Молинари, Бернардино
- 1 year ago
- 0
- 0
Алоиз или Александр Молинари ( итал. Alessandro Molinari ; 5 января 1772 г., Берлин — 20 января 1831 г., Дрезден ) — итальянский живописец, миниатюрист и рисовальщик. Жил и работал во многих городах Европы.
Итальянец по происхождению, родился в Берлине. Учился в Берлинской академии художеств , считался неплохим портретистом . В Европе его творческая судьба не сложилась: «Человек, которого я зачастую идеализировал… оставался долгое время непризнанным», — писал его друг Гофман .
«Прекрасно сложенный, точно ватиканский Аполлон» (как пишет о нём Гофман), Молинари работал в Риме , в 1795 году — в Вене , в 1796—1797 гг. — в Глогау ; около 1800 года — в Веймаре . С Гофманом он познакомился во время работы над украшением иезуитской церкви в Глогау и послужил прототипом художника Бертольда в новелле Гофмана « Церковь иезуитов в Г. » Из книги Рюдигера Сафранского о Гофмане :
Молинари, на четыре года старше Гофмана, был весьма импозантен. Этот уроженец Берлина со своими иногда «зловеще» сверкающими глазами и черными курчавыми волосами напоминал таинственного колдуна из южных стран. Гордый, подчас даже высокомерный, он притягивал к себе женщин. Его репутация была небезупречна. Молинари воплощал собою тип демонического художника, которому сильная чувственность не дает покоя.
В 1806 году художник переехал в Россию, где был радушно принят своими соплеменниками-итальянцами, создавшими в Москве колонию, возглавляемую живописцем и поэтом С.Тончи . Не без помощи последнего он устроился в 1810-х гг. учителем рисования в семью московского библиофила графа Д. П. Бутурлина , жил в их калужском поместье Белкино . В 1812 году Молинари открыл кондитерскую на Невском проспекте «насупротив Аничкова дворца » .
Работая в России, Молинари показал разнообразие возможностей портретного жанра. Вскоре он стал любимым художником русской аристократии, благодаря её неискоренимой страсти к художникам-иностранцам. В 1807 году русская публика восторженно именовала Молинари « превосходным художником портретистом в миниатюре, маслом и пастелью» . Он писал Александра I , членов его семьи, представителей петербургской и московской знати, артистов и многих других. Известно, что графиня Доротея Ливен обратилась к только что приехавшему Молинари с просьбой написать её портрет. Молинари выполнил портрет итальянским карандашом, сангиной и акварелью.
Он рисовал и графические портреты, работая в этой технике одновременно с Кипренским , но решал иные творческие задачи. Романтик по мироощущению, Молинари был увлечён поисками возвышенной красоты. Но идеал часто превалировал над реальным прототипом. Поэтому многие его работы, особенно женские портреты, условны, а модели не имеют индивидуальности. В мужских портретах Молинари был более свободен и раскован. Излюбленным приемом художника была подсветка изображения акварелью и белилами.
В 1816—1822 гг. Молинари работал в Варшаве , затем в Берлине и Дрездене, где 20 января 1831 года неожиданно умер от апоплексического удара .
Работы Молинари хранятся в Государственном Эрмитаже , Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Государственном музее А. С. Пушкина .