Роменский округ
- 1 year ago
- 0
- 0
Валент Георгиевич Роменский ( 16 [28] февраля 1900 , Харьковская губерния — 11 июня 1978 , Сен-Клод ) — протопресвитер Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе Константинопольского патриахата .
Родился селе Курямп в семье сельского священника Харьковской епархии , после духовного училища , до 1917 года успел окончить два класса Харьковской духовной семинарии .
Участник Гражданской войны , в эмиграции в Болгарии , учился в Пастырско-богословском училище в монастыре свв. Кирика и Иулитты в Пловдивской митрополии .
С 1928 года — в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже .
В 1932 году женился на православной француженке Марие Викторовне Эленберже (+ 1993), 8 октября 1932 года — рукоположён в сан диакона и 9 октября того же года — в сан священника .
Цитата из проповеди Роменского, произнесённой через год после рукоположения:
«На Родине растут и множатся муки голода: говорят, что во многих местах появилось людоедство, а здесь — беспросветная беженская доля… Но то и другое есть результат одного: нашей безудержной русской устремлённости к разрушению; так поглумиться, так разорить и унизить свою Родину и себя, как сделали то русские — никакой другой народ не сможет… Среди российских развалин ещё высится здание мощной Православной Русской Церкви: и это зрелище невыносимо для русских очей: „русские“ большевики мучат и разрушают её, сколько могут; процветает многомиллионный союз русских безбожников, не дремлют инославные и сектанты, не бездействуют и сами „православные“. Побуждения у всех разные, а цель одна — разрушить то последнее, что осталось у русского народа, имя чему — Святая Православная Русская Церковь. В этой цели противоестественно объединились вера и неверие, добродетель и порок, знание и невежество, непорядочность и глупость. Что делать, чтобы устоять в этот страдный час истории? Нужно помнить завет великого вождя Христова воинства святого апостола Павла: „блюсти единство духа в союзе мира“ и не быть „младенцами колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения“ (Еф. 4, 3-14). Конечно, святая Православная Вселенская Церковь устоит и переживёт большевиков и всех кто с ними… но от мощного и великого здания Русской Церкви может остаться лишь то, что осталось от великих патриархатов древности… А не станет великой Русской Церкви, не будет никогда и великой России. Это то, что нужно помнить всем русским людям…».
Роменский назначен в приход святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже , Бельгия .
С 1942 по 1957 год был благочинным православных приходов в Бельгии и Голландии.
В 1949 году возведён в сан протоиерея (с 1953 года — протопресвитер ).
В 1957 году переехал во Францию , где стал служить настоятелем храма при Русском доме для престарелых имени святой Анастасии в городе Ментона
С 1963 по 1970 год был благочинным юга Франции и Италии .
В 1968 году уволен со службы в Ментоне
Первый опыт издательской работы Роменский приобрёл, участвуя в выпуске « Сергиевских листков » .
На приходе в Льеже священник организовал издательство « Христианская жизнь » ( фр. La vie chrétienne ), выпускавшее журнал с аналогичным названием; ротаторно, а затем типографски он печатал «Приходской листок», детские листки, открытки, в 1945 году издал «Молитвенник: Спутник православного христианина » и затем «Помянник».
В 1945 году началось сотрудничество Роменского с Ириной Посновой и «Бельгийским комитетом религиозной документации о Востоке» , затем с «Восточно-христианским очагом» , издательством «Жизнь с Богом» и журналом « Россия и Вселенская церковь ».
Роменский вспоминал:
«я печатал и издавал совместно с Ириной Михайловной Посновой журнал, смею полагать единственный в своём роде по тем временам! В моей примитивной типографии (набор вручную) я печатал журнал и для католиков и для себя одновременно. Мой назывался „Христианская жизнь“, а католический „Жизнь с Богом“, последний и явился основанием того издательства, которое ценится и чтится даже самыми категорическими в Православии противниками восточного движения в Католичестве…».
В 1967 году по приглашению Ирины Посновой Роменский подключился к работе на передаче « Мир и свет жизни » на .
Он писал Посновой:
«вот теперь моя кафедра — вся Россия» «…Если рассудить по-человечески, то все началось, скажем, наивно… пробы на моём стареньком магнитофоне, поездки в радио Монте-Карло… мне казалось все милым, интересным, но, конечно, недолговечным, просто интересным эпизодом, приятной встречей с Вами в новом сотрудничестве, воспоминанием далеких лет сотрудничества с Вами в годы великих надежд после Второй мировой войны… Вспоминая трогательное, полезное Церкви, радостное в прошлом сотрудничество моё с Вами, я охотно и с энергией включился в Ваше дело, но… без больших надежд на будущее, думал, — два, три может пять-шесть!» «… мы стараемся нести слово Божие и церковную молитву, в те области Европы, где чувствуется недостаток в нём. Кроме этой церковно-христианской заботы у нас нет других задач, — ни общественных, ни политических, ни личных» .
Помимо контактов с католиками, Роменский состоял в дружбе с русским протестантским пастором в Брюсселе Алексеем Васильевым .
Среди книжного и документального фонда, поступившего после закрытия «Жизни с Богом» из Брюсселя в центр "* Сериате , Италия имеются документы связанные с Роменским, среди них:
вРоменский похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.