Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мадонна с вуалью» ( итал. Madonna del Velo) — одна из мадонн Рафаэля , размером 120×90 см, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо , где висела напротив и именовалась «Мадонной дель Пополо» ( Madonna del Popolo ). Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — « Сикстинскую мадонну ».
Картина, известная по многочисленным гравюрам и репродукциям, изображает святое семейство — Марию , Иосифа и младенца Христа . Мадонна своей позой и нарядом напоминает фигуру Справедливости в ватиканских станцах Рафаэля . Младенец играет с вуалью своей матери, которым та обернёт его голову после распятия. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. Рентгеновское исследование показало, что фигура Иосифа изначально не входила в замысел художника и была дописана им позже, заменив окошко в углу композиции.
В 1591 году Мадонну дель Пополо и парный к ней портрет папы Юлия II забрал из церкви племянник папы Григория XIV — кардинал . Через 17 лет он продал обе картины Шипионе Боргезе . По состоянию на 1693 год оба полотна оставались в собрании Боргезе , однако в XVIII веке их следы теряются. Долгое время считалось, что картина попала в святилище Богородицы в Лорето , оттого за ней закрепилось второе название — «Мадонна Лорето» ( Madonna Loreto ). Когда в 1759 году и это полотно пропало, его пришлось заменить низкокачественной копией, которая некоторое время выдавалась монахами за оригинал.
В 1979 г. Институт Франции и Луврский музей организовали выставку в музее Конде ( замок Шантильи ), на которой публике была представлена расчищенная от позднейших записей и отреставрированная версия Мадонны с вуалью. В каталоге замка она традиционно числилась как произведение малоизвестного Джанфранческо Пенни . Французским учёным удалось доказать, что оригинал Рафаэля вовсе не был утрачен, как принято было считать, а хранился в собрании принцев Конде в Шантильи. Рентгеновские исследования подтвердили, что по мере работы над полотном автор внёс несколько существенных изменений в композицию Святого семейства .
В 1920-е гг. И. Э. Грабарь атрибутировал как оригинал «Мадонны с вуалью» вариант картины, обнаруженный на чердаке дома Анатолия Демидова в Нижнем Тагиле . После реставрации «Тагильская Мадонна» экспонировалась в Пушкинском музее . Только в конце 1970-х музейные сотрудники отказались от атрибуции полотна Рафаэлю и вернули его в Нижнетагильский музей изобразительных искусств .