Автозаводская (станция метро, Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Театра́льная » — станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии . Связана пересадками со станциями « Охотный Ряд » на Сокольнической линии и « Площадь Революции » на Арбатско-Покровской линии . Расположена в Тверском районе ( ЦАО ); названа по Театральной площади . Открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» — « Сокол » (вторая очередь строительства). Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия .
Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве . В 1927 году трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным .
В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями « Площадь Дзержинского » и « Охотный Ряд » будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов) .
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции « Завод имени Сталина » («Автозаводская») .
Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин . После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым . Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка « Сокол » — «Площадь Свердлова» второй очереди строительства , после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции.
Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем , как и другие станции московского метро . Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» .
Изначально пересадка на станции « Охотный Ряд » и « Площадь Революции » осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов . 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный Ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции» . В 1974 году центральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой 7 ноября 1974 года были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный Ряд» .
В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры ) . Станцию метро также переименовали в « Театральную » (тем не менее, на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название ).
В 1998 и 2004 годах на «Театральной» были заменены старые эскалаторы 1938 года выпуска .
С марта 2007 года на станции «Театральная» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет ( Wi-Fi ) .
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 35 метров ). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Обделка из чугунных тюбингов . Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров .
Общая ширина платформы составляет 22,5 метра; расстояние между путями — 25,4 метра. Высота свода составляет 5,3 метра. Платформа возвышается над головкой рельса на 1,1 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров .
Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов . Таких проёмов по 8 с каждой стороны . Ширина каждого проёма — 3 метра, глубина — 2,8 метра, высота — 3,35 метра .
Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения. Помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции .
Эскалаторные тоннели наклонены под углом 30° к горизонту. Они имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца — 7,9 метра, ширина — 75 сантиметров . Эскалаторы станции трёхленточные модели ЭТ-3М с алюминиевым настилом. Эскалатор западного вестибюля имеет высоту 34,4 м, восточного — 26,8 м .
В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы . В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова .
Ордината оси станции — ПК01+44,5. В границах станции находятся пошёрстный и противошёрстный съезды между путями, служебная соединительная ветвь с Арбатско-Покровской линией , а также закрытый гейт к объекту ГО на Тверской площади . К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении — «Театральная» — «Тверская»; в чётном направлении — «Театральная» — «Новокузнецкая» . На станции 5 стрелочных переводов , пост централизации на 6 стрелочных переводов .
Станция стала последней работой архитектора И. А. Фомина . В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро « Красные Ворота » . Несмотря на то что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес . По словам Фомина, станция « должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны » . После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию .
Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал . Он оформлен по мотивам дорического ордера . Тяжесть свода принимает на себя горизонтальный карниз , опирающийся на каннелированные полуколонны из крупных блоков мрамора . Они увенчаны квадратными бронзовыми плитами, которые выполняют роль капителей и служат прокладками между колоннами и карнизами свода . Выступающие полуколонны зрительно облегчают тяжёлые пилоны станции . Между ними стены пилонов образуют ниши, в которых установлены мраморные скамьи. В верхних частях этих простенков находятся вентиляционные решётки .
Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Верхняя часть путевых стен вблизи карниза имеет наклон, который обусловлен конструкцией станции . Цоколи путевых стен облицованы зелёным диоритом из крымской горы Аю-Даг .
Своды боковых залов и проходов между пилонами оформлены квадратными кессонами . Свод центрального зала трактован иначе. Он отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР . Фигурки имеют высоту около метра . Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах . Из одиннадцати существовавших в 1938 году советских республик представлены семь: Армения , Белоруссия , Грузия , Казахстан , Россия , Узбекистан и Украина . Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н. Я. Данько . Сама Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: « Ни у нас, ни на Западе эта технология ещё не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста » . Скульптуры чередуются с фруктовыми венками , которые продублированы и в верхних рядах кессонов . Все барельефы — белые с лёгкой позолотой .
Станция решена в тонах белого цвета . Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки . Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка . Выступающие части путевых стен облицованы тем же мрамором, что и пилоны. Ниши путевых стен покрыты мрамором «полевской» более холодного оттенка. Своды центрального и боковых залов белые .
Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково. К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (эти светильники не были предусмотрены первоначальным проектом) .
Пол в центральном зале облицован плитами чёрного слипчицкого габбро , светло-серого янцевского и тёмно-серого жежелевского гранитов , выложенными в шахматном порядке . Изначально пол центрального зала был набран чёрными и жёлтыми плитами мрамора «давалу» и «бьюк-янкой» .
Южный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Площадь Революции», его архитектор А. Н. Душкин . Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра . Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра .
Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам .
Архитектура интерьеров южного вестибюля лаконична . Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина . Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом . Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком .
Северный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Охотный Ряд». Этот вестибюль был сооружён по проекту Д. Н. Чечулина и встроен в старый дом . Из этого вестибюля к эскалатору «Театральной» ведёт переход. Его стены облицованы желто-розовым газганским мрамором , на них установлены парные бра. На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции. Название станции на табличке старое — «Площадь Свердлова».
«Театральная» связана переходами с двумя станциями метрополитена — « Охотный Ряд » и « Площадь Революции », не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.
Переходы на станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» расположены в центре зала. К станции «Охотный Ряд» ведут две лестницы и мостики над путём в сторону «Красногвардейской». Раньше лестниц было три, но одну демонтировали, и теперь мостик, ведущий к ней, используется как служебное помещение. Парапеты лестниц облицованы прохорово-баландинским мрамором . На стенах напротив лестниц расположены барельефы на тему парного танца (чтобы их увидеть при подъёме по лестнице, надо посмотреть назад). Оба прохода соединяются в небольшом аванзале. Стены этого зала отделаны розово-сиреневым биробиджанским мрамором. По бокам стоят четыре круглые каннелированные колонны из оливково-серого мрамора «садахло» , над которыми расположены барельефы с изображением двух великих композиторов — М. И. Глинки и П. И. Чайковского . Далее к «Охотному Ряду» ведёт длинный тоннель. Белый потолок перехода отделан лепными арками. Освещают переход настенные бра. В конце тоннель разделяется на два прохода, между которыми установлена решётка с растительным орнаментом. Проходы сообщаются с эскалаторным залом, потолок которого отделан лепниной . Оттуда можно подняться к центральному залу станции «Охотный Ряд». Переход был сооружён в 1944 году, его архитекторы — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова .
Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — (переходный коридор заканчивается соединительной камерой за эскалаторами, откуда можно выйти на любую из платформ, но не напрямую в центральный зал). Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы СССР в Великой Отечественной войне. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова « Наше дело правое — мы победили » (ранее там была ещё фамилия Сталина , но потом её убрали) . Свод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники , но затем их заменили на люминесцентные лампы , размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия .
В 1974 году было построено ещё два перехода — из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции» и из центра станции «Охотный Ряд» к торцу «Театральной» (в обоих случаях также с соединительными камерами за эскалаторами). В конце перехода с «Охотного Ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент. Дальнейшая его судьба неизвестна .
Станция «Театральная» является центром крупного пересадочного узла. С неё можно осуществить пересадку на станции « Охотный Ряд » Сокольнической линии и « Площадь Революции » Арбатско-Покровской линии . Перейти на каждую из этих станций можно двумя путями — по подземным переходам и через общие наземные вестибюли . Переходы расположены в центре «Театральной», к ним ведут лестницы над путями. Станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» прямой пересадки между собой не имеют, так как станции достаточно удалены друг от друга, поэтому перейти с одной станции на другую можно только через «Театральную».
Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный Ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, — через наземный вестибюль. Надо подняться на эскалаторе (выход на Театральную площадь), пройти по небольшой галерее и спуститься в метро «Охотный Ряд». Затраченное время составит около 2,5 минуты. С «Охотного Ряда» на «Театральную» можно также перейти двумя способами, но путь через подземный переход займёт уже около 4 минут .
Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки — подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты. Преимущество последнего способа пересадки в том, что пройти пешком надо совсем немного. Со станции «Площадь Революции» на «Театральную» можно тоже перейти двумя способами .
Согласно статистическому исследованию 1999 года, за сутки пересадку между станциями «Театральная» и «Охотный Ряд» совершили 241 000 человек , а между станциями «Театральная» и «Площадь Революции» — 209 300 человек .
Время открытия станции для входа пассажиров: выход на Театральную площадь — в 5 часов 30 минут, выход к Красной площади — в 5 часов 35 минут; время закрытия — в 1 час ночи .
Таблица времени прохождения первого поезда через станцию :
По чётным числам |
Будние
дни |
Выходные
дни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции
« Тверская » |
05:49:00 | 05:49:00 |
05:49:00 | 05:49:00 | |
В сторону станции
« Новокузнецкая » |
05:43:00 | 05:43:00 |
05:43:00 | 05:43:00 |
Станция ограничена перегонами: «Театральная» — « Тверская », «Театральная» — « Новокузнецкая» . Станция метро «Театральная» расположена в самом центре Москвы. Северный вестибюль встроен в бывший доходный дом, расположенный по адресу улица Большая Дмитровка , 2 . Выход на Театральную площадь . Южный вестибюль выходит на площадь Революции .
Рядом со станцией метро «Театральная» находится большое количество достопримечательностей .
На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта :