Православие и папское первенство
- 1 year ago
- 0
- 0
Правосла́вие ( калька с греч. ὀρθοδοξία , букв. «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение» ) — одно из основных и древнейших направлений в христианстве , сложившееся на протяжении первого тысячелетия в Византии , в эпоху семи Вселенских соборов . Занимает третье место по численности (около 300 млн человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).
Православие, по смыслу слова, рассматривающее себя — в отличие от ересей — как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании , есть вероучение Православной церкви , под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных церквей .
Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры без филиокве , признаёт догматические определения и постановления семи Вселенских соборов , рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь , основатель и глава которой — Иисус Христос .
Православие в настоящее время является преобладающей конфессией в следующих странах: Россия , часть стран Балканского полуострова ( Греция , Сербия , Болгария , Румыния , Северная Македония , Черногория ), Украина , Белоруссия , Молдавия , Грузия , Кипр .
Исторически, а также в богословской литературе «православие» обозначает официально одобренное кафолической церковью учение — в противоположность ереси . Термин появляется как антоним к слову «гетеродоксия» (« инославие »), которым обозначались «иные», или нецерковные, богословские взгляды разного рода еретиков и тех учителей, мнения которых Церковь по каким-либо причинам отвергала . В христианском контексте слово «православие» ( греч. ὀρθοδοξία ) встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского ). Терминологическое значение за ним закрепляется у Евсевия Кесарийского (III в.), официально впервые фиксируется в актах Халкидонского (IV Вселенского) Собора (451 год), а со времени Юстиниана (VI век) слово «православие» употребляется достаточно широко для обозначения богословских взглядов, относительно которых существует мнение, что они точно соответствуют Евангелию и учению Церкви . В доктринальных документах термин иногда употреблялся как синоним термина « кафолический » ( греч. καθολικός ). В этом смысле он применяется также римско-католической церковью , в том числе и в её литургических текстах , а для нехалкидонских древневосточных православных церквей даже является частью их общепринятого названия .
По определению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского : «православие есть „правое исповедание“ — ορθο-δοξία — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в „правильном мнении“ по всему предметному богатству и со всеми особенностями» .
Объяснение термина «православие» как «правильный способ славить Бога» (аллюзия к литургической практике) признаётся несостоятельным этимологически и ошибочным по смыслу , хотя может встречаться в популярной литературе и даже в высказываниях церковных иерархов как выражение принципа Lex orandi, lex credendi .
Слово «православие» встречается в наиболее раннем сохранившемся списке « Повести временных лет », входящим в состав Лаврентьевской летописи , датируемой 1377 годом . Также оно встречается в наиболее раннем полностью сохранившемся списке « Слова о законе и благодати » (1037—1050) митрополита Илариона , датируемым второй половиной XV века:
Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула , имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ .
Согласно И. И. Срезневскому , термин «православие» в XIV—XVI веке употреблялся в таких значениях как «благочестие», «православная вера» и «православная община» .
В русском языке , в научной литературе, термины «православие (православный)» и « ортодоксия (ортодоксальный)» употребляются как синонимы в исконном значении — для обозначения сторонников Никейского символа веры («никейцев») как противопоставление арианам , а также для ортодоксальной стороны в дальнейших церковных спорах — монофизитском , иконоборческом . Для обозначения «православия» в узком смысле, после XI века, как вероучения Православной церкви , в русском языке слова «ортодоксия», «ортодоксальный» не используются , хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской и переводной литературе .
Православная церковь рассматривает всю историю единой Церкви до Великого раскола (1054) как часть своей истории. Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Впоследствии формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских , а также некоторых Поместных соборов . Православие не признаёт постановлений Соборов , которые созывались Римской церковью после раскола, включая и те, где присутствовали представители Восточных патриархатов, например Ферраро-Флорентийский собор .
Первые два Собора созывались правившими в Константинополе императорами единой Римской империи , а остальные — Ромейскими (Византийскими) императорами, после ликвидации Западной Римской империи в 476 году считавшими себя единственными законными римскими императорами, и обычно проходили под их административным председательством.
Год | Событие | Итоги |
325 | Первый (Никейский) Вселенский собор | Составлен Никейский Символ веры , утверждающий, в частности, догмат Единосущия Сына с Отцом и Святым Духом ; осуждено арианство и другие учения, отрицающие Никейский символ веры. Важную роль сыграл святой Афанасий Великий . |
381 | Второй Вселенский собор | Подтверждено равенство Святого Духа с Отцом и Сыном ; сформулирована окончательная в Православии редакция Никео-Цареградского Символа веры . |
431 | Третий (Ефесский) Вселенский собор | Осуждены ереси Нестория и Пелагия , осуждённого ранее на Карфагенских соборах 416 года ; утверждено именовать Деву Марию Богородицею ( греч. Θεοτόκος ). |
451 | Четвёртый (Халкидонский) собор | Осуждены ереси несторианства и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия ). Утверждён догмат о том, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек , во всём подобен нам, кроме греха; Он имеет только одно Божественное Лицо - ипостась ( Бог Сын ) — в воплощении два естества (Божественное и человеческое) соединились в Нём «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно» — томос папы римского Льва . |
553 | Пятый Вселенский собор | Осуждено учение об апокатастасисе , персонально осуждён один из авторитетов Антиохийской школы — учитель Нестория Феодор Мопсуестийский , осуждены все его сочинения, осуждены также как близкие к несторианству некоторые написанные до Халкидонского собора сочинения блаженного Феодорита Кирского и одно из писем Ивы Эдесского , а также персонально осуждены Платон , Ориген , многие их последователи из Александрийской богословской школы . |
680 | Шестой Вселенский собор | Осуждено монофелитство . К Собору примыкает Трулльский собор , составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке. |
Середина VIII века | Иоанн Дамаскин составил « Точное изложение Православной веры » — первую богословскую систематизацию христианского вероучения . | |
787 | Седьмой Вселенский собор | Восстановлено иконопочитание (ранее анафемствовавшееся на Константинопольском соборе в 754 году, его решения были отменены); честь, воздаваемая образу , переходит к Первообразу (т. е. к Богу , по образу Которого созданы все люди ( Быт. ). Так изображённые на иконах — святые, наиболее полно раскрыли в себе образ Божий), и почитающие икону почитают личность , изображаемую иконой. |
11 марта 843 | Торжество православия | После Поместного собора в Константинополе , созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название « Торжество православия ». Были произнесены анафемы на иконоборцев и других еретиков. Данный чин по настоящее время совершается ежегодно в Неделю Торжества Православия (первая Неделя Великого поста ). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться в качестве формулы Православия как веры Церкви ( греч. πίστις τῆς εκκλησίας ). |
879 | Поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским ) собор в храме Святой Софии | Восстановление на патриаршем престоле Фотия ; осуждение Filioque и каких бы то ни было изменений в Символе веры. |
1335 — 1341 | Полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом | Подтверждение возможности созерцания человеком нетварного Фаворского света и непосредственного общения человека с энергиями Бога, единения с Ним и бесконечного Обо́жения . |
Вероучение базируется на Священном Писании (то есть Библии ) и Священном Предании , которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов . Основной, используемый в богослужебном обиходе, догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры (без филиокве ), утверждающий :
Кроме того, на I Вселенском соборе был утверждён Никейский символ веры , утверждающий единосущие Святого Духа Богу-Отцу и Богу-Сыну, а также истину, что Бог-Отец — Свет, а Бог-Сын — Свет от Света, на IV Вселенском соборе был утверждён догмат о двух естествах Иисуса Христа: божественном и человеческом , на VI Вселенском соборе — догмат о двух волях и двух действиях Иисуса Христа : божественных и человеческих. На VII Вселенском соборе был провозглашён догмат об иконопочитании .
Основные канонические нормы и институты:
Исторически православие допускало использование различных обрядов, но после раскола в Церкви утвердилось почти исключительное использование византийского обряда . Литургия — главное богослужебное последование, во время которого совершается таинство евхаристии , как и в других христианских традициях, состоит из литургии оглашенных и литургии верных (их главные элементы — чтение Евангелия , и Анафора соответственно). Причащение совершается под двумя видами (Телом и Кровью Иисуса Христа). Для таинства используется вино (в русской традиции — кагор ) и квасной хлеб — просфора .
Исторически сложившееся в Византии общественное (церковное) богослужение заключает в себе четыре богослужебных круга: суточный , седмичный , неподвижный годовой и подвижный годовой круг, сформировавшийся вокруг праздника Пасхи .
С первой половины XX века в США и некоторых других странах существуют православные приходы (преимущественно в Антиохийской православной церкви и Русской православной церкви заграницей ), практикующие западные обряды .
Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств было сделано в латинском схоластическом богословии: учение о семи таинствах было соборно утверждено в римо-католичестве на Флорентийском и Тридентском соборах Римской церкви (Тридентский собор принял канон, согласно которому предаются анафеме все, кто учит, что таинств больше или меньше семи ). В конце XVI века это учение стало печататься в книгах, изданных православными авторами, что было вызвано тем, что православные учились в католических учебных заведениях и копировали это учение, а также начавшейся в Константинополе богословской полемикой с протестантами , а в Москве — сильным влиянием киевской школы ( Киево-Могилянская академия ) на зарождающееся академическое богословие. Однако традиция различения таинств от других священнодействий церкви ( монашеский постриг, отпевание , великое водоосвящение и пр.) имела место в позднейшем школьном богословии (это учение вошло в состав различных, изданных православными вероучительных книг).
Так, изъясняя 10-й член Символа веры («Исповедую едино крещение во оставление грехов»), имевший широкое хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием «Православное исповедание» (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы ; первое полное издание на греческом в 1667 году ) гласит:
Поелику он упоминает о Крещении , первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание , Евхаристия , Покаяние , Священство , честный Брак и Елеосвящение . Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения Лютеран .
Например, Иоанн Дамаскин говорил о двух таинствах, Дионисий Ареопагит , Феодор Студит — о шести, а митрополит Эфесский Иоасаф ( XV ) — о десяти, трое последних погребение и монашеский постриг считали таинствами. В отличие от Католичества, учение только о семи таинствах всей соборной полнотой Православной церкви никогда не утверждалось, по причине того, что отличие священнодействия от таинства никем не было никогда определено.
Православие распространено среди ряда народов на Балканах — греков , болгар , сербов , черногорцев , македонцев , румын и части албанцев ; в восточной Европе — среди восточнославянских народов , грузин , гагаузов , молдаван , а также народов Леванта , наряду с русскими и кряшенами , среди ряда иных народов Российской Федерации : чувашей , марийцев , удмуртов , коми , карел , мордвы , якутов , части осетин и многих других ( см. также в статье Православие в России ).
Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви. Численность верующих канонических православных церквей оценивается в 225 млн (2007 г.) и 227 млн (2013 г.) . Вселенский Патриарх Варфоломей и другие источники дают оценку общей численности православных порядка 200—250 млн . Вместе с Древневосточными православными церквами число православных составляет 260 — 270 млн человек.
Наибольшее число православных проживает в России: около 40 % от численности всех православных (в том числе приверженцев древневосточных православных церквей) в мире . В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, также можно отнести: Белоруссию , Болгарию , Грецию , Грузию , Кипр , Македонию , Молдавию , Румынию , Сербию , Украину , Черногорию . Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине , Эстонии , Латвии , Литве , Албании , Финляндии , и в Казахстане , Киргизии , Узбекистане , Туркменистане , на Алеутских островах американского штата Аляска . Кроме того, православие исповедует часть населения Ливана (8 % населения страны ), Сирии , Иордании , Израиля .
Миграционные процессы в XX веке , а также православное миссионерство, повлекли становление православных общин и епархий в странах всех континентов за пределами традиционного распространения православия, в частности быстрому росту числа его приверженцев в США , где сосуществует множество православных юрисдикций . С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары (см. Православие в Африке ), а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея .
По состоянию на 2010 год, количество православных в Австралии составляет 3,3 % населения страны, Австрии — 2,3 %, Испании — 2 %, Германии и Канаде — по 1,4 %, Великобритании — 0,9 %, США и Франции — по 0,6 % , Италии — 0,2 % . В 2011 году в Ирландии православие стало самой быстрорастущей религией, в основном, за счёт большого количества трудовых мигрантов из Восточной Европы .
Болгария
Дон
Россия
Румыния
Украина
Учение Православной церкви содержится в Священном предании , которое включает в себя кроме Священного Писания , определения Вселенских и некоторых поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов, Вселенских и некоторых поместных соборов), утверждённые Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви , жития святых , а также обычаи Церкви . При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания .
Православная церковь составляется сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных . Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.
Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе ) поместных церквей возник после Великого церковного раскола : прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место ( primus inter pares ) перешло престолу Патриархов Константинопольских . Во II тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата . С 2019 года существует 14 общепризнанных автокефальных церквей и две, признаваемые только некоторыми церквями.
Диптих Московского патриархата | Диптих Константинопольского патриархата |
---|---|
Автокефальные церкви: | |
Автономные церкви: | |
Американская и Канадская церковь в автокефальном статусе признана Московским патриархатом и некоторыми иными славянскими церквями. Православная церковь Украины признана Константинопольским патриархатом, Элладской, Александрийской и Кипрской церквями.
Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат (РПЦ), исторически всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского государства и Российской империи , после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР , кроме Грузии и Армении , а также некоторые иные страны, как то Япония . Однако, в 1943 году решение Синода РПЦ о восстановлении «молитвенного и евхаристического общения между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской» (признание автокефалии Грузинской церкви , односторонне провозглашённой в 1917 году) обосновывалось ссылкой на 17-е правило Халкидонского собора с разъяснением, что, «по церковным правилам (Всел. IV, 17 и др.), церковные границы должны следовать за государственными» .
На основании некоторых канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора, 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на организацию в составе автономной церкви под её верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии », которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях» . Эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия : «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» (см. также Варфоломей и Русская Православная Церковь и в статье Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II ). Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами» .
В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви » , которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных (канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в 1687 году была обусловлена « аннексией » Украины Московским Царством.
Ряд церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты) имеют епархии и приходы вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой «диаспоре»; другие же церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой «нарушается принцип канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела другой становится неизбежно» .
По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм , что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной церковью, так и между Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной церкви самостоятельно даровать автокефалию своей части . В Констатинопольском патриархате придерживаются мнения, что подтверждение автокефального статуса поместной церкви есть прерогатива вселенского собора (а в их отсутствие — константинопольского патриаршего престола), и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года ) как подлежащие утверждению таковым .
С сентября 1961 года , когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание , с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем. Запланированный и подготовленный всеми Церквами под председательством Вселенского Патриарха Святой и Великий Собор , состоявшийся в июне 2016 года на Крите, бойкотировался рядом поместных Церквей и не рассматривал спорные вопросы, как то календарь, диптихи, порядок провозглашения автокефалии , которые ранее предусматривалось разрешить .
После 1991 года, несмотря на численный рост и возрастание влияния внутри России , Московский патриархат в плане мирового влияния стал уступать лидирующие позиции Константинополю, поддерживаемому Соединёнными Штатами Америки . Так, когда 9 октября 2007 года делегация Московского патриархата покинула заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне ни одна из делегаций других православных церквей не последовала этому примеру , поддержав линию Константинопольской церкви . Ослабление влияния Московского патриархата происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии и Армении) , которую он, как и территории Японии, КНР и Монголии, считает своей « канонической территорией ».
Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции приходы Западноевропейского экзархата во Франции , а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриархата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей. Однако впоследствии, в 2018–2020 годов во время церковного кризиса и конфликта с РПЦ по Украине, Константинопольская церковь упразднила Экзархат, и значительная часть клира и мирян перешли в подчинение РПЦ .
Церкви русской традиции, отвергшие реформу Патриарха Никона ( XVII век ) и не имеющие евхаристического общения со всемирным сообществом поместных православных церквей. После признания Поместным собором Московского патриархата в 1971 году «не бывшими» « клятв » Большого московского собора 1666 года на дореформенные русские обряды и придерживающихся их, церковное общение восстановлено не было. Русская православная церковь (Московский патриархат) не признаёт действительность епископата Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкого согласия) .
Вместе с тем часть старообрядцев присоединилась к РПЦ на началах единоверия , начиная с утверждения Правил единоверия митрополитом Платоном в 1800 году.
Поповство — течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность, но не признанные вселенским православием. К ним относятся:
Беспоповство — течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа , не признавшего реформу патриарха Никона. К ним относятся:
Истинно-православные церкви (ИПЦ) — ряд объединений, неканонических с точки зрения церквей мирового, или вселенского православия, но претендующих на то, что именно они сохраняют традицию истинного православия (отсюда именование), и по этой причине противопоставляющих себя поместным православным церквям. ИПЦ не находятся в евхаристическом общении с мировым православием и, что нередко, между собой. Возникли в Греции и России в ходе церковных расколов 1920-х годов . Основным своим вероучительным отличием от церквей вселенского православия ИПЦ в настоящее время объявляют неприятие экуменических контактов в тех формах, в которых они практикуются в официальных церквах.
По численности приверженцев значительно уступают поместным церквам вселенского православия. Так, по числу приходов поместная православная церковь в РФ (РПЦ) превосходит наиболее крупные организации из числа российских ИПЦ — Русскую истинно-православную церковь и ИПЦ(Р), более чем на 2 порядка — 30 142 , 200 (по сведениям самой РИПЦ на 2008 год) и 150 приходов соответственно.
Старостильные церкви — название, объединяющее «истинно-православные» церкви в Греции, Румынии, Болгарии, Южной Осетии , Финляндии и на Кипре, не имеющие евхаристического общения с поместными православными церквями.
Своё название эти церкви получили в связи с тем, что первоначальной причиной разделения стал переход многих поместных церквей на новоюлианский календарь ; отделившиеся епископы и приходы сохранили у себя употребление юлианского календаря («старый стиль»).
Название «старостильные церкви» закрепилось только за этими церквами и не используется для описания как поместных церквей в России , Сербии и Грузии , так и российских ИПЦ, использующих юлианский календарь .
Ряд религиозных объединений православной традиции именуют себя автокефальными православными церквями, но не признаны в таковом качестве ни одной поместной церковью Вселенского православия . Среди них такие церкви, как:
С точки зрения сторонников Вселенского православия, все эти церкви представляют собой неканонические структуры . В отличие от ИПЦ, они признают каноничность Вселенского православия, не предъявляют к нему вероисповедных претензий и стремятся получить от него автокефалию .
Православное исповедание никогда не обозначало границ спасения, но лишь указывает пути спасения в ограде православных церквей .
Позиция Русской православной церкви обозначена Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ МП 2000 года, в документе «Основные принципы отношения к инославию»:
1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова<…>.
1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах…
1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению…
1.17. …Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.
2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром».— «Основные принципы отношения к инославию» .
Различные юрисдикции ( ИПЦ , различные Старообрядческие Православные церкви и согласия , Старостильные церкви и др.), не входящие в систему Вселенского православия, могут иметь различные точки зрения на возможность спасения как инославных, так и православных из иных православных церквей.
В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли « латинян » еретиками , исказившими Символ веры путём самовольного позднейшего добавления филиокве , или схизматиками , отколовшимися от Единой соборной апостольской церкви.
Православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской церкви . Православная церковь не приемлет ряд иных догматических положений Римско-католической церкви: филиокве , догмат о непорочном зачатии Девы Марии , учение о чистилище , догмат о телесном вознесении Божией Матери . Православие приветствует симфонию духовной и светской властей (см. статью Цезаропапизм ); Римская церковь ещё со времён раннего Средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего первосвященника обладает суверенной светской властью (см. в статье Папство ).
В декабре 1965 года Вселенским патриархом Афинагором и папой римским Павлом VI и их Синодами были сняты взаимные анафемы 1054 года и подписана Совместная декларация ; «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не привёл к преодолению разделения (восстановлению евхаристического общения) .
С мая 1980 года время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по диалогу между Поместными православными церквями и Римско-католической церковью . Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что «вступая в диалог, православная церковь отказалась от употребления термина „ересь“ в отношении католичества», пояснив, что мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин «ересь» или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками . Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при выступлении на Поместном соборе Русской православной церкви 2009 года подчёркнуто и во всеуслышание употребил термин «католическая ересь» , а во время проповеди в Тутаеве 11 сентября 2010 года идею унии с Католической церковью назвал «еретическим отступлением от истин православной веры».
{{
cite encyclopedia
}}
:
|title=
пропущен или пуст (
справка
)
;
Неизвестный параметр
|editors=
игнорируется (
|editor=
предлагается) (
справка
)
от 15 мая 2021 на
Wayback Machine
Русская Церковь еще раз выбрала путь собственной изоляции от богословского диалога с Римско-Католической Церковью и общностью Православных Церквей.
{{
cite news
}}
:
Внешняя ссылка в
|work=
(
справка
)
;
Неизвестный параметр
|coauthors=
игнорируется (
|author=
предлагается) (
справка
)