Interested Article - Гейнсборо, Томас

То́мас Ге́йнсборо ( англ. Thomas Gainsborough ; 14 мая 1727 , Садбери, Саффолк 2 августа 1788 , Лондон ) — английский живописец , акварелист , рисовальщик и гравёр . Выдающийся пейзажист и портретист .

Наряду со старшим современником Джошуа Рейнольдсом Гейнсборо считается одним из самых значительных мастеров британской живописи второй половины XVIII века периода романтизма , для картин которого характерна «просветлённая» палитра лёгких, серебристых тонов . Гейнсборо был выдающимся портретистом, но также прославился и как превосходный мастер пейзажного жанра . Вместе с Ричардом Уилсоном является основателем британской пейзажной школы XVIII века. С его именем связано появление в истории английского искусства термина « пикчуреск ». Гейнсборо стал одним из основателей Королевской академии искусств в Лондоне.

Биография

Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Он был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В тринадцать лет уговорил родителей отпустить его в Лондон , и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

Лондон

Пейзаж в Саффолке. 1746—1750. Холст, масло. Музей истории искусств, Вена

В Лондоне поселился у серебряных дел мастера , фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Юбера-Франсуа Гравло , преподавателя . В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 1740-х годах. Он зарабатывал на жизнь пейзажами на заказ, подправлял старые картины, работал помощников гравёра Джона Бойделла .

В 1745 году он поселился в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер . На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью . Вероятно, рисунок (около 1746—1748) и картина (около 1746—1747, Лувр ) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Антуана Ватто .

В 1748 году он написал картину « Лес Гейнсборо ». В этом произведении заметно влияние Рёйсдаля , который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году « Чартерхаус » приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решил вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны в Англии того времени. В академическом искусстве они считались «низким жанром». Около 1749 года Гейнсборо создал произведение, в композиции которого он впервые соединил портрет и пейзаж — « портрет четы Эндрюс ».

Приблизительно в 1750 году Гейнсборо переехал в расположенный недалеко Ипсуич .

Ипсуич

Портрет дочерей, преследующих бабочку. Ок. 1756. Холст, масло. Лондонская национальная галерея

В Ипсуиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, где познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением членов Музыкального клуба.

В 1752 году у Гейнсборо родилась вторая дочь — Маргарет.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту , усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека» .

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона .

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке . На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполнил два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой , на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына . Портреты, выполненные художником, нашли одобрение одобрение, и его слава росла.

Гейнсборо писал и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсвичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса — оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель» .

Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат , где в то время жили две его сестры.

Бат, 1759—1774

Возвращение крестьян с рынка. 1767—1768. Холст, масло. Музей искусств, Толидо. Огайо, США

В Бате количество заказов на портреты превышало возможности художника, в 1763 году он даже заболел от переутомления и местная газета 17 октября сообщила о его смерти, признав ошибку на следующий день.

В 1763—1764 годах создан портрет графини . Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха , сына Иоганна Себастьяна Баха .

Большое значение для Гейнсборо имело знакомство с картинами фламандцев Антониса Ван Дейка и Питера Пауля Рубенса , принадлежащими местным аристократам, некоторые из этих полотен он копировал.

«С изучением картин старых мастеров связано появление изумительных сияющих далей в картинах Гейнсборо, не удававшихся мастеру прежде. Манера письма Гейнсборо в корне меняется. Примером этих новшеств можно считать „Пейзаж“ (ныне в Вустерском музее ), показанный на выставке 1763 года в . Он написан при искусственном свете и драматически построен на мощных кривых. Постепенно фигуры в пейзажах делаются крупнее и начинают играть все большую роль в композиционных решениях. Может быть, лучший пейзаж этого периода „Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой“ (ок. 1767), просветленный и щедрый по краскам: удивительно написаны утреннее небо, листва, пронизанная жёлто-розовыми лучами солнца.»

В ноябре 1768 года Джошуа Рейнольдс прислал Гейнсборо приглашение стать одним из тридцати шести членов-основателей Королевской академии искусств . Академия была основана 10 декабря 1768 года.

Наиболее знаменитыми портретами работы Гейнсборо начала 1770-х годов являются портрет миссис Грэм и « Мальчик в голубом », на котором изображён Джонатан Баттл.

Гейнсборо пробовал создавать офорты , сохранилось 11 досок, некоторые из них не завершены, видимо, качество не удовлетворило художника.

В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон.

Лондон, 1774—1788

Дама в голубом. Конец 1770-х гг. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В Лондоне художник устроил свою мастерскую рядом с залами аукциона Кристи , которые он часто посещал. Это время прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом , президентом Королевской академии.

В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принял участие в , где им была представлена картина «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжал создавать пейзажи, появились даже две марины со спокойным и с бурным морем. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы» (1784). «Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулёзно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса, увиденными художником после его переезда в Бат. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей в пейзаже.»

Возвращение с жатвы. Ок. 1784. Холст, масло. Художественная галерея Онтарио, Торонто

В 1781 году Лоутербург придумал — своеобразный волшебный фонарь . На подсвеченном сзади экране демонстрировались картины, нарисованные на стеклянных пластинах. Гейнсборо заинтересовался этим изобретением и в 1781—1782 годах создал цикл пейзажей для собственного эйдофузикона, в Музее Виктории и Альберта хранятся 10 таких пластин, расписанных художником.

Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской . 1785—1787. Холст, масло. Частное собрание, Чатсуорт-хаус

Широкую известность художнику принесли поэтичные женские портреты, написанные под сильным влиянием портретов Ван Дейка. Гейнсборо писал портреты итальянской танцовщицы , знаменитых куртизанок — миссис Эллиот по прозвищу Длинная Долли и Фрэнсис Данкомб, но, в основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву . Особое внимание привлекают необыкновенно лиричный портрет « Дамы в голубом (герцогини де Бофор?)», портреты леди и герцогини Девонширской .

В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновил попытки объединить портрет с пейзажем. В 1783 году Гейнсборо вместе со своим другом Сэмом Килдерби путешествовал по Озерному краю в Северо-Западной Англии.

В 1784 году у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской академией. Ему не понравилось, как были развешаны на академической выставке его картины, он попросил перевесить их ниже. Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников. В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.

В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе написал портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии .

К 1785—1788 годам относится единственная картина Гейнсборо на тему античной мифологии — « Диана и Актеон ».

Гейнсборо скончался от карциномы 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».

Художник похоронен на кладбище () в Кью (), расположенном на (). Он выразил желание быть похороненным рядом со своим другом . Позже его жена и племянник, ( англ. Gainsborough Dupont), были захоронены вместе с ним. По совпадению Йохан Цоффани и также похоронены на этом кладбище. С 2011 года идет сбор средств на восстановление его гробницы. В честь него названа улица в Кью — Гейнсборо-роуд.

В Садбери, на улице Гейнсборо-стрит, в доме, где родился художник, в 1958 году был открыт .

В 1991 году просвечивание рентгеновскими лучами портрета кисти Гейнсборо «Музыкант Иоган Фишер» показало, что под верхним слоем краски — портрет Шекспира . Исследователи творчества художника выяснили по его переписке, что в 1768 году он приступал к работе над портретом великого драматурга. Работа шла трудно и, по-видимому, недовольный результатами Гейнсборо записал этот холст другим портретом .

Галерея

  • Просёлочная дорога с деревьями и фермерской тележкой. Между 1765 и 1769. Бумага, чёрный карандаш, акварель. Рейксмюсеум, Амстердам
    Просёлочная дорога с деревьями и фермерской тележкой. Между 1765 и 1769. Бумага, чёрный карандаш, акварель. Рейксмюсеум, Амстердам
  • Поение скота у ручья. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
    Поение скота у ручья. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
  • Пейзаж с коровами. Бумага, перо, кисть, коричневые чернила. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
    Пейзаж с коровами. Бумага, перо, кисть, коричневые чернила. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
  • Речной пейзаж с лодкой. 1784–1788. Офорт, акватинта. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
    Речной пейзаж с лодкой. 1784–1788. Офорт, акватинта. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Корнардский_лес. 1748. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
    Корнардский_лес . 1748. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
  • Мистер_и_миссис_Эндрюс. Ок. 1750. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
    Мистер_и_миссис_Эндрюс . Ок. 1750. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
  • Пейзаж с плотиной. Между 1750 и 1753. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
    Пейзаж с плотиной. Между 1750 и 1753. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
  • Пейзаж с дояркой. Между 1754 и 1756. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
    Пейзаж с дояркой. Между 1754 и 1756. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
  • Мальчик в голубом. Портрет Джонатана Баттла. Ок. 1770. Холст, масло. Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США
    Мальчик в голубом . Портрет Джонатана Баттла. Ок. 1770. Холст, масло. Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США
  • Достопочтенная миссис Грэм. 1775. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
    Достопочтенная миссис Грэм . 1775. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
  • Водопой. До 1777. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
    Водопой. До 1777. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
  • Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом. Между 1783 и 1784. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
    Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом. Между 1783 и 1784. Холст, масло. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
  • Портрет Сары Сиддонс. 1785. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
    Портрет Сары Сиддонс. 1785. Холст, масло. Лондонская национальная галерея
  • Деревенская девочка. 1785. Холст, масло. Частное собрание
    Деревенская девочка. 1785. Холст, масло. Частное собрание

Примечания

  1. Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. — М. : Изобразительное искусство , 1990. — 224 с.
  2. , Richmond Guardian (7 марта 2011). 18 января 2012 года. Дата обращения: 1 декабря 2011.
  3. от 20 января 2023 на Wayback Machine // The Art Newspaper Russia. 2023. 13 января.
  4. Два шедевра на одном полотне // Известия № 293 от 10 декабря 1991

Литература

Очерки жизни и творчества. Каталог выставки
  • Некрасова Е. А. Письма Томаса Гейнсборо как источник для суждения о его эстетических воззрениях / Е. А. Некрасова // Философия искусства в прошлом и настоящем : [Сб. статей / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств, Сектор истории эстет. учений ; Отв. ред. М. Лифшиц]. — М. : Искусство, 1981. — С. 318–327. — 423 с.
  • Некрасова Е. А. Томас Гейнсборо / Е. А. Некрасова. — М. : Изобразительное искусство, 1990. — 221, [2] с. : ил., цв. ил.
  • Hayes J. The Landscape Paintings of Thomas Gainsborough : [ англ. ] : A Critical Text and Catalogue Raisonné : in 2 vol. / John Hayes. — Ithaca, N.Y. : Cornell University Press, 1982. — xiii, 620 p., [12] p. fig. — Cont.: ( OCLC ) ; ( OCLC ). — ISBN 0-8014-1528-4 . — LCCN .
  • Postle M. : [ англ. ] / Martin Postle. — London : Tate, 2002. — 80 p. : ill. — (British Artists). — ISBN 1-85437-415-X . — OCLC .
  • Rosenthal M., Myrone M., et al. : [ англ. ] : exhibition catalogue; Tate Britain, London, 24 October 2002 — 19 January 2003; National Gallery of Art, Washington, 9 February — 11 May 2003; Museum of Fine Arts, Boston, 9 June — 14 September 2003 / edited by Michael Rosenthal and Martin Myrone ; with contributions by Rica Jones [and others].. — New York : H. N. Abrams, 2002. — 294 p. — ISBN 0-8109-4440-5 . — LCCN . — OCLC .
  • Vaughan W. : [ англ. ] / William Vaughan. — New York : Thames & Hudson, 2002. — 224 p. — (Thames & Hudson World of Art). — ISBN 0-500-20358-X . — LCCN . — OCLC .
  • Woodall M. : his life and work : [ англ. ] : with 51 illustrations including 4 colour plates / Mary Woodall, Ph.D.. — London : Phoenix House, 1949. — 128 p. : ill. (some colour). — (British Painters). — OCLC .
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 3954–3980. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Same as Гейнсборо, Томас