Interested Article - Ситчин, Захария

Заха́рия Си́тчин ( 11 июля 1920 , Баку , Азербайджанская ССР , — 9 октября 2010 , Нью-Йорк , США ) — американский писатель советского происхождения. Получил образование в Лондонской школе экономики и политических наук и Лондонском университете . Приверженец и популяризатор теории о палеоконтакте и инопланетном происхождении человека , которая признана псевдонаучной .

Ситчин приписывал создание древней шумерской культуры Ануннакам , которые, по его словам, были расой разумных пришельцев с планеты, которую он назвал Нибиру . В своих книгах Ситчин утверждает, что в древних шумерских текстах описывается гипотетическая планета Нибиру, которая занимает очень вытянутую эллиптическую орбиту и делает полный оборот вокруг Солнца за 3600 лет. Книги Ситчина разошлись миллионными тиражами по всему миру и были переведены более чем на 25 языков.

Гипотезы и теории Ситчина были отвергнуты научным сообществом. Академики, историки (в том числе шумерологи, востоковеды и ассириологи) и антропологи, отозвались о его работах как о псевдонаучных и псевдоисторических . Его труды подверглись критике за ошибочную методологию, игнорирование общепринятых археологических и исторических свидетельств, а также неточный перевод древних текстов и связанные с этим неверные астрономические выводы .

Биография

Захария Ситчин родился в еврейской семье в Баку , но вырос в Израиле (тогда — Палестина) , где получил знания в области современного и древнего иврита , а также других семитских и европейских языков, по Ветхому Завету , истории и археологии Ближнего Востока .

Окончил Лондонский университет со степенью экономиста, много лет проработал редактором и журналистом в Израиле до своего переезда в Нью-Йорк в 1952 году. Во время работы в качестве руководителя судоходной компании самостоятельно изучил древнеперсидскую клинопись и посетил несколько археологических памятников .

Исторические и астрономические концепции

Нибиру

Нибиру , являвшаяся космогоническим понятием шумеро-аккадской мифологии — главный элемент теории Ситчина. Он утверждал, что в шумерской космологии Нибиру была 12-м объектом Солнечной системы (если считать в составе системы 10 планет плюс Солнце и Луна). По его гипотезе, Нибиру — планета X с очень вытянутой, эллиптической орбитой , в перигелии пересекающей Солнечную систему между Марсом и Юпитером примерно каждые 3 600 лет. Также он утверждал, что оттуда на Землю прилетали инопланетяне, известные у шумеров как « ануннаки » и в Библии как « нефилимы » или «исполины» и вошедшие в мировую историю как боги различных древних культур.

Тиамат

Тиамат , описанная в Энума Элиш , является богиней . У Ситчина, тем не менее, она является планетой, существовавшей в древности, но после столкновения с одним из спутников планеты Мардук (Нибиру) была расколота на две части.

По гипотезе Ситчина, во времена формирования Солнечной системы планета Нибиру, или её спутник, столкнулась с протопланетой , находившейся между Марсом и Юпитером, в результате этого Нибиру приобрела эллиптическую орбиту, сформировалась планета Земля , Луна, пояс астероидов и комет . Ситчин считал шумерское божество Тиамат персонификацией пропланеты, находившейся на месте пояса астероидов. Хотя эта теория и схожа с гипотезой о существовании планеты на месте пояса астероидов и теорией гигантского столкновения об образовании Луны, астрономы не разделяют взглядов автора.

Несмотря на то, что учёные убеждены в невозможности подобного сценария, сторонники Ситчина уверены, что это объясняет причину разделения континентов и природу слоёв в осадочных породах.

Теологическо-исторические концепции

По Ситчину, на планете Нибиру живут высокоразвитые разумные существа , описанные в месопотамской мифологии как божества ануннаки , которым он приписывает создание шумерской культуры , и отождествляет их с нефилимами (исполинами) более поздней Библии . У планеты Нибиру разрежённая атмосфера, что приводит к охлаждению поверхности. Для создания искусственного щита от выхолаживания требовалось распылять в атмосфере мелкие частички золота . Ради добычи золота аннунаки 450 тысяч лет назад колонизировали Землю, и при сближении Нибиру каждые 3600 лет они прилетали забрать добытое золото.

Роль ануннаков

В книге 1976 года «Двенадцатая планета» Ситчин пишет, что Аннунаки на самом деле были развитым внеземным гуманоидным видом с планеты Нибиру , чьи представители прибыли на Землю около 500 тыс. лет назад и построили на ней базу для добычи золота, так как планета была богата драгоценными металлами . Сначала они сами добывали руду, но 300 тыс. лет назад среди них возник мятеж из-за непосильного труда в шахтах. Трое верховных аннунаков решали эту проблему: бог Энлиль предложил уничтожить мятежников, бог Ану сжалился над аннунаками, а бог Энки предложил создать им помощников, в результате чего они создали «примитивных рабочих» — людей homo sapiens при помощи генной инженерии , скрестив внеземные гены с генами homo erectus . Кроме того, сами аннунаки могут жить несколько сотен тысяч лет с помощью неких биотехнологий, для чего ими тоже используется золото. Далее, автор предполагает, что Аннунаки были вынуждены временно покинуть поверхность Земли и выйти на орбиту планеты в тот момент, когда антарктические ледники начали таять, вызвав Всемирный потоп , также разрушивший базы Ануннаков на Земле . Их требовалось построить заново, и Ануннаки, нуждаясь в большем количестве людей, были вынуждены научить человечество сельскому хозяйству .

Критика

В своих трудах Ситчин игнорирует научные факты и делает ошибки, его идеи не выдерживают профессиональной критики. Несмотря на это, они популярны у любителей теорий, далёких от научных знаний .

Многие последователи идей Ситчина предсказывали, что конец света в 2012 году должен был произойти из-за гравитационного влияния Нибиру, которая якобы в этом году должна была пролететь мимо Земли .

Теории Ситчина подвергаются критике из-за низкого качества перевода и интерпретаций древних текстов, как противоречащие астрономическим и другим научным данным. Особо критикуется его буквальное толкование мифов, которые он считает документальным описанием событий .

Американский историк Рональд Фритц, известный своей критикой псевдоархеологических идей, пишет, что, по словам Ситчина, «Аннунаки построили пирамиды и прочие монументальные сооружения древнего мира, возведение которых сторонники теории палеоконтакта считают невозможным без использования высокоразвитых технологий» . Ситчин развивал эти идеи и в более поздних своих книгах (в их числе — «Лестница в небеса» ( The Stairway to Heaven , 1980) и «Войны богов и людей» ( The Wars of Gods and Men , 1985)) . В книге «Конец дней: Армагеддон и пророчество о возвращении» ( The End of Days: Armageddon and the Prophecy of the Return , 2007) Ситчин заявляет, что Аннунаки вернутся на Землю, возможно, уже в 2012 году , что соответствует концу мезоамериканского календаря длинного счёта . Труды Ситчина были повсеместно отвергнуты ведущими мировыми историками, которые отнесли его книги к разряду псевдоисторических . Учёные утверждают, что Ситчин намеренно искажает шумерские тексты, цитируя их вне контекста, сокращает цитаты и неправильно переводит шумерские слова, чтобы придать им совершенно другие значения в сравнении с общепринятыми .

Перевод и интерпретация древних текстов

Майкл С. Хейзер, исследователь древних языков, нашёл много ошибок в переводах Ситчина , указывая на то, что он вырывал слова из контекста и значительно искажал их смысл . Роджер В. Вескотт, профессор антропологии и лингвистики университета Дрю , штат Нью-Джерси, в своем обзоре книги Ситчина «Двенадцатая планета» отмечает любительский уровень его познаний шумерского языка:

Познания Ситчина в области лингвистики как минимум насколько же любительские, как и в антропологии, биологии и астрономии. Например, на стр.370, он утверждает, что «все древние языки … включая ранний китайский … восходят к одному основному источнику — шумерскому языку». Однако, конечно же, шумерский язык фактически являет собой архетип того, что лингвисты-систематики называют изолированными языками , то есть он не попадает ни в одну из известных языковых семей и не демонстрирует чёткого родства с любым из известных языков. Даже если предположить, что Ситчин имеет в виду не разговорный язык, а только письменность, то весьма маловероятно, что даже такое предположение можно было бы сколь-нибудь убедительно доказать, так как шумерским идеограммам предшествовали письмена азильской и тэртэрийской культур на территории Европы, а также различные виды письменности на территориях между реками Нил и Инд.

Ситчин аргументирует свои выводы с помощью выполненных лично им переводов донубийских и шумерских текстов и таблички VA 243 , утверждая, что эти древние цивилизации знали 12 планет, тогда как по научным данным в то время было известно только 5 планет . Сотни шумерских астрономических табличек и календарей были расшифрованы и записаны, и общее число планет на каждой табличке было 5. Табличка VA 243 имеет 12 точек, которые Ситчин объясняет как планеты. На ней есть надпись «Ты его Слуга» (англ. - "You’re his Servant"), которая может быть сообщением дворянина слуге. Согласно семитологу Майклу С. Хейзеру, называемое Ситчиным «солнце» — не шумерский символ, а звезда, как и другие точки . Символ солнца на этой табличке не имеет ничего общего с сотнями шумерских символов солнца в других документах.

Астрономические и научные нестыковки

Планетарное столкновение у Ситчина представлено поверхностно и схоже с теорией гигантского столкновения и формирования Луны приблизительно 4,5 миллиарда лет назад телом, взаимодействующим с недавно сформированной Землёй. Однако, предложенные теории Ситчина о планетарных столкновениях отличаются по времени и другим деталям. Как и психиатр и исследователь космоса Иммануил Великовский в работе «Столкновение миров» (1950), Ситчин утверждает, что нашёл доказательства древних человеческих знаний о необычных астрономических движениях в различных мифах. В случае Великовского эти межпланетные столкновения были до начала появления человечества, тогда как у Ситчина они произошли во время раннего планетарного формирования и об этих событиях людям стало известно благодаря иноземной расе с Нибиру.

В то время как сценарий возникновения Солнечной системы у Ситчина труден для согласования с маленькими размерами эксцентриситета Земли (0,0167), сторонники Ситчина объясняют это своеобразным строением планеты из-за раскола во время межпланетного столкновения, то есть расположение крупнейших континентов на одном полушарии и огромного океана на другом.

Сценарий Ситчина, где Нибиру возвращается во внутреннюю солнечную систему каждые 3600 лет, подразумевает орбиту с большой полуосью в 235 астрономических единиц , с отдалением от пояса астероидов в 12 раз, дальше орбиты Плутона . Элементарный метод малого параметра означает, что при самых благоприятных условиях избежания близких столкновений с другими планетами, ни одно тело с такой эксцентричной орбитой не сохранило бы тот же период за 2 оборота. Под воздействием 12 орбит объект будет вытеснен на меньшую орбиту. Таким образом, теория существования планеты за орбитой Плутона, поиском которой занимался Том ван Фландерн и Ситчин, с помощью военно-морской обсерватории США, не имеет веских обоснований .

Ситчин заявляет, что с самого начала нефилимы существовали на Нибиру ещё за 45 млн лет до начала формирования Земли с потенциально более благоприятным климатом. Такое вряд ли возможно, и можно сказать без преувеличения, что вряд ли Нибиру 99 % своего времени находилась за орбитой Плутона. Объяснение Ситчина о том, что тепло от радиоактивного распада и слабая атмосфера сохраняла тепло на Нибиру, абсурдно и не связано с проблемой темноты в глубоком космосе . Абсурдной является сама возможность существования жизни в поясе Койпера и облаке Оорта , где нет солнечного света и тепла, и температура космических объектов приближается к -270 °C . Также остаётся необъяснённым факт, как нефилимы прибыли и узнали, что произошло при первом их появлении в солнечной системе .

Ситчин в статье «Чужеродные гены Адама» заявляет, что 223 уникальных гена, обнаруженных Международным Консорциумом по Секвенированию Человеческого Генома , не имеют предшественников в эволюции. Позже этот вывод Консорциума был подвергнут сомнению ввиду недостаточности базы данных генов для сравнения. Анализы Стивена Сальзберга обнаружили 40 потенциальных генов, переместившихся в геном из прокариотических организмов. Сальзберг аргументирует тем, что потеря генов вместе с эффектом объёма выборки и колебанием скорости эволюции даёт другое, биологически более правдоподобное объяснение .

Толкование мифов

Питер Джеймс критиковал его как за зацикленность только на Месопотамии , так и за неправильное толкование вавилонской литературы:

Он использует Энума Элиш как обоснование своей космогонии, видит в молодом боге Мардуке (свергающего с престола старших богов и создающего Землю) неизвестную 12-ю планету. Для этого он представляет вавилонскую теогонию как фактическое описание рождения других 11 планет. Вавилонские имена планет установлены без тени сомнения: Иштар – богиня Венеры, Нергал – Марса, Мардук – Юпитера – это подтверждается сотнями астрономических и астрологических глиняных табличек, учебниками и папирусами из античной эпохи. Ситчин совсем не обращает внимания на это и связывает планетные божества с вавилонскими богами. Например, Абзу , бог первобытных вод, становится, подумать только, Солнцем! Энки (Эа) – по Ситчину и Нептун и бог из плоти и крови. И отождествление Иштар с Венерой, центральной фигурой в религии Месопотамии, нигде не упоминается в книге – Ситчин напротив же, произвольно связывает Венеру с другим божеством из Энума Элиш, а Иштар называет богиней из плоти и крови.

Вильям Ирвин Томпсон также критикует Ситчина «за его буквализм» .

отмечал любительский уровень знания Ситчиным как шумерологии , так и других связанных с его теорией наук . Также отмечается, что в шумерских источниках нет ни названия Нибиру планетой, ни какой-либо её связи с ануннаками.

«Летающая тарелка» на Синае

Одно из самых известных заявлений Ситчина было сделано в ноябре 1977 года, когда он зафрахтовал самолёт в Израиле и совершил перелёт на Синайский полуостров с целью изучения предполагаемого пути Моисея из Египта в Палестину, поиска горы Синай и Моисеевой пещеры. Достигнув Синая, Ситчин сделал несколько фотографий одной из его вершин Гебель-эль-Брук, а после того, как вернулся в Нью-Йорк и распечатал фотографии, обнаружил белое круглое пятно на фоне коричнево-серого ландшафта. Фотографии породили теорию о том, что на фото был запечатлён летательный аппарат некоей внеземной цивилизации, представители которой якобы посещали Землю в эпоху Моисея. Попытки Ситчина исследовать эль-Брук в дальнейшем потерпели неудачу, поскольку Синай перешёл под контроль Египта, а египетские власти отказывали Ситчину как гражданину Израиля в дальнейших исследованиях: весной 1994 года Ситчин предпринял очередную попытку, подлетев к горе и обнаружив странный объект, однако аппарат детально разглядеть не смог .

Теория палеоконтакта на Синае имела большую популярность среди исследователей НЛО и сторонников теории вплоть до 2006 года (см. книги российского уфолога Владимира Ажажи и др.), когда в Египте побывала российская экспедиция уфолога Вадима Черноброва, в составе которой был советский лётчик-космонавт Георгий Гречко . Экспедиция осложнялась тем, что маршрут полёта Ситчина и координаты были тщательно им зашифрованы, а в русском переводе его трудов были допущены несколько грубых ошибок, сбивших экспедицию Гречко с пути, сделанные же новые фотографии указанных вершин искомого белого дискообразного объекта не содержали . Тем не менее, экспедиция всё же добралась до указанной Ситчиным вершины Эль-Брук, ширина которой, по подсчётам учёных, составляла не менее двадцати четырёх метров . Летательным аппаратом оказались несколько округлых «блинов», которые образовались в результате выветривания слоистой скальной породы, а белый цвет им придавал белый алебастр . Чернобров полагал, что Ситчин, ретушируя фотографию с целью усиления контрастности по требованиям полиграфии, мог ввести общественность в заблуждение и добавить несуществующие детали в свой отчёт , а Гречко и вовсе выразил сомнения в том, что Сичтин является ответственным исследователем .

Книги Ситчина

  1. Ситчин З. «Двенадцатая Планета» = The 12th Planet . — М. : Изд-во Эксмо, 2005. — С. 432. — ISBN 5-699-11090-9 . (1976 г.)
  2. Ситчин З. «Лестница в небо. В поисках бессмертия» = The Stairway to Heaven . — М. : Изд-во Эксмо, 2005. — С. 448. — ISBN 5-699-10691-X . (1980 г.)
  3. Ситчин З. «Войны богов и людей» = The Wars of Gods and Men . — Новая Планета, 2000. — С. 384. — ISBN 5-89776-005-5 . (1985 г.)
  4. Ситчин З. «Потерянные царства» = The Lost Realms . — М. : Изд-во Эксмо, 2004. — С. 416. — ISBN 5-699-07895-9 . (1990 г.)
  5. Ситчин З. «Назад в будущее» = Genesis Revisited: Is Modern Science Catching Up With Ancient Knowledge? М. : Изд-во Эксмо, 2004. — С. 416. — ISBN 5-699-06717-5 . (1991 г.)
  6. Ситчин З. «Армагеддон откладывается» = When Time Began . — М. : Изд-во Эксмо, 2004. — С. 448. — ISBN 5-699-06996-8 . (1993 г.)
  7. Ситчин З. «Божество 12-й планеты» = Divine Encounters: A Guide to Visions, Angels and Other Emissaries . — М. : Изд-во Эксмо, 2007. — С. 400. — ISBN 978-5-699-18584-9 . (1995 г.)
  8. Ситчин З. «Космический код. Генная инженерия богов» = The Cosmic Code . — М. : Изд-во Эксмо, 2005. — С. 320. — ISBN 5-699-10740-1 . (1998 г.)
  9. Ситчин З. «Колыбели цивилизаций» = Jorneys to the Mythical Past . — М. : Изд-во Эксмо, 2008. — С. 316. — ISBN 978-5-699-18258-9 . (2004 г.)
  10. Ситчин З. «Боги Армагеддона» = The End of Days . — М. : Изд-во Эксмо, 2009. — С. 352. — ISBN 978-5-699-34899-2 . (2007 г.)
  11. Ситчин З. «Потерянная книга Энки: Воспоминания и пророчества неземного Бога» = The Lost Book of Enki: Memoirs and Prophecies of an Extraterrestrial god . — М. : АСТ, Астрель, 2010. — С. 352. — ISBN 978-5-17-067155-7 , 978-5-271-27874-7. (2010 г.)

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Sitchin.com. Дата обращения: 23 апреля 2011. 10 сентября 2019 года.
  2. Carroll, Robert T (неопр.) . The Skeptic's Dictionary . John Wiley & Sons (1994–2009). Дата обращения: 29 октября 2010. 20 сентября 2019 года.
  3. Kilgannon, Corey (2010-01-08). . New York Times . из оригинала 12 ноября 2020 . Дата обращения: 29 октября 2010 . Mr. Sitchin was called silly before — by scientists, historians and archaeologists who dismiss his hypotheses as pseudoscience and fault their underpinnings: his translations of ancient texts and his understanding of physics. {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  4. Валовой Д. В. Ситчин: «Инопланетян на Землю привлекло золото» // Человечество: вчера, сегодня, завтра. — М. : Терра-Книжный клуб, 2009.
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. ↑ .
  8. ↑ (англ.) . The Skeptic's Dictionary (7 ноября 2015). Дата обращения: 23 мая 2020. 2 июля 2016 года.
  9. от 25 мая 2014 на Wayback Machine , от 25 мая 2014 на Wayback Machine
  10. (англ.) . Дата обращения: 5 января 2013. 17 ноября 2007 года. Zechariah Sitchin, Mark Pilkington, en , August 2003.
  11. 17 ноября 2007 года. , Mark Pilkington, Fortean Times , August 2003.
  12. ↑ от 6 августа 2010 на Wayback Machine The Myth of a 12th Planet in Sumero-Mesopotamian Astronomy: A Study of Cylinder Seal VA 243 by Dr. Michael S. Heiser
  13. от 27 декабря 2008 на Wayback Machine The Myth of a 12th Planet: A Brief Analysis of Cylinder Seal VA 243 by en
  14. en 1981. Marduk Unmasked. Frontiers of Science , May-June, pp. 3-4.
  15. Tom Van Flandern on Coast to Coast a.m. radio program, June 25, 2008, in reply to question from host en
  16. (неопр.) . Дата обращения: 4 августа 2010. 8 августа 2010 года.
  17. Salzberg, Steven L. , Owen White, et al. «Microbial Genes in the Human Genome: Lateral Transfer or Gene Loss?». Science 292.5523 (2001): 1903 — 3
  18. James, Peter SIS Workshop no. 7, vol. 2, no. 2 (Nov. 1979), reprinted from Fortean Times no. 27 (Nov. 1978)
  19. Thompson, William Irwin Coming into being: artifacts and texts in the evolution of consciousness pp.75-76 от 15 апреля 2015 на Wayback Machine
  20. . (англ.) . Дата обращения: 19 сентября 2021. 20 ноября 2008 года.
  21. Вадим Чернобров. // Техника — молодежи. — 2006. — № 8—9 . 30 ноября 2021 года.
  22. Владимир Губарев. // Наука и жизнь. — 2006. — № 7 . 8 июня 2021 года.
  23. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2021. 30 ноября 2021 года.

Литература

Ссылки

  • Halloran, John A. Sumerian Lexicon: A Dictionary Guide to the Ancient Sumerian Language (англ.) . — The David Brown Book Company, 2006.

Same as Ситчин, Захария