Interested Article - Март (картина Левитана)

«Март» — хрестоматийный пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), созданный в 1895 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве ( инв. 1489). Размер — 60 × 75 см (по другим данным, 61 × 76 см ). Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка, находившейся в Вышневолоцком уезде Тверской губернии .

Полотно «Март» было представлено на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге , а в марте того же года переехавшей в Москву . «Март» также экспонировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде . В том же 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым .

«Март» относят к серии «жизнеутверждающих, бодрых произведений» Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме него, включают картины « Золотая осень » (1895), « Свежий ветер. Волга » (1895), « Весна. Большая вода » (1897) и другие . Полотно «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана . Оно также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника .

Художник Василий Бакшеев писал, что картина «Март» является не только одной из лучших работ Левитана, но и одним из лучших произведений русской школы живописи . По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , левитановский «Март», сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, явился «открытием в русской пейзажной живописи», а впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря , Константина Юона и других . Искусствовед называла «Март» «мажорным и вдохновенным произведением» и писала, что в нём представлен «цельный и внутренне завершённый образ, сохранивший вместе с тем всю непосредственность и свежесть первых впечатлений» .

История

Предшествующие события и работа над картиной

В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно , в то время находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии , а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области . Усадьба, расположенная у южного берега озера , принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову , и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной . Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином , окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894) , которая в настоящее время хранится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля .

Исаак Левитан. Осень. Усадьба (пастель, 1894, ООМИИ )

Землю у озера Островно Турчаниновы приобрели в начале 1870-х годов. Двухэтажный дом был построен на месте старого одноэтажного, оставшегося от прежних владельцев. Турчаниновым также принадлежал один из озёрных островов, на котором находились беседка и скамейки. В документах Тверского губернского статистического комитета есть следующее описание усадьбы: «Имение „Горка“ на южном полуострове озера Островное. Место прекрасное. С юга за усадьбой сосновый бор, прямо вид на озеро, его острова, на восточный его берег с погостом и усадьбою сельца „Островно“, на западный крутой, поросший берёзовым лесом. С востока и запада от дома идут берёзовые рощи, расчищенные, с проведёнными дорожками… Как дача имение „Горка“ — прекрасно. Сухая, песчаная земля, здоровый сосновый воздух и прекрасный бор, сад и чудесный привольный вид на озеро с его зелёными маленькими островками, с белой церковью и высоким старым барским домом сельца „Островно“» .

Исаак Левитан. Весна. Последний снег (этюд, 1895, ГРМ )

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Кувшинниковой . У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года . Так как в усадьбе не было подходящих помещений, специально для художника на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера, у впадения в него реки Съежи (той самой, которая была запечатлена на более позднем полотне Левитана « Золотая осень ») . В шутку этот дом называли «синагогой» .

Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов , за несколько сеансов — возможно, это был первый случай в творчестве Левитана, когда полотно было создано непосредственно на пленэре . Свидетельницей работы художника над картиной «Март» была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которой в то время было 14 лет . Она помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и наблюдала за тем, как создавался будущий шедевр . В последующих публикациях младшую дочь Турчаниновых иногда ошибочно называли Юлией (возможно, из-за того, что это было созвучно имени Люлю) .

Константин Коровин . Зимой (1894, ГТГ )

Писательница , автор изданной в 1960 году биографии Левитана, рассказывала о своей встрече с Анной Ивановной Турчаниновой (в первом замужестве Зворыкиной, во втором — Колокольцовой) : «Ми́нут годы, Аня станет взрослой, а эта солнечная весна останется ярким воспоминанием её далёкого отрочества. Мы сидим в её ленинградской квартире и беседуем с пожилой женщиной, в тёмных глазах которой сохранились и лукавство, и огонёк. Воспоминания о Левитане стали как бы семейной реликвией. Она одна из семьи Турчаниновых живой свидетель того, как в Горке создавались лучшие полотна художника». Пророкова приводила слова Анны Ивановны: «„Март“ писался при мне» .

В тот же период, весной 1895 года, Левитаном было написано ещё одно полотно — «Весна. Последний снег», которое впоследствии находилось в собрании московского мецената Владимира Шмаровина . В настоящее время картина хранится в частном собрании в Москве , а одноимённый этюд — в Государственном Русском музее (25,5 × 33,3 см , холст, масло, инв. Ж-4261) . В том же 1895 году, работая в усадьбе Горка, Левитан создал «Золотую осень» (ныне в ГТГ ), «Ненюфары» (ныне в Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина ) и ряд других полотен .

Иногда в качестве предвестника картины «Март» упоминают написанный в 1894 году пейзаж русского художника-импрессиониста Константина Коровина « Зимой » (ныне в ГТГ ), где также изображена лошадка с санями, стоящая у деревенского дома. Однако, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён хмурый зимний день .

24-я передвижная выставка и последующие события

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были картины « Золотая осень », « Свежий ветер. Волга », «Весна. Последний снег», «Папоротники в бору», «Сумерки», «Ненюфары» и другие, полотно «Март» экспонировалось на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся 11 февраля 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте того же года переехавшей в Москву. Петербургская часть выставки проходила в здании Общества поощрения художеств , а московская — в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества . Поскольку представленные на выставке полотна Левитана были довольно разнородны, они были по-разному встречены критиками . В частности, в заметке «Выставка передвижников», вышедшей в журнале « Всемирная иллюстрация » ( т. 55 , № 1413 за 1896 год), Владимир Чуйко похвалил Левитана за выбор сюжетов и своеобразную манеру письма, отметив, что «почти все его картины (числом 10) обращают на себя внимание, за исключением двух: „Март“ и „Весна“, слишком грубых и резких по тонам». По словам Чуйко, «недостатки, замечаемые в манере г. Левитана , исчезнут, надеемся, в скором будущем, когда талант его окончательно окрепнет» . Тем не менее в большинстве рецензий произведения Левитана были оценены положительно, что свидетельствовало «о наступившем признании таланта художника, своеобразия его творчества и его яркой индивидуальности» .

Полотно «Март» также было представлено на Всероссийской промышленной и художественной выставке , открывшейся 28 мая 1896 года в Нижнем Новгороде . Всего на нижегородской выставке, на которой побывал и сам Левитан, экспонировались восемнадцать его картин . Кроме произведений с передвижной выставки, в Нижнем Новгороде был представлен ряд левитановских работ конца 1880-х — начала 1890-х годов, так что фактически это был первый столь широкий ретроспективный показ творчества художника . В том же 1896 году картины «Март» и «Золотая осень» были приобретены у автора Павлом Третьяковым . Осенью и зимой 24-я передвижная выставка продолжила своё путешествие по другим городам Российской империи , побывав в Харькове (в октябре — ноябре), Киеве (в декабре — январе) и Туле (в январе — феврале) . В каталоге выставки, выпущенном в Харькове, картины «Март» и «Золотая осень» были описаны как «собственность Московской городской галереи братьев П. и С. Третьяковых » .

Картина «Март» в Левитановском зале ГТГ

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан . В 1910 году скончался Иван Николаевич Турчанинов , а в 1914 году имение Горка было продано купцу второй гильдии Аггею Аггеевичу Маркову . Перед продажей в Горку приезжала Анна Ивановна Турчанинова (Люлю) — встреча с ней была описана находившимся в тех краях художником Витольдом Бялыницким-Бирулей . В частности, он узнал то место, которое было изображено на картине Левитана: «Когда мы подошли к чёрному крыльцу дома, сердце моё дрогнуло от неожиданно представшей передо мной картины. …Мне знакомо это место. Правда, всё здесь было в зимнем уборе, а бочка лежала на санях. Тот „Март“ у меня перед глазами» . По-видимому, там же присутствовал и художник Станислав Жуковский . В другом описании той же самой встречи Бялыницкий-Бируля писал: «Мы шли мимо чёрного крыльца, где взгляд падает на чудесный бор, который все знают по картине Левитана „Март“. Мы все невольно в радостном порыве воскликнули: „Смотрите, вот откуда написан «Март»!“» Через несколько лет после революции , в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром — по-видимому, в результате поджога .

Впоследствии картина «Март» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональной выставке Левитана, состоявшейся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее, а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве (картина участвовала только в московской части экспозиции) . В 1959 году полотно было представлено на выставке русских и советских художников, проходившей в Лондоне . В 1971—1972 годах картина принимала участие в приуроченных к столетию ТПХВ выставках «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее» (Москва) и «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск , Москва) . Она также входила в число экспонатов юбилейных выставок к 150-летию со дня рождения Левитана, проходивших в корпусе Бенуа Государственного Русского музея (с апреля по июль 2010 года) и в Новой Третьяковке на Крымском Валу (с октября 2010 года по март 2011 года) . В сентябре 2017 года картина «Март» экспонировалась на «выставке одного шедевра» в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке .

Во время юбилейной выставки Левитана, проходившей в 2010—2011 годах в Москве, был проведён социологический опрос посетителей экспозиции. Согласно результатам этого опроса, «Март» оказался на третьем месте среди наиболее понравившихся зрителям произведений художника, пропустив вперёд лишь большеформатные полотна « У омута » (1892, ГТГ ) и « Над вечным покоем » (1894, ГТГ) . В настоящее время картина «Март» выставляется в «Левитановском зале» ( зал № 37 ) основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке .

Сюжет и описание

Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, жёлтая стена главного дома которой видна в самой правой части картины . Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями . Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть . При этом, по словам литературного критика Андрея Туркова , «дом „угодил“ в композицию картины отнюдь не в выигрышном ракурсе — часть стены с плохо видимыми окнами, крыльцо с полуоттаявшей крышей, водосточная труба, недавно сброшенные с забитых на зиму окон доски» . По мнению искусствоведа Михаила Алпатова , стена дома с уходящими вглубь полотна досками, а также оттаявшая просёлочная дорога «вовлекают зрителя в картину, помогают ему мысленно в неё войти» .

Алексей Саврасов . Грачи прилетели (1871, ГТГ )

Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами лиственных деревьев перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу . В частности, это стремление вверх дополняется необычно высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке . Светлые стволы деревьев, расположенных слева и справа от центра полотна, как бы склоняются навстречу друг другу. Кажется, что всё находится в лёгком движении — и лиственные деревья, и сосны, и приоткрытая дверь, частично покрытая тенью, и лежащая рядом с крыльцом ставня . Горизонтальный край заснеженного поля, простирающегося до дальних хвойных деревьев, делит картину на две примерно равные части и «вносит в неё нотку спокойствия» . Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — подобный сюжет не раз потом повторялся в пейзажах других русских художников .

Три основных цвета, определяющих цветовую гамму полотна, — жёлтый, голубой и зелёный; кое-где к ним добавляется белый. Жёлтый цвет встречается не только на стене дома и на приоткрытой двери, но и на верхушках деревьев, а также в оттенках лошадиной шерсти. Основная масса голубого цвета присутствует в изображении безоблачного весеннего неба; эта голубизна сочетается с синим цветом, использованным при написании теней деревьев, а также с серовато-голубоватыми оттенками снега на заднем плане. Зелёным цветом, переходящим от светлого к тёмному, написаны кроны хвойных деревьев. Наиболее сложные комбинации основных цветов встречаются в изображениях лиственных деревьев и разъезженной дороги . Несмотря на наличие множества тонких оттенков и рефлексов , красочная гамма картины является «чрезвычайно звучной, гораздо более звучной, нежели в каких-либо картинах Левитана до сих пор». Основные цвета обладают не только интенсивностью, но и определённостью, которая больше всего проявляется в окраске жёлтой стены дома, голубого неба и зелени сосен . Анализируя краски, использованные при написании «Марта», искусствовед отмечала их совпадение с перечисленными самим Левитаном оттенками живописи ярославских фресок : «белила, охра , голубая, что-то вроде зелёной земли» .

Будучи близкой по сюжету к известному полотну Алексея Саврасова « Грачи прилетели » (1871, ГТГ ), картина «Март» значительно отличается от него по живописи . Она является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа» — «пейзажа настроения», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания и грусти . В отличие от саврасовских «Грачей», где господствует характер повествования и пейзаж в значительной мере трактуется жанровыми средствами, в «Марте» присутствует «стремление к непосредственно чувственно-зрительному показу явления природы» , при этом «интимное восприятие бытовой среды передано в ощущении тёплого воздуха, растапливающего отяжелевший весенний снег» .

Фрагменты картины «Март»

Лошадка с дровнями
Ветки деревьев и скворечник
Снег на крыше крыльца

Толщина красочного слоя на полотне «Март» неравномерна: для изображения снега используются рельефные мазки , толщина которых достигает двух миллиметров, а в прозрачных ветвях деревьев проступает фактура холста . По мере удаления от первого плана нанесённые художником мазки становятся менее чёткими, а трактовка — более обобщённой. Для снежных теней Левитан использовал лессировки и полулессировки по слою белил . По сведениям, приведённым в воспоминаниях художника Якова Минченкова , при написании снега на полотне «Март» Левитан проверял светотеневые соотношения по фотографическим снимкам . Однако, по словам Минченкова, «нигде вы не увидите и признаков фотографии, нигде она не повела художника к грубому натурализму, не заставила его разменяться на ненужные детали» .

Считается, что созданные в 1895 году картины «Март» и « Золотая осень » наиболее ярко демонстрируют влияние импрессионизма на творчество художника . В картине «Март» есть присущий импрессионизму «темпераментный, открытый густой мазок, почти скульптурно „лепящий“ пронизанный синевой мартовский снег» . Рельефные мазки белил создают ощущение пористости снега и способствуют более активному переживанию образа . При этом импрессионистические приёмы соединены с декоративностью, проявляющейся в звучности определённых цветов. Тем не менее, по словам искусствоведа , хотя живописный язык полотна и «ставит Левитана рядом с импрессионистами», художник «не совершает того решающего шага, который позволил бы назвать его импрессионистом» . Сравнивая «Март» с «самым импрессионистическим произведением» Левитана 1880-х годов — « Берёзовой рощей », искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в середине 1890-х художник «не сделал существенно важных шагов на пути развития импрессионистической системы» и «как бы остановился на уровне „ прото-импрессионизма “» .

Отзывы

В своих воспоминаниях живописец Василий Бакшеев отмечал, что Исаак Левитан остался в его памяти как «художник, неразрывно связанный с русской национальной школой пейзажа», при этом «глубоко любящий родную природу, без устали её изучающий и с большим мастерством воплощающий эту природу в своих работах». По его словам, в левитановском «Марте» «так много весеннего тепла, так много света, согревающего солнца». Оценивая картину «Март», Бакшеев писал, что считает её не только одной из лучших работ Левитана, но и «одним из лучших произведений нашей школы », — это «такая же жемчужина», как « Оттепель » Фёдора Васильева или « Грачи прилетели » Алексея Саврасова .

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что Левитан «редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних пейзажах», однако в 1895 году он взялся за такой сюжет, написав картину «Март», «в которой всё только дышит предчувствием весны и которая является изображением ещё зимнего солнечного дня». По словам искусствоведа, «обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи», — «так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещённый солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья». Фёдоров-Давыдов писал, что «после Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи» , приводя в качестве примеров такие произведения, как « Февральская лазурь » Игоря Грабаря и «Мартовское солнце» Константина Юона .

По мнению искусствоведа Михаила Алпатова , композиционное построение левитановского полотна «Март» выделяется исключительной простотой, ясностью и точностью, в нём «всё кажется простым, естественным и даже незамысловатым». В то же время композиционные линии, использованные художником, придают пейзажу законченность и завершённость. По словам Алпатова, в «Марте» Левитан сложил изображение как бы из отдельных «срезанных рамой» фрагментов, но при этом все эти части «образуют законченное целое, составляют своеобразное единство». Алпатов писал, что к этому пейзажу «нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять» — ни в одном из предшествующих произведений Левитан «не находил в природе такой счастливой завершённости, как около этого деревенского дома у края дороги, на опушке леса» .

В книге «Пленер в русской живописи XIX века» искусствовед Ольга Лясковская писала, что левитановский «Март», подобно полотну Василия Поленова « Московский дворик », мог бы служить одним из образцов живописи на пленэре . Отдавая должное правдивости соотношений неба, земли и деревьев, а также точности, с которой были написаны «оттенки рефлексов на снегу и тёмно-синяя тень в глубине», в то же время Лясковская отмечала, что стена дома и створка раскрытой двери не были до конца доработаны художником: «светло-жёлтая краска осталась краской, не перейдя в тон, в котором должны были слиться локальный цвет стены и изменение его под влиянием солнечного света и окружающей атмосферы». При этом, по словам Лясковской, светлые стволы оголённых деревьев «написаны превосходно» .

Картина «Март» на почтовой марке СССР 1960 года

Искусствовед называла «Март» «мажорным и вдохновенным произведением» и писала, что в живописи того времени трудно найти другой пейзаж, «столь же трепетно передающий пробуждение природы». Отмечая лаконизм художественных средств, использованных Левитаном при создании полотна, Мальцева писала, что в картине «Март» представлен «цельный и внутренне завершённый образ, сохранивший вместе с тем всю непосредственность и свежесть первых впечатлений» . По словам Мальцевой, солнечная гамма красок, созданная художником в этом пейзаже, воспринималась его современниками как «открытие в изображении русской природы» .

В книге, вышедшей в 2001 году, искусствовед писал, что левитановский «Март» до сих пор не утратил «своего первенствующего места если не в истории отечественного искусства, то в душах людей, способных чувствовать красоту родной земли». По его словам, «Март» дал начало традиции в русской живописи, которая была подхвачена рядом художников и продолжается до наших дней. Круглов отмечал, что удачный выбор формата полотна, близкого к квадратному, «усиливает впечатляющую выразительность образа», а короткий энергичный мазок и живая фактура «дают ощущение лёгкого струения света и воздуха, игры света и тени, мерцания рефлексов» .

Обсуждая картину «Март», художник Борис Иогансон писал, насколько его поражает в этом произведении «светоносная ослепительность мартовского солнца». По его словам, каждый раз при виде полотна он, «как зачарованный», стоит перед этим чудом, и когда ему «удаётся в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: „Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана“» . По словам литературного критика Андрея Туркова , «в левитановском „Марте“ как будто навсегда запечатлелся радостный момент, когда всё впереди, всё возможно» .

См. также

Комментарии

  1. Анна Николаевна Турчанинова, урождённая Макарова (25 мая 1856 — 24 ноября 1930, Париж), была на четыре года старше Левитана. Её дочери — Варвара Ивановна (около 1875 — 1925), Софья Ивановна (1877 — около 1825) и Анна Ивановна (2 декабря 1880, Вышний Волочёк — 1964, Ленинград ) .
  2. Владельцами усадьбы Островно были Екатерина Николаевна Ушакова (урождённая Сеславина, 1821—1910) и её дети — Варвара Владимировна (1849 — около 1919), Софья Владимировна (1851 — около 1919) и Николай Владимирович (1859—1917) . Левитан и Кувшинникова жили в усадьбе Ушаковых летом 1893 года, когда художник работал над полотном « Над вечным покоем », а затем опять приехали в 1894 году .
  3. В своих воспоминаниях Софья Пророкова подробно описывала, как ей удалось найти Анну Ивановну Турчанинову (Люлю). Во время поездки к озеру Островно старожилы рассказали ей, что в Ленинграде живёт Е. А. Зворыкина — сестра первого мужа Анны Ивановны. Через адресное бюро Пророкова узнала адрес Зворыкиной, которая и привела её к Анне Ивановне .
  4. Для датировки событий, происходивших в Российской империи, используется юлианский календарь («старый стиль»).
  5. В различных источниках изображённые на картине лиственные деревья называют осинами или берёзами . Некоторые авторы не уточняют, какие именно деревья со светлыми стволами написаны на полотне .
  6. К числу художников, находившихся под сильным впечатлением от левитановского «Марта», также причисляли пейзажиста Станислава Жуковского . В частности, похожий мотив был использован им в представленной на 27-й передвижной выставке картине «Пригрело» (1899), которую критиковали за «явное подражание» «Марту» .

Примечания

  1. , с. 72.
  2. , с. 362.
  3. (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 13 мая 2019. 25 сентября 2015 года.
  4. , с. 485.
  5. , с. 419.
  6. , с. 54.
  7. , с. 69.
  8. , с. 9.
  9. , с. 533.
  10. , с. 5.
  11. (HTML). Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 13 мая 2019. 8 июля 2016 года.
  12. , с. 146.
  13. , с. 536.
  14. , с. 31.
  15. .
  16. (HTML). hist-usadba.narod.ru. Дата обращения: 30 марта 2015. 4 октября 2012 года.
  17. (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Дата обращения: 16 ноября 2019. 11 февраля 2013 года.
  18. , с. 116—126.
  19. , с. 51.
  20. , с. 108.
  21. (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 31 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  22. , с. 29, 48.
  23. .
  24. , с. 67.
  25. Илья Сергеев. (HTML). «Тверские ведомости» — www.vedtver.ru (24 августа 2012). Дата обращения: 13 мая 2019. 4 марта 2016 года.
  26. , с. 51.
  27. , с. 202.
  28. , с. 160.
  29. , гл. 2.
  30. , с. 29.
  31. .
  32. , с. 104.
  33. , с. 178.
  34. , с. 363—364.
  35. , с. 407.
  36. , с. 15.
  37. , с. 227.
  38. , с. 378—379.
  39. , с. 231.
  40. , с. 16.
  41. , с. 219—220.
  42. , с. 220.
  43. , с. 523.
  44. , с. 4.
  45. , с. 161.
  46. , с. 32.
  47. , с. 463.
  48. , с. 471.
  49. (HTML). Государственный Русский музей — rusmuseum.ru. Дата обращения: 18 июля 2021. 23 января 2021 года.
  50. О. Лузина. (HTML). Фонтанка.ру — www.fontanka.ru (30 апреля 2010). Дата обращения: 18 августа 2021. 2 апреля 2018 года.
  51. А. Махонин. (HTML). Ведомости — www.vedomosti.ru (18 октября 2010). Дата обращения: 6 августа 2021. 3 октября 2015 года.
  52. (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 6 августа 2021. 4 мая 2017 года.
  53. (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 6 августа 2021. 6 августа 2021 года.
  54. , с. 616.
  55. , с. 93.
  56. , с. 159.
  57. , с. 90.
  58. , с. 25.
  59. , с. 201—202.
  60. , с. 260.
  61. , с. 125.
  62. , с. 93—94.
  63. , с. 202.
  64. , с. 204.
  65. , с. 146.
  66. , с. 74.
  67. , с. 222.
  68. , с. 206.
  69. , с. 296.
  70. , с. 30—34.
  71. , с. 238.
  72. , с. 4.
  73. , с. 15.
  74. , с. 137.
  75. .
  76. , с. 294—295.
  77. , с. 205.
  78. , с. 31—32.
  79. Каталог почтовых марок СССР / М. И. Спивак. — М. : Центральное филателистическое агентство «Союзпечать» Министерства связи СССР , 1983. — Т. 1 (1918—1969). — С. 296. — 512 с.
  80. , с. 126.
  81. , с. 5.

Литература

Ссылки

  • в базе данных проекта « Моя Третьяковка »
  • (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 31 марта 2015.
  • (HTML). isaak-levitan.ru. Дата обращения: 8 августа 2021.
  • Н. Г. Дружинкина . (HTML). isaak-levitan.ru. Дата обращения: 9 августа 2021.
  • Ирина Малахова. (HTML). Культура.РФ. Дата обращения: 8 августа 2021.
Источник —

Same as Март (картина Левитана)