Фламинго в неволе
- 1 year ago
- 0
- 0
Пластиковые фламинго — одно из наиболее известных садовых украшений в США . В 1957 году Доналд Федерстон из компании Union Products в штате Массачусетс на волне популярности отдыха во Флориде , фламинго и розового цвета создал украшения для газона в виде пары розовых птиц. Дешёвые пластиковые фламинго пользовались популярностью у среднего класса , но стали признаком дурного вкуса в высшем обществе, а выход в 1972 году фильма Джона Уотерса « Розовые фламинго » только закрепил такое отношение к ним. Популярность вернулась с выходом на экраны в середине 1980-х сериала « Полиция Майами: Отдел нравов », на заставке которого появились живые красные фламинго .
Отношение к пластиковым фламинго постоянно менялось: они были символом плохого вкуса, гомосексуального движения, обозначали протест и выход за рамки дозволенного. В 1980-е годы птиц стали устанавливать на газоны в качестве шуточных подарков на разные праздники, брать с собой в путешествия. По словам профессора массовой культуры Сиракузского университета , пластиковый фламинго, наравне с , стал иконой китча .
Специалист по истории окружающей среды Дженни Прайс ( Jenny Price ) предварила описание пластикового фламинго историческим экскурсом в середину XVIII века, когда ландшафтный архитектор Ланселот Браун ввёл моду на «естественные» английские лужайки и поместил на них фигурки настоящих животных, в первую очередь оленей, противопоставляя их регулярным паркам Версаля с его фигурами драконов , сатиров , нимф и греческих богов .
К концу столетия новый стиль пересёк Атлантику и приобрёл в США новое значение: нетронутые природные ландшафты стали частью национального самосознания молодого государства. Эндрю Джексон Даунинг предлагал размещать в непосредственной близости от особняка вазы и «корзины в деревенском стиле», а чуть далее — каменные горки и мхи, оставляя остальной участок в первозданном виде. Схожие «британские» принципы организации пространства Даунинг хотел использовать и для оформления небольших участков (предпочтительно 50 акров, но он также работал и с 10, и с 20 акрами), которые находились в собственности стремительно растущего среднего класса . Для таких участков он предлагал ограничиться только деревьями и травой, утверждая, что скульптуры и вазы на малой площади являются признаками дурного вкуса. После Гражданской войны в США ученик Даунинга Фредерик Ло Олмстед спроектировал и построил Центральный парк в Нью-Йорке — островок природы, позволяющий укрыться от городского стресса .
Другой ученик Даунинга, Фрэнк Джесап Скотт ( Frank Jesup Scott ), в 1870 году выпустил брошюру для среднего класса The Art of Beautifying Suburban Home Grounds of Small Extent , в которой советовал избегать гипса и мрамора на маленьких участках перед домом. Он предлагал ограничиться одним или двумя деревьями на территории и несколькими цветами у двери, заняв остальное пространство зелёным газоном. У владельцев домов было своё мнение: в 1920-е на газонах появились алюминиевые животные, в 1930-е оленей, кроликов и лягушек стали делать из дешёвого цемента , а после Второй мировой войны лидерство захватил пластик . В 1946 году компания Union Products, расположенная в городе в Массачусетсе , производила пластиковых собак, лягушек и уток, а также двумерного, плоского фламинго .
В середине XX века в США были популярны розовый цвет , фламинго и пластик .
Ярко-розовый цвет, по замечанию Карал Энн Марлинг ( Karal Ann Marling ), стал «самым горячим цветом десятилетия» ( «the hottest color of the decade» ) . Розовые наряды вошли в гардероб Мейми Эйзенхауэр , Джейн Мэнсфилд и Элвиса Пресли . Розовыми были автомобили, стены в домах и бытовая техника; в 1956 году Элвис Пресли приобрёл розовый « Кадиллак » .
В 1950-е годы повсеместно стал использоваться пластик, из него делали кухонную утварь и телефоны, кукол Барби и обои, в продаже появились пластиковые фрисби и хула-хупы . Рекламный слоган компании DuPont в то время гласил: «Лучшие вещи для лучшей жизни с помощью химии» ( «Better Things for Better Living Through Chemistry» ) .
В 1910-е и 1920-е годы отдых во Флориде могли себе позволить лишь богатые американцы. К тому времени красные фламинго уже вымерли на полуострове, и их приходилось завозить . Новый отель в Майами-Бич получил название «Фламинго», которое быстро стало синонимом достатка и процветания . С открытием Системы межштатных автомагистралей и постройкой новых дешёвых отелей после урагана 1926 года отдых во Флориде стал доступен и среднему классу . Фламинго, таким образом, напоминали об отпуске во Флориде и на Карибах , где многие американцы могли видеть живых птиц и откуда они привозили многочисленные сувениры с их изображением . В 1946 году гангстер Багси Сигел открыл отель «Фламинго» в Лас-Вегасе , только добавив экстравагантности этому атрибуту богатой жизни . В 1950-е годы множество мотелей и ресторанов по всей стране стали называться «Фламинго» .
В компании Union Products почитали, что пластиковый розовый фламинго может стать ещё одним украшением для сада среди множества других декоративных животных, производимых этой фирмой .
В 1956 году компания Union Products наняла на работу Доналда Федерстона , незадолго до этого окончившего школу искусств. Первые полгода он провёл в студии, занимаясь созданием с живых моделей фигуры Утки Чарли ( Charlie the Duck ) . Следующим крупным проектом молодого скульптора стали фламинго, которых, в отсутствие живых моделей, Федерстон готовил, опираясь на фотографии из недавно опубликованной в журнале National Geographic статьи «Balerinas in Pink» . За три недели из глины была подготовлена пара фламинго: одна птица стоит с выпрямленной головой и шеей, а другая наклонилась будто в поисках пищи. С глиняных моделей был сделан гипсовый слепок, который использовался для создания пресс-форм . Федерстон полагал, что ноги фламинго будут деревянными, однако из-за дороговизны материала от этой идеи пришлось отказаться в пользу металла .
Технология литья пластмасс под давлением была запатентована в 1872 году Джоном Уэсли Хайатом и развита в 1946 году Джеймсом Уотсоном Хендри ( James Watson Hendry ), который предложил вместо погружного механизма использовать вращающиеся винты, что привело к более равномерному размешиванию жидких пластмасс и к лучшему качеству пластиковой продукции. Первые пластиковые фигуры склеивались из двух спрессованных половинок, но в начале 1970-х годов «Union Products» перешла на выдувную технологию, которую в 1938 году придумали Энох Фернгрен ( Enoch Ferngren ) и Уильям Копитке ( William Kopitke ) для изготовления пластиковых бутылок и которая впоследствии распространилась на любые полые предметы из пластика .
Высота стоячей фигуры пластикового фламинго достигает 90 см (около трёх футов) . Согласно , размеры пары составляют примерно 36 × 40 × 10 см , а одной птицы без учёта ног — 36 × 20 см . Оригинальные фигуры изготавливались из полистирола , который со временем трескался, особенно вокруг металлических ног. Позднее птиц стали делать из полиэтилена , и они приобрели насыщенный ярко-розовый цвет. Выпускались также модели из стирола , которые были светло-розового цвета и со временем ещё больше тускнели на солнце . Так как при изготовлении пластиковых фигур используются те же полимеры, что и для контейнеров для транспортировки кислоты, они получаются очень долговечными . Реальные красные фламинго — самые яркие представители семейства — уступали по насыщенности цвета своему пластиковому аналогу , который сам Федерстон назвал Phoenicopterus ruber plasticus .
В 1987 году, к тридцатой годовщине появления пластиковых фламинго, губернатор штата Массачусетс назвал их «существенным вкладом в американское народное творчество » ( «an essential contribution to American folk art» ), а компания Union Products изменила форму для отливки, добавив под хвостом каждой птицы автограф Доналда Федерстона — своеобразный знак качества, показывающий, что на газоне оригинальная птица, а не какая-то подделка . В этом же году почитатели пластикового фламинго объединились в «International Society for the Preservation of Pink Lawn Flamingos», а Федерстон стал вице-президентом Union Products, в 1996 году заняв пост президента компании . Вскоре после его ухода на пенсию в 2000 году с пластиковых фламинго пропал автограф, однако из-за шумихи, поднятой «фламинго-пуристами» ( «flamingo purists» ), компания была вынуждена вернуть его обратно .
Со временем популяция пластиковых фламинго пополнилась. В 1996 году к классическим розовым птицам добавился «Snowmingo» — полностью белая птица, которую можно было купить зимой в тех магазинах, которые отказывались в это время продавать розовую версию . В 1998 году на свет появился «Realmingo»: этот вариант пластикового фламинго имеет длину 76 см (30 дюймов) от клюва до хвоста (в два раза больше оригинального пластикового фламинго) и вставные пластиковые глаза вместо нарисованных . «Skelemingo» — чёрно-белая птица для украшения сада на Хэллоуин , «Turkeymingo» — ко Дню благодарения , существует даже рождественский набор, состоящий из фламинго- Санты и четырёх пар фламинго- оленей . Кроме того, продаются пластиковые фламинго, раскрашенные в цвета спортивных команд . К пятидесятилетию с начала производства была выпущена версия в золотом цвете . Пластиковые фламинго начали выпускать и в Китае — журналист Марк Лэйн ( Mark Lane ) отмечал в 2006 году, что эти фигуры тоньше и менее детализированы .
Когда в конце октября 2006 года компания Union Products, испытывавшая финансовые трудности из-за высоких цен на материалы и электричество , объявила о своём закрытии, остановка выпуска пластиковых фламинго вызвала широкий общественный резонанс. Многие журналисты писали некрологи пластиковому фламинго, который лишь несколько месяцев не дожил до своего пятидесятилетия . В 2007 году компания HMC International LLC из штата Нью-Йорк объявила о планах возобновить производство на основе выкупленных у Union Products пресс-форм . Пройдя через несколько владельцев, они в конечном итоге были приобретены фирмой Cado Products из — ещё одного города в Массачусетсе, производящего пластик .
Первые партии пластиковых фламинго продавались в сетях магазинов « Woolworth », « » и « Sears » по цене 2,76 доллара США за пару. «Реалистичные» фигуры были призваны улучшить внешний вид пейзажа и «представить на газоне выразительный отпечаток беззаботности и экстравагантности Флориды» . В 1968 году пара стоила 3,69 доллара , а в 1970 году пластиковые фламинго пропали из каталогов «Sears». Снижение популярности связывают с войной во Вьетнаме и движением хиппи : первая сделала цветастые фигуры неуместными, а второе отдавало предпочтение лужайкам более естественного вида . В попытке оживить продажи в начале 1970-х годов были выпущены фигуры с деревянными ногами, но и это не помогло .
В 1980-х годах живые фламинго появились на заставке сериала « Полиция Майами: Отдел нравов », и их пластиковые аналоги снова стали популярными . Теперь они продавались через журнал Rolling Stone по цене 9,95 доллара за пару , а «Sears» в 1986 году впервые смог продать больше фламинго, чем уток. Прайс сравнивала фламинго на лужайке или на балконе с джинсами в бальном зале, автомобилями Jeep в гараже Верхнего Вест-Сайда или белым костюмом от Giorgio Armani в комплекте с двухдневной щетиной и без носков — комбинация , главного героя сериала, которого сыграл Дон Джонсон . К тому времени эти фигуры вызывали ностальгию у поколения бэби-бумеров . Старые фламинго стали появляться в магазинах ар-деко , и хотя они были изготовлены из того же пластика, что их современные аналоги, цена поднималась до 50 долларов . В 2007 году цена на пару фламинго в магазинах розничной торговли составляла 10—20 долларов , в середине 2010-х пластиковые фламинго продавались уже по цене 20—30 долларов за пару .
В 1997 году в США и Канаде пластиковые фигуры для газона выпускали четыре компании: Union Products, Empire Plastics, Tucker Plastics Inc, Lawnware, но у трёх последних не было собственного скульптора. Union Products выпускала полмиллиона пластиковых фламинго ежегодно, и в её штате было около 200 человек . Расположенная в Квебеке Tucker Plastics Inc во время большого спроса продавала около 200 тысяч пар ежегодно, но к концу XX века её продажи упали до 6 тысяч пар в год . С 1957 года было продано более 20 миллионов пар фламинго , и хотя некоторые другие пластиковые фигуры продавались лучше, «про них никто не писал» . В журнале « Форбс » в шутку отметили, что пластиковых фламинго даже больше, чем настоящих . По словам соавтора Доналда Федерстона по книге фотографий о пластиковых фламинго Тома Херцинга ( Tom Herzing ), они — «это маленький фрагмент нашего собственного характера — умение быть простым, знак усталости от обычных понятий вкуса и красоты» .
Медина Лазански ( Medina Lasansky ) из Брауновского университета назвала американские газоны «полупубличной областью частного ландшафта» ( «semi-public realm of the private landscape» ) , они символизируют американскую мечту и возможность самовыражаться, а на их облик влияет постоянное социальное давление, которому подвергаются их владельцы . Ярких птиц на лужайке было невозможно не заметить, и они быстро стали подвергаться критике . Популярные у рабочего класса из-за своей дешевизны фигуры стали предметом насмешек в более высоких социальных кругах . В 1953 году американский критик сравнивал массовую культуру с «раковой опухолью» высокого искусства. Присутствие фламинго на лужайке стало признаком пошлого дизайна . Некоторые местные сообщества принимали решения, запрещающие установку сначала розовых фламинго , а когда в конце 1980-х, отвечая на запросы домовладельцев из таких районов, Федерстон выпустил синюю версию , то и фламинго любого цвета . Итальянский критик в книге 1969 года Kitsch: The World of Bad Taste назвал пластиковых фламинго и садовых гномов типичными представителями дурного вкуса , «полностью убившими способность различать искусство и жизнь» ( «killed all ability to distinguish between art and life» ) .
В 1960-е годы в США стало популярно экологическое движение , требующее отказаться от всего, что вредит природе. В первую очередь новое движение обратило внимание на английские зелёные лужайки, которые изначально формировались из привезённых трав и для поддержания которых требовались вредные химические удобрения, в первую очередь ДДТ . Главным же врагом бэби-бумеров на их пути к экологически чистому газону, по словам Прайс, стал пластик, олицетворением которого являлись яркие ненатуральные розовые фигуры фламинго на яркой зелёной траве .
В 1972 году вышел фильм Джона Уотерса « Розовые фламинго », который сам автор называл «тренировкой в дурновкусии». Одной из множества отсылок к плохому вкусу в фильме являются пластиковые фламинго, размещённые перед трейлером главного персонажа — яркой драг-квин , которая в финальной сцене ест собачьи фекалии , что только закрепило отношение к фигуркам . Уотерс говорил, что фламинго были довольно популярны в его родном городе Балтимор в Мэриленде , хотя в респектабельном районе, в котором он жил, районный комитет по благоустройству возглавляла его мать, и там таких фигур быть не могло . Со временем фильм стал очень популярным среди представителей андерграунда . Прайс связывала работу Уотерса с Энди Уорхолом и Класом Олденбургом и отмечала, что в ней стираются границы хорошего и плохого вкуса. По её словам, Уотерс определял американское сообщество через пластик. Она приводит цитату Олденбурга: «Я за искусство, которое вросло в повседневный мусор и всё же одержало верх» ( «I am for an art that embroils itself with the everyday crap & still comes out on top» ) .
В 1990 году пластиковые фламинго попали в «Энциклопедию дурного вкуса» ( Encyclopedia of Bad Taste ), а годом позже — в «Полный каталог поп-культуры» ( Whole Pop Catalog ) . В 1996 году Федерстон получил Шнобелевскую премию в области искусств за «декоративно-эволюционное изобретение, пластикового розового фламинго» . Автор скульптуры в 2007 году отмечал, что, несмотря на жёсткую критику, дешёвые тропические птицы пользовались популярностью, так как «до этого только богатые люди могли позволить себе иметь плохой вкус» ( «before that, only the wealthy could afford to have bad taste» ) .
Некоторое время пластиковые фламинго были символом гомосексуального движения . Ещё в 1960-х годах его представители использовали розовых птиц для обозначения своей ориентации. Открытая гомосексуальность создателя «Розовых фламинго» Уотерса только закрепила значение этого символа . Ещё дальше пошёл Томер Эшед ( Tomer Eshed ), выпустивший в 2011 году короткометражный фильм Flamingo Pride , в котором показал стаю гомосексуальных птиц и историю единственного фламинго-натурала в ней .
На проходивших в 1990 году в Ванкувере третьих гей-играх в последний день соревнований состоялась эстафета, в которой спортсмены, переодевшись в маскарадные костюмы, использовали фигуру фламинго в качестве эстафетной палочки. Эта традиция со временем закрепилась , «эстафета розового фламинго», в частности, проходила на гей-играх в Нью-Йорке в 1994 году .
В конце 1970-х пластиковых фламинго стали использовать как символ протеста и нарушения границ . В первый день учёбы, 4 сентября 1979 года, перед деканатом появилась «стая» из 1008 пластиковых фламинго. Партия «Ведро и лопата», сформированная годом ранее в качестве шуточной альтернативы скучному студенческому правительству, таким образом благодарила своих сторонников за оказанную поддержку, которая позволила им победить на перевыборах в Студенческую ассоциацию Висконсина . Мероприятие вошло в историю учебного заведения, а открытки с лужайкой перед деканатом в то утро продолжают продаваться в его кампусе . В 2009 году в память об этом событии мэрия Мадисона объявила пластикового фламинго официальной птицей города . По словам Прайс, со временем границы высокого искусства и обыденности стёрлись, китч стал высоким искусством, а пластиковые фламинго перестали выполнять свою протестную функцию .
Профессор массовой культуры Сиракузского университета отметил, что пластиковый фламинго, наравне с (изображением Элвиса Пресли в сценическом костюме с микрофоном на тёмном бархате), стал иконой китча . На сорокалетний юбилей Доналд Федерстон и его пластиковый фламинго были приглашены в утреннее Today Show на канале NBC и общественно-политическое шоу « 60 минут » на канале CBS .
Со временем пластиковые фламинго мигрировали в музеи. Они сопровождали экспозицию , посвящённую Мэрилин Монро и Элвису Пресли в в Талсе в 1996 году, появились в музее пластика у себя на родине в Леоминстере и в в Вашингтоне , который является частью Смитсоновского института . В конце 1990-х годов их стали продавать в сувенирном магазине при Музее современного искусства в Лос-Анджелесе . По словам Лазански, долголетие пластикового фламинго обусловлено обширными связями между культурой потребления и изящными искусствами .
Поколение бэби-бумеров стало обозначать ими новые места и жизненные этапы: их дарили на новоселья и на дни рождения. Более старшее поколение видело в розовом фламинго ностальгию по розовым кухням пятидесятых, невинности и оптимизму того времени . Федерстон создал более 600 фигур для газона , включая пингвинов и садовых гномов , летящего рождественского оленя и ослика, маму-утку с утятами , однако в 2015 году его смертное ложе было застелено простынями того же ярко-розового цвета, что и его фламинго .
Особенно популярны стали розыгрыши с пластиковыми фламинго на дни рождения . Когда пара близнецов Рик и Ральф Фацио устанавливала пару розовых фламинго (которую до этого они украли с другого газона) на лужайке своего двоюродного брата, чтобы весело поздравить того с днём рождения, подошедший к ним прохожий попросил повторить шалость на дне рождения его жены. В 1991 году братья основали компанию Flamingo Surprise, призванную помочь людям весело отметить праздник . В 2001 году эта компания работала в Кливленде и Чикаго и имела франшизы в Сан-Франциско , Оклахома-Сити и Атланте , выполняя от 30 до 100 заказов ежедневно .
Установка стай фламинго на чужие газоны стала популярным у школьников способом сбора денег на классные мероприятия. Тактику переняли онкологические организации — розовый цвет пластикового фламинго связан с символической розовой лентой , объединяющей организации и частные лица, поддерживающие борьбу против рака молочной железы . Ноа Брокмейер ( Noah Brokmeier ) использовал стаи фламинго, чтобы повысить информированность людей о диабете , особенно детском. Ему самому поставили диагноз в шесть лет, символом своей кампании он выбрал синего фламинго, которого дарил людям, вступившим в «стаю» и совершившим пожертвования. Сбор средств посредством «флокинга» ( «flocking» ), когда несколько пар пластиковых фламинго остаются на участке потенциального донора до тех пор, пока тот не сделает пожертвование, нередко критикуется как нарушение границ собственности и вандализм .
В США популярны неорганизованные инсталляции пластикового фламинго . Ещё в 1980-е годы американцы стали брать пластиковых птиц с собой в путешествия, чтобы сделать с ними фотографии в экзотических местах. Птицы появлялись на мысе Канаверал перед запуском ракеты или около статуи Свободы , на Гранд-Каньоне , на горнолыжных склонах или в других знаковых местах отдыха . Альбом фотографий фламинго, представленный на сайте Get Flocked, включает пластиковых птиц, снятых американскими военными за рубежом, например, на военных базах в Ираке . Его владельцы, Эдвард и Бетси Краковяк ( Edward and Betsy Krakowiak ), говорят, что пластиковых фламинго «можно либо любить, либо ненавидеть» . Доналд Федерстон собрал сотни фотографий пластикового фламинго, поместив часть из них в фотоальбом The Original Pink Flamingos: Splendor on the Grass . Более 1600 фотографий пластикового фламинго размещено в группе Pink Flamingo Fun, объединяющей любителей этого подвида на Flickr . Поклонники пластиковых фламинго в в Иллинойсе устраивают «пятницы фламинго», на которых собираются с соседями на участке, предварительно обозначенном пластиковой фигурой. В ботаническом саду Южного Техаса проходит конкурс художественных инсталляций «Flamingo Fandango», в котором участники одевают расставленные в ботаническом саду пластиковые фигуры фламинго в разные костюмы .
Пластиковый фламинго Флойд стал талисманом безопасности на лавиноопасных горных дорогах близ вершины Вашингтонского перевала, так как привлекает к себе внимание, в отличие от обычного дорожного знака, который часто игнорируется .
В 1996 году пластиковые фламинго появились в рекламе автомобиля Saturn . Они стали героями нескольких криминальных романов: Flamingo , Neon flamingo , A Morning for Flamingos . Розовый персонаж по имени Фэзерстоун (в английском варианте — Featherstone , по фамилии Доналда Федерстона), которого озвучивает Джим Каммингс , появился в 2011 году в мультфильме студии Диснея « Гномео и Джульетта » . В вышедшей в 2000 году компьютерной игре The Sims , представляющей собой симулятор жизни , можно купить пластикового фламинго и украсить им любую часть виртуального пространства. Фигура сохранилась и в продолжении симулятора — The Sims Bustin' Out .
Писатель и защитник природы Терри Темпест Уильямс ( Terry Tempest Williams ) назвал пластиковых фламинго «нашей неестественной связью с естественным миром» ( «our unnatural link to the natural world» ) .