Interested Article - Екатерининский собор (Екатеринбург)

Екатери́нинский собор (также Екатерининский горный собор , Собор святой Великомученицы Екатерины ) — утраченный православный храм в Екатеринбурге , первоначально сооружённый в виде мазанковой церкви при основании крепости и завода в 1723 году . После пожара 1747 года, уничтожившего здание, на том же месте в 1758 году была заложена и лишь в 1768 году освящена каменная церковь . Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского , привезённая в Екатеринбург во второй половине 1820-х годов .

Храм принадлежал Уральской горной администрации , находился в центре города, на левом возвышенном берегу реки Исети , восточнее построенного в 1747 году Богоявленского собора , на перекрёстке Главного проспекта и Пушкинской улицы . Площадь около храма получила одноимённое название. Главные городские Богоявленский и Екатерининский храмы были высотными доминантами центра города, формируя акценты Главного проспекта и плотины .

В феврале 1930 года храм закрыли, а в начале апреля того же года взорвали по решению Свердловского горисполкома. Кирпичи, сохранившиеся после разрушения здания, использовались в качестве стройматериалов для возведения общественных зданий города .

18 августа 1991 года в месте расположения алтаря Екатерининского собора установили памятный крест, а в 1998 году к 275-летию Екатеринбурга рядом с ним построили часовню Святой Екатерины . В 2019 году обсуждение проектов возрождения и строительства храма Святой Екатерины вызвало бурную реакцию в обществе, вылившуюся в череду протестов и митингов против строительства в сквере на Октябрьской площади .

История строительства

Мазанковая церковь

1 октября 1723 года в строящемся заводе-крепости священник Тобольского полка Иван Ефимов освятил закладку первой мазанковой церкви . На время строительства жители заводского посёлка были приписаны к приходу Преображенской церкви соседнего Уктусского завода . Основные работы были завершены к концу лета 1724 года, в связи с чем 30 августа того же года первый командир Екатеринбургского завода доложил В. И. де Геннину о постройке церкви с комментарием о том, что венчающий крест ещё изготавливается на Уктусском заводе. Будущий завод с благословления Екатерины I назвали Екатеринбургским, поэтому и первую церковь было решено освящать во имя святой Великомученицы Екатерины , православной небесной покровительницы императрицы, в честь которой был наименован создающийся Екатеринбург .

Здание новой церкви строилось в технике фахверка , получившей распространение в Екатеринбурге благодаря европейским мастерам, работавшим на строительстве завода и посёлка. Конструкция представляла собой бревенчатый каркас, а промежутки между брёвнами заполнялись кирпичами и глиной. Здание имело 24 слюдяных окна, деревянный пол и отапливалось тремя кирпичными печами. Возвышенная часть была выполнена в виде восьмерика , крыша церкви была покрыта белой жестью и венчалась маковкой и небольшой колокольней со шпилем. Колокольня была снабжена девятью медными колоколами весом от одного до сорока пудов .

После постройки Екатерининская церковь в течение года стояла неосвящённой из-за отсутствия в казне денег на содержание клира . 2 января 1726 года де Геннин вынужденно обратился в Кабинет Её Императорского Величества с просьбой поручить тобольскому митрополиту заняться освящением храма и организацией прихода. В это же время он, не дожидаясь ответа императрицы, обратился с аналогичной просьбой напрямую к митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию , который 22 февраля того же года направил в Екатеринбург архимандрита Знаменского монастыря Геннадия для освящения нового храма. Церемония освящения состоялась под залп 11 пушек 27 февраля 1726 года. В июле того же года в Екатеринбург были отправлены подаренные императрицей облачения для духовенства, церковная утварь и книги для храма. Мастера Екатеринбургского завода выполнили для внутреннего убранства храма медные паникадила на 36 свечей, пять жестяных подсвечников и 11 медных лампад . Для обустройства алтарной части по просьбе де Геннина в Екатеринбург приехал на казённое жалованье резчик Фёдор Охлыпин, служивший у Строгановых , а для создания иконостаса иконописец Пыскорского Преображенского монастыря Степан Леонтьев .

Ко дню освящения храма торопились установить в шатре колокольни часы, заказанные де Генниным для организации и контроля за проведением заводских работ. Часы изготовили на Каменском заводе , но привезли в Екатеринбург с опозданием. После установки часовой механизм быстро вышел из строя, поэтому в 1728 году на Екатеринбургском заводе были изготовлены и собраны новые часы, которые также работали нестабильно. В мае 1729 года починкой и наладкой часов занимались местные заводские кузнецы , которые и в дальнейшем продолжили следить за эксплуатацией механизма .

В 1733 году после согласования с Сенатом де Геннин начал строительство новой, уже каменной церкви в Екатеринбурге. Однако В. Н. Татищев , сменивший в 1734 году де Геннина на посту руководителя Уральской горной администрации, приказал разобрать постройки, не удовлетворившись ни проектом церкви, ни выбранным под строительство местом .

26 сентября 1747 года старый храм был уничтожен пожаром, удалось спасти лишь часть церковной утвари. Совместное расследование екатеринбургской полиции и комиссии Тобольской консистории назвало основной причиной пожара оставленный в алтарном горне горячий уголь. Общий ущерб комиссия оценила в 116 рублей 10 копеек, пономаря Г. Патрушева , отвечавшего за пожарную безопасность в церкви, признали главным виновным и строго наказали в октябре 1748 года. С разрушением церкви занимаемый ей участок земли некоторое время использовался в качестве кладбища, а Екатерининский приход был закрыт вплоть до конца 1763 года .

Каменная церковь

Первоначальный проект храма (1743)

Ещё до сноса старой церкви Горная администрация заказала разработку проекта нового каменного храма у петербургского архитектора Иоганна Вернера Миллера ( нем. Müller ). Его проект 1743 года в стиле западноевропейского барокко предполагал строительство трёхпридельного храма с трёхъярусной квадратной в плане колокольней и шестигранным куполом над центральной частью. Боковые приделы Миллер спроектировал внутри центрального нефа , в то время как в архитектуре русских храмов того времени стандартным приёмом была пристройка боковых приделов отдельными объёмами .

15 января 1746 года смета на строительство каменного храма была направлена на согласование в Берг-коллегию . После длительных обсуждений 24 июля 1747 года президент ведомства А. Ф. Томилов направил Елизавете Петровне доклад с описанием истории первой Екатерининской церкви и просьбой дополнительно к 2000 рублей, согласованным с Сенатом, выделить 3000 рублей из заводской казны. 24 августа 1747 года екатеринбургские власти получили из Берг-коллегии сообщение о том, что вопрос о строительстве новой каменной церкви находится на рассмотрении и откладывается на неопределённый срок .

Со временем необходимость строительства нового храма обострялась. К 1756 году численность населения Екатеринбурга достигла 5726 человек, в том числе 5074 православных христиан . Построенная в 1747 году Богоявленская церковь была относительно небольшой и могла вместить в праздничные дни менее половины прихожан. Остальные были вынуждены стоять во время служб на улице или ходили в церковь Уктусского завода. Среди жителей был организован сбор пожертвований на строительство храма, к началу работ собрали более 2000 рублей .

Для начала строительства нового храма требовалось разрешение Тобольской консистории. За получением грамоты в Тобольск выехал диакон Богоявленской церкви Михаил Флоровский. В отсутствие архиерея в Тобольске не смогли выдать разрешение, переслав запрос в Синод . Разрешение Синода было получено лишь 23 декабря 1757 года, а закладка нового храма протоиереем Фёдором Кочневым состоялась 16 августа 1758 года. Первоначальный проект Миллера уже в ходе строительства был существенно изменён главным межевщиком Горной канцелярии . По скорректированному проекту, согласованному с Берг-коллегией, боковые приделы расположились в специальных пристроях, почти не сообщавшихся с центральным приделом. В результате главный придел стал «холодным» храмом, где службы проводились только с мая по октябрь, а боковые приделы «тёплыми», и службы там проводились круглогодично. В целом объём храма стал гораздо больше по отношению к первоначальному проекту .

Первоначально предполагалось отдать подряд на строительные работы местным екатеринбургским каменщикам и братьям Григорию и Ивану Антипьевичам Татариновым, опытным каменщикам из Соликамска , считавшегося в XVIII веке главным поставщиком строительных кадров для других регионов . Однако в итоге 1 июня 1759 года работу начали артели из Ярославля под руководством И. Я. Дубова , предложившие меньшую стоимость. В ноябре того же года маркшейдер И. Кузнецов , проводивший ревизию выполненных работ, выявил существенные отклонения построек от проектных чертежей. Так, контрольные замеры выявили, что алтарь был шире на 1 аршин 2 вершка и на 1 аршин и ¼ вершка длиннее, здание церкви в целом оказалось длиннее проектной величины на ¾ аршина. Контракт с Дубовым расторгли, а подряд на исправление выявленных огрехов и достройку храма после дополнительных торгов в декабре того же года всё-таки отдали братьям Татариновым за неимением других желающих. Позднее к ним присоединился соликамский мастер Иона Тимофеевич Кремлёв . Новые подрядчики в отличие от уволенных получили бо́льшую самостоятельность и право нанимать рабочих по своему усмотрению .

Храм строился на казённые средства и пожертвования прихожан. В летний период на стройке работали до 250 человек, зимой — около 40 человек. Основной рабочей силой были арестанты, получавшие подённую оплату, подвозкой стройматериалов занимались вольнонаёмные местные жители .

22 июля 1763 года с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла протоиерей Кочнев освятил северный придел храма во имя архидиакона Стефана , а 23 сентября 1763 года — южный придел во имя Иоанна Богослова . В октябре 1764 года освятили достроенный придел во имя Дмитрия Ростовского . В это время здание храма достраивалось, оформлялось его внутреннее убранство .

21 декабря 1767 года митрополит Павел подписал грамоту с благословлением на освящение новой церкви, через 10 дней она была доставлена в Екатеринбург. Однако освящение Екатерининского храма состоялось лишь 22 сентября 1768 года и было приурочено к годовщине коронации Екатерины II .

В 1809 году духовенство храма обратилось за разрешением расширить дмитриевский придел и переименовать его во имя Всех Святых . Пермский архиепископ дал разрешение при условии согласия всех прихожан. Прихожане согласились и оформили своё решение коллективным документом в апреле 1810 года, указ Пермской консистории с разрешением на строительство и переименование придела был получен 15 июня 1810 года. Строительство было проведено сразу после получения указа, но освящение придела состоялось лишь в июне 1834 года первым екатеринбургским епископом Евлампием , но во имя Святой Троицы .

Бюджет

Сбор пожертвований на строительство продолжался до 1766 года, учёт вели казначеи Канцелярии горных заводов. За 1737—1763 годы собрали 9871 рубль 33 копейки. На завершение строительства в 1763—1766 годах было собрано дополнительно около 839 рублей. Городские власти также организовывали сбор средств разными доступными методами. Так, в 1761 году на рыночной площади установили казённые весы, которыми за плату могли пользоваться торговцы. Таким образом казна заработала за 2 года 234 рубля, которые пошли на строительство церкви. Затраты на строительство, по состоянию на 1 августа 1760 года, составили 2865 рублей, в том числе 1240 рублей из пожертвований .

Отдельно и с большим трудом пришлось собирать средства и материалы на отливку колоколов . 50 пудов меди пожертвовали граф Р. И. Воронцов и А. Ф. Турчанинов . Также среди частных заводовладельцев была объявлена добровольная подписка для сбора меди. Откликнулись только С. Я. Яковлев и снова Турчанинов. В итоге в 1762 году удалось отлить два колокола на заводах Н. Н. Демидова за 240 рублей .

В 1765 году по инициативе А. А. Ирмана , вступившего в 1764 году в должность Главы Уральской горной администрации , была проведена ревизия расходов на строительство Екатерининской церкви. При согласованном первоначальном бюджете в 2000 рублей фактические затраты составили 11 330 рублей, что вызвало недоумение властей и вопросы к духовенству. Недостача материалов оценивалась комиссией в 9588 рублей. В мае 1766 года результаты расследований направили в Берг-коллегию, со стороны которой были даны указания провести более тщательное разбирательство. В итоге дело замяли, сосредоточившись на достройке храма .

Духовенство в XVIII—XIX веках

Екатерининский собор (1880-е)
Вид от Богоявленской церкви ( В. Л. Метенков , 1900)

Первым настоятелем Екатерининской церкви стал протопоп из Невьянского завода Феодосий Васильевич Флоровский. Вместе с сыновьями диаконом Иваном и пономарём Кузьмой он в феврале 1726 года обратился в Сибирский обер-бергамт с просьбой поддержать его кандидатуру. Несмотря на то, что тобольский митрополит Антоний уже назначил к тому времени на эту должность Фёдора Иванова из Ялуторовской слободы, решение было принято в пользу Флоровского с сыновьями, а Иванова отправили на службу в Горный Щит . Грамоту с благословением митрополита Фроловский получил в марте 1726 года. В 1729 году Феодосий уехал в Тобольск, место настоятеля занял его сын Иван. В мае 1737 года он был арестован по подозрению в поддержке раскольников .

В 1737 году в Екатерининскую церковь назначили священника из Арамильской слободы Якова Никитина, возведённого в том же году в сан протоиерея . В 1741 году Никитина перевели в Тобольск, его место занял протопоп Василий Кудрицкий, отметившийся конфликтами с прихожанами и подозрениями в растрате церковной казны. В итоге в 1745 году мирским сходом Кудрицкого сместили с поста настоятеля и отправили в Тобольск, после чего протоиереем Екатеринбурского указа стал Иосиф Афанасьев. В этот период причт состоял из протоиерея, священника, диакона, двух дьячков и пономаря. После пожара 1747 года, уничтожившего Екатерининский храм, священнослужителей перевели в Богоявленскую церковь .

После внезапной смерти Афанасьева в 1747 году место протоиерея занял В. М. Калиновский , фактически служивший один на два прихода. В 1750 году учредили Екатеринбургское духовное правление, а в 1751 году главой Екатеринбургского указа назначили Ф. Л. Кочнева , прослужившего в Екатеринбурге до 1764 года и ставшего одним из инициаторов строительства каменного Екатерининского собора. После возрождения собора в 1763—1764 годах священником Екатерининской церкви в помощь Кочневу стал А. П. Воинственских . После освящения главного храма Екатерининского собора Кочнев решением Тобольской консистории в конце 1768 года был пострижен в монахи Троицкого монастыря в Тюмени . Основными претензиями к Кочневу стали обвинения в самоуправстве и поддержке раскольников. После него место протоиерея занял А. П. Воинственских .

В начале 1780-х годов должность протоиерея при Екатерининском соборе длительное время оставалась вакантной. В 1787 году настоятелем назначили Ф. Л. Карпинского , совмещавшего церковную деятельность с преподаванием в Екатеринбургской горной школе . В этот период причт собора состоял уже из двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей. С 1787 года священником Екатерининского собора служил А. П. Воинственских , вторым священником с 1802 года — И. С. Сильверстов . К концу 1870-х годов штат состоял из одного протоиерея, трёх священников, трёх диаконов и двух псаломщиков .

Священники причта активно участвовали в культурной жизни города . После образования в 1883 году Екатеринбургской епархии один из священников Екатерининского собора стал входить в состав Екатеринбургской духовной консистории. Протоиерей Екатерининского собора И. А. Левитский в 1886 году стал первым председателем созданного Епархиального попечительства .

Архитектура и внутреннее убранство

Макет собора в музее УрГАХУ
Внешние изображения

После окончания строительства здание Екатерининского храма было самым вместительным в городе. Площадь его помещений составляла 325 квадратных саженей (около 1500 м²), что почти вдвое превышало площадь других крупных церквей. Здание имело 55,5 метров в длину и 40,5 метров в ширину. Трёхъярусная колокольня Екатерининского храма со шпилем и крестом имела высоту около 58 метров и была третьей по высоте в дореволюционном Екатеринбурге, уступая лишь Богоявленскому (Кафедральному) собору и Максимилиановской церкви . Колокольня была снабжена 9 колоколами общим весом 20,9 т, при этом самый тяжёлый колокол весил 13,6 т. Здание храма, рассчитанное на 8 тыс. человек, было выкрашено в серый цвет .

Первоначальный проект храма с корректировками Кичигина имел черты сибирского барокко . В частности, для барочных церквей Урала того периода была характерна вытянутая по оси трёхчастная композиция «кораблём»: храм — трапезная — колокольня, а также устройство широких приделов, имеющих самостоятельное архитектурное значение. Главный храм заканчивался традиционной для русского церковного зодчества композицией восьмерик на четверике . При этом Екатерининский собор отличался более крупным нижним восьмериком, украшенным фронтонами - аттиками с волютами . Ещё одним элементом, придававшим зданию барочный оттенок, была фигурная ярусная главка и фронтоны верхнего восьмерика .

На чертежах собора 1835 года просматриваются боковые колоннады , а также рустовка нижнего этажа и наличники окон, характерные для московского барокко . На чертеже 1854 года рустовка нижнего этажа уже отсутствует, а наличники окон имеют заострение кверху, характерное для византийского стиля . Начиная с первой половины XIX века собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик. В ходе реконструкции 1830-х годов под руководством М. П. Малахова боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Однако из-за этих пристроев собор утратил первоначальную стройность, фасад его стал несколько громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, в ходе этой реконструкции к зданию были добавлены излюбленные Малаховым классические портики , что также нарушило единство архитектурного стиля. К. Т. Бабыкин сравнивал архитектурную композицию Екатерининского собора с Петропавловским собором , в то же время отмечая негативное влияние современных ему тенденций на архитектуру петровского барокко . Так, в храме он находил «значительное искажение в сторону ухудшения как отдельных деталей, так и общих масс» .

Увеличение числа прихожан в начале XIX века привело к необходимости расширения «тёплого» храма. Для этого в 1848 году предприняли попытку соединить пространство боковых приделов с центральными при помощи устроения трёх арок в стене. Выполненные проёмы получились низкими и узкими, создав неудобства для прихожан. Только в 1896 году путём объединения трёх арок в одну все приделы сформировали единый объём .

Главные городские Богоявленский и Екатерининский храмы являлись высотными доминантами центра города, формируя акценты Главного проспекта и плотины на фоне пруда и окружающей застройки. Вокруг храмов формировались главные городские площади — Кафедральная и Екатерининская .

Икона «Преподобный Симеон Верхотурский в молении Спасу» (1903)

Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского , привезённая в Екатеринбург во второй половине 1820-х годов. В 1893 году екатеринбургский купец И. Ф. Чистяков пожертвовал храму серебряную с позолотой раку размерами 26 × 44 см, в которую поместили дубовый гроб с мощами. Рака хранилась в Симеоновском приделе храма, в нише рядом с иконой святого Симеона .

Внутреннее убранство собора соответствовало статусу главного горного собора. Обширный приход позволял собирать значительные суммы, которые тратились в том числе на украшения и церковную утварь. В церковные старосты прихожане выбирали, как правило, неравнодушных к судьбе храма состоятельных купцов, часто лично жертвовавших значительные суммы. В начале XIX века годовой доход храма составлял 20 тыс. рублей. Только на продаже свечей в 1809—1815 годах храм выручил 7259 рублей. К середине XIX века финансирование со стороны Горного ведомства существенно сократилось, а после отмены крепостного права , приведшего к удорожанию рабочей силы и снижению рентабельности горных заводов, Екатерининский собор практически перешёл на самообеспечение. Даже существенные перестройки здания с этого времени осуществлялись за счёт собственных средств храма .

Стены здания изнутри были оштукатурены, в окнах были качественные стёкла, а полы были выложены чугунными плитами. Иконостас главного храма был выполнен в девять ярусов, шесть икон праздничного чина во втором ярусе имели серебряные позолоченные ризы . Позолоченные иконостасы боковых приделов имели четыре яруса, при этом иконы Иоанно-Богословского придела были выполнены на металлических листах. Иконы праздничного чина Иоанно-Богословского и Стефановского приделов также имели серебряные ризы. Выкрашенный в красный цвет с позолотой иконостас верхнего Свято-Троицкого храма был двухъярусным и имел форму полукруга .

Отдельные предметы внутреннего убранства, в том числе подаренные Екатериной I , представители соборного духовенства демонстрировали на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года .

Церковная библиотека постоянно пополнялась, в том числе редкими и дорогостоящими изданиями. Часть книг централизованно завозилась из Тобольской консистории, отдельные книги передавались прихожанами в дар. Накануне пожара 1747 года библиотека состояла из 49 книг, среди которых было 2 напрестольных Евангелия в дорогих окладах. В XIX веке библиотека пополнилась книгами назидательной направленности, включая два антираскольнических сочинения — « Пращица духовная » епископа Питирима 1721 года и первое издание книги Дмитрия Ростовского «Розыск о раскольнической брынской вере» 1743 года. В начале XX века библиотека Екатерининского собора насчитывала уже 1237 томов .

Значимость и культурная жизнь

Богоявленский собор (1910, С. М. Прокудин-Горский)

Виды с колокольни собора с запада на восток ( В. Л. Метенков , 1900 )

В начале 1809 года И. Ф. Герман , ставший первым руководителем Екатеринбургского горного округа после проведённой реформы горного управления, получил согласие епископа Иустина на свою просьбу сохранить Екатерининскую церковь в ведении горной администрации. Таким образом, Главная контора Екатеринбургских заводов сохранила за собой статус номинального владельца собора, продолжив выделять средства на его содержание и обслуживание . С начала существования храма здесь давали присягу горные инженеры , а в XIX веке к этой традиции добавились военнослужащие новобранцы после передачи в храм знамени расформированного Уральского батальона. 28 июня 1869 года в честь 100-летнего юбилея батальона его знамя было пожаловано императором Александром II и хранилось за правым клиросом главного храма .

Поскольку собор фактически принадлежал Уральской горной администрации, в официальных документах он часто назывался Екатерининским горным собором . Ежегодно в престольный праздник Екатеринин день — в храме собирались горные офицеры со всех заводов, входивших в Екатеринбургское ведомство, участвовали в торжественной литургии , после службы рядом с храмом устраивали ярмарку .

После образования в 1833 году Екатеринбургской епархии встал вопрос о выборе кафедрального собора. Комиссия Пермской консистории пришла к выводу о том, что Екатерининский собор не подходит для этой цели из-за многочисленности прихода и неудачного расположения. Также беспокойство вызывала аффилированность храмового духовенства с Уральской горной администрацией. В итоге кафедральным стал Богоявленский собор, но Екатерининский собор остался наиболее чтимым горожанами, а день святой Екатерины продолжал оставаться одним из главных городских праздников и нерабочим днём вплоть до революции .

Приход Екатерининского собора в 1806 году насчитывал 3326 прихожан, бо́льшая часть из которых были служащими окружного суда, Горного правления и почтово-телеграфной конторы, а также купцами и мещанами. К 1900 году к приходу были отнесены центральная и восточная части города, количество прихожан достигло 4576 человек, что составляло 12 % от всего православного и единоверческого населения Екатеринбурга, делая Екатерининский приход крупнейшим в городе . В 1887 году при храме открылась церковно-приходская школа , в которой поначалу было отделение только для мальчиков, а с 1894 года и для девочек. В том же 1894 году при храме было организовано церковно-приходское попечительство для развития школьного образования. В 1898 году при содействии попечительства открылись смешанная и женская Симеоновская школы . В храме существовал постоянно действующий церковный хор, насчитывавший в 1889 году 9 мужчин и 15 мальчиков. Поскольку в приходе проживало немало старообрядцев (в 1880 году — 425 человек, в 1900 году — 260 человек), Пермская консистория привлекала храмовое духовенство к антираскольнической деятельности, постоянно запрашивая соответствующие отчёты .

Помимо развития образования, попечительство организовывало благотворительные мероприятия для прихожан, выделяло средства на похороны умерших бедняков и оказывало материальную помощь нуждающимся и пенсионерам, живущим на территории Екатерининского прихода. Для составления списков нуждающихся и контроля за выделяемой помощью приход делился на участки, за которыми закреплялся попечитель. Для получения регулярной финансовой помощи отдельным категориям нуждающихся заводили персональные учётные книжки. Церковно-приходские школы, находившиеся на территории прихода, также получали финансовую помощь от попечительства. Пожертвования для работы попечительства собирались по подписным листам и прямым сбором в храме. Также отдельные кру́жки для сбора средств устанавливались в отдельных частных учреждениях и магазинах .

Екатерининский собор выполнял важную социальную функцию в жизни города. В храме постоянно проводились бракосочетания прихожан, с 1900 по 1919 год были заключены 1173 брака . Многие знаменитые горожане сочетались браком и отпевались в храме. Среди известных бракосочетаний выделяют венчание в 1872 году англичанина Джона Томаса Вилькинсона с дочерью коллежского секретаря Д. Ф. Пономарёвой , в 1875 году — коллежского секретаря П. М. Вологодского с дочерью статского советника А. И. Нейберг . Среди известных отпеваний в соборе в конце XIX — начале XX века выделяют похороны коллежского советника В. М. Малахова , статских советников А. И. Краснопевцева и А. Ф. Чубаркова , титулярного советника А. И. Севастьянова и начальницы женской гимназии Е. И. Кук . Помимо знамени Уральского горнозаводского батальона, в храме также хранились воинские регалии и грамоты именитых уральцев. В ограде собора находились могилы известных горожан, в частности М. И. Башмакова , активного участника подавления пугачёвского бунта , и архимандрита Хиландарской лавры Софрония . На рубеже XIX и XX веков около храма появился один из первых в Екатеринбурге электрических фонарей .

Колокольня Екатерининского собора часто становилась площадкой для фотографов. В конце 1860-х годов здесь были сделаны снимки, вошедшие в 5-й том альбома «Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал», изданного в 1870 году . В 1895 году известный панорамный снимок Екатеринбурга отсюда запечатлел В. Л. Метенков . В 1900 году несколько снимков вошли в его альбом «Виды Урала» .

Храмовые праздники

В число соборных праздников входили День Святой Троицы , день Святого Духа , день перенесения мощей архидиакона Стефана (2 августа), дни памяти святого Симеона Верхотурского (12 сентября) и первомученика Стефана (27 декабря). В главный праздник — день памяти святой великомученицы Екатерины — торжественный молебен в соборе служил екатеринбургский епископ. Большое количество прихожан, в том числе из окрестных селений, собиралось на праздничные службы в день памяти святого Симеона Верхотурского, главного святого Екатеринбургской епархии, особо почитаемого на Урале .

Помимо этого, праздничные службы в храме проводились в честь круглых дат, связанных с историей Русской православной церкви .

После революции

Сохранившиеся предметы в Музее истории и археологии Урала

Церковная утварь

После прихода к власти большевиков декретом от 23 января 1918 года « Об отделении церкви от государства и школы от церкви » вся церковь в бывшей имперской России фактически уничтожалась, а её имущество национализировалось . 3 сентября 1920 года был подписан договор о создании общины прихожан Екатерининской церкви. К 1922 году при участии вошедшего в доверие к властям протоиерея И. Н. Уфимцева из храма были изъяты все церковные ценности — 165,6 кг серебра и множество изделий из уральских драгоценных камней, стало не с чем проводить службы. 10 мая 1922 года часть сохранившихся предметов церковной утвари, в том числе потир , звездица , дискос и каменный напрестольный крест , экспонировавшиеся на Сибирско-Уральской промышленной выставке, передали М. О. Клеру , занимавшему пост президента Уральского общества любителей естествознания .

В 1924 году на заседании Совета общины под председательством В. Корзухина было принято решение не поддерживать присланного в Екатеринбург Священным Синодом архиепископа Аристарха, что было воспринято партийными властями как мятеж и поддержка опального патриарха Тихона . Была создана комиссия по проверке церковного имущества, которая сразу нашла недостачи и нарушения, ставшие поводом для расторжения договора с общиной. В январе — феврале 1925 года комиссия Свердловского окружного исполкома, несмотря на обращения прихожан, передала собор со всем оставшимся имуществом созданной при участии Уфимцева обновленческой общине под председательством И. Баландина , которая сделала его кафедральным. В сентябре того же года настоятелем храма был назначен митрополит Свердловский Корнилий (Попов). Впоследствии между Поповым и Баландиным разросся конфликт на почве управления церковными делами и деятельностью общины. В итоге после обращений обоих фигурантов в окрисполком Баландина сместили с поста председателя обновленческой общины. И. Н. Уфимцев был исключён из общины, в 1935 году его осудили на три года ссылки, а в 1938 году после повторного суда расстреляли .

Не имея формальных оснований для закрытия церквей, городские власти искали пути для борьбы с общинами. Так, в 1926 году председатель Свердловского Союза безбожников З. Зегельман ликвидировал приходскую библиотеку как контрреволюционную. Из-за обложения новыми налогами и запрета собирать взносы с прихожан обострились проблемы с поиском средств на содержание храма .

23 сентября 1920 года и 17 ноября 1929 года (повторно) в храме были вскрыты мощи Симеона Верхотурского. После второго вскрытия мощи передали краеведческому музею , из которого они были возвращены церкви лишь в 1991 году, несмотря на неоднократные требования партийных властей об их уничтожении. 19 января 1930 года из собора был проведён последний крестный ход на Городской пруд .

В начале 1930 года в городе на собраниях рабочих поднимался вопрос о снятии с церквей колоколов и передаче их на нужды индустриализации . 15 февраля 1930 года Свердловский горсовет принял решение о закрытии храма. 17 февраля 1930 года председатель горисполкома А. Н. Бычкова подписала решение о необходимости сноса собора для использования его остатков в качестве строительного материала. 15 марта того же года городские власти получили ключи от собора, 5 апреля состоялось заседание комиссии по закрытию церквей, а на следующий день Екатерининский собор с третьей попытки взорвали силами треста «Взрывсельпром». Кирпичи, оставшиеся после разрушения здания, использовались в качестве стройматериала для возведения и Дома обороны .

Бывшая Екатерининская площадь в начале 1920-х годов была переименована в площадь Труда . В 1920 году на площади перед храмом установили декоративную «Арку труда» и монумент «Кузнецу мира», который вскоре убрали. После разрушения собора на его месте разбили сквер и установили фонтан «Самоцветная горка», отделанный плитами из яшмы , мрамора и халцедона . В 1960 году фонтан переделали и назвали «Каменный цветок» .

Архитектурный ансамбль Главпочтамта , здания бывшего Свердловского облисполкома партии и площади Труда сегодня является памятником конструктивизма .

Проекты восстановления

Фонтан «Каменный цветок» и часовня святой Екатерины на площади Труда (2022)
Дом горного начальника и сквер, где планировалось строить Екатерининский храм

18 августа 1991 года на месте, где располагался алтарь Екатерининского собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно в день памяти святой Екатерины проводится праздничный молебен. В 1998 году в честь 275-летия Екатеринбурга рядом с памятным крестом по проекту архитектора А. В. Долгова была построена каменная часовня Святой Екатерины с пятью куполами. В декабре 2010 года впервые в истории Екатеринбурга крестным ходом к часовне были доставлены мощи великомученицы Екатерины .

В марте 2010 года Екатеринбургская епархия при поддержке губернатора Свердловской области А. С. Мишарина объявила о намерении восстановить Екатерининский собор на площади Труда. Проект предполагал сохранение часовни в качестве пристроя к зданию храма, установку каменной ограды по периметру храма и строительство подземной парковки. Фонтан и зелёные насаждения в сквере планировалось убрать . Вопрос о возрождении и строительстве Екатерининского храма на площади Труда, которая является популярным местом для прогулок, вызвал полемику в обществе: многие екатеринбургские деятели культуры, науки, политики и предприниматели высказались как «за», так и «против» проекта . По данным социологических опросов среди горожан число противников строительства колебалось от 70 до 92 % .

В марте 2016 года епархия отказалась от планов восстановления собора на прежнем месте. Была выдвинута идея построить храм в районе Мельковской стрелки Городского пруда на насыпном острове. Новый храм было предложено выстроить в русском стиле . Представители общественности вновь выступили с протестами против проекта, после чего власти города закрыли обсуждение .

В сентябре 2018 года в преддверии 300-летия Екатеринбурга градостроительный совет согласовал концепцию строительства собора Святой великомученицы Екатерины на Октябрьской площади у театра драмы . Как и в предыдущем проекте, внешний вид собора уже не имел ничего общего с историческим. Инвесторами строительства выступили Уральская горно-металлургическая компания и Русская медная компания . Затраты на строительство храма предполагали также благоустройство прилегающей территории . Однако подготовительные работы, начавшиеся 13 мая 2019 года, вызвали протесты части горожан, сопровождавшиеся беспорядками и задержаниями полицией . 16 мая того же года Президент России В. В. Путин инициировал проведение опроса по поводу строительства храма в Екатеринбурге среди жителей микрорайона, фонд «Социум» опубликовал результаты инициативного опроса, согласно которым против строительства храма на месте сквера у театра драмы проголосовало 55 % опрошенных, а за строительство храма на данном месте выступило лишь 27 %. В итоге для строительства храма было решено выбрать другую площадку . 22 мая ВЦИОМ представил результаты опроса, по которым 74 % жителей Екатеринбурга высказались против строительства храма в сквере .

13 сентября 2019 года по решению депутатов городской думы был проведён общегородской опрос по выбору места строительства нового храма. В опросные листы были включены 2 варианта:

По итогам общегородского опроса победила территория бывшего Уральского приборостроительного завода . В декабре 2020 года было получено согласование на демонтаж части здания бывшего приборостроительного завода .

Комментарии

  1. Имя архимандрита разнится в источниках, иногда указывается имя Геннадий .
  2. По другим данным, южный придел был освящён 25 сентября 1763 года, а северный — 22 июля 1764 года во имя Симеона Верхотурского .
  3. Предположительно из Екатерининского собора .
  4. По другим данным, кирпичи сломали и вывезли, утопив в болоте .

Примечания

Печатные издания
  1. , с. 100.
  2. , с. 6.
  3. , с. 9—11.
  4. , с. 22.
  5. , с. 91.
  6. , с. 6.
  7. , с. 11.
  8. , с. 144—145.
  9. , с. 9.
  10. , с. 54.
  11. , с. 11—15.
  12. , с. 15—16.
  13. , с. 16.
  14. , с. 21—24.
  15. , с. 145.
  16. , с. 22.
  17. , с. 7.
  18. , с. 23.
  19. , с. 11.
  20. , с. 93.
  21. , с. 21.
  22. , с. 25—26.
  23. , с. 7—8.
  24. , с. 215.
  25. , с. 19—20, 26—30.
  26. , с. 494.
  27. , с. 9.
  28. , с. 30—35.
  29. , с. 34—35.
  30. , с. 102.
  31. , с. 39—40.
  32. , с. 43.
  33. , с. 8.
  34. , с. 67.
  35. , с. 27, 36—38.
  36. , с. 37.
  37. , с. 41—43.
  38. , с. 16.
  39. , с. 46—47.
  40. , с. 48—49.
  41. , с. 49—53.
  42. , с. 53—55.
  43. , с. 55—56.
  44. , с. 24.
  45. , с. 92.
  46. , с. 43—44.
  47. , с. 26.
  48. , с. 146—147.
  49. , с. 9.
  50. , с. 210.
  51. , с. 88, 209.
  52. , с. 71.
  53. , с. 59—60.
  54. , с. 54—55.
  55. , с. 9.
  56. , с. 65—66.
  57. , с. 9—10.
  58. , с. 66—68.
  59. , с. 66—70.
  60. , с. 70.
  61. , с. 62—63, 128.
  62. , с. 58—59.
  63. , с. 61.
  64. , с. 55.
  65. , с. 10.
  66. , с. 58.
  67. , с. 101.
  68. , с. 332.
  69. , с. 152.
  70. , с. 72.
  71. , с. 7, 10.
  72. , с. 44.
  73. , с. 61—62, 64.
  74. , с. 44—45.
  75. , с. 152—153.
  76. , с. 18.
  77. , с. 45, 60.
  78. , с. 10.
  79. , с. 17.
  80. , с. 14.
  81. , с. 64—65.
  82. , с. 64.
  83. , с. 80—81, цв. вклейка.
  84. , с. 77—80.
  85. , с. 83—90.
  86. , с. 101—106.
  87. , с. 91—93.
  88. , с. 25.
  89. , с. 118—119.
  90. , с. 95—96.
  91. , с. 153.
  92. , с. 211—212.
  93. , с. 212—213.
  94. , с. 98—99.
  95. , с. 213.
Публикации в СМИ
  1. Распопов П. . uraloved.ru . Авторский проект Павла Распопова «Ураловед» (19 марта 2019). Дата обращения: 20 октября 2022.
  2. Бурлакова Н. . nashural.ru . Краеведческий Фонд «Наш Урал» (ООО «Реал Рашн Экспедишн») (13 апреля 2018). Дата обращения: 3 ноября 2022. 21 августа 2022 года.
  3. . justmedia.ru . ООО «Агентство новостей „Джаст-Медиа“». 2010-03-18 . Дата обращения: 21 октября 2022 .
  4. // Православная газета Екатеринбурга. — 2010. — № 12 (573) . — С. 10—11 . 15 апреля 2010 года.
  5. . regnum.ru . ИА REGNUM (22 марта 2010). Дата обращения: 4 апреля 2010. 2 февраля 2016 года.
  6. . 66.ru . ООО «66.ру» (18 марта 2010). Дата обращения: 13 декабря 2010. 5 марта 2016 года.
  7. Антипин В. . rusrep.ru . Русский репортёр (14 апреля 2010). Дата обращения: 13 декабря 2010. 16 октября 2013 года.
  8. Низамов Р. . e1.ru . E1.ru (10 марта 2016). Дата обращения: 1 апреля 2019. 1 апреля 2019 года.
  9. Лапина А., Арабей М. . kommersant.ru . Коммерсантъ (12 сентября 2018). Дата обращения: 21 октября 2022. 1 апреля 2019 года.
  10. Позднякова Ю. . kommersant.ru . Коммерсантъ (15 февраля 2019). Дата обращения: 1 апреля 2019. 1 апреля 2019 года.
  11. (англ.) . apnews.com . Associated Press . Дата обращения: 15 мая 2019. 15 мая 2019 года.
  12. . pravdaurfo.ru . ООО «БГ» (18 мая 2019).
  13. fsocium.com . Дата обращения: 18 июня 2019. 5 июня 2019 года.
  14. . fsocium.com . Дата обращения: 18 июня 2019. 18 июня 2019 года.
  15. . pravdaurfo.ru (20 мая 2019).
  16. . wciom.ru . ВЦИОМ (22 мая 2019). Дата обращения: 25 октября 2022. 17 апреля 2022 года.
  17. . Официальный портал Екатеринбурга (17 июня 2020). Дата обращения: 6 мая 2021. 20 декабря 2021 года.
  18. . itsmycity.ru (23 января 2019). Дата обращения: 6 мая 2021. 21 июля 2020 года.
  19. Балюк О. . Znak.com (23 января 2020). Дата обращения: 6 мая 2021. 8 января 2021 года.
  20. Георгиева Н. . oblgazeta.ru . Областная газета (29 декабря 2020). Дата обращения: 25 октября 2022. 25 октября 2022 года.

Литература

Научно-популярные издания
  • : альбом : в 5 т. . — Санкт-Петербург : Карл Риккер, 1870. — Т. V : Урал.
  • Архитектурная старина Екатеринбурга / Бабыкин К. Т. // : (1723—1923) / под ред. В. М. Быкова . — Издание юбилейной комиссии Екатеринбургского городского совета рабочих и красноармейских депутатов. — Екатеринбург : Типография Гранит, 1923. — 314, [18] с., 16 с. ил. — 1100 экз.
  • Город Екатеринбург : Сборник историко-статистических и справочных сведений по городу с адресным указателем и с присоединением некоторых сведений по Екатеринбургскому уезду : С планами г. Екатеринбурга и его выгона и 10-ю таблицами чертежей : репринтное издание 2007 года, типография издательства Уральский рабочий / издание Екатеринбургского городского головы И. И. Симанова . — Екатеринбург : Типография «Екатеринбургской Недели», 1889. — 1051 с. — 500 экз. ISBN 978-5-85383-385-2 .
  • Екатеринбург : История города в фотографии : Фотоальбом : в 3 т. / сост. А. В. Беркович , О. А. Бухаркина — Изд. 2-е, испр. — Екатеринбург : Некоммерческая организация – Фонд «Фонд развития фотографии», 2015. — . — 208 с. — 4100 экз. — ISBN не указан.
  • Екатеринбург : История города в фотографии : Фотоальбом : в 3 т. / сост. А. В. Беркович , О. Ю. Сарафанов — Екатеринбург : Некоммерческая организация – Фонд «Фонд развития фотографии», 2015. — . — 208 с. — 2600 экз. — ISBN не указан.
  • Екатерининский собор / Манькова И. Л. // : [ 7 октября 2021 ] : Энциклопедия / гл. ред. В. В. Маслаков . — Екатеринбург : Издательство Академкнига, 2002. — С. 215. — 728 с. — 3900 экз. ISBN 5-93472-068-6 .
  • // Приходы и церкви Екатеринбургской епархии : Исторический очерк. — Екатеринбург : Братство св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, типография Ф. К. Хомутова , 1902. — 647 с.
  • / под ред. — М. : Наука , 1989. — 608 с. — 4100 экз. — ISBN 5-02-009432-3
  • Свод памятников истории и культуры Свердловской области / отв. ред. В. Е. Звагельская . — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ» , 2007. — Т. 1. Екатеринбург. — 536 с. — 7000 экз. ISBN 978-5-88664-313-3 .
  • Энциклопедия Екатеринбурга : в 3 т. / Корепанов Н. С. — Екатеринбург : ООО «Туристско-информационный центр Екатеринбурга», 2017. — Т. 1. 1723—1807 годы : рождение и становление. — 184 с. — 1550 экз. — ISBN не указан.
  • Энциклопедия Екатеринбурга : в 3 т. / Бурденков Е. А. Смирнов Л. Н. , Воробьёв С. В. — Екатеринбург : ООО «Туристско-информационный центр Екатеринбурга», 2019. — Т. 3. кн. 1. 1917—1941 годы : Центр Уральской области. — 184 с. — 1150 экз. — ISBN не указан.
  • Бурлакова Н. Н. , Голобородский М. В. , Долгов А. В. : справочник. — Екатеринбург, СПб. : Издательство УрГАХУ , издательский дом «ПервоГрад», 2021. — 120 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-907374-10-2 , 978-5-7408-0299-2.
  • — Екатеринбург: , 1995. — 100 с. — 5000 экз.
  • Елагин Г. Н. — Екатеринбург: , 2011. — 312 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-903433-54-4
  • , Слукин В. М. — Екатеринбург: Баско , 2005. — 288 с. — 1000 экз.
  • Лотарёва Р. М . Города-заводы России : XVIII — первая половина XIX века. — Екатеринбург : Издательство « Сократ », 2011. — 288 с., 16 с. ил. — 1000 экз. ISBN 978-5-88664-372-5 .
  • : очерки истории екатеринбургского Екатерининского собора — Екатеринбург: , 2000. — 144 с. — 500 экз. — ISBN 5-93472-013-9
  • Мурзина И. Я. , Мурзин А. Э . Очерки истории культуры Урала : Монография. — Екатеринбург : Форум-книга, 2008. — 412 с. — 300 экз.
  • Стариков А. А. , Симиненко В. И., Поздникин В. М. / под ред. А. А. Стариков — Екатеринбург: ИД «Сократ» , 2007. — 164 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-88664-273-5
Статьи
  • Ваньчугова Н. Н. : от барокко к классицизму // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. — Красноярск : Российская академия художеств , 2021. — № 4. — С. 52—59.
  • Вишневская А. В. : начало XX века : Материалы региональной научно-практической конференции, Челябинск, 29 мая 2018 года / сост. и науч. ред. Н. А. Антипин // Архив в социуме — социум в архиве. — Челябинск : Государственное учреждение «Объединённый государственный архив Челябинской области», 2018. — 383 с. — ISBN 978-5-6040284-2-1 .
  • Голобородский М. В. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — Екатеринбург, 2010. — № 4. — С. 9—17.
  • Голубев С. В. : митрополит Свердловский Корнилий (Попов) и приход Екатерининского собора // Церковь. Богословие. История. — Екатеринбург : Екатеринбургская духовная семинария, 2020. — № 1. — С. 100—106.
  • Десятов В. Г. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — Екатеринбург, 2012. — № 3. — С. 91—92.
  • Казакова-Апкаримова Е. Ю. : локальные особенности // История и педагогика естествознания. — 2020. — № 3—4. — С. 43—48. — doi : .
  • Каптиков А. Ю. : опыт сопоставления // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2011. — № 4. — С. 22—27.
  • Килин А., Третьяков В. : [ 14 мая 2018 ] // Витта: культурная и деловая жизнь Екатеринбурга. — Екатеринбург, 1997. — № 12 (май — июнь). — С. 19—24.

Ссылки

Источник —

Same as Екатерининский собор (Екатеринбург)