Сысоев, Всеволод Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дании́л Алексе́евич Сысо́ев ( 12 января 1974 года , Москва — 20 ноября 2009 года , там же) — российский религиозный деятель, священник Русской православной церкви , настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, миссионер , публицист, писатель, кандидат богословия .
Активно занимался миссионерской деятельностью , в частности, проповедью православия мусульманам . За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит Бексултаном Карыбековым, 1987 г. рождения, уроженцем города Ош Республики Киргизии в храме при исполнении священнослужебных обязанностей . Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством и ожидают его канонизации в будущем .
По собственным словам, наполовину русский , наполовину татарин . Вырос в семье художников. Отец — священник , клирик храма Петра и Павла в Ясеневе . Мать — Анна Мидхатовна Амирова. Прадед по материнской линии был муллой .
Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной пустыни , где познакомился с будущим иеромонахом Василием (Росляковым) ( 18 апреля 1993 года убитым вместе с иноками Оптиной пустыни Трофимом и Ферапонтом ).
В 1991 году поступил в Московскую духовную семинарию с характеристикой и рекомендацией, выданной священником Артемием Владимировым . В семинарии нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.
Учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут убеждением, что только православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы .
В 1994 году епископом Магаданским Ростиславом (Девятовым) посвящён в чтеца . В том же году женился на Юлии Михайловне Брыкиной , дочери бизнесмена . В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию . В 1995 году рукоположён в священный сан диакона . В том же году поступил в Московскую духовную академию , продолжив образование на заочном секторе обучения.
Диаконское служение проходил в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). Не поддерживая никаких компромиссов в соблюдении устава , был в противоречивых отношениях с настоятелем храма архимандритом Борисом (Добревым) (ныне епископ Агатоникийский Болгарской православной церкви ) .
В 2000 году окончил Московскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия . Тема защищённой диссертации «Антропология Адвентистов седьмого дня и Общества сторожевой башни и её анализ». В январе 2001 года рукоположён в священный сан иерея Святейшим Патриархом Алексием II и назначен клириком храма Петра и Павла в Ясеневе при настоятеле игумене Мелхиседеке (Артюхине) . Служил священником на Крутицком подворье в храме Воскресения Словущего у о. Анатолия Берестова. В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская и, получив в ноябре 2003 года благословение Святейшего Патриарха Алексия II, приступил к организации строительства нового храма в честь пророка Даниила (своего небесного покровителя) на территории Южного административного округа города Москвы.
К празднику Святой Пасхи 2004 года за усердное служение Церкви Божией Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен права ношения камилавки .
В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы . При храме апостола Фомы, где Сысоев настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице .
Был женат на Юлии Сысоевой (в девичестве Брыкиной). В браке родились три дочери: Иустина, Дорофея и Ангелина.
С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево».
Примерно с 2000 по 2004 годы преподавал литургику на вечерних Богословских курсах при храме апп. Петра и Павла в Ясеневе (подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве).
C 2004 по 2009 год преподавал сначала литургику, а потом миссиологию в Перервинской духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре .
Под миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом богослужении обязательно произносил проповедь . На литургии произносил слово, посвящённое теме Евангельского чтения, на всенощном бдении — проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, говорил слово и на молебне и на панихиде и вообще при всяком уместном случае .
С 1997 года проводил регулярные, по четвергам, вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием), сначала на Крутицком подворье , а с 2006 года — в храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования святителя Иоанна Златоуста и других святых отцов. Потом прочитывал главу или часть главы из Нового Завета (в основном Деяний или Посланий или Апокалипсиса ) и давал по стихам толкование на читаемое место .
В 2007 году возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана .
В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в республику Киргизия , в которой отец Даниил принял активное участие: провёл несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион у города Ош .
В 2009 году состоялась новая поездка миссионерской группы в город Заинск — административный центр Заинского района Татарстана .
Помимо того, отец Даниил совершил множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам — например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию .
Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами — «Библия или Коран являются откровением Бога?» и «Представление о Боге», трёх диспутов со старообрядцами (представителями РПСЦ ) — «Обряд и вера» , « Символ веры » , «Старые и новые обряды» .
Отец Даниил регулярно участвовал в различных телевизионных и радиопередачах.
По благословению о. Даниила Сысоева была написана икона «Собор святых из ислама в Православие обратившихся», на которой изображены 16 святых, таких как Або Тбилисский , мученик , и др.
19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре) . Убийца (нерусский, как отмечено очевидцами «по характерному акценту» ), бывший в медицинской маске, выстрелил два раза также во встретившегося ему на выходе регента хора и скрылся. Даниил Сысоев скончался на операционном столе 20 ноября .
Отпевание 23 ноября 2009 года в храме Петра и Павла в Ясеневе возглавил архиепископ Арсений (Епифанов) (присутствовали 237 священников и около тысячи мирян .); по окончании отпевания патриарх Кирилл совершил у гроба почившего заупокойную литию . В прощальном слове патриарх, в частности, сказал:
Отец Даниил много сделал для утверждения Божией правды <…> Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнёс, — это то, свидетелями которому мы являемся сегодня. Если человека убивают за Божию правду, это значит, что правда сия разит людей, её неприемлевших, обладает огромной силой .
Был погребён на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на Епархиальном кладбище (часть Кунцевского кладбища ) .
Сорок дней со дня его смерти пришлись на его именины — день памяти пророка Даниила .
О неоднократных угрозах убийством за его высказывания об исламе говорил сам Сысоев осенью 2009 года .
20 ноября 2009 года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский , лично знавший убитого, сказал:
Отец Даниил был яркой фигурой в московском священстве — человек творческий, активный, истинный проповедник и миссионер. Думаю, он пострадал именно из-за своей активной позиции .
В тот же день высказался протодиакон Андрей Кураев :
Я убеждён, что это был выстрел религиозно мотивированный. Если это так, то, конечно, отец Даниил пополняет число российских новомучеников .
23 ноября политолог Станислав Белковский высказал мнение, что «у о. Даниила был конфликт с одной крупной компанией», которая «хотела забрать себе земельный участок, на котором стоял храм св. апостола Фомы». Отмечалось также, что убийство было совершено в канун дня рождения Патриарха Кирилла .
26 ноября иеромонах Иов (Гумеров) , отвечая на вопрос, можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством, в статье, опубликованной на Православие.Ru , написал:
…его кончина есть христианская жертва ради того высокого дела, к которому он считал себя призванным. Смерть — очевидная победа, ибо «воинов Божиих и Христовых не убивают, а увенчивают»
Иеромонах Димитрий (Першин) , лично знавший о. Даниила, так отозвался о произошедшем:
Убиенный отец Даниил — священномученик. Сегодня день его рождения в Вечность. Ключевые слова Евангелия этого дня — это слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело…».
По основной первоначальной версии уголовного следствия, убийство было совершено на религиозной почве: ранее погибшему неоднократно угрожали представители некой экстремистской группировки . Ответственность за убийство взял на себя никогда не бывавший на Кавказе сторонник амира мусульман Доку Умарова , имя которого не раскрывается .
За помощь в поимке убийцы инвестиционный холдинг «Вашъ Финансовый Попечитель» объявил награду в 1 млн рублей . Позже некоторую информацию об убийце предоставили боевики «кавказского сопротивления», но обещанное вознаграждение так и не было выплачено .
5 декабря 2009 года, около 4 часов вечера, клирик храма апостола Фомы священник Виталий Зубков был избит тремя неизвестными на Кантемировской улице, по дороге к храму, — согласно сведениям, полученным от самого Зубкова . Нападение отец Виталий связывает с убийством настоятеля.
На 40-й день после смерти иерея Даниила Сысоева, 30 декабря 2009 года , ДПНИ решило провести пикет, посвященный его памяти. На сайте Миссионерского центра пророка Даниила появилось обращение с просьбой не участвовать в данной акции и «не поддаваться возможным провокациям на межнациональной почве» .
16 марта 2010 года представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооружённое сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев . В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительно того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила» .
На следующий день киргизские журналисты со ссылкой на слова матери Карыбекова заявили , что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог быть не Бексултаном Карыбековым; глава компании «Вашъ финансовый попечитель» Василий Бойко , ранее объявивший о вознаграждении за раскрытие убийства, по состоянию на 17 марта 2010 года воздерживался от выплаты премии — в связи с тем, что «на данный момент нет никаких доказательств — ни документальных, ни каких-либо ещё — о том, что найден убийца Сысоева» .
В 2005 году правительство Москвы выделило общине храма пророка Даниила на Кантемировской, возглавляемой Даниилом Сысоевым, 0,5 гектара земли в Москворечье-Сабурове ( Пролетарский проспект , 62/16), недалеко от станции метро Кантемировская, для строительства каменного храма в честь пророка Даниила . Пока построен (в ноябре 2006 г.) лишь временный деревянный храм в честь апостола Фомы .
В августе 2009 года Департамент природопользования Москвы, указав на нарушение природоохранного законодательства деятельностью общины, заявил о намерении снести храм . 11 августа 2009 года заместитель префекта ЮАО заявил, что принято принципиальное решение разрешить строительство храма в этом месте, а жители, во время общественных слушаний по новому Генеральному плану Москвы, потребовали внести храм в проект Генплана. .
При храме действуют миссионерские курсы, певческая школа, иконописная школа, отряд скаутов.
Был известен своей активной миссионерской работой в среде мусульман-мигрантов (в Москве), обращением в православие татар, чеченцев, дискуссиями о креационизме , диспутами с мусульманами, многостраничной полемикой и статьями о патриотизме и «уранополитизме» . Некоторые СМИ квалифицировали его оценки ислама и мусульман как «радикальные» . За свои резкие высказывания об исламе критиковался и со стороны православных священнослужителей . В связи с этим Сысоев неоднократно получал угрозы в свой адрес .
Высказывался на темы проповеди православия и миссионерства среди различных групп, включая скинхедов , старообрядцев , мусульман . С августа 1996 года вёл беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов . Занимал консервативную позицию по отношению к занятиям йогой , карате , латиноамериканскими танцами и танцем живота , призывая христиан не посещать данные занятия . Отвергал теорию эволюции , был редактором сборника « Шестоднев против эволюции» .
Отрицательно относился к коммунизму , считая его заразой, корнем зла которого являлось чувство зависти . 17 июля 2007 года принял участие в молебне о переименовании станции столичного метро «Войковская» , прошедшем в московском храме Всех Святых на Соколе , в ходе которого назвал ликвидацию мавзолея и памятников кровавым деятелям большевизма необходимым актом покаяния .
Считал, что образование должно быть только церковным, а нехристианское образование заведомо разрушительно (тут имелось в виду, что автор отвергает теорию эволюции) .
Придерживался взглядов «уранополитизма» , который главным родством признаёт родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе . Отец Даниил говорил, что во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея», а пропаганда национализма — отход от подлинного христианства. Здесь он имел в виду национализм как чувство превосходства своей национальности над другими, а не как отстаивание интересов одного народа и культуры . Относительно второго считал, что только христианство может обеспечить настоящую национальную идентичность, говоря:
Так какая же из религий обеспечивает настоящую национальную самоидентичность? Очевидно, что только христианство, которое не уничтожает народы, но указывает своё место любви к нации в общем хоре истинно вселенской Веры.
В 2007 году сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов собирался подать в суд на Даниила Сысоева за книгу «Брак с мусульманином», которая, по его словам, содержит оскорбительные для мусульман выражения ; Нафигулла Аширов назвал православного священника «русским Салманом Рушди » .
Журналист Халида Хамидулина обвинила Даниила Сысоева в разжигании ненависти к исламу в его публикациях и подала иск в суд .
Высказывали недовольство в отношении Даниила Сысоева некоторые ультраправые околоправославные издания за его антимонархическую, по мнению данных изданий, позицию .
Представители старообрядцев давали самые негативные оценки Даниилу Сысоеву за высказывания в адрес старообрядцев. После выхода в апреле 2007 года статьи отца Даниила под названием «Размышления о протопопе Аввакуме , церковной смуте и любви к Родине» старообрядцы обвиняли Сысоева в низком уровне высказываемых им суждений, в клевете, лжи и искажении исторических фактов . Данная статья Сысоева послужила причиной обращения предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия в отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВСЦ). В обращении митрополит Корнилий указал на многочисленные случаи лжи и клеветы против старообрядцев в статье Сысоева, а также сказал, что данная статья разжигает межрелигиозную вражду . В ответе, написанном от имени ОВСЦ митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом , говорится о недопустимости впредь публикации в изданиях Русской православной церкви статей, содержащих оскорбления чувств старообрядцев и игнорирующих соборные определения Русской православной церкви. Митрополит Кирилл предложил провести круглые столы представителей РПЦ и РПСЦ . После этого состоялись три диспута со старообрядцами.
Бывший протодиакон Андрей Кураев выразил «пожелание… чтобы методы его миссии не были канонизированы вместе с отцом Даниилом». По мнению Кураева, «вина» в том, что на многих мусульманских сайтах радостно реагировали на убийство священника, лежит и на нём самом .
14 октября 2010 года его вдовою был представлен фонд его памяти. По словам Юлии Сысоевой, «идея фонда заключается в максимально полной реализации всех проектов и идей отца Даниила по миссии, благотворительности и издательству».