Interested Article - Творительный падеж

Твори́тельный паде́ж , называемый также инструментати́в , инструмента́лис ( лат. casus instrumentalis ), (не вполне точно) аблати́в падеж , которым в ряде языков обозначается орудие, инструмент, которым агенс воздействует на другие объекты или производит определённое действие. Иногда творительный падеж может выражать роль агенса в пассивных конструкциях. Слово в творительном падеже отвечает на вопрос кем/чем?

Примеры

Язык форма именительного падежа ед. ч. форма творительного падежа ед. ч.
Русский человек человеком
Украинский людина людиною
Чешский člověk člověkem
Польский człowiek człowiekiem
Сербский гаража гаражом
Латышский cilvēks ar cilvēku
Чувашский ҫын ҫынпа

В русском языке

В части морфологии , в русском языке творительному падежу соответствуют следующие окончания слов (различных частей речи, изменяющихся по падежам): -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), -[jу] (рожью, пятью), -а (сорокá), -мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).

Спектр значений, выражаемых творительным падежом в русском, весьма широк; существует несколько основных способов описания семантики русского творительного.

Семантические роли, выражаемые творительным падежом, таковы:

  1. Инструмент: бить молотом по наковальне; резать ножом колбасу ;
  2. Средство: рисовать красками; писать чернилами ;
  3. Пациенс (объект, претерпевающий наибольшие изменения в ходе действия) и объект обладания у глаголов с посессивной семантикой: руководить заводом , дирижировать оркестром , обладать коварным нравом ;
  4. Агенс: дом строится рабочими ;
  5. Эффектор: ветром сорвало крышу , градом побило посевы ;
  6. Причина: болеть гриппом , страдать бессонницей ;
  7. Траектория: идти обходным путём , ехать лесом ;
  8. Стимул: восхищаться красотой , пахнуть морем ;
  9. Время: воскресным утром , зимними вечерами ;
  10. Мера: грузить бочками ;
  11. Аспект: богат ресурсами , отличаться умом ;
  12. Эталон сравнения и ориентация: кричать петухом , губки бантиком , дом фасадом на Мойку ;
  13. Отправная, Промежуточная и Конечная точка: закончиться крахом .

Кроме того, творительный падеж имеет предикативное употребление, в котором он не выражает никакой семантической роли. Так, глагол быть в прошедшем и будущем временах, а также в инфинитиве , принимает дополнение в творительном падеже: быть богатым . Творительный используется также при глаголах: являться («быть»), бывать , стать («превратиться»), делаться , казаться , оказываться , показаться , получиться , остаться , пребывать , представляться , обратиться , притвориться , прикинуться : притворились спящими. К предикативным употреблениям творительного относится и такой характерный случай, как депиктивная конструкция, образуемая путём присоединения группы, возглавляемой атрибутивной словоформой (прилагательным, причастием, реже — существительным) в творительном падеже, к глагольной группе, а не к имени, с которым оно соотносится семантически (как в собственно атрибутивной функции): мать пришла усталой .

Употребления падежа с первообразными предлогами за , над , перед , под , с , между выражают в основном роль Места .

В чувашском языке

В чувашском языке творительный падеж выражает совместность, а также орудие, средство или способ совершения действия, отвечая на вопросы: кампа? мĕнпе? (кем? чем?) Аффиксы его: -па (-пе),-пала (-пеле), -палан (-пелен). Аффиксы -пала (-пеле), -палан (-пелен) употребляются преимущественно в низовом диалекте и в устарелой речи. В современном литературном языке преимущественно употребляется аффикс -па (-пе).

Творительный падеж употребляется в нескольких значениях, которые связаны между собой.

Творительный падеж в чувашском языке служит для обозначения:

  1. орудия или средства выполнения действия: маршруткӑпа кай («поехать на маршрутке»); çĕçĕпе кас («резать ножом»);
  2. места, по которому происходит движение: каччӑпа хӗр урампа пыраҫҫӗ («парень с девушкой идут по улице»);
  3. совместности совершения действия: аннепе калаҫ («разговаривать с мамой»);
  4. времени, причины совершения действия: каçпа хăнана кайăпăр («вечером пойдём в гости»), сивĕпе чÿречесем шăннă («окна замёрзли из-за холода»);
  5. пространства или объекта, на который распространяется действие: ялĕпех клубра пухăннă («всей деревней собрались в клубе»);
  6. предмета, с которым сравнивается похожий предмет: амăшĕпе пĕр пекех («такая же, как и её мать») .

Примечания

  1. О. И. Глазунова. . — СПб. : Златоуст, 2007. — С. 55. 31 октября 2022 года.
  2. . rusgram.ru . Дата обращения: 21 февраля 2021. 26 января 2021 года.
  3. . Образовака . Дата обращения: 21 февраля 2021. 22 января 2021 года.
  4. . elbib.nbchr.ru . Дата обращения: 21 февраля 2021. 30 июля 2021 года.
Источник —

Same as Творительный падеж