Interested Article - Русские народные промыслы

В. А. Тропинин . Кружевница . 1823

Ру́сские наро́дные про́мыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры .

Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

Росписи

  • Алтайская роспись русских поселенцев (часто старообрядцев ) Алтайского края с XVII века родственна архангельско-вологодской и олонецкой росписи .
  • Борецкая роспись ( Борокская роспись ) по дереву северодвинского типа в Архангельской области относится к борокско-тоемско-пучугской группе .
  • Великоустюгские узоры — художественный промысел резьбы по берёсте, изготовлению различных изделий из дерева и берёсты с последующей их росписью, который с 1981 года развивается в Великом Устюге на фабрике «Великоустюгские узоры».
  • Верхнеуфтюгская роспись появилась в Верхней Уфтюге . Узор из условных цветов и птиц по фону разных цветов .
  • Вологодская роспись манерой напоминает скорописные иконы «краснушки» .
  • Волховская роспись по дереву Волховского района Ленинградской области .
  • Вятская роспись по дереву и бересте — роспись клеевыми или гуашевыми красками, родом из Вятки. С 1972 года под руководством НИИХП (художник Бабаева А. В., искусствовед Барадулин В. А.) восстановлена традиционная вятская роспись с растительным орнаментом .
  • Керамика Гжели . Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области . Со второй половины 1820-х годов многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время [ когда? ] именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изготовленными «под Гжель».
  • Жостовская роспись — народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов. Расписные металлические подносы появились в середине XVIII века на Урале , на металлургических заводах Демидовых в Нижнем Тагиле , Невьянске , Верх-Нейвинске , и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать из металла в деревнях Московской губернии Жостове , , и других. В настоящее [ когда? ] время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для использования в качестве украшения.
  • Загорская роспись из подмосковного города Загорска .
  • Костромская роспись родом из Костромской губернии с центром в Молвитино (ныне Сусанино) возник под влияние малярного отхожего промысла. Основа композиции — расположенные по вертикали крупные цветы (обычно белые неоконтуренные) на тёмном (бордовом, коричневом, зелёном) фоне. Могут добавляться изображения птиц, выписываться сюжетные сценки с ироничными подписями. Главным оставался резной узор .
  • Мезенская роспись родом из Архангельской области составляет собой два цвета: чёрный и красный.
  • Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи . Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи .
  • Олонецкая роспись отличается почти полным отсутствием жанровых сюжетов, преобладание растительных мотивов с небольшим добавлением (на старейших образцах) птиц и льва . Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера. Основные цвета синий, реже зелёный .
Палехская роспись табакерки художником И. И. Голиковым , 1924 год
  • Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше . Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен.
  • Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи .
  • Полховско-майданская роспись из села Полховский Майдан Тамбовской губернии .
  • Пижемская (Печорская) роспись зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края .
  • Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи .
  • Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок. Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями. Иногда относится к северодвинской школе росписи .
  • Ракульская роспись ( Ракуловская роспись ) по дереву северодвинского типа Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто- охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный.
  • Ростовская финифть — русский народный художественный промысел ; существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области . Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками
  • Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в Нижнем Тагиле . Основоположник жостовской росписи . Возник в середине XVIII века на Урале , где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск , Верх-Нейвинск ), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии ( Жостове и других). До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному), причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие.
  • Тверская роспись деревянной посуды и предметов быта. Роспись — розовые круглые цветы (цветы-яблоки) в обрамлении простых листиков на ровном золотом фоне .
  • Уральская роспись — одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространённая на Урале и в Западной Сибири.
  • Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше , сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино . Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: « тройки », «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Особенно ценились ларцы и шкатулки , украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
  • Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, брошки, панно, игольницы, кубышки и т. д. Художники холуйской миниатюры реализуют самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе — натюрморт и пейзаж. Главным отличием холуйской миниатюры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой.
  • Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также (изредка) зелёным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Изделия из ткани

В. А. Тропинин . Золотошвейка (1826)
Вологодское кружево
  • Балахне́нское кружево — промысел по плетению кружева на коклюшках , основанный в Балахне́ предположительно в XVIII веке. По технологии изготовления балахнинское кружево — наиболее трудоёмкое из существующих в России .
  • Белёвское кружево — вид русского кружева, который получил распространение в XIX веке в городе Белёве Тульской губернии .
  • Вологодское кружево — русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
  • Вятское кружево — изделия народного промысла, который возник, как предполагают, в XVIII веке в Вятском крае . Кружево выплеталось в некольких местах, из которых наиболее известными были Кукарская слобода (ныне город Советск ) и Белая Холуница . В отдельные годы промысел по совокупному объёму производства превосходил Вологодский край, не уступая качеством. Образцы вятского кружева отмечены наградами на российских и зарубежных выставках. Сейчас вятское коклюшечное кружево производится в городах Белая Холуница, Вятские Поляны , Киров (бывшая Вятка), Советск и поселке Подосиновец.
  • Древнерусское лицевое шитьё — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси . Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески , сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
  • Елецкое кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века . Центр — город Елец ( Липецкая область ). Считается [ кто? ] , что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские .
  • Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка ) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде (ныне Крестецкий район Новгородской области). Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
  • Кукарское кружево — промысел кружевоплетения в Кукарской слободе , который известен в Вятском крае с XVIII века. В отдельные годы изделия местных мастериц успешно конкурировали с кружевами Вологодчины и неоднократно получали призы и награды на Всероссийских и международных выставках.
  • Мстёрская вышивка — народный промысел, развивающийся с XVIII века в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии. Вид художественного шитья. Промысел зародился в монастыре Иоанна Милостивого, чьи монахини украшали предметы церковного ритуала золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу . Позже в Мстёре сложилась своя самобытная техника — вышивка белой гладью с миниатюрными растительными узорами по маркизету и батисту , тонким белым хлопчатобумажным тканям. К концу XIX века промысел достигает своего расцвета. Изделия мстёрских вышивальщиц становятся широко известны в России и за её пределами. В 1923 году создана строчевышивальная артель, которая в 1961 году преобразована в строчевышивальную фабрику.
  • Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области .
  • Одоевское кружево — народный промысел города Одоева , деревень и сел Одоевского края, наиболее широко развивавшийся в XIX веке .
  • Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы из хлопчатобумажных, шёлковых или других нитей. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
  • Павловопосадские набивные платки — набивные шерстяные платки традиционно чёрного или красного цвета, с объёмным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в городе Павловский Посад .
  • Торжокское золотое шитьё — древнейший вид русской вышивки, народный художественный промысел, известный в Торжке с XIII века и получивший развитие в XVIII веке. Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, церковное облачение). Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками.

Игрушки

Матрёшки

Изделия из металла

Серебряный поднос и деталь, 1779 год. Великоустюжское чернение по серебру
  • Великоустюжское чернение по серебру в Великом Устюге появилось в X веке, однако широкое развитие получило только в XVII. Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий.
  • Златоустовская гравюра на стали зародилась на оружейном заводе Златоуста в начале XIX века .
  • Ка́слинское литьё — художественные изделия, такие как скульптура, декоративные решётки, архитектурные элементы и т. д. из чугуна и бронзы, производимые на чугунолитейном заводе в городе Касли . Традиции Каслинского литья — графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке.
  • Мороз по жести по исполнению напоминает морозный рисунок на окнах. Ремесло зародилось в XVIII веке на русском Севере в Вологодской области .
  • Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. Московская скань достигла расцвета в XV—XVI веках (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках было налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.
  • Пуре́хские бубенцы́ — промысел по изготовлению поддужных ямщицких и других бубенцов и колокольчиков , который появился примерно в середине XIX века в селе Пуре́х на верхнем течении Волги . Бубенцы изготавливались методом литья из бронзы и железа во владениях семьи Трошиных и на заводах Егора Клюйкова; насчитывали до 15 мастерских, где было организовано их массовое производство. Изготавливаемые здесь бубенцы отличались высоким качеством исполнения и мелодичным звучанием, что принесло им всероссийскую известность. Представляли собой небольшие погремушки в виде сферы с металлическими шариками внутри и наружным ушком. Самые известные пурехские бубенцы выполнены мастерами братьями Гомулиными .

Резьба

  • Абрамцево-кудринская резьба по дереву сформировалась в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево .
  • Богородская резьба
  • Борнуковская резьба — народный промысел художественной резьбы по камню в селе Борнуково Бутурлинского района Нижегородской области, получивший известность с XIX века. Изготовление небольших фигур, главным образом животных. В окрестностях села находится Борнуковская пещера, сложена в основном сульфатными ( гипс , ангидрит ) и карбонатными породами , которые служили сырьем для камнерезов. На основе промысла в селе создана камнерезная фабрика «Борнуковская пещера», при которой имеется Музей художественной резьбы по камню .
  • Капокорешковый промысел — изготовление различных предметов из капового нароста (капокорня). Традиционное ремесло Вятской земли ( Кировской области ). Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, чёрной ольхе, осине, но чаще на берёзе и хорошо поддается обработке, сохраняет форму. Предположительно, этот промысел появился в XVIII веке благодаря слободскому мастеру столярных дел Григорию Макарову. Первые карманные часы с футляром и корпусом из капокорня изготовил Семён Бронников, чьё дело продолжили сыновья и преуспели в мастерстве, представляя изделия на Всемирной выставке 1897 года и российских выставках в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. К XX веку число и мастерство умельцев выросло настолько, что изделия из капокорня начали поставлять на европейские рынки. Для массового расширения производства в Вятке в 1924 году основаны артели каповщиков, что снизило уникальность продукции. Поэтому в 1930-х годах возникло направление резьбы и художественной инкрустации , выведшее изделия из капокорня на выставки в Париже и Нью-Йорке. В 1943 году при артели «Идеал» открыта также и учебная мастерская, выпустившая ряд прославленных мастеров, которые своим творчеством завоевали гран-при на Всемирной выставке в 1958 году . Капокорешковый промысел продолжает развиваться и сегодня [ когда? ] .
  • Холмогорская резная кость происходит из сёл Холмогорского района Архангельской области. В стиле пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр ) и традиции коренных народов севера .
  • Шемого́дская резьба́ — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. В Великом Устюге на основе промысла в 1981 году открыта фабрика «Великоустюгские узоры».
Как мыши кота хоронили . Богородская резьба Ф. Д. Ерошкина (1879—1936) рубежа XIX—XX веков. Русский музей

См. также

Примечания

  1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. — М. : Изобразительное искусство, 1970. — 199 с.
  2. В. А. Барадулин. . — Средне-Уральское книжное изд-во, 1982. — 152 с.
  3. . Культурное наследие Архангельского края . www.cultnord.ru. Дата обращения: 21 июня 2019. Архивировано из 9 октября 2011 года.
  4. Большова К. А. Крестьянская живопись Заонежья. Искусство Севера. Заонежье / Государственный институт истории искусств. — Л. : Academia, 1927. — С. 50.
  5. . cultnord.ru . Дата обращения: 27 февраля 2023. 27 февраля 2023 года.
  6. Ведерникова Л. В. Балахнинское кружево. — Нижний Новгород: Литера, 2010. — 144 с., 20 л. ил. — Серия: Библиотека имени Ивана Петровича Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области» — ISBN 978-5-900915-61-6 .
  7. voque.ru|Русские промыслы: Балахнинское кружево. Дарья Масленникова. 2 ноября 2020 года.
  8. Лапина Ю. Е. История возникновения Одоевского кружева / Ю. Е. Лапина // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. Материалы XVIII международной научно-практической конференции / Под научной редакцией С. А. Тихомирова. — СПб: Высшая школа народного искусства, 2013. — С. 243—245.
  9. Н. В. Черкасова, Научно-исследовательский институт художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР. . — Научно-иссл. ин-т худож. промышл., 1991. — С. 39, 45. — 184 с.
  10. Пастухова С. Ю. Глиняные игрушки села Доброго Липецкой области //[Журнал] Живая старина. — 2021. — № 4(112). — С. 29-33.
  11. Мартыненко А. Кожлянская игрушка // Народное творчество. — 1997. — № 1.
  12. Нестеренко Т. Кожлянская игрушка // [Журнал] Народное творчество. — 2012. — № 3.
  13. . Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано из 24 ноября 2010 года.
  14. Б. В. Иванов, Государственный музей этнографии народов СССР. . — Гос. музей этнографии народов СССР, 1990. — С. 147. — 164 с.
  15. : [ 2 августа 2022 ] // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 504. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5 .
  16. Боев А. А. . — М. : Издательский дом Академии имени Н. Е. Жуковского, 2015. — 304 с. — 200 экз. ISBN 978-5-903111-83-1 . 24 ноября 2022 года.
  17. Варенцова Л. Ю. Колокольчики и бубенчики Пуреха // История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области: методическое пособие. Научный редактор: Ф. А. Селезнев. — Н. Новгород, 2011. — С. 160—182.
  18. Ганулич А. К. Слышен звон бубенцов издалёка… — М.: Советская Россия, 1990. — 144 с. — ISBN 5-268-00817-X .
  19. Духин И. А. Две славы села Пурех // Отечество. Краеведческий альманах. [Москва]. — 2000. — Вып. 18.
  20. Осокин С. П. Пурехское медно-литейное производство во второй половине XIX — начале XX в. // Памятники истории и этнографии Горьковской области (Нижегородское Заволжье): информационные материалы. — С. 20—22.
  21. Василенко В. М. . — М. , 1960. 15 октября 2023 года.
  22. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  23. Помыткина Л. И. Нижегородская резьба по камню и кости. — Нижний Новгород, Литера, 2010. — 168 с. — 1300 экз. — ISBN 978-5-900915-93-7 .
  24. . Вятские промыслы . www.kipov.ru. Дата обращения: 26 января 2019. 16 мая 2018 года.
  25. . Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области . Правительство Кировской области. Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 22 ноября 2016 года.

Литература

  • Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 199 с.: ил.
  • Величко Н. К. Русская роспись. — М.: Хоббитека, 2023. — Серия: Золотая библиотека увлечений. — 224 с.: ил. — ISBN 978-5-462-01820-6 .
  • Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного исторического музея . — Москва: Изобразительное искусство, 1982. — 272 с.
  • Круглова О. В. Народная роспись Северной Двины. — Москва: Изобразительное искусство, 1987. — 192 с.: ил.
  • Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1978. — 207 с.: ил.
  • Миловский А. С. Скачи, добрый единорог. — М.: Детская литература, 1983. — С. 192.: ил. — 100 000 экз.
  • Никольский В. А. Древне-русское декоративное искусство / В. А. Никольский. — Петербург: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1923. — 99 с.: ил.
  • Пересторонина В. Д. Вятские кружева / Художник В. В. Кременецкий. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. — 128 с., ил. — 10 000 экз.
  • Помыткина Л. И. Нижегородская резьба по камню и кости. — Нижний Новгород: Литера, 2010. — Серия: Библиотека имени И. П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области» — 144 с., 24 л. ил.: ил. — 1300 экз. — ISBN 978-5-900915-93-7 .
  • Русские игрушечные кони / Сост. Е. М. Можаева. — М.: Советская Россия, 1976. — 128 с.
  • Русское декоративное искусство. В 3-х томах / Ред. А. И. Леонов. — М.: Академия художеств СССР, 1962—1965. — 1632 с.
  • Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — Серия: Народные промыслы РСФСР. — 328 с. — 20 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Русские народные промыслы