Interested Article - Изникская керамика

Две плитки, около 1560 г., фритюрница, окрашенная в синий, бирюзовый, красный, зелёный и чёрный цвета под прозрачной глазурью, Чикагский институт искусств ( Чикаго , США)
Блюдо с лиственным ободком, украшенное цветами и кипарисом, около 1575 г.
Эта мозаичная панель выставлена ​​в музее Метрополитен. Она восходит ко второй половине XVI века из Изника, Турция во времена Османской империи
Блюдо с тюльпанами и пионами . Изник , 1550-е или 1560-е годы
Слева: фарфоровое блюдо династии Мин с виноградным орнаментом, Цзиндэчжэнь , Китай, 1403–1424 гг.
Справа: фритто-фарфоровое блюдо с виноградным орнаментом, Изник , Турция, 1550–1570 гг.

Керамика Изника ( тур. İznik çinisi ) — вид декоративно-прикладного искусства , связанный с производством широкого спектра художественных и утилитарных керамических изделий в турецком городе Изник (преимущественно османского периода ).

История

Керамическое производство в Изнике (бывший византийский город Никея ) сложилось по крайней мере в последней четверти XV века .

Становление большого керамического центра в Изнике соответствовало, прежде всего, потребностям монументального зодчества — оформление интерьеров мечетей и дворцов быстрорастущих городов Османского государства, и, в первую очередь, Стамбула . В период наивысшего подъёма и расцвета Османского государства, его быстрого территориального расширения и соответствующего роста богатства её элиты, немногочисленные керамические мастерские Малой Азии уже не могли обеспечить возрастающий спрос на плитку . Объективными факторами развития крупного производства керамики, прежде всего, строительной, в Изнике были:

  • наличие мощной сырьевой базы (высококачественной белой глины );
  • постоянно растущий спрос на подобные изделия;
  • относительная близость к столице — главного заказчика и потребителя продукции.

В результате в мастерских Изника была разработана технология изготовления керамической продукции из мягкой силикатного формовочной массы белого или розового цвета, покрытой прозрачной бесцветной свинцово-щелочной глазурью .

Отличительной чертой этой области ремесла стало формирование и развитие искусства миниатюрной живописи на керамических изделиях, которые позволили перейти к построению панно и сюжетных произведений, украсить многочисленные мечети и дворцы. Классическим примером дворцового интерьера является комплекс Топкапы в Стамбуле, воплотивший лучшие традиции и стили художественной керамики Изника.

Строительная керамика быстро завоевала господствующее положение в керамическом производстве — по отношению к ней на государственном уровне проводилась политика протекционизма . Посуда, таким образом, рассматривалась как побочный вид изделий. Тем не менее, она предназначалась для потребления в среде высших кругов османского общества и носил элитарный характер.

Типология

Исследователь турецкой керамики А. Лейн выделяет три типологические образцы изникской керамики, связанные с её хронологическим развитием.

  1. Изник I ( «Авраам с Кютахьи», 1490—1525). Преобладает сине-белая цветовая гамма, ощутимы среднеазиатские и китайские влияния.
  2. Изник II ( «Дамаск», 1525—1525). Расширяется цветовое исполнение — добавляются оливково-зелёный, светло-розовый, пурпурный, коричневый и серый цвета. Изображения становятся крупными и мощными, содержащие розы, тюльпаны, гвоздики, гранаты, перистые листья и деревья. Широко используются арабески .
  3. Изник III ( «Родос», 1525—1700). Отличалась высоким качеством продукции, с использованием поливы и подполивьяной росписи по белой глине. Здесь интенсивно используется чёрный контур изображений, в то же время вводятся яркие мёдно-зелёный, ультрамариново-голубой и томатно-красного цвета. Часто используются изображения всех видов анималистических мотивов , фантастических существ, таких как гарпии и драконы , корабли и другие плавательные средства, а также геометрические мотивы .

Окончательно мануфактура прекратила существование в конце XVIII века . В современной Турции керамический центр Изника и его мастерской работают по тем же технологиям, что и средневековые мастера, в значительной мере насыщая туристическую отрасль турецкой экономики.

Экспорт керамики

Керамика Изника распространялась как по территории Османской империи, так и далеко за её пределами. В Египте и Северной Африке использовались изразцы Изника. Основным пунктом ввоза изникских изделий в Италию была Венеция , где оседала значительная часть импорта . Кроме того, турецкие и итальянские купцы вывозили посуду в Англию , Голландию и Германию . Большое распространение эта керамика, в основном посуда, приобрела в османских провинциях на территории современных Румынии , Болгарии и Венгрии . В Крыму , Приазовье и на Кавказе находки изникской посуды также являются частыми. Экспортировалась такая керамика и в Москву .

Образцы изникской посуды были найдены в Киеве на территории Михайловского Златоверхого монастыря и других монастырских зданий неподалеку от Печерской лавры , где она была в употреблении представителей высших слоёв духовенства .

Примечания

  1. // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X—XVIII вв. = Глазурованная керамика Средиземноморья и Причерноморья, X—XVIII вв. / Ин-т археологии им. А. Х. Халикова, Акад. наук Респ. Татарстан, Ун-т высш. антрополог. шк.; под ред.: С. Г. Бочарова [и др.]; обл.: Д. А. Топал. — Казань: Б. и. ; Кишинев: Stratum Plus: Университет «Высшая антропологическая школа», 2017 — Т. 2. Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X—XVIII вв. — С. 562—564.
  2. Чміль Л. Турецька кераміка XVI—XVIII ст. з території Михайлівського Золотоверхого монастиря // Нові дослідження пам’яток козацької доби в Україні. Часи Козацькі. — 2005. — 14. — С. 60—64.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Изникская керамика