Interested Article - Варвары

Гунны были олицетворением варварства во времена Римской империи . Рисунок А. де Невиля

Ва́рвары ( др.-греч. βάρβαρος , barbaros — «негреческий», «чужеземец» ) — люди, которые для древних греков , а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре. Слово греческого и, по-видимому, звукоподражательного происхождения . В ряде европейских языков слово заимствовано через лат. barbarus . Русское «варвар» — через др.-русск., ст.‑слав. варваръ , варъваръ (заимствовано из среднегреческого ).

В Новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи , пользуясь её ослаблением, и основывавших на её территории самостоятельные государства ( королевства ).

В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

Европа железного века

В античном мире слово использовалось греками для обозначения негреческих народов, включая цивилизованные. В Древнем Риме термин применялся по отношению к народам, проживавшим за пределами римского государства. Таким образом, в археологическом смысле термин «варвары» синонимичен термину « железный век » для народов, существовавших во времена античного мира, но не входивших в круг цивилизаций того времени [ нет в источнике ] :

Н. И. Басовская , исследовавшая восприятие войны и мира в западноевропейском средневековом обществе, выделяет представления германцев-варваров, которые воспринимали войну как «естественное общее дело», а потому — акт «достойный восхваления и одобрения» .

У 37 варваров VI века из (Szólád, Венгрия) и Колленьо (Северная Италия) определены Y-хромосомные гаплогруппы R1b (21), I2a2 (8, все из Солада), E1b (2), I1a (2), T1a (2), R1a-S200 (1, из Солада), G2a1 (1) [ значимость факта? ] .

Средневековая Европа

В Средние века варварами считались викинги ( дат. Viking , швед. Vikingar , норв. Vikinger ) — раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы вдоль берегов всей Европы, достигая Северной Америки ( Винланд ) и Северной Африки, и поднимаясь по рекам вплоть до Каспия . В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции , Дании и Норвегии , которых толкали за пределы родных стран перенаселение (после периода средневекового потепления на севере Европы) и жажда лёгкой наживы. По религии — в подавляющем большинстве язычники [ значимость факта? ] .

Причины экспансии викингов , принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговля), были многообразны. Разложение общинно-родового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением знати , для которой военная добыча служила важнейшим источником обогащения; многие рядовые общинники ( бонды ) покидали родину вследствие относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов — издревле искусных мореходов — сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю , но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море .

В других культурах

В Древнем Египте для обозначения понятия «множество варваров» (а также внешних врагов) использовался фразеологизм Девять луков .

В Армении представителей не армянского народа — народа, носящего иную культуру, с давних времён называют «хуж».

В Индии представителей иных, не индо-арийских культур называли « млеччха ».

Понятия для «чужих народов» (с коннотацией «дикости») есть и в японской культуре (см. намбандзин ). В японском молодёжном сленге для обозначения американцев особо закрепилось прозвище «бака-гайдзин» («дурной иностранец»).

Ацтеки , а вслед за ними и испанские колонизаторы собирательно называли группу разных по происхождению кочевых и полукочевых индейских народов Центральной Америки термином « чичимеки », который, возможно, был близок по смыслу понятию «варвары» .

Китай

Китайская экспедиция против « южных варваров » народа мяо (1795)

Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии , начиная с Сыма Цяня . По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди , имея черты хтонических чудовищ .

Символом разделения между цивилизацией и варварством становится Великая китайская стена , условно отделившая «цивилизованную» земледельческую культуру от кочевой. Одним из следствий этого разделения стал закрепившийся в китайской кулинарии отказ от молочных продуктов — в знак пренебрежения к скотоводству.

Отношение «цивилизованных» китайцев к «варварам» выразилось в даннической дипломатической системе и знаменитом обряде коутоу , осложнившем контакты Поднебесной с державами Нового времени (см. Русская миссия в Пекине , посольство Макартни ).

Китайский интеллектуал эпохи Тан Чэнь Ань (IX век) утверждал, что «различие между китайцем и варваром проходит в сердце» . Согласно другим мыслителям, это различие имело расовую основу. Притягательность китайской культуры выразилась в синификации киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров и других народов. Правление неавтохтонных династий (Юань, Цин и др.), во многом повлиявших на облик китайской цивилизации в её современном виде, сделало вопрос варварства в Китае сложной культурологической проблемой.

Для иностранцев европейской внешности в Китае в разные периоды истории местными жителями использовались разные обращения или понятия, но в сегодняшнем Китае чаще всего можно услышать: «Хэллоу, лаовай !» (букв. Здравствуйте, профан! ).

См. также

Примечания

  1. // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» : ОГИЗ, 1935. — Т. 1 : А — Кюрины. — 1562 стб.
  2. = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  3. Буданова В. П. / Отв. ред. А. А. Горский. — СПб. : Алетейя, 2011. — 336 с. — (Византийская библиотека. Исследования). — 1000 экз. ISBN 978-5-91419-393-2 . 30 ноября 2020 года.
  4. Ауров О. В., Журавлёва В. И., Шарова А. В. . Новый исторический вестник . www.nivestnik.ru (2001). — Журнал РГГУ. Дата обращения: 3 апреля 2019. 24 октября 2014 года.
  5. Krishna R. Veeramah, Patrick J. Geary, David Caramelli, Johannes Krause, Guido Barbujani. (англ.) // Nature Communications. — 2018-09-11. — Vol. 9 , iss. 1 . — P. 3547 . — ISSN . — doi : . 7 ноября 2018 года.
  6. / Институт истории (Академия наук СССР), Институт всеобщей истории (Российская академия наук). — Наука, 2002. — С. 4. — 532 с. 3 апреля 2019 года.
  7. Сустель, Жак . Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания = Les Aztèques à la veille de la conquête espagnole / Пер. с фр. Е. В. Колодочкиной. — М. : Молодая гвардия, 2007. — С. 13. — 287 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества). — 5000 экз. ISBN 978-5-235-03021-3 .
  8. Zvi Ben-Dor Benite. (англ.) . — Harvard University Asia Center, 2005. — P. 1—3. — ISBN 0674017749 .

Литература

  • Альфан, Луи. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. — М. : Вече, 2006.
  • Щукин М. Б. На рубеже эр. — СПб. , 1994.
  • Макаревич В. М., Соколова И. И. Энциклопедия всемирная история. — Дрофа, 2003. — ISBN 5710774316 .
  • Мюссе, Люсьен. Варварские нашествия на Западную Европу. — СПб. , 2006.
  • Ancient Europe. Encyclopedia of the Barbarian World. Vol. 1—2. / Bogucki, Peter (ed.).

Ссылки

  • . Дата обращения: 3 июля 2020. 19 декабря 2019 года.
Источник —

Same as Варвары