Ответы на критику
- 1 year ago
- 0
- 0
« Дья́коновы отве́ты » ― основательно продуманное сочинение в защиту старообрядчества , которое было создано как ответы на вопросы, заданные 1 января 1716 года старообрядцам Чернораменских скитов новообрядческим миссионером игуменом Питиримом , искоренявшим по поручению Петра I и священноначальства Российской церкви « раскол » в Нижегородской губернии .
Другие названия сочинения: Нижеградские ответы , Керженские ответы , Ответы Александра диакона .
Авторство «Дьяконовых ответов» ― совместное керженских старообрядцев , которые трудились над ним с 1716 по 1719 год . Одним из составителей ответов был настоятель Выговского беспоповского общежительства Андрей Денисов . Для Денисова «Дьяконовы ответы» стали подготовительным этапом для написания « Поморских ответов » . В «Дьяконовых ответах» разоблачена подложность специально созданных в целях полемики со старообрядцами сочинений — « Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина » и « Феогностов требник ».
«Дьяконовы ответы» состоят из двух частей. Первая содержит 130 вопросов Питирима и ответы на них, кроме того в ней помещена переписка Александра дьякона с игуменом Питиримом. В первой части рассматриваются основные полемические темы между старообрядцами и новообрядцами: вопрос о перстосложении ( двоеперстие , троеперстие , именословное перстосложение ), спор о сугубой и трегубой аллилуйя , вопрос о трисоставном кресте , вопросы о новых редакциях молитв Символ веры и Иисусова молитва , количество просфор на литургии , хождение посолонь и противосолонь . Вторая часть состоит из дополнительных статей и не была подана Питириму .
«Дьяконовы ответы» были поданы в 1719 году Питириму от имени дьякона Александра . Они написаны весьма в сдержанном тоне из-за опасения репрессий со стороны действующей власти и иногда отговариваются некомпетентностью, что дало возможность Питириму объявить о своей победе в заочной полемике со старообрядцами. «Дьяконовы ответы» стали материалом для сочинения Питирима « Пращица » .
«Дьяконовы ответы» распространялись в рукописях, известно 52 списка их в начале XXI века . В 1907 году сочинение было напечатано в Нижнем Новгороде под названием «Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому епископу Питириму в 1819 году» .