Interested Article - Майкопская и Адыгейская епархия

Майкопская и Адыгейская епархия епархия Русской православной Церкви , объединяющая приходы и монастыри в пределах Адыгеи , а также де-факто Абхазии .

Епархиальный центр — город Майкоп .

История

Впервые христианское вероучение в западной части Северного Кавказа появилось ещё в I веке благодаря трудам Андрея Первозванного и Симона Кананита .

Древние времена

По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40 году от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан , абазгов и зихов . Здесь же проповедовал и апостол Симон Кананит , могила которого, согласно церковному преданию, находится в городе Никопсисе (ныне посёлок Новомихайловский Краснодарского края или город Новый Афон в Абхазии). В начале I века н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у причерноморских зихов и боспорян. Более того, согласно легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей , Иуда-Фаддей (прозванный Левием), Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей .

В первые века н. э. западнокавказские племена имели тесные торговые связи с Боспором , Византией , Иберией , Албанией . С VII века через Северный Кавказ проходил один из маршрутов « Великого шёлкового пути ». В эпоху императора Юстиниана ( 525 527 ) позиции Византии на Северном Кавказе ещё более усилились: в частности, её провинцией стало бывшее Боспорское царство. Именно к этому времени относится начало обращения предков адыгов в христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на северо-западе Кавказа. Христианские священники — «шогени» («шеуджен») и епископы («шехник»), упоминаемые во многих адыгских сказаниях, — принимали меры к распространению христианства греческого обряда.

Майкопско-Адыгейская епархия

Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст , который в 407 году в городе Команы недалеко от Сухума обрёл свою блаженную кончину. Территория, занятая зихами, в духовном отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались в Константинополе . В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории , Метрахе (Таматарха) , и Никопсисе . В документах Цареградского собора 518 года стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора встречается имя Зихийского епископа Дамиана. Большое влияние на процесс христианизации Северного Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия , которой удалось в церковном отношении подчинить зихов. VI Вселенский Собор подчинил Грузинскому Патриаршему Престолу территории на северо-западе Кавказа. В уставе императора Льва Мудрого ( 849 911 ) говорится о существовании Таматархской и Никопсийской архиепископий и упоминается Аланская митрополия . Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменилось влиянием Русской Православной Церкви , просветительская деятельность которой началась сразу после крещения Руси . К концу X века греки уступили своё влияние в этом регионе русским. Князь Мстислав Храбрый в 1022 году соорудил здесь храм во имя Пресвятой Богородицы, в память о победе над касожским князем Редедей. Вместе с основанием Тмутараканского княжества на Северном Кавказе возникла первая русская епархия , просуществовавшая около ста лет. Сюда в 1008 году был назначен первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен Киево-Печерской обители , в Тмутаракани основал монастырь, в котором провёл 10 лет своей жизни. Среди кавказских народов христианство было более всего распространено у аланов . Аланская митрополия занимала 61-е место в составе Константинопольского Патриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что Максим Исповедник находился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней Хумар. Приход в XIII веке монголов потряс Аланскую державу и привёл к упразднению Аланской митрополии. В то же время на Северном Кавказе возросла роль Зихийско -Матрахской епархии, возведённой в ранг митрополии. В XIII веке на Северном Кавказе появились генуэзцы , исповедовавшие католичество. В 1346 году здесь была организована Зихийская католическая епархия и назначается епископ — францисканец Иоанн. Однако успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря об этом периоде, Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру». Ещё в 1396 году митрополит Зихийско-Матрахский Иосиф имел свою резиденцию в Матрахе ( Тамани ). С приходом на Кавказ турок в XV веке среди кавказских народов силой насаждалось мусульманство. С укреплением Русского государства в Москву неоднократно являлись послы адыгов-черкесов с просьбой о помощи. Они высказывали желание восстановить в своем народе христианство, но трагические события смутного времени в Русском государстве помешали оказать помощь горским народам.

XVII—XVIII века

В 1602 году была основана Астраханская епархия , долгое время распространявшая свою юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. Первый Астраханский епископ Феодосий имел титул «Астраханский и Терский» по имени двух главных городов епархии. С середины XVII века Терки является главным центром православия на Северном Кавказе. В 1664 году здесь было уже два храма и монастырь. По указу Петра I в 1723 году в титул астраханских преосвященных вносится наименование « Ставропольский ». В 1745 году в Кизляре создается Осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской деятельности среди кавказских народов. В 1703 году была организована Моздокско -Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена Осетинская духовная комиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили — Токаева), который был посвящён в сан епископа . В 1799 году эта епархия была упразднена по причине малочисленности церквей, как сказано в докладе Святейшего Синода. К этому времени Моздокская епархия состояла из 75 церквей и 73 молитвенных домов, в её штате было 160 священников. С 1792 года черноморские казаки переселяются на Кубань . Их духовное окормление поручается епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 год).

XIX век

В 1799 года Кубань посетил новый епископ Феодосийский Христофор. А в 1824 года состоялось открытие духовное училища в Ставрополе. В 1829 году была образована Донская епархия . Первый епископ Афанасий получил титул «Новочеркасского и Георгиевского». Все православные приходы Северного Кавказа стали входить в подчинение Донской епархии.

4 апреля 1842 года учреждается новая епархия, именуемая Кавказской и Черноморской , кафедральным городом которой определяется Ставрополь. Первым епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьёв , 1843 1849 ), отличавшийся глубокой богословской образованностью и подвижнической жизнью. Для развития богословского образования 20 июля 1846 года была учреждена Ставропольская духовная семинария . За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремия стоял во главе Ставропольской епархии , она достигла большого развития, и все последующие дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторённому епископом Иеремией. С 1863 года происходит изменение титула Кавказского епископа на «Кавказский и Екатеринодарский».

У адыгов остатки христианства сохранялись вплоть до окончания Кавказской войны , оставив свой след в некоторых обрядах и современной лексике, например в названиях дней недели: среда — «бэрэскъэжъый», пятница — «бэрэскэшхъу», происходя от имени Параскевы Пятницы и воскресенье — «тхъаумафэ», или «божий день». Из грузинского языка в адыгейский язык попало слово «джорэ» (от «джвари») — крест.

В 1885 года Кавказская епархия разделяется на Ставропольскую , Владикавказскую и Сухумскую епархии (в последнюю были переданы приходы от Анапы до Сочи ). Первым епископом Ставропольским и Екатеринодарским стал епископ Владимир (Петров , 1886—1889). В это время происходит бурный рост числа приходов, монастырей и духовных училищ епархии. В 1887 году в юрте станицы Каменномостской было выделено 350 десятин земли для создания монастыря — Свято-Михайловской Афонской Закубанской пустыни .

XX—XXI века

К началу XX века Кавказская епархия насчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии , 220 — в Кубанской области , 77 — в Терской области , 15 — в Черноморском округе . Учитывая трудности в управлении обширной епархией, Святейший Синод в 1907 году открыл Ейское викариатство , назначив туда епископа Иоанна (Левицкого) .

Майкопско-Армавирская епархия(1994—2000)

В 1919 году уже во время гражданской войны в Ставрополе проходит церковный собор, одним из решений которого было образование Екатеринодарской епархии . В период революционных потрясений и в годы советской власти Православная Церковь на Северном Кавказе находилась в тяжёлом положении. В 1920 году земли Свято-Михайловского монастыря были конфискованы, а в 1926 году на территории обители начал работать дом отдыха ГПУ. В 1928 году монастырь был закрыт окончательно.

В конце 1920-х — 1930-х годах большинство храмов на территории современной епархии было закрыто. В 1970-80-х годах действовали храмы только в Майкопе , Натырбово и Гиагинской .

28 марта 1991 года в границах Адыгейской автономной области было создано Майкопское благочиние Краснодарской епархии с центром в Майкопе . Современная православная епархия в Адыгее учреждена решением Священного Синода от 26 февраля 1994 как «Майкопская и Армавирская». Ей были подчинены приходы РПЦ в Адыгее и южной части Краснодарского края , а 5 октября 1994 года 4 прихода РПЦ в Армении . В новую епархию вошло 72 прихода. С июля 1995 года Преосвященным Майкопским и Армавирским назначен епископ Филарет (Карагодин) (1995—2000). В 1996 года состоялось важное событие в жизни епархии — Адыгею посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II . За время существования Майкопско-Армавирской епархии число приходов неуклонно росло. На декабрь 1998 года Майкопско-Армавирская епархия насчитывала 111 приходов, которые были разделены на 7 благочиний.

Решением Синода от 28 декабря 2000 года приходы епархии на территории Краснодарского края были переданы «в архипастырское окормление архиепископа Краснодарского и Новороссийского Исидора » ; епархия была ограничена только приходами на территории Адыгеи.

12 апреля 2001 года часть монастырских строений бывшего Свято-Михайловского монастыря были переданы Русской православной церкви. В сентябре 2001 года настоятелем монастыря назначен иеромонах Мартирий (Пянтин). Монастырь возобновил свою деятельность. С начала 2000-х годов в ведении Майкопской епархии РПЦ состоят де-факто православные клирики Абхазии .

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 года правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии назначен епископ Ейский Тихон (Лобковский) , викарий Екатеринодарской епархии .

Епископы

Майкопское викариатство Кубанской епархии
Майкопская и Армавирская епархия
Майкопская и Адыгейская епархия

Благочиния

Епархия разделена на 9 церковных округов (по состоянию на октябрь 2022 года):

  • 1-е Майкопское благочиние
  • 2-е Майкопское благочиние
  • Адыгейское благочиние
  • Гиагинское благочиние
  • Даховское благочиние
  • Николаевское благочиние
  • Яблоновское благочиние
  • Монастырское благочиние
  • Тюремное благочиние

Храмы

Адыгейское благочиние
Гиагинское благочиние
Даховское благочиние
1-е Майкопское благочиние
  • — г. Майкоп
  • Успенский собор — г. Майкоп
  • Святого Михаила Архангела — г. Майкоп
  • Воскресения Господня — г. Майкоп
  • Иконы Божией Матери «Державная» — г. Майкоп
  • Святителя Николая — г. Майкоп
  • Святого Сергия Радонежского — г. Майкоп
  • Успения Божией Матери — х. Гавердовский
  • Похвалы Пресвятой Богородицы — х. Красная Улька
  • Святого Александра Невского — п. Краснооктябрьский
  • Святого Спиридона Тримифунтского — п. Родниковый
  • Покрова Божией Матери — ст. Ханская
2-е Майкопское благочиние
Николаевское благочиние

Монастыри

Примечания

  1. ЖМП . 2001, № 2 — «Определения Священного Синода».

Литература

  • Остапенко Р. А. // Культурная жизнь Юга России. — № 3 (41). — Краснодар, 2009. — С. 103—105.
  • Остапенко Р. А. // Культурная жизнь Юга России. — № 3 (41). — Краснодар, 2011. — С. 36—38.
  • Остапенко Р. А. Православная миссия среди адыгов северо-западного Кавказа (1864—1917 гг.). — Краснодар: Издат. дом «Юг», 2011. — 166 с.
  • Остапенко Р. А. Апостольская проповедь среди зихов // Вопросы теории и методологии истории. — Майкоп, 2013. — С. 74—82.
  • Остапенко Р. А. // Метаморфозы истории. — Псков, 2017. — С. 181—205.
  • Остапенко Р. А. Майкопская и Адыгейская епархия // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLII : « Львовский собор Максим, блаженный, Московский ». — С. 311—314. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-047-9 .
  • Остапенко Р. А. // Метаморфозы истории. — Псков, 2016. — С. 86—98.
  • Данильченко А. Е. Историко-географические аспекты развития православия в Адыгее // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Редактор-составитель С. И. Хватова. 2018. — C. 342—383

Ссылки

Same as Майкопская и Адыгейская епархия