П-70 «Аметист»
- 1 year ago
- 0
- 0
Амети́ст ( др.-греч. αμέθυστος , от α- «не» + μέθυστος «быть пьяным» ) — фиолетовая, синевато-розовая или красно-фиолетовая разновидность кварца . Прозрачный аметист относится к полудрагоценным камням . Непрозрачный — ценный поделочный камень . Весьма высоко ценится как коллекционный минерал. Встречается обычно в виде свободно сидящих в пустотах и жилах среди кристаллических горных пород кристаллов и их сростков. Кристаллы образованы комбинацией плоскостей призмы и ромбоэдра , причём из всех кварцев именно для аметиста характерной чертой является преобладание граней ромбоэдра. Реже кристаллы имеют длиннопризматический или скипетровидный облик. Обычен в друзах и кристаллических щётках внутри агатовых жеод и в миндалинах и трещинах вулканических пород.
Иногда аметист заключает в себе тонкие кристаллические пластинки гематита или игольчатые кристаллики гётита и тогда получает название «волосистого». Обычны для кристаллов аметиста, в особенности для крупных, жидкие и газово-жидкие включения; часто они имеют форму тончайших трубок-канальцев с пережимами и располагаются по радиусам от центра роста. Естественная смесь аметиста и цитрина называется аметрин .
Месторождения аметиста встречаются у Оберштейна в Биркенфельде , в Циллертале , в , Хемнице , у деревни Ватиха и Липовой близ Мурзинки на Среднем Урале , крупные кристаллы ювелирного качества на Приполярном Урале , на острове Шри-Ланка , у , в Северной Америке и в особенно значительном количестве в Бразилии . Также на Мадагаскаре, в Уругвае, в Армении (щётки небольших кристаллов в агатовых жеодах ). Аметист известен с 16 века на Кольском полуострове : в знаменитом месторождении «мыс Корабль» (где он образует красивые щетки кристаллов по трещинам в красноцветных песчаниках), а также в ряде месторождений кварца (Вуориярви и др.).
Для аметиста характерна незначительная переменчивость окраски в зависимости от освещения. Устойчивость окраски аметистов из разных месторождений неодинакова; так, кристаллы аметиста из хрусталеносных жил, как правило, устойчивы даже к прямому солнечному свету, в то время как аметисты, находимые в жеодах среди осадочных пород , обычно быстро выцветают под действием даже рассеянного солнечного света.
При нагревании уже около 250 °C аметист теряет свою окраску, переходящую постепенно в жёлтую или зеленоватую, и становится бесцветным. Этим свойством аметиста нередко пользуются шлифовальщики, пуская в ход искусственно обесцвеченные аметисты под видом аквамаринов или топазов . Наиболее ценимые по своей окраске и качеству уральские аметисты отличаются тем, что при искусственном освещении окрашиваются в красивый фиолетово-красный цвет, между тем как, например, бразильские аметисты при этих условиях несколько сереют.
Воздействие высоких температур и облучение (рентгеновское, УФ) приводят к изменению цвета аметиста.
Нагрев аметиста до 470—750 °C позволяет получить светло-жёлтый, красно-коричневый, зелёный цвет или бесцветные кристаллы. Изначальный цвет кристаллов может быть восстановлен с помощью рентгеновского облучения.
Эти методы используются для имитации более редких и, как следствие, более дорогих разновидностей кварца.
При нагреве до 300—400 °C аметист теряет свой фиолетовый цвет и становится жёлтым, оранжевым или коричневым, что делает его похожим на другую разновидность кварца — цитрин .
Облучение и нагрев позволяют также добиться зелёной окраски кристаллов аметиста, что используется для имитации празиолита , редкой в природе разновидности кварца.
В последние десятилетия [ когда? ] освоена технология (впервые в институте ФИАН в Москве) искусственного выращивания крупных (до 20—30 см) кристаллов аметиста. Они в большом количестве обрабатываются, главным образом, в виде огранённых камней для вставок в ювелирные изделия, поступают в торговую сеть и в ряде случаев выдаются за натуральные. Отличить же их от натуральных только по внешнему виду бывает непросто даже искушённому ценителю или специалисту, а их реальная себестоимость намного ниже.
Аметист был известен уже в Древнем Египте , откуда его экспортировали представители эгейской и микенской цивилизаций .
В Древнем Риме аметист называли «благословенным камнем», считали, что он приносит удачу, покой и благо, успокаивает нервы и улаживает распри, но чаще всего — является надёжным средством против опьянения . Впрочем, последнее его свойство ещё в античные времена неоднократно подвергалось осмеянию.
В частности, Гай Плиний Секунд называл «магические» свойства аметиста придуманными «не без презрения и посмеяния к роду человеческому». :114
А сверх того, когда вырежут на нём названия луны и солнца, и в таком виде подвесят на шее при посредстве верёвочки, свитой из волос павиана , или на перьях ласточкиных , то таким образом якобы возможно воспротивиться очарованию (отраве) и прочему в подобном же роде.
— Плиний Старший , « Естественная история »
Слово «аметист» трижды упоминается в Синодальном переводе Библии. Он, как считается, входит в число 12 камней в наперснике иудейского первосвященника ( Исх. , ), он 3-й в 3-м ряду. Он упоминается в тексте « Откровения Иоанна Богослова », как 12-й из камней, служащих основанием стены Небесного Иерусалима ( Отк. ) .
В Средние века аметист нередко называли « апостольским камнем».
Аметист высшего качества (так называемый «Глубокий русский») исключительно редок, и поэтому, когда он встречается, его ценность зависит от спроса коллекционеров. Однако он по-прежнему на порядки дешевле, чем самые высококачественные сапфиры или рубины .