Тайная вечеря (роспись Леонардо да Винчи)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Та́йная ве́черя» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге ( инв. Ж-4141). Размер картины — 283 × 382 см .
Николай Ге работал над этим полотном в 1861—1863 годах в Италии , во Флоренции , во время его пенсионерской поездки за границу. После того как Ге привёз картину в Петербург , она экспонировалась на Академической выставке 1863 года. Совет Академии художеств высоко оценил мастерство художника, проявленное им при написании этой картины, и присвоил ему звание профессора исторической живописи , а само полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств .
На картине изображена тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами , во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его .
Картина пользовалась большим успехом, её много обсуждали, но мнения критиков разделились: одни одобряли новаторскую трактовку евангельского сюжета, а другие считали, что образы Христа и апостолов слишком далеки от традиционного понимания, и они написаны недостаточно убедительно .
Николай Ге создал по крайней мере два уменьшенных авторских повторения картины, одно из которых принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи , а другое находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева .
В качестве пенсионера Императорской Академии художеств (ИАХ) Николай Ге в 1857 году вместе со своей женой Анной Петровной уехал в Италию . С августа 1857 года они жили в Риме , где у них родились двое сыновей — Николай (30 сентября 1857 года) и Пётр (21 августа 1859 года). В 1860 году они переехали во Флоренцию . Там же в августе 1861 года Ге приступил к работе над картиной «Тайная вечеря» . К этой теме, сюжет которой привлёк его «присутствием драмы», Ге пришёл в результате перечитывания Евангелия , а также изучения книги Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса» . Сам художник писал: «Приехав из Рима во Флоренцию, я <…> читал сочинения Штрауса и стал понимать Св. Писание в современном смысле, с точки зрения искусства» .
Из-за работы над новой картиной художнику пришлось пересмотреть свои планы, о которых он ранее проинформировал Академию художеств. 16 февраля 1862 года Николай Ге сообщил Совету ИАХ , что он «оставил работу над картиной „Разрушение Иерусалимского Храма Титом“ и вышлет новую картину „Тайная вечеря“» . Эскиз неосуществлённой картины «Разрушение Иерусалимского храма», которую упоминает Ге, хранится в Государственной Третьяковской галерее (1859, холст, масло, 61,7 × 75 см , инв. 2609) .
По мере работы над «Тайной вечерей» Николай Ге несколько раз переделывал её композицию . Об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания художницы Екатерины Юнге , которая жила во Флоренции зимой 1861/1862 годов и навещала мастерскую Ге. С точки зрения общепринятой иконографии первоначальная композиция картины была более традиционной, чем в её окончательном варианте: в частности, стол был параллелен краю полотна, а апостолы были расположены вокруг стола правильным полукольцом . Юнге так описывала эту версию полотна: «Положение Христа на прежней картине было то же, что и теперь, но выражение лица было мягче; Иоанн сидел на ложе, так что Христа было менее видно; Пётр также сидел, яркого пятна на скатерти не было. <...> Иуда стоял почти в профиль, гордо закинув плащ за левое плечо, и рисовался не таким тёмным пятном, как теперь, а был написан в сероватых полутонах <…> и в позе, и в драпировках носил отпечаток академизма , походил более на оскорблённого патриция или гидальго , чем на еврейского простолюдина. Фигура эта не согласовывалась с общим характером картины» .
После этого Ге дважды переписывал картину. Возможно, промежуточному варианту соответствует эскиз, который в настоящее время находится в Днепропетровском художественном музее (1862, бумага, тушь, перо, 10,5 × 14,5 см , инв. Г-746) . Художник Александр Куренной в своих воспоминаниях приводил рассказ Ге о том, как появился окончательный вариант картины: «Когда я писал „Тайную вечерю“, то ночью ходил со свечой смотреть картину. Всю группу „Тайной вечери“ с углом комнаты я вылепил из глины. <…> Как-то ночью пришёл смотреть картину и поставил свечу в другом месте и смотрю, что такое освещение на скульптурной „Тайной вечери“ лучше того, что я написал. Вся группа была дана в ином повороте, и Иуда стоял посередине картины. Я тотчас взял мел, нарисовал на холсте и начал писать по совершенно оконченной картине и до выставки оставалось всего 3 недели. Первая картина была написана тщательно и законченно, а эту писал быстро и свободно…» .
Николай Ге привёз окончательный вариант «Тайной вечери» в Петербург и 7 сентября 1863 года представил её Совету ИАХ в качестве отчёта за свою пенсионерскую поездку в Италию. Совет Академии высоко оценил мастерство художника и присвоил ему звание профессора исторической живописи (которое было выше, чем звание академика ИАХ) за картину, «которая исполнена с особенным искусством и с сильным психическим выражением» . Начиная с 13 сентября 1863 года, картина «Тайная вечеря» экспонировалась на Академической выставке в Петербурге , а 12 февраля 1864 года полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств — за картину было заплачено 10 тысяч рублей серебром . На Академической выставке 1863 года полотно Ге имело большой успех: по некоторым оценкам, «ни одна картина русского художника после „ Последнего дня Помпеи “ К. П. Брюллова не собирала такого количества публики и столь много отзывов в прессе» . При этом наблюдалась значительная поляризация мнений: одни критики «яростно отвергали» эту картину, а другие её «шумно восхваляли» .
В своих воспоминаниях, опубликованных в 1880 году в ежемесячнике « Русская старина » за подписью «Художник», тогдашний (1859—1864) конференц-секретарь Академии художеств Фёдор Львов , упоминая себя в третьем лице , писал: «В 1863 году, во время академического акта, пришло известие, что Ге приехал и привёз большую картину. <…> В этот же день, как только залы освободились от публики, принесли картину Ге и напялили на раму. Картина поразила своею оригинальностью. В вечернем собрании совета Академии Львов говорил о новой картине; члены совета сейчас же, не дожидаясь утра, захотели видеть картину. Принесли канделябры в залу, где стояла картина и осветили её. В этот вечер все были одного мнения, все решили, что „Тайная вечеря“ первоклассное произведение; все были в восторге и присудили Ге звание профессора; но так как следовало составить протокол, то отложили это до утра. На другой день совсем иначе заговорили члены совета (как будто спохватясь, что они увлеклись): находили, что картина Ге совсем не удовлетворяет критики, что сюжет исполнен непозволительным образом и что даже вряд ли можно выставить такую картину в Академии. Кричали и шумели долго, однако звание профессора присудили и картину положено было выставить, только под другим названием „Последний вечер Христа с учениками“ . Когда всё уже было решено и картина выставлена, все члены совета набросились на неё, критиковали, ругали самого Ге, точно в укор публике, которая отдавала справедливость его оригинальному таланту. Между тем картина Ге была куплена Государём за 10 тыс. рублей и подарена им Академии. Это ещё более восстановило совет, и старики-члены имели наивность рассказывать, что их „провели“ и что Ге никогда бы не видать ни профессорства, ни 10 тыс. руб.» .
В 1867 году картина «Тайная вечеря» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже , где, кроме неё, в российском художественном павильоне были выставлены « Княжна Тараканова » Флавицкого , «Последняя весна» Клодта и «Портрет Ф. П. Толстого » Зарянко . Николай Ге присутствовал на этой выставке, проведя в Париже апрель и май 1867 года .
В 1897 году картина была передана из Академии художеств в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей ) . По воспоминаниям Александра Бенуа , после открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце , в одном зале с картинами « Последний день Помпеи » и «Осада Пскова» Брюллова , « Медный змий » и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни , « Явление Христа Марии Магдалине после воскресения » Иванова , « Христианские мученики в Колизее » Флавицкого и ещё двумя-тремя произведениями Айвазовского . В каталоге Русского музея 1917 года картина фигурировала под названием «Последняя вечеря Христа с его учениками» . В настоящее время полотно выставлено в зале № 26 Михайловского дворца , где, кроме него, находятся другие известные картины Ге, среди которых «Саул у Аэндорской волшебницы», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», портреты Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина , а также авторское повторение картины « Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе » .
Тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами , во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна , в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так :
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
Сюжет, связанный с Тайной вечерей, встречался у многих известных художников. Находясь в Италии, Ге мог видеть некоторые из этих произведений в оригинале — в частности, в Милане находилась знаменитая фреска Леонардо да Винчи , а в Венеции — картина Тинторетто . Трактовка событий, предложенная Ге, отличалась от канонической интерпретации. Как писала искусствовед Алла Верещагина , «Ге нашёл свой путь: главной стала тема раскола в среде бывших единомышленников» . По словам Татьяны Карповой , «в измене Иуды художник увидел не низкий поступок изменника, а протест против учения Христа» .
Сам художник так рассказывал о том, как ему пришла идея написания этой картины: «Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика — человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот тот, в слове которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина! Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза» .
В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды . Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. По словам Аллы Верещагиной, это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников» . Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн , а справа — Пётр , которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы .
Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками» . Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов . Бездействие Христа — знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности» . Встречались и критические отзывы об образе Христа, представленном на картине Ге, — в частности, Фёдор Достоевский писал: «Вот сидит Христос, — но разве это Христос? Это, может быть, и очень добрый молодой человек, очень огорчённый ссорой с Иудой, который тут же стоит и одевается, чтобы идти доносить, но не тот Христос, которого мы знаем» .
Считается, что при написании образа Христа Ге использовал фотопортрет Александра Герцена , созданный известным фотографом Сергеем Левицким . Писатель Владимир Порудоминский даже высказывал предположение, что именно эта фотография «сформировала замысел» картины «Тайная вечеря» . Искусствовед Наталья Зограф доказывает, что это не так: хотя снимок был сделан в Париже в 1861 году, доставлен он был из Лондона во Флоренцию (возможно, А. А. Бакуниным, братом анархиста Михаила Бакунина ) только в феврале 1862 года, то есть уже после начала работы над картиной .
Кроме этого, при написании Христа Ге использовал нарисованные им самим карандашные портреты оперного певца Геннадия Кондратьева и симбирского помещика Петра Грибовского . Искусствовед Татьяна Горина в своей книге о Ге в этом отношении упоминает только изображения Герцена и Кондратьева. Она пишет, что Ге «воспользовался фотографией Герцена, который был для него идеалом писателя-гражданина», но при этом «в какой-то мере прообразом для Христа послужил и портрет певца Кондратьева». При этом она отмечает, что «реальные черты Герцена и Кондратьева значительно переработаны в картине, подверглись обобщению и героизации» . В своём более позднем исследовании Наталья Зограф помимо фотографического портрета Герцена упоминает карандашные портреты и Грибовского, и Кондратьева, «исполненные в связи с работой над образом Христа» .
Апостола Петра Николай Ге написал с самого себя , а голову Иоанна — со своей жены Анны Петровны .
В Государственном Русском музее находится этюд для этой картины — «Голова Иоанна Богослова» (холст, масло, 36 × 31 см , инв. Ж-4148), поступивший туда в 1920 году из собрания А. А. Коровина . Известно, что при создании образа Иоанна Ге использовал в качестве натурщицы свою жену Анну Петровну Забелу (Забелло) .
Ещё два этюда находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи — «Голова Иуды» (холст, масло, 48,5 × 38,2 см , начало 1860-х, инв. 10350) и «Голова Апостола Андрея» (бумага на холсте, масло, 49 × 38 см , начало 1860-х, инв. 11062). Первый из них был приобретён в 1928 году у В. Ф. Франкетти , а второй поступил в 1929 году из Музея Остроухова, побывав перед этим в коллекциях А. Ф. Петрова (до 1903 года) и И. С. Остроухова .
Кроме этого, было известно о существовании ещё двух этюдов к этой картине — «Голова Иуды» и «Этюд головы», чёрно-белые изображения которых были приведены в альбоме произведений Ге, изданном его сыном Николаем в 1904 году. В настоящее время местонахождение этих этюдов неизвестно .
Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна . Одно из них, датированное 1864 годом, находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева (холст, масло, 67 × 90 см , инв. Ж-849) . Оно сначала было в Аничковом дворце , затем перешло в Государственный Русский музей, а в 1928 году было передано в Саратовский художественный музей . Другое уменьшенное повторение, датированное 1866 годом, принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи (холст, масло, 66,5 × 89,6 см , инв. 5228) . Оно было написано по заказу известного предпринимателя и коллекционера Козьмы Солдатёнкова . После его смерти, последовавшей в 1901 году, его коллекция согласно завещанию была передана Румянцевскому музею , а после расформирования музея в 1925 году картина поступила в Третьяковскую галерею .
Писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин писал в статье, посвящённой картине Ге, что «зритель не может ни на минуту сомневаться, что здесь произошло нечто необыкновенное, что перед глазами его происходит последний акт одной из тех драм, которые издалека подготовляются и зреют и наконец-таки вырываются наружу со всем запасом горечи, укоризн и непреклонной ненависти» .
Литературный критик и писатель Николай Ахшарумов отмечал, что «во всей картине никаких признаков театральности, холодно целящей на эффект, или сухой, академической чопорности и манерности», так что, по его мнению, «общее впечатление картины прежде всего реальное, потом глубоко драматическое» .
С другой стороны, художественный критик Владимир Стасов писал, что «главные мотивы избранной задачи поняты у него [Ге] слабо или неверно». В частности, Стасов отмечал недостаточную убедительность образа Христа: «Его Христос не заключил в себе ни одного из тех высоких качеств, под влиянием которых в мире совершился переворот беспримерный, неслыханный: перед нами представлен лишь слабый, бесхарактерный человек, почти растерявшийся в каком-то выдуманном, бог знает откуда взятом споре; перед чем же мог до такой степени упасть духом и уныть Тот, Кто явился для всемирного переворота?»
Критически отозвался о картине и Фёдор Достоевский . В своей статье «По поводу выставки», написанной в 1873 году, он отмечал: «Из своей „Тайной вечери“, например, наделавшей когда-то столько шуму, он [Ге] сделал совершенный жанр. Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей». По словам Достоевского, «тут совсем ничего не объяснено, тут нет исторической правды; тут даже и правды жанра нет, тут всё фальшивое»; «c какой бы вы ни захотели судить точки зрения, событие это не могло так произойти: тут же всё происходит совсем несоразмерно и непропорционально будущему». По мнению писателя, в картине «Тайная вечеря» «просто перессорились какие-то добрые люди; вышла фальшь и предвзятая идея, а всякая фальшь есть ложь и уже вовсе не реализм»
Искусствовед Андрей Сомов писал, что «Ге обратился к чистому источнику искусства и внёс в русскую живопись живую струю, которая должна освежить поблекший исторический род живописи и показать, что история и господствующий в нашей школе жанр не подлежат резкому разграничению». И далее он отмечал, что Ге «взглянул на задачу исторического живописца здравыми глазами и понял, что такой живописец не должен быть простым иллюстратором исторического сказания, но обязан читать между его строками и передавать не столько внешний факт, сколько дух эпохи и её общечеловеческое значение». По словам Сомова, «в этом отношении у г. Ге только один предшественник — бессмертный Иванов » .
Коллекционер и меценат Павел Третьяков сожалел, что ему не удалось заполучить эту картину в его собрание. В письме к художнику Ивану Крамскому от 5 февраля 1881 года он писал: «Из всего выставленного в Академии ярко выделяется и царит (помимо этюдов Иванова ) картина Ге. Жаль, что она в Академии — не там бы ей место! Чудесная картина!»
Писатель Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника, отмечая, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге» .
Высоко ценил картину Ге и художник Илья Репин . В своей автобиографической книге «Далёкое близкое» он писал: «Люди шестидесятых годов помнят великую славу Ге и громадное впечатление, произведенное его картиною „Последний вечер Христа с учениками“». И далее он продолжал: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему» .