Interested Article - Катакомбы Рима
- 2021-09-06
- 1
Катакомбы Рима ( итал. Catacombe di Roma ) — сеть античных катакомб , использовавшихся как места погребений , по большей части в период раннего христианства . Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землёй вдоль Аппиевой дороги . Эти катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа , зачастую образующих лабиринты . В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши ( лат. loculi ) разной величины (главным образом для одного умершего, иногда для двух, и редко — для нескольких тел). На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и до сих пор закрытые (например, в катакомбах Панфила).
История
Термин
Само название «катакомбы» ( лат. catacomba ) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» ( лат. coemeterium или cimiterium < др.-греч. κοιμητήριον «спальня») — «усыпальница», «кладбище». Лишь одна из coemeteria , позднее: Катакомбы Сан-Себастьяно , у Аппиевой дороги , за стенами города, называлась: Аd catacumbas («У спуска к могилам», от греч. katakymbos — углубление), место, где у входа в подземный склеп ставили надгробные стелы с памятными надписями и бюстами умерших .
В Средневековье лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбы .
Возникновение захоронений
Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы ( итал. Catacombe Ebraiche ) на Аппиевой дороге . В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения . Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала .
Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп , куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев . Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: « [Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам » , « Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога » . Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста ). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей .
Христиане переняли во II веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах, но они не являлись местом укрытия христиан. К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых .
В катакомбы входили также гипогеумы — от латинского ( лат. hypogeum ) — помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения ( лат. luminare ). В « Апостольских постановлениях » (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: « …без наблюдения собирайтесь в усыпальницах , совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах… » . Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: « Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах! » .
Исторические свидетельства
Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция . Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб :
Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи» ( Пс. ). Изредка свет, впускаемый сверху, умеряет ужас мрака, так что отверстие, чрез которое он входит, лучше назвать щелью, чем окном.
Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция « Страдания блаженнейшего мученика Ипполита » :
Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях её уже в нескольких шагах от входа чернеет тёмная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь тёмные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом даётся возможность под землёю видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.
«Упадок» катакомб
Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад . Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите . В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников , желавших помолиться на могилах апостолов , мучеников и исповедников . Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб .
Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви . Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:
- папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых;
- при папе Пасхалии I , согласно надписи в базилике Санта-Прасседе , было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей святых .
Открытие и изучение катакомб
С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекращаются, в XI—XII веках описаны единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забывают. В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио , профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки . Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений (книга вышла в 1568 году), однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна , Лаврентия и Валентина [ источник не указан 1881 день ] .
Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге , наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum ). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году [ источник не указан 1881 день ] .
Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио , который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цеметериев (раскопок Бозио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении « Подземный Рим » ( лат. Roma sotterranea ), вышедшем в свет уже после его смерти . Бозио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге — за молящегося мученика , а отроки в пещи огненной — за сцену Благовещения .
Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена « Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства » (1872—85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист (1842—1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок .
В 1903 году вышла книга исследователя (1857—1944) «Живопись катакомб Рима» ( нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб. Черно-белые снимки фресок и мозаик печатались в точном масштабе и затем раскрашивались водяными красками, многие копии Вильперт, владея техникой рисунка, сделал сам .
С 1929 года (после Латеранских соглашений ) катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии ( итал. Pontificia Commissione di Archeologia Sacra ), созданная по предложению де-Росси ещё в 1852 году. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками. Задачами исследователей римских катакомб остаётся толкование иконографии катакомбной живописи, а также открытие новых захоронений и новых участков известных катакомб. Так в 1955 году Антонио Ферруа были открыты . Последняя находка ранее неизвестного захоронения состоялась в 1994 году после обрушения пола в подвале: были обнаружены длинный коридор с цистерной, круглая кубикула и античный вход .
Реставрация катакомб
22 июня 2012 года в Ватикане при участии президента фонда Гейдара Алиева , первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой и председателя Папской комиссии по священной археологии кардинала Джанфранко Равази было подписано «Двустороннее соглашение о реставрации римских катакомб» . Реставрационные работы в катакомбах Святых Петра и Марцеллина проводились Папской комиссией по священной археологии при финансовой поддержке Фонда Гейдара Алиева . 2 июня 2014 года президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева ознакомилась с римскими катакомбами после реставрации .
Погребальные обряды
Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело ( бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами . На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: « Мир с тобой », « Спи в мире Господа » и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно велико: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу .
Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии (« Почить в мире », « Почить в Боге ») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai .
Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры ( лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: « Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия » . Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров . Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам .
Формы захоронений
Название | Изображение | Описание |
---|---|---|
Ниши
( лат. Loculi , локулы ) |
Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких ( лат. loculi bisomi, trisomi… ). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах. | |
Аркосолии ( лат. Arcosolium ) | Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб . | |
Саркофаги ( лат. Solium ) | Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях. | |
Кубикулы ( лат. Cubiculum ) и крипты | Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает « покой », покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70 и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов. | |
Захоронения в полу
( лат. Forma — «канал, труба») |
Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мучеников . |
Виды катакомб
Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:
Христианские катакомбы
Катакомбы святого Себастьяна ( итал. Catacombe di San Sebastiano ) — получили своё название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна . Особого интереса заслуживают языческие захоронения, украшенные фресками . Здесь хорошо виден переход от язычества к христианству: языческие изображения сочетаются с христианскими надписями. В более глубоких (и поздних) христианских катакомбах расположена крипта святого Себастьяна , где до переноса в построенную в IV веке над катакомбами церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура хранились мощи святого [ источник не указан 1881 день ] .
По преданию, в катакомбах святого Себастьяна некоторое время в начале III века хранились мощи апостолов Петра и Павла , казнённых в Риме в I веке. Об этом сохранилась надпись: « Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые » .
Катакомбы Домитиллы ( итал. Catacombe di Domitilla ) — эти катакомбы служили местом захоронения язычникам и христианам. Они расположены на территории, которая принадлежала семье Флавиев , однако не ясно о какой именно Домитилле идёт речь. Точно известно лишь то, что катакомбы Домитиллы возникли из нескольких семейных захоронений, и были расширены до 4 этажей около IV века. Каждый этаж достигает 5 м в высоту. Здесь встречаются раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь, голубь [ источник не указан 1881 день ] .
Катакомбы Присциллы ( итал. Catacombe di Priscilla ) — самые старые катакомбы Рима. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула . Помещения украшены раннехристианскими фресками из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком (фигура слева изображает пророка Исаию или Валаама ), датируемое II веком .
Катакомбы святой Агнессы ( итал. Catacombe di Sant'Agnese ) — получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III—IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей [ источник не указан 1881 день ] .
Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура , построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб [ источник не указан 1881 день ] .
Катакомбы святого Каллиста ( итал. Catacombe di San Callisto ) — являются самым крупным местом христианского захоронения древнего Рима. Протяжённость катакомб составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт . В катакомбах святого Каллиста находятся около 170 тысяч погребений. Своё название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста , участвовавшего в их обустройстве .
Катакомбы святого Каллиста исследованы только частично. Для доступа открыта крипта пап, в которой было погребено 9 римских епископов III века , а также крипта святой Цецилии (Кикилии), где в 820 году были обнаружены мощи этой святой. Стены крипты украшают фрески с изображением мучеников Севастиана, Кирина и Кикилии [ источник не указан 1881 день ] .
В пещере Святых Тайн ( итал. Cubicolo dei Sacramenti ) сохранились фрески с изображением таинств крещения и евхаристии . Также сохранилось много символических изображений: рыболов, вытаскивающий рыбу (символ спасения человека из волн греховного моря); семь человек, сидящих за столом (таинство евхаристии); Лазарь (символ воскресения) [ источник не указан 1881 день ] .
Иудейские катакомбы
Известные археологам иудейские катакомбы в Риме находятся под Villa Torlonia и Vigna Randanini (открыты в 1859 году). Вход в катакомбы под Вилла-Торлония был замурован в начале XX века, лишь в конце века было решено их отреставрировать и открыть для посетителей. По мнению исследователей, данные катакомбы являются предшественниками христианских катакомб: обнаруженные захоронения датируются 50 годом до н. э. (возраст захоронений устанавливался с помощью радиоуглеродного анализа ) .
По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры , цветов, животных (уток, рыб, павлинов) и фигуративные сюжеты .
Синкретические катакомбы
К синкретическим катакомбам Рима относятся: подземные храмы ( hypogeum ) degli Aureli , Trebius Justus, Vibia. Здесь можно встретить смешение христианства, греческой и римской философии. Возможно, это были захоронения одной секты гностиков . К примерам таких катакомбных храмов относится подземная базилика, обнаруженная в 1917 году в районе римского вокзала Термини. Храм, украшенный гипсовыми барельефами, использовался в I веке до н. э. как место встреч неопифагорейцев .
Катакомбы на Виа Латина
Богато украшенные катакомбы на Via Latina (официальное название — Catacomba di Dino Compagni , ок. 350 г.), обнаруженные в 1955 году, являлись частным захоронением одной или нескольких семей. Они не относятся к синкретическим катакомбам, возможно, здесь совершались погребения как язычников , так и христиан (всего около 400 захоронений). Эти катакомбы примечательны тем, что в них можно увидеть изображения сцен из Ветхого и Нового Завета, датированные серединой IV века, в иконографии более развитой, чем до издания Миланского эдикта : Адам и Ева изображены в одежде из шкур сидящими на камне, оба подпирают рукой подбородок, а Ева печально смотрит на Адама; прорицатель Валаама изображён с ослицей .
Символы и декор
Общая характеристика
Младенчески тени заслушались пенья Орфея.
Иона под ивой все помнит китовые недра.
Но на плечи Пастырь овцу возлагает, жалея,
И благостен круглый закат за верхушкою кедра
Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками ), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета , языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами ( ихтис , « Добрый пастырь »). К древнейшим изображениям относятся сцены « Поклонения волхвов » (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы . В на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры . Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений .
К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:
- якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
- голубь — символ Святого Духа ;
- феникс — символ воскресения;
- орёл — символ юности ( «обновится яко орля юность твоя» ( Пс. ));
- павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
- петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
- агнец — символ Иисуса Христа;
- лев — символ силы и могущества;
- оливковая ветвь — символ вечного мира;
- лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
- виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии .
Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода .
Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II—III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение . По мнению , при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.
Хороший стиль выражается здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры — прекрасных пропорций, а движения отвечают действию. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего столетия, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнате, в грубых контурах, непокрытых живописью, и широких каймах, обрамляющих сцены. Далее, достоверным критерием являются одежды и их украшения: безрукавная туника указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматика ранней формы; далматика с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV столетия. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким «клавом» .
Для раннего периода (I—II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации , которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности .
Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже ( Деметра и Персефона , Амур и Психея ) и порой они были переосмыслены в христианском ключе . Ранняя катакомбная живопись зачастую использовала те же декоративные темы и мотивы, которые было принято использовать для украшения жилых зданий и языческих гробниц .
Изображения Иисуса Христа
В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия ) и Воскресения Иисуса . Среди фресок конца III — начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса : умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку» , что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами .
Изображение | Название | Описание |
---|---|---|
Орфей | Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару , иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей ( Гелиос , Геракл ) также были переосмыслены. | |
Добрый пастырь | Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III—IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику . Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм. | |
Крещение | Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения . Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня. | |
Учитель | При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа , облачённого в тогу . Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ. | |
Христос | Такие изображения отличаются от античной традиции: лик Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба . |
Изображения Оранты
Оранта — один из наиболее часто встречающихся изображений в катакомбах: первоначально как персонификация молитвы , а затем как образ Богородицы . В конце III—IV веках в виде Орант (то есть молящихся) изображали погребённых в катакомбах, как женщин, так и мужчин .
Изображение | Название | Описание |
---|---|---|
Оранта с ребёнком | Оранта с ребёнком (первая половина IV века) находится в кубикуле della Madonna orante в coemeterium Maius (катакомбы Агнии). Расположение изображения на алтарной стене христианской катакомбы и две монограммы по сторонам изображения, по мнению Н. В. Покровского , позволяют видеть в этом изображении именно образ Богоматери . | |
Оранта | Оранта в «кубикуле пяти святых» в катакомбе св. Каллиста. Рядом с женской фигурой Dionysas расположена мужская под именем Nemesius , к обоим именам добавлено in pace . Здесь умершие изображены в виде Орант в райском саду среди цветов и птиц [ источник не указан 1881 день ] . |
Сцены из Ветхого Завета
В римских катакомбах часто встречаются сцены из Ветхого Завета , например, Моисей у источника в скале, Ной в ковчеге , Даниил в яме со львами , три отрока в пещи огненной , три отрока и Навуходоносор [ источник не указан 1881 день ] .
Изображение | Название | Описание |
---|---|---|
Адам и Ева | Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения , вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама , искупившего своей смертью Первородный грех . | |
Иону выбрасывают в море |
Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим под деревом с листьями и плодами, или же под открытым небом
.
Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе , в которых он сравнил себя с Ионой ( Мф. ). |
|
Три отрока в пещи огненной | Появление таких изображений относят к IV веку, что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично). |
Агапы
Изображение агап — «Трапез Любви», которые христиане устраивали в катакомбах в память о евангельской Тайной вечере и на которых совершали таинство евхаристии , является весьма распространённым сюжетом катакомбной живописи. По изображениям агап историки литургики восстанавливают традиции богослужения раннехристианских общин .
Наиболее интересна для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапы, обнаруженная в 1893 году .
За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляющий хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно — с двумя рыбами, другое же — с пятью хлебами.
— Древне-христианская практика причащения Св. Тайн.
Число изображённых хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук предстоятеля непосредственно в свои руки, а потом по очереди отпивали вино из чаши [ источник не указан 1881 день ] .
Надписи в катакомбах
Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов , начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR . Учёный предположил, что речь идёт о мученике Корнелии ( CORNELIUS ), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP ( Episcopus ) [ источник не указан 1881 день ] .
Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом ( греч. ZOE — «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium ( arcisolium, arcusolium ), cubiculum ( cubuculum ), forma , имена фоссоров, описание их деятельности [ источник не указан 1881 день ] .
Посещение катакомб
Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь шесть (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии . К наиболее интересным относятся самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III—IV века) на Via Casilina [ источник не указан 1881 день ] .
В культуре
- живопись :
- « Погребение мучеников в катакомбах » (1855 год)
- В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина хранится коллекция акварельных копий (около 100 акварелей) раннехристианских росписей катакомб Рима русского художника-акварелиста Ф. П. Реймана (1842—1920). Рейман работал над копиями из катакомб (Домитиллы, Каллиста, Петра и Марцеллина, Претестата, Присциллы, Тразона и Сатурнина) 12 лет с 1889 г. по заказу И. В. Цветаева .
- литература :
- В «Путешествии в Италию» ( нем. Italienische Reise ) Гёте описывает своё неприятное впечатление от посещения душных коридоров катакомб святого Себастьяна .
- Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца « Граф Монте-Кристо » (Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастиана.
- Генрик Сенкевич . Роман « Камо грядеши » (описано собрание христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века [ источник не указан 1881 день ] ).
- , . «Imprimatur: В печать». Исторический детектив. М: АСТ , 2006. ISBN 5-17-033234-3
- Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» ( англ. Pictures from Italy ) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна во время путешествия по Италии в 1844 году :470—471 :
Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: « Мы христиане! Мы христиане! », чтобы их убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах , — сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, — её торжество здесь, посреди мучеников за веру!
- Евгения Тур . Катакомбы: Повесть из первых времен христианства (1866).
- музеи :
- Музей Пио-Кристиано в Ватикане посвящён собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах: мраморные языческие и христианские саркофаги, статуи, таблички с надписями на латинском и греческом языках.
- В музее сакрального искусства в библиотеке Ватикана ( итал. Museo Sacro ) находятся артефакты из римских катакомб и церквей: лампы с иудейскими и христианскими символами, изделия из стекла, медальоны.
- В музее Кьярамонти в Ватикане представлены множество саркофагов I—IV веков.
- Часть коллекции античного периода Национального римского музея составляют иудейские саркофаги, таблички с надписями, большое число артефактов из языческих гробниц.
- Римские катакомбы в Фалькенбурге, , Нидерланды ( нидерл. Romeinse Katakomben Valkenburg ) — катакомбы в заброшенной шахте из мергеля, построенные в 1910—1912 годах, точно копирующие некоторые римские катакомбы (размер и обстановка, росписи и цвета фресок, скопировано 14 отделений римских катакомб). Учредителем проекта стал промышленник Jan Diepen. Разработка проекта проходила под научным присмотром в том числе Иосифа Вильперта и при поддержке папы Пия X :42 .
- Капелла катакомб или реликвий (1888 год) в монастыре бенедиктинцев в Форт Аугуст в Шотландии — росписи частей монастыря выполнены в стиле римских катакомбных кубикул :52 .
См. также
- Список катакомб Рима
- Клоака Максима
- Катакомбы Парижа
- Катакомбы капуцинов (Палермо)
- Катакомбы Сан-Джованни
- Катакомбы Санта-Лючия
- Катакомбы Сан-Гаудиозо
- Катакомбные святые
Примечания
- ↑ Fink, Joseph. Die römischen Katakomben. — Mainz: Philipp von Zabern, 1997. — ISBN 3-8053-1565-1 .
- (англ.) . Дата обращения: 13 февраля 2009. 20 августа 2011 года.
- Власов В. Г. Катакомбы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 387—388
- Голубцов А. П. от 26 декабря 2008 на Wayback Machine . СПб, 1917. С. 73.
- . Дата обращения: 7 ноября 2008. 26 декабря 2008 года.
- . Дата обращения: 7 ноября 2008. 26 декабря 2008 года.
- ↑ // Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике.
- лат. Monumentum Valerii Mercurii et Iulittes Iuliani et Quintilies verecundes libertis libertabusque posterisque eoiiim at religionem pertinentes (pertinentibus) meam
- лат. Marcus Antonius Restutus fecit ypogeum sibi et suis fidentibus in Domino
- ↑ Покровский Н. В. // Очерки памятников христианской иконографии и искусства. – СПб.: Тип. Катанского, 1894. – XVI, 327 с.
- Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
- В оригинале εν κοιμητηρίοις .
- . Дата обращения: 6 ноября 2008. 23 мая 2017 года.
- Бароний. Церковные анналы
- Зарайский В. от 24 сентября 2008 на Wayback Machine .
- Иоанн Мейендорф . от 16 апреля 2009 на Wayback Machine .
- . от 26 декабря 2008 на Wayback Machine
- от 5 мая 2019 на Wayback Machine .
- // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VIII : « Вероучение — Владимиро-Волынская епархия ». — С. 506-508. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5 .
- Fink, Joseph. — Mainz: vom Zabern, 1997. — С. 77. ISBN 3-8053-1565-1 .
- // Официальный сайт Фонда Гейдара Алиева. — 22 июня 2012. 13 марта 2016 года.
- Sara Grattoggi. (итал.) // la Repubblica.it : газета. — 29 января 2014. 4 марта 2016 года.
- // Официальный сайт Фонда Гейдара Алиева. 13 марта 2016 года.
- Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. от 26 декабря 2008 на Wayback Machine .
- Деревенский Б. Г. . от 12 мая 2009 на Wayback Machine
- Здесь бисом — саркофаг для двух тел; фолия (фолий) — монета в 1/4 унции. Запись о сделке, сохранившаяся в катакомбах: лат. Emptum locum ad Artemisio bisomum. Hoc est et pretium datum fossori Hilaro, id est folles numero 1500, praesentia Severi fossoris et Laurentis .
- Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. от 26 декабря 2008 на Wayback Machine
- Stützer, Herbert Alexander Die Kunst der römischen Katakomben. — Köln: DuMont Verlag, 1983. — С. 18 ISBN 3-7701-1485-X .
- Stützer, Herbert Alexander Die Kunst der römischen Katakomben. — Köln: DuMont Verlag, 1983. — ISBN 3-7701-1485-X . С. 18.
- . Дата обращения: 31 августа 2008. Архивировано из 16 февраля 2009 года.
- . Дата обращения: 5 мая 2019. 16 июля 2021 года.
- от 5 мая 2019 на Wayback Machine (англ.)
- от 5 мая 2019 на Wayback Machine (англ.)
- . Дата обращения: 6 ноября 2008. 22 января 2009 года.
- ↑ // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXI : « Каракалла — Катехизация ». — С. 650-673. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8 .
- от 7 июня 2008 на Wayback Machine // Журнал Geo (март 2005)
- . Дата обращения: 1 ноября 2008. 22 октября 2012 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2008. 26 декабря 2008 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2008. 26 декабря 2008 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2008. Архивировано из 16 февраля 2009 года.
- Священные символические изображения в катакомбах // Антонов Н. Р. Богослужение Православной церкви. М., 2005. С. 73-74
- Ricci S.; Toy C. H; Jacobs J.; Broyda I. Paleography // The Jewish Encyclopedia. New-York-London, 1905—1906. T. 9. P. 471
- ↑ . Дата обращения: 5 ноября 2008. 20 апреля 2022 года.
- M. Dvořák. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte. München 1924, 3
- См. например фреску в катакомбах святых Петра и Марцеллина.
- Stützer, Herbert Alexander Die Kunst der römischen Katakomben. — Köln: DuMont Verlag, 1983.-С. 52-53 ISBN 3-7701-1485-X
- Изображения Спасителя и Божией Матери в катакомбах // Антонов Н. Р. Богослужение Православной церкви. М., 2005. С. 77.
- . Дата обращения: 5 мая 2019. 10 мая 2021 года.
- Желтов М. С., Иванов М. С., Квливидзе Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 280—283. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- Василий Великий, «О Святом Духе», от 20 февраля 2007 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 7 ноября 2008. Архивировано из 26 декабря 2008 года.
- Киприан (Керн) , архимандрит. от 26 января 2009 на Wayback Machine
- Горский. Древне-христианская практика причащения Св. Тайн. Серг. Посад, 1914. С. 7
- . Дата обращения: 1 ноября 2008. 24 мая 2010 года.
- Goethe J.W. Italienische Reise. Goldmann Wilhelm, 2004, C. 604. ISBN 3-442-07641-2
- Диккенс, Чарльз . Собрание сочинений в 30 томах. Том 9, Москва, 1958.
- ↑
Библиография
- Fink, Joseph. Die römischen Katakomben. — Mainz: Philipp von Zabern, 1997. — ISBN 3-8053-1565-1 .
- Stützer, Herbert Alexander. Frühchristliche Kunst in Rom. — Köln: DuMont Verlag, 1996. — ISBN 3-7701-2643-2 .
- Stützer, Herbert Alexander. Die Kunst der römischen Katakomben. — Köln: DuMont Verlag, 1983. — ISBN 3-7701-1485-X .
- . — 2021. — 347 с. — ISBN 978-5-907426-18-4 . 9 августа 2022 года.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Голубцов А.П. . (Из чтений по Церковной Археологии и Литургике. Сергиев Посад, 1918) . Дата обращения: 7 ноября 2008. Архивировано из 8 октября 2008 года.
- Покровский Н.В. . Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000 . Дата обращения: 7 ноября 2008. 22 ноября 2011 года.
- Марк Семо. . Журнал Geo (март 2005) . Дата обращения: 7 ноября 2008. 20 августа 2011 года.
- // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXI : « Каракалла — Катехизация ». — С. 650-673. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8 .
- Lanciani, Rodolfo. (англ.) . Pagan and Christian Rome . Дата обращения: 18 ноября 2008. 20 августа 2011 года.
- DeRossi, Giovanni Battista. (итал.) . La Roma sotterranea cristiana . Дата обращения: 13 ноября 2008. 20 августа 2011 года.
- Wilpert, Joseph. (нем.) . Die Malereien der Katakomben Roms . Дата обращения: 9 ноября 2008. 20 августа 2011 года.
- Wilpert, Joseph. . Die Malereien der Katakomben Roms . Дата обращения: 9 ноября 2008. 20 августа 2011 года.
- (англ.) . — Фотографии катакомб Джона Генри Паркера (1865-1879). Дата обращения: 26 января 2011. 20 августа 2011 года.
- . — 2021. — 347 с. — ISBN 978-5-907426-18-4 . 9 августа 2022 года.
- 2021-09-06
- 1