Interested Article - Новицкий, Пётр Карлович

Пётр Ка́рлович (Константи́нович) Нови́цкий ( 26 апреля 1885 , Российская империя 7 сентября 1942 , СССР ) — российский и советский фотограф , оператор кинохроники и документального кино . Автор исторических киносюжетов и фоторепортажей о событиях Первой мировой и Гражданской войн , Февральской и Октябрьской революций , четырёх полярных экспедициях О. Ю. Шмидта (1929—1934). Кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1932) и Красной Звезды (1934) .

Биография и творчество

Дореволюционный период. Балканская и Первая мировая войны

Родился в 1885 году на Украине. В 1909 году окончил Киевское художественное училище по классу живописи. Со студенческих лет занимался фотографией. За год до окончания училища вступил в фотографическое общество «Дагер», осваивал фотоискусство под руководством фотохудожника- пикториалиста . Первая фоторабота — жанровая постановочная фотография «Утро», опубликованная в журнале «Вестник фотографии» (1910. № 3), посвящена учителю .

По окончании училища работал фоторепортёром в газете « Киевская мысль ». В 1910 году переехал в Москву . Работал кинооператором в московском отделении французской фирмы « Gaumont » . Снимал хронику городской и губернской жизни, торжества, происшествия. В 1912 году был командирован для съёмок на боевые участки фронта Балканской войны , куда добирался на паровозном тендере и буйволах . Два года работал военным кинооператором на фронтах Болгарии , Сербии , Турции . Проявленными в работе смелостью и оперативностью обратил на себя внимание руководства фирмы, после возвращения в Москву был откомандирован в берлинское отделение « Gaumont », а в 1914 году приглашён в Париж для заключения контракта о съёмках событий надвигающейся Первой мировой войны .

С началом войны вернулся из Парижа в Москву. Определившись военным кинооператором в Скобелевский просветительный комитет, отправился на фронт . До начала Февральской революции работал на передовой в составе 96-го Омского полка, им были засняты взятие русскими войсками Перемышля , бои на Гнилой Липе , у Белявы и другие события Первой мировой войны. В периоды затишья военных действий обращался к художественной фотографии, производил съёмки на прифронтовой полосе. Трижды был ранен .

Революции и Гражданская война. Лениниана

В 1917 году Новицкий делал сюжеты для киножурнала «Свободная Россия». Снимал события Февральской революции в Москве . В дни Октябрьской революции вёл съёмки на улицах Петрограда в составе киногруппы под руководством сотрудника Скобелевского комитета журналиста Михаила Кольцова , его съёмки вошли в фильм «Октябрьский переворот» (1917). В 1918—1922 годах работал в Московском кинокомитете Наркомпроса и Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса, в 1918—1919 годах снимал сюжеты для журнала «Кинонеделя» .

В январе 1918 года Новицким было задокументировано открытие Учредительного собрания в Таврическом дворце . В апреле того же года под пулемётным обстрелом кинооператор заснял восстание анархистов в Москве и их разоружение — согласно воспоминаниям Новицкого, штативом для камеры служили станок и щиток от пулемёта . В том же году снял празднование 1 мая на Ходынском поле — военный парад и другие эпизоды праздника. Кинокадры его хроники, запечатлевшие В. И. Ленина с женой и сестрой в автомобиле, впоследствии многократно воспроизводились в виде отдельных фотографий .

В июне 1918 года Новицкий был командирован в Киев для съёмок переговоров делегации РСФСР с Украинской радой . Им были сделаны исторические кинокадры с Нестором Махно , Симоном Петлюрой , съёмки парада Белой армии на Софийской площади и др. В 1918—1919 годах Новицкий был кинохроникёром агитационных поездок председателя ВЦИК М. И. Калинина по территории СССР на поезде «Октябрьская революция», впоследствии хроника восьмимесячной поездки легла в основу фильма «Всесоюзный староста» (1927) . Был также участником агитационных поездок Л. Д. Троцкого .

В годы революции и Гражданской войны Новицким засняты бои отряда П. Е. Дыбенко под Гатчиной , отправка красной артиллерии на бой с войсками генерала П. Н. Краснова , бои с армией генерала Н. Н. Юденича на Красной горке под Петроградом . На один день оператор был командирован в Гельсингфорс для съёмки сцен борьбы финской красной гвардии с белыми . По отснятым материалам был создан фильм «Красная Финляндия». В 1919 году по личному распоряжению В. И. Ленина Новицкий снял хронику вскрытия мощей Тихона Задонского .

Ряд киносюжетов Новицкого связан с вождём революции В. И. Лениным . Кинооператор запечатлел его на открытии мемориальной доски в память павших в октябрьских боях в первую годовщину революции , на похоронах Я. М. Сверлова 18 марта 1919 года, выступление с балкона здания Моссовета перед коммунистами, мобилизованными на борьбу с армией генерала А. И. Деникина 16 октября 1919 года, участие в демонстрации на Красной площади 7 ноября 1920 года. Снятые Новицким киносюжеты вошли в специальный выпуск киножурнала «Ленинская киноправда» (Киноправда. 1925. № 21), смонтированного режиссёром Дзигой Вертовым к первой годовщине со дня смерти Ленина .

1920-е годы. Совершенствование мастерства

В 1922—1931 годах Новицкий работал кинооператором на московских кинофабриках « Госкино », « Совкино », « Союзкино » . Снимал советское строительство (документальный фильм «Текстильщики» и др.), в 1925 году в составе группы кинодокументалистов « Пролеткино » совершил экспедицию в Сибирь , проделав путь по « Дороге декабристов ». Вёл путевые дневники, публиковал их в киножурналах. Выступал в печати также с научно-популярными очерками, статьями, посвящёнными техническому и творческому аспектам фотографии. Консультировал коллег, обучал молодых фотожурналистов искусству фоторепортажа. Обучил съёмке сестру В. И. Ленина М. И. Ульянову , ею были сделаны снимки, запечатлевшие последние годы жизни брата в Горках .

В. И. Ленин произносит речь на похоронах Я. М. Свердлова.
18 марта 1919

В 1924 году Новицкий участвовал в московской фотовыставке, посвящённой художественной светописи, представив исполненную гуммиарабиковым способом фотокартину «Её прошлое» . В 1928 году принял участие в выставке «Советская фотография за 10 лет», проходившей в помещении бывшего музея Красной армии на Воздвиженке. Выполненный им крупноплановый фотопортрет Ленина, представляющий увеличенный кадр из киносъёмки в день похорон Свердлова , получил похвальный отзыв — «За удачный выбор из кинематографической ленты и хорошо исполненное увеличение кадра, характерного для обрисовки В. И. Ленина как оратора » .

Владея европейскими языками, Новицкий следил за новинками зарубежной фототехники, занимался конструированием и совершенствованием фотоаппаратуры . В 1927 году модернизировал фотоаппарат « Лейка », смонтировав к нему фотообъектив с фокусным расстоянием 300 м . Сконструировал малогабаритный осветительный агрегат , обеспечивающий удобство съёмок с искусственным светом . В 1929 году запатентовал набор специальных светофильтров «Микроскрин», позволявший менять освещение при натурной съёмке .

Конец 1920-х годов историк фотоискусства и фотожуpналистики Л. Ф. Волков-Ланнит определяет как период «исключительной активности» творчества Новицкого. Мастер выступал в качестве литератора, фотохудожника и фотохроникёра. В 1927—1928 годах в журнале « Советское фото » было опубликовано более 30 его работ, в числе которых «Лето», «Парусник», «Комсомолка из Карачаевской области», «Купанье», «Баржа у пристани», «Дети», «Девушка с земляникой», «Ответ на ультиматум», «Сигнал к сбору», «Семья Ивановых — снайперы», «Батрак», «Военно-Сухумская дорога», «Индустриальный натюрморт» и другие .

1930-е годы. Полярные экспедиции О. Ю. Шмидта

Начальник экспедиции на ледоколе «Сибиряков» О. Ю. Шмидт. 1932. Фото П. Новицкого

В 1929—1934 годах Новицкий принимал участие в четырёх полярных экспедициях под руководством О. Ю. Шмидта . Итогом первой экспедиции в качестве кинооператора на ледоколе « Георгий Седов » к Земле Франца-Иосифа в 1929 году стала полнометражная хроника «Курс — Норд» (1930; совместно с Н. В. Пинегиным ), второй, совершённой на том же судне к Северной Земле в 1930 году, — документальный фильм «К белому пятну Арктики» (1931; совместно с Н. Н. Кармазинским ) .

В 1932 году в качестве фоторепортёра принял участие в экспедиции, ставшей началом освоения Северного морского пути , — задокументировал двухмесячный рейс ледокола « Александр Сибиряков » из Архангельска во Владивосток через Северный Ледовитый океан . Фотохроника Новицкого запечатлела работы экспедиции, будни экипажа, картины природы Арктики . В 1934 году в составе той же экспедиционной группы участвовал в походе парохода « Челюскин » — им были сделаны исторические кадры крушения ледокола, жизни полярников на льдине и спасения экипажа. В экстремальных условиях, когда от низкой температуры ломалась плёнка и замерзали затворы фотоаппаратов , Новицкий вёл фотохронику и дневниковые записи, наравне с полярниками выходил на авралы, делил все тяготы похода .

Позднее фотограф вспоминал:

…С « лейками » я не расставался даже ночью. Два месяца они были привязаны на мне мёртвыми узлами. Когда я ложился спать, то чехол со снятым материалом, плёнками и дневниками пристёгивал к ремню ручных часов. Если бы меня разбудили ночью, то я выскочил бы из мешка и на мне болтались бы три «лейки», а на левой руке около запястья висел бы пристёгнутый заснятый материал .

Ледокол «Челюскин». 1933. Фото П. Новицкого

Командир отряда по спасению челюскинцев Н. П. Каманин писал о «необычайной изобретательности» Новицкого в поиске кадра — фотограф «залезал на торосы , пролезал под самолёт…» .

На обратном пути экспедиции Новицкий сделал серии фотоочерков, посвящённых этнографии, людям и животному миру Севера. В посёлке Уэлен им было заснято празднование 1 мая «во всех его своеобразных оттенках», серия снимков посвящена быту и прикладному искусству Чукотки , лирический фотоочерк «Собачья душа» отразил жизнь полярной собаки — со щенячьего возраста до последних дней. Серия фотографий посвящена самолёту-амфибии « Ш-2 », использовавшемуся в экспедиции .

В экспедициях 1932 и 1934 годов Новицкий отснял свыше 20 000 плёночных негативов . Исследователь Арктики С. О. Шмидт отмечал научную ценность фотографий Новицкого, демонстрировал его снимки на лекциях в виде диапозитивов. В 1934 году был выпущен специальный номер журнала « СССР на стройке », иллюстрированный его арктическими работами. Фотографии Новицкого и его очерк о походе были опубликованы в издании «Поход „Челюскина“» (1934) .

За участие в полярных экспедициях 1932 и 1934 годов П. К. Новицкий был удостоен государственных наград .

Котёнок Бимс — участник экспедиции ледокола «Сибиряков». 1932. Фото П. Новицкого

В 1937 году произведения Новицкого экспонировались на Первой Всесоюзной фотовыставке, где была представлена технически усовершенствованная версия известного , работы, сделанные в арктических экспедициях, — «Земля Рудольфа», «Баренцево море», «Девятый вал», «Медведица с медвежонком», «В Арктике» . Работы Новицкого арктической серии выставлялись на международных фотовыставках в Париже , Лондоне , Вене . В 1939 году его фотокомпозиция «Ночь в Арктике» получила Большую серебряную медаль фотосалона в Антверпене .

В 1930-х годах Новицкий снимал И. В. Сталина . В 1938 году совместно с А. Александровым снял фильм «На почётном посту» .

П. К. Новицкий скончался 7 сентября 1942 года .

Операторские работы

С 1911 по 1938 год П. К. Новицкий как оператор снял свыше 60 документальных фильмов . В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранится 400 м отснятой им плёнки, зафиксировавшей историческую хронику событий революции 1917 года .

Фильмография
1911
  • Живописная Москва (совместно с А. Винклером )
  • Муром (Город Муром; Муром зимой)
  • Неурожайные губернии в России (Голодные места в России; Голод в России)
  • Торжества 35-летнего юбилея Минского вольно-пожарского общества
1912
  • Бородинские торжества в присутствии государя императора и его августейшего семейства
  • Затмение солнца в Москве 4 апреля 1912 г.
  • Майские торжества в Москве в 1912 г. (Майские торжества)
  • Открытие памятника Петру Великому в Туле
  • Пожар Голофеевской галереи в Москве
  • Юбилейные торжества императорского Тульского (Петра I) оружейного завода (в присутствии Е. И. В. великого князя Сергея Михайловича)
1913
  • К делу Бейлиса
  • Производство плетёной мебели
  • Юбилейные торжества в Москве (Чтение манифеста на Красной площади)
1914
1915
  • Наши казаки на войне
  • Падение и сдача Перемышля 9 марта 1915 г.
1916
  • Английские войска в Москве
  • Бой в Буковине (совм. с Н. Топорковым )
  • Буковинский прорыв (Боевые действия кавалерии в Буковине; совм. с Н. Топорковым)
  • Галицийский прорыв (Боевые действия армии генерала Щербачёва)
  • Кощунство немцев в Дубно
  • Кощунство немцев в Почаевской лавре
  • Немецкие кощунства над православными святынями в освобождённых нашими доблестными войсками городах Дубно и Почаеве
  • Полёты военных лётчиков на кавказском фронте (Полёты над завоёванной землей в Анатолии; совм. с Н. Топорковым)
1917
  • Великие дни Российской революции с 28 февраля по 4 марта 1917 года
  • Октябрьский переворот (Вторая революция)
  • Украинское движение
1918
  • Всероссийский съезд Советов
  • Красная Финляндия (февраль 1918 г.)
  • Открытие и роспуск Учредительного собрания
  • Первомайские торжества 1918 г. в Москве
  • Полтора пуда
  • Похороны 5 января
  • Разоружение московских анархистов (совм. с Э. Тиссэ )
1919
  • VII съезд Советов
  • VIII съезд РКП (б)
  • Вскрытие мощей Тихона Задонского
  • Вступление украинских войск в Киев
  • Поезд «Октябрьская революция»
  • Похороны Я. М. Свердлова
  • Похороны жертв революции в Киеве (совм. с А. Дорэдом)
  • Председатель ВЦИК товарищ М. И. Калинин
  • Прибытие в Москву отрядов революционного Китая (Китайский батальон)
  • Проводы Ф. Э. Дзержинского в Польшу
  • Речь В. И. Ленина с балкона Моссовета
1920
  • Разгром Врангеля (совм. с Э. Тиссэ)
1921
  • 1 мая в Москве
1923
  • 1 мая 1923 г. в Москве (Праздник Первого мая 1923 г. в Москве)
  • Борьба Гладильщикова с медведем
  • На заводе «Мостяжарт»
  • Шестая годовщина Октябрьской революции (VI годовщина Октябрьской революции)
1924
  • Открытие Семиреченской железной дороги
  • Похороны тов. Ленина (Похороны В. И. Ленина)
  • Счастливы втрое при советском строе
1925
  • Ленинская киноправда (Киноправда. № 21)
  • Лицом к селу (совм. с Э. Тиссэ)
  • Текстильное производство (Текстильщики)
1927
  • Всесоюзный староста
1928
  • Всесоюзная спартакиада 1928 г. (совм. с С. Гусевым, И. Кобозевым, М. Трояновским, Е. Шнейдером, М. Шкаренковым)
  • Лихое золото (совм. с В. Солодовниковым)
1929
  • Весенняя спартакиада
  • Законы улицы
1930
1931
  • Велопоход (совм. с И. Манаковым)
  • Вторая большевистская весна
1932
  • Совкиножурнал № 26 (совм. с М. Ошурковым, В. Игнатовым, Гродским, Карасёвым, И. Беляковым, Н. Юдиным)
1933
  • Пионерия № 3 (совм. с С. Гусевым, Н. Урванцевым, М. Лившицем, Филиным, Мясниковым)
1938
  • На почётном посту (совм. с А. Александровым)

Оценки

Современники Петра Новицкого свидетельствовали об его оперативности, выдержке и бесстрашии в работе в опасных для жизни ситуациях, умении выбрать кадр и планово построить съёмку, «неистощимой работоспособности». Режиссёр и искусствовед С. М. Эйзенштейн называл Новицкого «неистовым художником», коллега по Скобелевскому комитету кинооператор Э. К. Тиссэ отмечал его «быструю ориентировку на фронте хроникёрской работы», киновед и мастер киномонтажа Э. И. Шуб — «умелую руку и глаз», фотограф и публицист Бор. Громов — «редчайшие по замыслу и красоте кадры» .

Историки кино и фотографии Н. А. Лебедев , Л. Ф. Волков-Ланнит, В. Вальран называют Петра Новицкого одним из лучших кинодокументалистов эпохи . Указывая, что оператор сам монтировал отснятые им сюжеты, «предвосхитив многие приёмы» мастеров монтажа конца XX века, Л. Ф. Волков-Ланнит отмечает его быстрый профессиональный рост от «оперативного фоторепортёра» до «тонкого фотохудожника» .

Динамичные и насыщенные светом кадры говорят о высоком профессионализме кинооператора. Он умел находить выразительные точки съёмки и безупречно владел фотографическими процессами. <…> Вкус и опыт помогали ему обращать обычные репортажные кадры в композиционно законченные сюжеты .

Художник и историк фотографии В. Вальран отмечает, что сделанные Новицким снимки В. И. Ленина, Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, М. И. Калинина «вошли в золотой фонд фотохроники революции» .

Награды

Библиография

  • Героическая эпопея : в 3 т. / под общ. ред. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. — М. : Изд. ред. «Правды», 1934. — Т. 1: Поход «Челюскина». — 472 с. — 100 000 экз. — Т. 2: Поход «Челюскина». — 471 с. — Т. 3: Как мы спасали челюскинцев / А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнёв, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Дорогнин. — 407 с.
  • Новицкий П. Кино на войне // Советский экран : журн. — М. , 1925. — № 6 .
  • Новицкий П. // Пролетарское фото : журн. — М. , 1933. — № 1 . — С. 17—19 .
  • Новицкий П. Страницы из дневника. Годы Гражданской войны // Записки операторов. — М. , 1938.

Примечания

  1. , с. 300—301.
  2. , с. 98—99.
  3. ↑ , с. 43—44.
  4. , с. 141—145.
  5. ↑ .
  6. , с. 260.
  7. ↑ , с. 261.
  8. , с. 99, 106.
  9. ↑ . — М. : Пролеткино, 1925. — С. 86. — 104 с. 27 сентября 2020 года.
  10. , с. 99.
  11. , с. 109.
  12. , с. 100—101.
  13. , с. 101—102, 109—110.
  14. , с. 102—104.
  15. ↑ , с. 44.
  16. , с. 101, 106—109.
  17. , с. 109—112.
  18. ↑ , с. 113.
  19. ↑ (рус.) . csdfmuseum.ru . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 22 мая 2017. 24 февраля 2017 года.
  20. , с. 112.
  21. // Советское фото : журн. — М. , 1928. — № 6 .
  22. ↑ , с. 114.
  23. ↑ , с. 3.
  24. , с. 114—115.
  25. ↑ , с. 115.
  26. ↑ .
  27. ↑ , с. 112, 114.
  28. , с. 209.
  29. , с. 300.
  30. , с. 43.
  31. , с. 100.
  32. , с. 104, 109.
  33. , с. 4.
  34. , с. 106, 100.

Литература

  • Громов Бор. // Пролетарское фото : журн. — М. , 1933. — № 1 . — С. 4 .
  • // Пролетарское фото : журн. — М. , 1933. — № 1 . — С. 5 .
  • Шмидт О. Ю. // Пролетарское фото : журн. — М. , 1933. — № 1 . — С. 3 .
  • Волков-Ланнит Л. Ф. История пишется объективом : фотокнига / Леонид Волков-Ланнит. — 2-е изд. — М. : Планета, 1980. — С. 98—115. — 256 с. — 15 000 экз.
  • Морозов С. А. / Сергей Морозов. — М. : Планета, 1985. — С. 145. — 413 с.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • // Энциклопедия отечественного кино / Мастерская « Сеанс » ; под ред. Л. Аркус . — [ Б. м. ], 2005—2011.
  • Вальран В. / Валерий Вальран. — СПб. : Лимбус Пресс, 2016. — С. 43—44. — 288 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-8370-0793-4 .
  • Короткий В. М. : (Биофильмографический справочник). — М. : НИИ киноискусства, 2009. — С. 260—262. — 430 с. — ISBN 978-5-91524-008-6 .

Ссылки

Same as Новицкий, Пётр Карлович