Гармоника (наука)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гармо́ника ( др.-греч. ἁρμονική <подразумевается ἐπιστήμη или πραγματεία >, лат. harmonica) в античности, в Средние века , в эпоху Возрождения , реже в Новое время — наука и учение о звуковысотной структуре музыки, т.е. о гармонии . Античная гармоника — прообраз современной научной и учебной дисциплины гармонии (отрасли музыкознания).
Обязательные отделы (части) гармоники установил в IV в. до н. э. Аристоксен : о звуках (понимаемых музыкально-логически, т.е. как материал для «гармоничного»), об интервалах , о родах , о звукорядах (« системах »), о тонах (т.е. о ладах ), о метаболах , о мелопее (мелодической композиции). Таким образом, гармоника охватывала все необходимые аспекты звуковысотности, от акустико-математических до музыкально-логических категорий. Сохранились учебные гармоники Клеонида , Никомаха , Гауденция , Алипия , анонимов Беллермана ; исследования гармонии (в т.ч. в позднейших пересказах) оставили Адраст Афродисийский , Птолемей и др.
Рассмотрение ритма в музыке, стихе и танце не входило в проблематику гармоники. Этой области знания была посвящена другая мусическая наука — «ритмика» (сохранились фрагменты трактата Аристоксена «Элементы ритмики»; ей посвящена часть девятой книги трактата Марциана Капеллы «О бракосочетании Филологии и Меркурия» и т.д.).
В латинской литературе гармонику также называли « музыкой » (musica), подразумевая не музыкальное искусство (в том смысле, как его принято понимать в Новое время ), а науку о звуковысотном строении музыки. В этом смысле, например, название трактата «Основы музыки» (Institutio musica) Боэция нужно понимать как основы гармоники, т.е. учения о гармонии (в античном понимании этого слова). В таком же смысле следует понимать и многочисленные средневековые трактаты-«Музыки» (например, «Musica enchiriadis» Псевдо-Хукбальда , «Музыка» Германа Расслабленного и др.), исследующие не этос музыкального искусства и подавно не практические навыки музицирования (музыкального исполнительства), а излагающие учение о музыкальной гармонии. Как и в греческой античности, в средневековых гармониках (например, в трактате «De harmonica institutione» Регино Прюмского ) трактуется звуковысотная структура монодии ( григорианский хорал ), а не многоголосия.
В эпоху Возрождения «гармониками» называли свои учения авторы, демонстрирующие свою приверженность античным идеалам. Например, Царлино называет свой трактат (написанный уже на итальянском языке) «Основы гармоники» (Le istitutioni harmoniche). Слово «гармоника» у Царлино и в других ренессансных трактатах (при всём уважении к античности) относят не только к монодии, но и к многоголосию. Таким образом, «гармоника» постепенно приближается к современному основному пониманию гармонии как звуковысотной структуры многоголосной музыки.
В России понимание гармоники как «науки гармонии» прослеживается вплоть до XIX века, оно зафиксировано в первой русской универсальной энциклопедии Плюшара .
Объект изучения старинной гармоники — звук определённой высоты, для которого в ряде трактатов использовался специальный термин др.-греч. φθόγγος (в латинской транслитерации — лат. phthongos), и связи разновысотных звуков такого рода. Звуки (звучания) неопределённой высоты (как, например, вой волка, мычание коровы и т.п., а также речь человека), которые обобщённо именовались экмелическими , нельзя точно измерить, и потому они не могут быть объектом изучения в гармонике. Современная гармония по преимуществу занимается звуками определённой высоты, но также изучает и слитные звучания (как, например, в сонорной музыке).
Старинная гармоника изучает только эммелические звуки, т.е. звуки, пригодные для мелодии. Современная гармония включает в сферу своего рассмотрения любые звуки, например, «грязные ноты» (dirty tones) в джазе , отгласы и другие экмелические явления в музыкальном фольклоре .
Старинная (особенно античная) гармоника изучает звуковысотность одноголосной музыки (склад античной музыки представляет собой по преимуществу монодию ). Школьная гармония, ориентирующаяся на классическую мажорно-минорную тональность , изучает преимущественно многоголосную музыку гомофонного склада. Гармоника изучает интервалы и многоразличные монодические лады , школьная гармония изучает (терцовые) аккорды и их закономерные связи на основе лишь двух многоголосных ладов — мажора и минора .
Предмет изучения современной гармонии (например, в учении о гармонии Ю.Н. Холопова ) — любая звуковысотная структура любого склада , музыка как одноголосная, так и многоголосная.