Interested Article - Фольклор эскимосов

Похищение солнца у тунгаков. Иллюстрация Дмитрия Брюханова к книге Георгия Меновщикова «Эскимосские сказки и легенды»
Майирахпак — женщина-великан в эскимосских сказках. Иллюстрация Дмитрия Брюханова к книге Георгия Меновщикова «Эскимосские сказки и легенды»

Фольклор эскимосов представляет собой богатое устное творчество эскимосов . В сказках и легендах предпочтение отдается космогоническим мифам и древним верованиям.

Сказки

В волшебных сказках, наиболее тесно связанных с мифологией эскимосов , нашли отражение космогонические мифы , мифы о происхождении географических объектов, небесных светил, предметов окружающего мира и обычаев. Возникновение солнца связывается с сестрой, которая убегает на небо от желающего вступить с ней в любовную связь брата. Брат, преследующий сестру, становится луной. Пятна на лунном диске — следы сажи, которой сестра пометила лоб ночного гостя, чтобы опознать его днем (центральные юпик, инупиат, иглулик, нетсилик, эскимосы Лабрадора) . Плеяды или три звезды Пояса Ориона считаются охотниками, преследовавшими белого медведя и/или их собаками . Созвездие Большой Медведицы — олень-карибу (юпик, инупиат Северной Аляски, иглулик, эскимосы Баффиновой Земли, Лабрадора, Западной Гренландии) . В сказках о северном сиянии оно оказывается или духами-моржами, которые играют в мяч человеческой головой/черепом (Остров Нунивак, инупиат Берингова Пролива, инупиат Северной Аляски) или духами умерших людей, которые играют головой моржа (Баффинова Земля, Лабрадор, Гренландия) . Известен сюжет о смене дня и ночи, возникшей в результате спора между героями. Обычно за свет выступает Ворон, оппонент его Медведь, который предпочитает, чтобы была темнота, в которой он может выслеживать добычу по запаху. У других групп эскимосов эти роли играют Заяц и Лиса . В некоторых сказках животные возвращают в мир солнце, похищенное злыми духами — тунгаками .

Частый мотив сказок — превращение женщины в морское млекопитающее: сивуча (азиатские эскимосы), косатку (центральные юпик), тюленя- лахтака (центральные юпик), ондатру (центральные юпик), кита (инупиат). Вариант этого мотива — женщине отрубают пальцы, которые превращаются в морских животных (тюленей, моржей, нарвалов), сама она становится китом и повелительницей обитателей моря . Распространены сказки про то, что олени- карибу изначально были хищными и нападали на людей, а в травоядных животных превратились после того, как им выбили зубы (центральные юпик, инупиат северной Аляски, иглулик, Баффинова Земля, Лабрадор) .

Среди эскимосских сказочных персонажей есть гигантские птицы (орлы), которые производят гром. Они настолько велики, что способны унести в когтях не только людей или лодки, но даже китов .

В качестве героя трикстера в эскимосском фольклоре чаще всего выступает ворон (азиатские эскимосы, остров Нунивак, центральные юпик, инупиат Берингова пролива, инупиат северной Аляски, устье Маккензи, нетсилик, иглулик, Баффинова Земля, Лабрадор, Западная Гренландия ангмассалик) . Известны сказки о том, как ворон при помощи той или иной хитрости добывает тюленей . Также популярна история о том, как ворон женится на гусыне и, попытавшись участвовать в перелете гусей над морем, тонет, так как не может отдыхать на воде . У многих групп эскимосов распространен мотив о белом вороне, который стал черным после того, как был раскрашен другой птицей . В записанном Меновшиковым варианте азиатских эскимосов раскрашивали друг друга Ворон и Сова. Ворон делал это долго и старательно, Сова же вылила на него черную краску, когда он зажмурил глаза, с тех пор вороны и совы враждуют . В других варианта в качестве партнера ворона выступают Гагара, Утка или Чайка .

Поединок героев. Иллюстрация Дмитрия Брюханова к книге Георгия Меновщикова «Эскимосские сказки и легенды»

В основе героических сказок лежат предания реальных исторических столкновениях между чукчами и коряками. В этих войнах обычными союзниками кочевых (оленных чукчей) выступали приморские чукчи и эскимосы, а союзниками коряков — юкагиры. Коряки часто в этих сказках именуются «таннитами». Герои сказок побеждают врагов в поединках с использованием стрел или копий, но порой имеют в своем распоряжении волшебные предметы, например, летательные амулеты — фигурки птиц из дерева или моржового клыка, которые позволяют своему владельцу высоко прыгать или даже перелетать через преграду . В эскимосских сказках отражен институт кровной мести (например, в сказке «Кит, женщиной рождённый»), конкуренция родовых объединений за более удобные места охоты на кита .

Язык героических сказок мог быть метафоричен. Когда герой рассказывает о своих победах, он говорит: «Вот этими стрелами срезал я во множестве кыгмитскую траву, а когда стрелы надоели, ножом срезал». В данном случае под травой подразумеваются убитые враги .

В художественной литературе

Мотивы и образы традиционного фольклора гренландских эскимосов использовал в творчестве гренландский поэт Хенрик Лунд .

Исследователи

Фольклорные записи эскимосов Чукотки делали В. Г. Богораз , Е. С. Рубцова, Г. А. Меновщиков . В Северной Америке культуру, язык и фольклор эскимосов изучали Франц Боас и другие исследователи.

Литература

  • Меновщиков Г. А., Арутюнов С. А. , Членов М. А. Эскимосские сказки и мифы. — М.: Наука , 1988.
  • Меновщиков Г. А. Язык сиреникских эскимосов. Фонетика, очерк морфологии, тексты и словарь. — Москва • Ленинград,: Академия Наук СССР. Институт языкознания, 1964
  • Рубцова Е. С. Материалы по языку и фольклору эскимосов (чаплинский диалект). — Москва • Ленинград: Академия Наук СССР, 1954.
  • Сказки и мифы эскимосов Сибири, Аляски, Канады и Гренландии. — М.: Наука (ГРВЛ), 1985.

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  6. Меновщиков 1969: 42
  7. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  14. ↑ Меновщиков 1969: 22-23
  15. (неопр.) . Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  16. Меновщиков 1969: 234
  17. Меновщиков 1969: 17

Same as Фольклор эскимосов