находится между Речену и Тамери, изобилует пищей и запасами. Он построен по образцу Гермонтиса , а его протяжённость — такая же, как у Хут-ка-Птаха . Солнце восходит на обеих своих световых горах (понятие из египетской мифологии), а опускается в центре этого города. Все люди покидают свои города и селятся в округе (этого города). На западе (города) располагается храм Амона , на юге — храм Сета. Астарта находится на востоке, а Уто — на севере. Укреплённый дворец, который находится в этом городе, (так же велик), как обе световых горы неба. Рамзес II в нём как бог, « Монту в Обеих землях» как докладчик, «Господин Солнце » как визирь , дружественно настроенный к Египту.

Сопоставления

Сопоставления Сета с другими египетскими богами и божествами пантеонов других народов.

Сет в массовой культуре

Символ Сета из сериала «Звёздные врата».

Кинематограф

Видеоигры

  • В ролевой игре Vampire: The Masquerade есть клан «Последователи Сета», которые описываются как коварные вампиры египетского происхождения .
  • В компьютерной игре Tomb Raider: The Last Revelation Сет выступает в роли главного антагониста и финального босса. Сюжет игры полностью посвящён ему.
  • (англ.)
  • В компьютерной игре жанра MOBA Smite в качестве игрового персонажа.
  • В серии игр в качестве «кукловода», самого игрока
  • Появляется в игре Egypt: Old Kingdom как один из трёх возможных богов-покровителей игрового города Мемфиса.
  • В визуальной новелле от «Скрижаль Исет» Сет - один из персонажей и возможный фаворит главной героини.

См. также

Примечания

Комментарии

  1. рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере
  2. папирус Жумиляк
  3. рельеф в храме Рамсеса II в Асуане
  4. фреска на стене гробницы Ментухотепа
  5. миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи

Примечания

  1. Гардинер А. Х. Египетская грамматика .
  2. ↑ .
  3. Андрей Михайлович Самозванцев. Мифология Востока. — Алетейа, 2000. — С. 53. — 394 с. — ISBN 9785893210545 .
  4. М. А. Коростовцев . Религия древнего Египта. — М. : Наука, 1976. — С. 113—114. — 344 с.
  5. E. A. Wallis Budge. Nephthys. — The Gods of the Egyptians. — Courier Corporation, 1969. — 514 с. — ISBN 9780486220567 .
  6. ↑ // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 76.
  7. В. Н. Ларченко, М. А. Лебедев, К. В. Селянин, В. В. Солкин Древний Египет. Энциклопедия.
  8. Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  9. Швец Н. Н. Словарь египетской мифологии. — М. : Центрполиграф, 2008. — 256 с. — (Загадки древнего Египта).
  10. Макс Мюллер. . — М. : Центрполиграф, 2019. — 489 с.
  11. Эрнест Альфред Уоллис Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги = From Fetish to God in Ancient Egypt / Переводчик: Игоревский Л. А.. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 52, 172, 185, 204—206. — 480 с. — (Загадки древнего Египта).
  12. Hugo Gressmann: Altorientalische Texte zum Alten Testament . de Gruyter, Berlin 1970, S. 106.
  13. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 159.
  14. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 76.
  15. Элефантинские папирусы , Bezalel Porten, with J.J. Farber, C.J. Martin, G. Vittman, editors. 1996. The Elephantine Papyri in English: Three Millennia of Cross-Cultural Continuity and Change , Brill Academic, 1996
  16. William G. Dever, Did God Have a Wife? , Eerdmans, 2005б ISBN 0-8028-2852-3
  17. Thomas L. Thompson, Salma Khadra Jayyusi Jerusalem in ancient history and tradition , p. 139. T.& T.Clark Ltd; illustrated edition, 2004, ISBN 978-0-567-08360-9
  18. Andrew A. Forbes, Y. Miles Zhang, Ryan D. Ridenbaugh, Sean Liu, Kelly L. Weinersmith. (англ.) // ZooKeys. — 2017-12-01. — Vol. 645 . — P. 37–49 . — ISSN . — doi : . 18 мая 2019 года.
  19. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  20. Guiley, Rosemary. Games, Vampire & Werewolf (англ.) // The Encyclopedia of Vampires, Werewolves, and Other Monsters. — Infobase Publishing, 2004. — P. 131—132 . — ISBN 9781438130019 .

Литература

  • / Рубинштейн Р. И. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 429.
  • Карлова К. Ф. Сет как Сет-Ра и его солнечная ипостась // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. — 2014. — № 14 (136) . — С. 111-118 .
  • Карлова К. Ф. Крылатый Сет и его связь с солнечным божеством // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — 2016. — № 3 . — С. 6-19 .
  • Карлова К. Ф. / [Место защиты: Ин-т востоковедения РАН]. — М. , 2016. — 273 с.
  • Карлова К. Ф., Ладынин И. А. Кольцо вокруг Египта: изоляционистские мотивы в "Книге победы над Сетом" и в стеле Сатрапа // Вестник древней истории. — 2017. — Т. 77 , № 3 . — С. 555-573 .
  • Карлова К. Ф. Сет - "владыка исефет": к вопросу об интерпретации эпитета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. — 2018. — № 3 . — С. 40-47 .
  • Карлова К. Ф. О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере "Малой стелы из Дахлы") // Вестник Томского государственного университета. История. — 2019. — № 58 . — С. 145-149 . — doi : .
  • Карлова К. Ф. Сет-змееборец и св. Георгий: преемственность иконографического типа // Индоевропейское языкознание и классическая филология–XXIV (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 22–24 июня 2020 г. II-й полутом / отв. редактор Н. Н. Казанский. — СПб. , 2020. — С. 1209-1224 . — doi : .
  • Карлова К. Ф. О некоторых проблемах интерпретации образа бога Сета в раннединастическом периоде // Вестник Томского государственного университета. История. — 2020. — № 68 . — С. 175-182 . — doi : .
  • Te Velde, H. Seth, God of Confusion. A Study of his Role in Egyptian Mythology and Religion. — Leiden: E.J. Brill, 1967. — 168 p. — (Probleme der Ägyptologie. 6). — ISBN 978-90-04-05402-8 .
  • Newberry, P. E. The Pig and the Cult-animal of Set // The Journal of Egyptian Archaeology. — 1928. — Vol. 14. — P. 211-225.
  • Mathieu, B. // Égypte nilotique et méditerranéenne. — 2011. — Vol. 4. — P. 137-158.

Same as Сет (мифология)