Небесная сфера
- 1 year ago
- 0
- 0
Дого́ны (самоназв. Dogom , Dogon и др., ед. ч. Dogone ; фула Haɓe , ед. ч. Kado , Kaado букв. «язычники») — народ на юго-востоке Мали (юго-восток области Мопти ). Живут (компактно или смешанно с фульбе ) в труднодоступном районе вокруг уступа Бандиагара , на прилегающем плато и равнине Сено, а также в нескольких приграничных селениях Буркина-Фасо .
Говорят на догонских языках . Многие также в разной степени владеют фула , играющим роль лингва-франка для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана . Французским , государственным языком Мали, владеют единицы.
Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка) . В основном мусульмане , в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % — христиане (католики и протестанты).
По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .
Народ | Язык | Численность | Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) | Примечание |
---|---|---|---|---|
южные догоны | ||||
доон | томо-кан | 178 000 | 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо | |
того | тене-кан (того) | 92 232 | ||
тенгу | тене-кан (тенгу) | 67 788 | ||
восточные догоны | ||||
дьямсай | дьямсай | 164 000 | между городами Коро и Бумбум | |
торо-тегу | торо-тегу | 3654 | ||
центральные догоны | ||||
томмом | томмо-со | 75 852 | говорят на наречиях | |
торо (бомму) | торо-со | 63 000 | ||
доном | донно-со | 57 000 | в районе г. Бандиагара | |
западные догоны | ||||
момбо (колум) | момбо-со (колум-со) | 24 000 | ||
ампари | ампари | 6552 | ||
северные догоны | ||||
бондум (довой) | бондум(-дом) | 31 000 | к северу от плато Бандиагара, основное поселение — Борко | |
догул | догулу(-дом) | 20 000 | к северо-востоку от г. Бандиагара | |
тираниге (дулери) | тираниге-дига | 5292 | ||
тебул-уре | 3500 | |||
нанга | нанга(-дама) | 3150 | ||
янда | янда(-дом) | 2500 | ||
буду | буноге | 882 | ||
ана | 500 | |||
бангана | бангери (бангиме) | 1512 | на северо-западе от г. Бандиагара | говорят на изолированном языке |
Всего | 790 102 |
Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в X - XII веках с верховий Нигера — из страны Манден , вытеснив местное население (или) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря — керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI- XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) — в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII - XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.
Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие, в горах — террасное, местами — ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения .
Развиты кузнечество (характерны плавильные печи фаллической формы, сходные с печами манден), антропоморфная и зооморфная пластика (железо, дерево, глина, камень: кованые антропоморфные навершия жезлов, маски, статуэтки женщин с детьми, сосудами на голове, мелющих зерно, орантов, музыкантов, всадников, двойные изображения, ритуальные сиденья с «кариатидами», подголовники, танцевальные трости, кубки, утварь, архитектурные детали). Для скульптуры характерны угловатые очертания, маски имеют объёмные либо плоские личины, навершия с подчёркнутой вертикальной осью (длиной до 10 м). Резьбой по дереву занимаются кузнецы, составляющие замкнутую касту и живущие в особом квартале или в отдалении от деревни; их жёны занимаются гончарством.
Система терминов родства бифуркативная.
Деревенская община состоит из нескольких больших семей — патрилатеральных родственных групп, управляется советом старейших мужчин ( гинна ). Духовный лидер общины — жрец культа мифического предка догонов Лебе ( огон ), избираемый общиной и проходящий после избрания длительный период инициации. Лебе представляется в виде змеи, считается, что от его сыновей произошли территориальные и родовые группы догонов (дион, домно, оно и ару).
Первопредком и культурным героем считается также , укравший у небесных кузнецов огонь, разделивший землю между 8 родами догонов, научивший людей земледелию.
Поселения располагаются террасами на склонах холмов у подножия скал. Имеются скальные постройки. Жилище глинобитное, прямоугольное с плоской крышей; дома тесно примыкают друг к другу. Амбары — прямоугольные или округлые. Встречаются мужские дома ( тогу-на ) — низкие (чтобы во время ссор спорщики не могли выпрямиться во весь рост) с соломенной в несколько слоёв крышей, опирающейся на резные столбы. Встречается практика строить женские менструальные дома за пределами деревни. Мужские и женские глинобитные кладовые на подставках, круглые в плане с конической крышей с рельефными антропоморфными изображениями на дверях.
Традиционная одежда — набедренная повязка и короткая рубаха у мужчин, повязанная на бёдрах юбка у женщин.
Догоны имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке и культурном герое Номмо, связанном с близнечным культом; о «божествах воды» — полулюдях и полузмеях; о вредоносном шакале Юругу. У них существуют сложные космогонические представления о многослойной Вселенной и определённый опыт астрономических наблюдений.
С культом предков связано мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание . Практикуется и женское обрезание . Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельскохозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др.
Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрические фигуры). Со 2-й половины XIX века под влиянием тукулёров распространяется ислам, с конца XIX — начала XX века — христианство. Догоны, получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре.
В 1930-е годы французский этнограф Марсель Гриоль приступил к исследованию догонов, в 1940-е к нему присоединилась этнолог . Получив посвящение у догонского жреца (старейшины) в 1947 году, французские учёные, после четырёх лет исследования, поместили в газету «Общества африканистов» статью под названием «Суданская система Сириуса » (1951), а затем опубликовали в издании Института этнологии в Париже «Бледный Лис : космогонический миф» (1965) , где они описали догонское видение Вселенной, творения бога Аммы (Amma) . Среди прочего, они сообщили, что старейшина племени по имени Оготемелли знает о существовании спутников Юпитера , колец Сатурна , невидимой звезды Сириус B и многое другое. Эта сенсационная информация была массово растиражирована сторонниками гипотезы палеоконтакта как доказательство посещения Земли инопланетянами; использовали её в своей пропаганде и африканские националисты.
Однако этнографы, посетившие догонов в более позднее время (Гриоль умер в 1956 году), эту информацию не подтвердили . Термин сиги толо , который, по мнению Гриоля, относится к Сириусу, на самом деле обозначает любое светило, включая Венеру и Солнце . За 11 лет исследования племени этнографы не обнаружили никаких следов «тайных знаний», хотя общались также и с собеседниками Гриоля .
Большинство исследователей теперь признаёт, что миф о Сириусе B и о всех прочих астрономических фактах, не видных невооружённым глазом, является следствием «культурного засорения» догонов в результате контактов с Гриолем и другими европейцами . Например, ещё в 1893 году на территории догонов для изучения солнечного затмения в течение пяти недель находилась астрономическая экспедиция под руководством Анри Александра Десландра . Джеймс Оберг в качестве доказательства «культурного засорения» обращает внимание на тот факт, что «тайные знания» Оготемелли содержали устаревшую информацию (примерно на уровне середины XIX века): число спутников Юпитера, согласно Оготемелли, было намного меньше истинного, самой дальней планетой и якобы единственной планетой с кольцами был объявлен Сатурн и т. п.
Догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева . Есть упоминание в « Энциклопедии относительного и абсолютного знания », том 5 .
Догоны и миф о фигурируют в романе Тома Роббинса «Сонные глазки и пижама в лягушечку».
Также догоны и их космология упоминаются в романе Филипа Дика «ВАЛИС».
Жиль Делёз и Феликс Гваттари в своём двухтомнике «Капитализм и шизофрения» часто используют пример яйца догонов, чтобы описать введённое ими понятие «Тело без органов», содержащее в себе изначальные движения, которые могут быть описаны посредством яйцевидной формы, свойственной культуре догонов, проанализированной французским этнографом-африканистом Марселем Гриолем в его антропологических докладах. «Яйцо мира» (aduno tal) — в основе которого лежат уже дифференцированые зародыши вещей; в результате спирального движения и расширения зародыши развиваются сначала в семи сегментах и увеличиваются в длине, демонстрируя семь фундаментальных семян, которые должны быть найдены также и в человеческом теле. Согласно Гриолю, к анализу которого апеллируют Делёз и Гваттари, основные образцы организации внутри яйца проявляются во всех областях жизни догонов: родовые структуры, строение деревни, понимание тела и так далее. И так, согласно Делёзу и Гваттари, метафора яйца помогает предположить будущие гестации формации и потенциал формирования многих реальностей одинакового происхождения.
|deadlink=
(
справка
); Проверьте дату в
|date=
(
справка на английском
)