Interested Article - Конфуций

Конфуций (рисунок из книги «Мифы и легенды Китая» — E.T.C. Werner, 1922 )

Конфу́ций ( кит. 孔子 , пиньинь Kǒngzǐ , палл. Кун-цзы , Чжэнчжан: [ * k ʰ l o ː ŋ ʔ ʔ s l ɯ ʔ ]; реже — кит. 孔夫子 , пиньинь Kǒngfūzǐ , палл. Кун Фу-цзы , Чжэнчжан: [ * k ʰ l o ː ŋ ʔ pa ʔ s l ɯ ʔ ]; латинизировано как Confucius ; собственные имена 孔丘 Кун Цю и 孔仲尼 Кун Чжунни , ок. 551 до н. э. , близ Цюйфу 479 до н. э. , Цюйфу ) — древний мыслитель и философ Китая . Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии , став основой философской системы, известной как конфуцианство .

Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии . Настоящее имя — Кун Цю ( кит. 孔丘 , пиньинь Kǒng Qiū , палл. Кун-цю ), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун» ) или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной .

До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих царств , в период, известный под названием Сто школ . И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии , который сохранился до начала XX века, лишь временно уступая место буддизму и даосизму . Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон .

Биография

Конфуций был потомком знатного рода Кун . Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-вана , по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом (царством) Сун и полагающимся в таком случае титулом чжу хоу . Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине, в царстве Лу .

Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ ( кит. трад. 叔梁紇 , упр. 叔梁纥 , пиньинь Shūliáng Hé , палл. Шулян Хэ ) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай ( кит. трад. 顏徵在 , упр. 颜征在 , пиньинь Yán Zhēngzài , палл. Янь Чжэнцзай ). Отец будущего философа скончался, когда его сыну исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряжёнными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика (которого назвали Бо Ни), тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и возвратилась на родину, в Цюйфу , но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно .

С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности . Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков , повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства . Усердное обучение принесло свои плоды, и Конфуция назначили сначала распорядителем амбар ов (чиновником, ответственным за приём и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун ) , а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй) .

Это было время заката империи Чжоу , когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество, и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин ( Книга Перемен ) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу « Лунь Юй » («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства (среди многих подробных разговоров из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй 伯魚, его сын — также называемый Ли 鯉; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в «Исторических записках» Сыма Цян я).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь Хуэй . Другими близкими его учениками были Цзэн-цзы и Ю Жо .

Учение

Хотя конфуцианство часто называют религией , в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии . Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности ( чжун , 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики : «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека

Конфуций
  • Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», « милосердие », « гуманность ». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом . Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И , так И следует из Жэнь . Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево .
    Дома потомков Конфуция в его родном городе Цюйфу .
  • И (义 [義]) — « правда », « справедливость ». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И , а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом .
  • Ли (礼 [禮]) — буквально « обычай », « обряд », «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь . Слово « ритуал » — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведён также как «правила», «церемонии», «этикет», « обряд » или, точнее, « обычай ». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
  • Чжи (智) — здравый смысл , благоразумие , «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И , предупреждая упрямство . Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды .
  • Синь (信) — искренность , «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли , предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли .

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Память и наследие

Распространение конфуцианства в Западной Европе

Статуя Конфуция у средней школы № 6 в Ухане

В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику . Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, англичанин Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

В 1687 году выходит в свет латинский перевод « Лунь юя » Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских учёных . В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов, Филипп Купле, возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца, крещёного под именем Мишель. Визит этого гостя из Китая в Версаль в 1684 году дополнительно придал интерес к китайской культуре в Европе.

Французский философ Николя Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 году , вёл полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша, Конфуций — не основатель религии, а представитель чистого рационализма .

Готфрид Вильгельм Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии , приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание Природы . Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворённого мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворённую основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу .

Последователь и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения , Христиан фон Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре и, в частности, к конфуцианству. В своём сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчёркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе.

Известный немецкий историк Иоганн Готфрид Гердер , критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.

В своих лекциях по истории философии Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII—XVIII вв. По его мнению, в «Лунь юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишённой достоинств западноевропейской метафизики , оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».

Вебер в своём труде «Религия Китая: конфуцианство и даосизм» отмечал, что конфуцианство представляет собой лишь громадный кодекс политических максим и правил общественного приличия для образованных светских мужей. Исследуя китайские религии, Вебер пытался объяснить, почему капитализм не был рождён китайской культурой без внешнего влияния .

Письменные памятники

Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это « Лунь юй » («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя.

Многие высказывания Конфуция содержатся в других ранних текстах, напр. «Кун-цзы цзя юй» ( кит. трад. 孔子家語 , упр. 孔子家语 , пиньинь Kǒngzǐ jiā yǔ , палл. Кун-цзы Цзяюй ). Анекдоты с его участием, иногда пародийного свойства, фигурируют в даосской литературе.

Почитание

«Конфуций и дети» — иллюстрация из книги для детского чтения (1680 г)

Выделение особы Конфуция в титульную фигуру классического китайского образования происходило постепенно. Первоначально его имя могло упоминаться в сочетании с Мо-цзы ( кит. 墨子 , пиньинь Mòzǐ , палл. Мо-цзы ; настоящее имя Мо-ди ( кит. 墨翟 , пиньинь Mò dí , палл. Мо-ди )) — Кун-мо ( кит. 孔墨 , пиньинь Kǒng mò , палл. Кун-мо ) или в списке других интеллектуалов доимперского периода. Иногда оно соотносилось с термином жу 儒 — однако до конца не ясно, подразумевал ли он другие интеллектуальные традиции помимо конфуцианской (о дальнейшем уравнивании этого понятия с конфуцианством, см. ).

Популярность Конфуция утверждается в династии Хань: в литературе этой эпохи он выступает уже не только учителем и политиком, но и законодателем, пророком и полубогом. Интерпретаторы комментариев к «Чуньцю» приходят к выводу, что Конфуций удостоился получить « небесный мандат », и поэтому называют его «некоронованным ваном ». В 1 г. н. э. он становится объектом государственного почитания (титул кит. 褒成宣尼公 , пиньинь Bāo chéng xuān ní gōng , палл. Бао чэн сюань нигун ); с 59 г. н. э. за ним утверждаются регулярные приношения на местном уровне; в 241 ( Троецарствие ) происходит закрепление в аристократическом пантеоне, а в 739 году при правлении династии Тан закрепляется и титул вана. В 1530 году при империи Мин Конфуций получает прозвание «верховный мудрец [среди] учителей прошлого» ( кит. трад. 至聖先師 , упр. 至圣先师 , пиньинь Zhì shèng xiān shī , палл. Чжи Шэн Сянь Ши ).

Эту растущую популярность следует сопоставлять с историческими процессами, протекавшими вокруг текстов, из которых подчёркиваются сведения о Конфуции и отношении к нему. Так, «некоронованный царь» мог служить для легитимации восстановленной династии Хань после кризиса, связанного с узурпацией трона Ван Маном (тогда же в новой столице основывается первый буддийский храм ).

Вместе с развитием экзаменационной системы , по Китаю распространились храмы, посвящённые Конфуцию ( ). Наиболее известными среди них являются Храм Конфуция на его родине, в Цюйфу , в Шанхае , Пекине , Тайчжуне .

Многообразие исторических обликов, в которые образ Конфуция был облечён на протяжении китайской истории, вызвало ироничный комментарий Гу Цзегана , предписывающий «принимать по одному Конфуцию за раз».

Память в новейшее время

В честь него назван Институт Конфуция , сеть международных культурно-образовательных центров, организуемых Министерством образования КНР в разных странах совместно с образовательными учреждениями соответствующих стран.

5 октября 1998 года в честь Конфуция астероиду , открытому 29 сентября 1973 года К. Й. ван Хаутеном и И. ван Хаутен-Груневелд на Паломарских фотопластинках, снятых Т. Герельсом , присвоено наименование 7853 Confucius .

В Соединённых Штатах было обнаружено, что китайские рабочие использовали конфуцианские методы во время забастовки китайских рабочих в 1867 году на Трансконтинентальной железной дороге в Калифорнии .

Образ в кинематографе

  • 2010 — Конфуций / Confucius / Kong Zi (реж. Ху Мэй / Hu Mei) — художественный, в роли Конфуция — Чоу Юнь-Фат / Yun-Fat Chow
  • 2015 — Конфуций / Confucius (реж. Хьюго Макгрегор / Hugo Macgregor) — документально-игровой, в роли Конфуция — Минлинь Цяо / Minglin Qiao

См. также

Примечания

  1. , p. 170.
  2. , p. 2.
  3. .
  4. , p. 1.
  5. , с. 43.
  6. , с. 45—48.
  7. , p. 275–276.
  8. , с. 49—56.
  9. (рус.) . ruchina.org . Дата обращения: 6 ноября 2020. 13 августа 2020 года.
  10. от 31 июля 2021 на Wayback Machine — в документе надо выполнить поиск Циркуляра № 32790 (M.P.C. 32790)
  11. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 619. — ISBN 3-540-00238-3 .
  12. Ryan, Patrick Spaulding (2022-05-05). . International Journal of Humanities, Art and Social Studies (IJHAS) . (forthcoming, May 2022). doi : . Дата обращения: 22 мая 2022 .

Литература

  • Буранок С. О. // Научная конференция «Интеллектуальная культура исторической эпохи» УрО РОИИ, Екатеринбург, 26-27 апреля 2007 г.
  • Васильев В. А. // Социально-гуманитарные знания . 2006. № 6. С.132-146.
  • Головачёва Л. И. Конфуций о преодолении отклонений при просветлении: тезисы // XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае» / Институт востоковедения РАН . М., 2002. С.155-160.
  • Головачёва Л. И. Конфуций о цельности // XII Всероссийская конф. «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация» / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 2007. С. 129—138. (Информ. материалы. Сер. Г; Вып.14)
  • Головачёва Л. И. Конфуций поистине непрост // XL научая конференция «Общество и государство в Китае». М., 2010. С.323-332. (Учён. зап. / Отд. Китая; Вып.2)
  • Го Сяо-ли . от 25 января 2019 на Wayback Machine // Вопросы философии . 2013. № 3. С.103-111.
  • Гусаров В. Ф. Непоследовательность Конфуция и дуализм философии Чжу Си // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Т.1. М., 1972.
  • Илюшечкин В. П. Конфуций и Шан Ян о путях объединения Китая // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I, М., 1985. С.36-42.
  • Карягин К. М. / с портр. Конфуция, гравир. в Лейпциге Геданом. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891. — 77, [4] с., [1] л. ил., портр. ( Жизнь замечательных людей : биографическая библиотека Ф. Павленкова )
  • Кобзев А. И. // Философские науки . 2015. № 2. С.78-106.
  • А. И. Кобзев. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Кравцова М. Е. , Баргачева В. Н. // Духовная культура Китая . — М., 2006. T.2. С.196-202.
  • Кычанов Е. И. Тангутский апокриф о встрече Конфуция и Лао-цзы // XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. — СПб., 1997. С.82-84.
  • Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. — М.: Восточная литература , 2001. — 384 с. — ISBN 5-02-018122-6
  • Малявин В. В. Конфуций. [1-е изд.] М.: Молодая гвардия , 1992. — 336 с. ( ЖЗЛ ) — ISBN 5-235-01702-1 ; 2-е изд., испр. и доп. 2001, — ISBN 978-5-235-03023-7 ; 3-е изд. 2007, — ISBN 978-5-235-03023-7 ; 4-е изд. 2010, — ISBN 978-5-235-03344-3 .
  • Маслов А. А. // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейа , 2003. С.100-115.
  • Переломов Л. С. Конфуций. Лунь Юй. Исследование; перевод древнекитайского, комментарии. Факсимильный текст Лунь юя с комментариями Чжу Си. — М.: Восточная литература, 1998. — 588 с. — ISBN 5 02 018024 6
  • Переломов Л. С . Конфуций: жизнь, учение, судьба. — Москва: Наука , 1993. — 440 с. — ISBN 5-02-017069-0 .
  • Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. — СПб., 1910.
  • Роузман, Генри . О знании (чжи): дискурс-руководство к действию в «Аналектах» Конфуция // Сравнительная философия: Знание и вера в контексте диалога культур / Институт философии РАН. — М.: Восточная литература. 2008. С.20-28. (Сравнительная философия) — ISBN 978-5-02-036338-0 .
  • Чепурковский Е. М. Соперник Конфуция: библиографическая заметка о философе Мо-цзы и об объективном изучении народных воззрений Китая. — Харбин , 1928.
  • Ян Хин-шун , Донобаев А. Д. Этические концепции Конфуция и Ян Чжу // X научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1979. C. 195—206.
  • ; Phillips, Stephen. Introduction to world philosophy (англ.) . — New York: Oxford University Press , 2009. — ISBN 978-0-19-515231-9 .
  • . Confucius: The man and the myth. — New York: , 1949.
  • Dubs, Homer H. The political career of Confucius // (англ.) . — 1946. — Т. 4 , № 66 .
  • Golovacheva L. I. Confucious Is Not Plain, Indeed // Современная миссия конфуцианства — сборник докладов междунар. науч. конф. в память 2560 годовщины Конфуция. — Пекин, 2009. В 4 т. — С.405-415. 《儒学的当代使命——纪念孔子诞辰2560周年国际学术研讨会论文集(第四册)》 2009年.
  • The Eastern origins of Western civilisation. — Cambridge: Cambridge University Press , 2004.
  • . . — New York: , 2007. — ISBN 978-0-7432-4618-7 .
  • Kong Demao; Ke Lan; Roberts, Rosemary. The house of Confucius. — , 1988.
  • Parker, John. . — Trustees of the Public Library of the City of Boston, 1977. — ISBN 0-89073-050-4 .
  • Catholicism and Confucianism: An intercultural and interreligious dialogue // Catholicism and interreligious dialogue (англ.) . — New York: Oxford University Press , 2012. — ISBN 978-0-19-982787-9 .
  • Rainey, Lee Dian. Confucius & Confucianism: The essentials. — Oxford: , 2010. — ISBN 978-1-4051-8841-8 .
  • Riegel, Jeffrey K. Poetry and the legend of Confucius's exile // . — 1986. — Т. 106 , № 1 .
  • . . — Brighton: , 1997. — ISBN 1-898723-76-1 .
  • Yao Xinzhong. . — Cambridge: Cambridge University Press , 2000. — ISBN 0-521-64430-5 .
  • . The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates // Asian Philosophy 15 (July 2005). Pр.173-89.
  • Yu, Jiyuan . The Ethics of Confucius and Aristotle: Mirrors of Virtue. — Routledge , 2007. — 276 p. — ISBN 978-0-415-95647-5 .

Ссылки

  • (Confucius Publishing Co.Ltd.)
  • Ahmad, Mirza Tahir . Ahmadiyya Muslim Community (???). Дата обращения: 7 ноября 2010. 15 октября 2012 года.
  • Baxter, William H.; Sagart, Laurent (20 февраля 2011). 15 октября 2012 года.
  • . Bandao (21 августа 2007). 7 июля 2011 года.
  • . China Daily (2 февраля 2007). 16 октября 2012 года.
  • . China Daily (24 сентября 2009). 16 октября 2012 года.
  • . China Economic Net (4 января 2009). 15 октября 2012 года.
  • . China Internet Information Center (19 июня 2006). 15 октября 2012 года.
  • . Ministry of Commerce of the People's Republic of China (18 июня 2006). 15 октября 2012 года.
  • Riegel, Jeffrey. // The Stanford Encyclopedia of Philosophy . — , 2012. 16 января 2024 года.
  • Qiu, Jane . Seed Magazine (13 августа 2008). 15 октября 2012 года.
  • Yan, Liang . Xinhua (16 февраля 2008). 15 октября 2012 года.
  • Zhou, Jing (2008-10-31). . . {{ cite news }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
Источник —

Same as Конфуций