Interested Article - Форд, Джон (режиссёр)
- 2021-07-16
- 1
Джон Форд ( англ. John Ford , настоящее имя Джон Мартин Фини , англ. John Martin Feeney ; 1 февраля 1894 , Кейп-Элизабет , Мэн — 31 августа 1973 , Палм-Дезерт , Калифорния ) — американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и писатель, крупнейший мастер вестерна , единственный в истории обладатель четырёх « Оскаров » за лучшую режиссуру .
Биография
Уроженец Новой Англии , Форд приехал в Калифорнию в июле 1914 года, чтобы работать дублёром, а затем и оператором на фильмах своего старшего брата Фрэнсиса Форда , который играл во многих лентах Томаса Эдисона , Жоржа Мельеса , Томаса Инса и других пионеров кинематографа.
В 1917 году Карл Леммле доверил Форду-младшему кресло режиссёра (как вспоминал сам Форд, за то, что он умел громко кричать на членов съёмочной группы). Из 60 картин (в основном вестернов), которые Форд снял в эпоху немого кино , сохранилось меньше дюжины. Многие из них были сняты всего за два-три дня, однако эпический « Железный конь » 1924 года стал вехой в развитии жанра: на съёмках были заняты 5000 человек.
Форд довольно быстро адаптировался к условиям звукового кино. В 1928 г. он снимает драму « » под явным влиянием « Восхода солнца » Мурнау и с использованием тех же декораций. В 1930-е годы Форд заработал репутацию одного из самых надёжных и «дисциплинированных» режиссёров, у которого «всё под контролем». Именно ему была поручена экранизация нашумевшего романа Джона Стейнбека « Гроздья гнева ».
После 10-летнего перерыва Форд решил вернуться к тематике Дикого Запада . Его фильм « Дилижанс » (1939) предопределил пути развития вестерна на годы вперёд. Начиная с этой работы постоянным фоном для вестернов Форда (в каком бы штате ни происходило их действие) становится живописная долина Монументов в штате Юта . Другие режиссёры избегали этих мест, чтобы не быть обвинёнными в имитации фирменного фордовского стиля.
В 1940-е и 1950-е гг. Форд создаёт «золотой фонд» классических вестернов. Над их созданием работала сплочённая съёмочная группа и неизменная труппа актёров во главе с Джоном Уэйном и Генри Фондой . Несмотря на преданность актёров, про жёсткость Форда на съёмочной площадке ходили легенды. Зачастую он провоцировал конфликты между актёрами, чтобы добиться в кадре необходимого эмоционального накала.
Во время Второй мировой войны Форд служил во флоте, был ранен, снимая битву за Мидуэй , принимал участие в высадке на Омаха-бич . По окончании войны ему было присвоено звание контр-адмирала . Вернувшись к режиссуре, Форд реализовал масштабно задуманную «кавалерийскую трилогию» по мотивам произведений Дж. Белла. В 1956 году снял эпический вестерн « Искатели », ныне признаваемый Американским институтом кино безусловной вершиной жанра.
По воспоминаниям близких к Форду людей, его тяготила репутация «короля вестернов», а интересы вовсе не исчерпывались тематикой Дикого Запада. В 1960-е годы режиссёр стал испытывать серьёзные проблемы со здоровьем. Давали о себе знать пристрастие к курению и выпивке, а также боевое ранение. На какое-то время он даже потерял зрение. В эти годы политические взгляды Форда заметно правеют: вместе со своим старым другом Уэйном он высказывается за продолжение войны во Вьетнаме . Парадоксально, но в своём творчестве Форд, наоборот, полевел. Фильм «Сержант Ратледж» (1960) поднимал тему межрасовых отношений; « Человек, который застрелил Либерти Вэланса » (1962) был снят в несвойственной «классическому Форду» стилистике «антивестерна»; в картине «Осень шайеннов» (1964) рассказывалось об одном из трагических эпизодов индейских войн .
Незадолго до смерти, когда Форд лежал в онкологической клинике, Американский институт кино объявил его первым обладателем награды за вклад в развитие киноискусства, а президент Никсон наградил его Президентской медалью Свободы и присвоил звание адмирала . В 1998 году в городе Портленд ему был установлен памятник.
Режиссёрский почерк
За свои почти 50 лет режиссёрской деятельности Форд снял приблизительно 130 кинофильмов. Наибольшее внимание уделял трём темам: Ирландии как родине своих предков, освоению американского Запада и будням американской армии. Своих героев, как и бескрайние пейзажи, он предпочитал снимать с низкого угла, что придавало им эпическое величие . Форда мало интересовали женские персонажи; в некоторых его фильмах они почти отсутствуют, за что его обвиняли в женоненавистничестве . В ряде его фильмов фигурирует мистика игральных карт . В одной из своих последних работ, « Человек, который застрелил Либерти Вэланса » (1962), Форд признаёт, что пресловутый героизм едва ли существует, однако потребность общества в героях неискоренима .
Многие исследователи [ какие? ] отмечали минимализм его творческого стиля: любовь к долгим планам, минимум монтажных склеек, аскетизм движения камеры . По мнению Жана-Люка Годара : «Форд исповедовал мысль, что кино это только кино, что в нём все должно быть просто. Этот человек неизменно обращался к одним и тем же сюжетам. Это обычно свойственно писателям, особенно европейским. И ещё меня привлекал документализм его фильмов — лошадь, поющий человек, девушка, пейзаж и… всё. Так он поступал всю жизнь. Его можно назвать абсолютным режиссёром» .
О влиянии Форда на своё творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон Уэллс , Ингмар Бергман , Акира Куросава и Мартин Скорсезе . Большим почитателем его творчества был мастер спагетти-вестерна Серджо Леоне .
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Fordian было включено в Оксфордский словарь английского языка .
Фильмография
Немые фильмы
- 1917 — « Против Бродвея » / Bucking Broadway
- 1918 — « Дикие женщины » / Wild Women
- 1920 — « » / Just Pals
- 1921 — « Дороги отчаяния » / Desperate Trails (утерян)
- 1923 — « Камео Кирби » / Cameo Kirby
- 1924 — « Железный конь » / The Iron Horse (в титрах не указан)
- 1926 — « » / 3 Bad Men
- 1926 — « » / The Blue Eagle
- 1928 — « » / Hangman’s House
- 1928 — « » / Riley the Cop (в титрах не указан)
Звуковые фильмы
1920-е
- 1928 — « » / Four Sons
- 1929 — « » / Salute
- 1930 — « Вверх по реке » / Up the River
1930-е
- 1931 — « Эрроусмит » / Arrowsmith
- 1932 — « Плоть » / Flesh
- 1933 — « » / Doctor Bull
- 1934 — « Потерянный патруль » / The Lost Patrol
- 1934 — « » / The World Moves On
- 1934 — « Судья Прист » / Judge Priest
- 1935 — « Весь город говорит » / The Whole Town’s Talking
- 1935 — « Осведомитель » / The Informer
- 1935 — « Пароход, плывущий по течению » / Steamboat Round the Bend
- 1936 — « Узник острова акул » / The Prisoner of Shark Island
- 1936 — « Мария Шотландская » / Mary of Scotland
- 1936 — « » / The Plough and the Stars
- 1937 — « Крошка Вилли Винки » / Wee Willie Winkie
- 1937 — « Ураган » / The Hurricane
- 1938 — « » / The Adventures of Marco Polo (совместно с А. Майо , в титрах не указан)
- 1938 — « Четверо мужчин и помощница » / Four Men and a Prayer
- 1938 — « » / Submarine Patrol
- 1939 — « Дилижанс » / Stagecoach
- 1939 — « Молодой мистер Линкольн »/ Young Mr. Lincoln
- 1939 — « Барабаны долины Мохок » / Drums Along the Mohawk
- 1940 — « Гроздья гнева » / The Grapes of Wrath
- 1940 — « Долгий путь домой » / The Long Voyage Home
1940-е
- 1941 — « Табачная дорога » / Tobacco Road
- 1941 — « Как зелена была моя долина » / How Green Was My Valley
- 1945 — « Они были незаменимыми » / They Were Expendable
- 1946 — « Моя дорогая Клементина » / My Darling Clementine
- 1947 — « Беглец » / The Fugitive
- 1948 — « Форт Апачи » / Fort Apache
- 1948 — « Три крёстных отца » / 3 Godfathers
- 1949 — « Пинки » / Pinky (через неделю после начала съёмок заменён Э. Казаном )
- 1949 — « Она носила жёлтую ленту » / She Wore a Yellow Ribbon
- 1950 — « » / When Willie Comes Marching Home
- 1950 — « Фургонщик » / Wagon Master
- 1950 — « Рио-Гранде » / Rio Grande
1950-е
- 1952 — « Тихий человек » / The Quiet Man
- 1952 — « Какова цена славы » / What Price Glory
- 1953 — « » / The Sun Shines Bright
- 1953 — « Могамбо » / Mogambo
- 1955 — « Длинная серая линия » / The Long Gray Line
- 1955 — « Мистер Робертс » / Mr. Roberts (совместно с М. Лероем )
- 1956 — « Искатели » / The Searchers
- 1957 — « Крылья орлов » / The Wings of Eagles
- 1957 — « » / The Rising of the Moon
- 1958 — « » / Gideon’s Day
- 1958 — « » / The Last Hurrah
- 1959 — « Кавалеристы » / The Horse Soldiers
- 1960 — « Сержант Ратледж » / Sergeant Rutledge
1960-е
- 1961 — « Два всадника » / Two Rode Together
- 1962 — « Человек, который застрелил Либерти Вэланса » / The Man Who Shot Liberty Valance
- 1962 — « Как был завоёван Запад » / How the West Was Won
- 1963 — « Риф Донована » / Donovan’s Reef
- 1964 — « Осень шайеннов » / Cheyenne Autumn
- 1966 — « 7 женщин » / 7 Women
Документальные фильмы о Джоне Форде
- 1971 — «Поставлено Джоном Фордом» / Directed by John Ford
- 1971 — «Американский Запад Джона Форда» / The American West of John Ford
- 2019 — «Джон Форд. Человек, придумавший Америку» / John Ford, l'homme qui inventa l'Amérique
Награды
Единственный в истории обладатель четырёх « Оскаров » за лучшую режиссуру:
- 1936 — за фильм « Осведомитель »
- 1941 — за фильм « Гроздья гнева »
- 1942 — за фильм « Как зелена была моя долина »
- 1953 — за фильм « Тихий человек »
Примечания
- ↑ John Ford // — 2005.
- ↑ John Ford // (бук.) — 1978. — ISSN
- В дальнейшем нередко называл себя Шон О’Фини ( англ. Sean O´Feeney ), переделывая своё имя на ирландский манер, а иногда использовал и более древнюю форму O´Fearna .
- В 25 немых фильмах Форда главные роли исполнил Гарри Кэри .
- . Дата обращения: 28 июля 2012. 20 августа 2012 года.
- См., напр., Maggie Humm. Feminism and Film . Edinburgh University Press, 1997. Page 73.
- . Дата обращения: 1 октября 2017. 5 ноября 2017 года.
- . Журнал «Сеанс» (англ.) . из оригинала 8 августа 2017 . Дата обращения: 7 августа 2017 .
- . Искусство кино . из оригинала 13 августа 2017 . Дата обращения: 7 августа 2017 .
- Leyland C. (англ.) . Oxford English Dictionary (октябрь 2018). Дата обращения: 3 марта 2019. 30 декабря 2018 года.
- 2021-07-16
- 1