Interested Article - Курды в Турции

Курды составляют существенную часть населения в Турции — более 23% , являясь вторым по численности народом в Турции и самым большим нацменьшинством .

Согласно этнолингвистической оценки, в Турции на курдском говорит 13,5 млн. чел. (15.8% страны), а остальные 6,6 млн. курдов почти или совсем не говорят по- курдски .

У курдов самая высокая рождаемость в стране. С момента основания Турции , несмотря на уничтожение генофонда , их число увеличилось в 10 раз и продолжает расти .

Большинство верующих курдов — мусульмане - сунниты ( шафиитский и ханафитский мазхабы ), также есть значительное количество алевитов и небольшое число езидов .

История

Современные территории Турции , а точнее районы верховья Ефрата и окрестности Ванского озера на исторических землях Древней Армении , являются областью раннего распространения курдов . В 1072 году династия Шеддадидов , представители которой имели курдское происхождение, получила от сельджуков в вассальное владение бывшее Анийское царство , образовав Анийский эмират. Таким образом с XI века на Армянском нагорье и в Закавказье начался многовековой процесс вытеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским .

По данным на 1880-е годы , в Турции проживало 1,5 миллионов курдов, говорящих на курдском языке . Издавна существовали сообщества курдских племён ( аширетов ). Это были полукочевники, земледельцы и садоводы. Были развиты кустарные ремёсла: изготовление курдских ковров, шерстяной одежды, изделий из камня, фарфора и металла .

Основатели возникшей в 1923 году при распаде Османской империи Турецкой республики стремились как можно прочнее закрепить унитарный и неделимый статус новой Турции. Был принят ряд законов и административных распоряжений, целью которых было рассеяние по Турции групп этнических меньшинств и облегчение их быстрой ассимиляции . Но эти меры вызывали обратный эффект, вызывая волнения национальных меньшинств, самым крупным из которых были и остаются курды. В 1920—1930-е годы произошли три крупных и 12 более мелких восстаний курдов. Самым крупным было произошедшее в 1925 году восстание шейха Саида . После подавления этого восстания был принят государственный «План умиротворения на Востоке», в котором, в частности, говорилось, что курды, проживающие на юго-востоке страны, «на самом деле являются турками, которые по ошибке стали считать себя курдами». Предлагалось ограничение преподавания и использования курдского языка , открытие школ и просветительских центров с обучением только на турецком языке .

По переписи 1927 года в Турции насчитывалось 2 323 359 курдов, что составляло 17.3% из общего населения страны в 13 464 564 человек .

В 1927 году в районах с преобладающим курдским населением были сформированы Генеральные инспекции, специальные административно-территориальные зоны, в которых усиливались полицейский надзор. Происходило принудительное переселением курдов с юго-востока страны к Черному морю и в западные провинции. При этом на юго-востоке расселяли турецкое население с запада и турок, покинувших Балканский полуостров и Кавказ .

В 1927 году во французском Ливане был создан курдский комитет « en » («Независимость»), ставший первой националистической организацией, созданной курдской интеллигенцией (до того борьбу курдов возглавляли их племенные вожди и крупные землевладельцы). Она играла активную роль в en , в ходе которого была провозглашена Араратская Курдская Республика . Восстание было подавлено, в октябре 1931 года Араратская республика пала, вожди восстания были приговорены к смертной казни.

Турецкие солдаты захватили курдских женщин и детей при подавлении Дерсимского восстания, 1938 год

Последним крупным восстанием курдов в 1930-е годы стало Дерсимское восстание 1937—1938 годов , которое было жестоко подавлено . В период с 1937 по 1938 год было убито 50 000 — 70 000 курдов и ещё больше понесли наказание в виде ссылок .

В 1947 году был отменен принятый в 1927 году закон о поселениях, который предусматривал переселение курдов из юго-восточных провинций на запад. Вскоре были ликвидированы Генеральные инспекции. В период 1950—1960-х годов, когда у власти в Турции находилась Демократическая партия, ситуация для курдов несколько улучшилась. Однако военный переворот в Турции в мае 1960 года вызвал ужесточение репрессий в отношении курдов, что сразу же проявилось в заключении в концентрационный лагерь 485 человек.

Боевики РПК , 2015 год

Если в 1920—1930-е годы в курдском национальном движении доминирующую роль играла религия, то к 1970-м годам она вытеснялась левой идеологией, марксизмом и даже маоизмом . В 1965 году была создана en (ДПТК), требовавшая культурно-административную автономию для курдов. В 1969 году от неё откололась радикальная группировка, выступавшая за полную независимость. В 1978 году была основана Рабочая партия Курдистана (РПК), объявившая в августе 1984 года войну властям Турции, которая продолжается и сегодня .

В связи с многолетней партизанской войной, сравнительно низким уровнем жизни и дискриминационной политикой, проводимой турецкими властями против курдов, многие курдские селения опустошились, часть их населения перебралась в крупные города, другая часть уехала в Западную Европу на правах политических беженцев . Так с карты Турции были стёрты более 3000 курдских поселений, а около 378 000 человек бежали в результате гонений и репрессий со стороны турецких властей . В частности, по данным неправительственной организации Хьюман Райтс Вотч , эвакуация курдского населения проходила незаконно и насильно. Силы безопасности окружали селения, используя вертолёты, бронетехнику и войска, уничтожали сельскохозяйственные культуры, сады, леса и скот. Поджигали дома, таким образом лишая жителей возможности взять с собой имущество и денежные средства. К тем, кто сопротивлялся депортации, применялись акты насилия и даже пытки. Происходили многочисленные внесудебные казни и исчезновения людей. Всё это продолжалось до середины 1990-х годов .

В 1999 году РПК объявила о перемирии, которое стало самым продолжительным в истории турецко-курдского противостояния. Однако игнорирование курдской проблемы турецкими властями стало поводом для заявления РПК в 2004 году о прекращении перемирия .

Курдские женщины в районе Бисмиль

В настоящее время курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей евроинтеграции Турции. Совет Европы требует соблюдения прав курдов в соответствии с европейскими стандартами .

Переломным моментом в отношении турецкой элиты к курдскому вопросу можно считать включение Турции в 1999 году в число кандидатов на членство в ЕС . Поскольку для вступления в ЕС требуется уважение прав этнических меньшинств, правительство Б. Эджевита провело ряд реформ. Из конституции были удалены ограничения на использование ранее запрещённых языков, были разрешены теле- и радиовещание на курдском языке, преподавание на курдском языке в частных школах, были официально легализованы курдские имена, была предусмотрена частичная амнистия для активистов РПК, не замешанных в преступлениях. Однако в общеобразовательных школах Турции курдский язык отсутствует даже в качестве факультативного предмета, а образование на курдском языке можно получить лишь после получения базового образования на турецком. Многие частные школы с обучением на курдском языке под разными предлогами были закрыты. Курды продолжают подвергаться преследованиям за использование родного языка, например, в ходе избирательных кампаний или даже при написании поздравительных новогодних открыток. Происходят нападения на курдов, например, за пение или беседу на курдском, курды подвергаются дискриминации на работе .

В 2004 году Еврокомиссия дала в целом позитивную оценку деятельности турецкого правительства в отношении курдского вопроса и рекомендовала начать переговоров о вступлении Турции в ЕС. Однако принятое властями Турции еще в 2003 году решение об объявлении амнистии боевикам РПК так и не было реализовано .

17 июля 2011 года союз курдских неправительственных организаций «Конгресс демократического общества» объявил о создании курдской автономии в составе Турции .

Расселение

Карта плотности курдского населения по регионам

Согласно одному из исследований, распределение и соотношение курдского населения в регионах Турции таково:

Регион Процент курдов % Численность курдов
Центрально- Восточная Анатолия 79.1% 3,707,817
Юго-Восточная Анатолия 64.1% 6,847,376
Стамбул 33.0% 5,246,876
Северо- Восточная Анатолия 32.0% 821,869
Западная Анатолия 15.2% 1,464,245
Эгейский регион 6.1% 902,001
Средиземноморский регион 4.9% 617,588
Восточная Мармара 4.9% 472,743
Центральная Анатолия 1.3% 73,005
Западная Мармара 0.9% 38,296
Западно- черноморский регион 0.3% 16,301
Восточно- черноморский регион 0.1% 3,137
Всего 23.7 % 20,211,254

Социально-экономическое положение

Юго-восточная часть Турции, где проживают курды — это наиболее экономически отсталый район Турции. Основную массу курдского населения Турции составляет крестьянство. У курдов наблюдается высокий уровень безработицы. В поисках заработка курды устремляются в крупные города Турции, а также за границу. В городах курды заняты главным образом малоквалифицированным трудом . При этом рождаемость среди курдов почти вдвое превышает средний уровень рождаемости турок. В последние годы среди курдов Турции наблюдается широкое распространение детского труда, который ранее у курдов использовался лишь в семьях. По некоторым данным, в Турции в 2004 году насчитывалось около 2,5 млн беспризорных детей-курдов, большинство из которых обитали в Диярбакыре и Стамбуле . По данным на середину 2007 года, около 360 тыс. детей в Диярбакыре в возрасте от 7 до 14 лет не посещали школу. В Диярбакыре действуют подростковые преступные группировки, занимающиеся торговлей наркотиками, угоном автомобилей, разбоями. В крупных городах, особенно в Диярбакыре, среди курдов также распространена детская проституция, в том числе и гомосексуальная. Турецкие власти понимают, что подобное развитие ситуации является наиболее сильным ударом по курдскому национально-освободительному движению, в особенности с точки зрения перспективы. То, чего на протяжении многих десятилетий не могла добиться многочисленная турецкая армия, осуществляется иными методами. Многие курдские наблюдатели заявляют, что турецкие власти именно путем вовлечения курдской молодежи в преступность уничтожают курдов как нацию. Однако, осознавая угрожающий масштаб развития детской беспризорности и преступности, которая выходит за пределы Диярбакыра и перекидывается в другие регионы Турции (на курорты Средиземноморья и Эгейского моря, а также на крупные экономические центры страны, особенно Стамбул), турецкие власти вынуждены начать заниматься этой проблемой .

После иммиграции в большие города на западе Турции межэтнические браки стали более распространенным явлением.

По оценкам исследования 2013 года, между турками и курдами заключено 2,708 млн. браков. Вдоль турецко - сирийской границы встречаются также арабо - курдские семьи .

Культура

Язык

Ку́рдский язы́к ( курд. Zimanê Kurdî , زمانێ كوردی ) — диалектным континуум , на котором говорят этнические курды .

Состоит из множества диалектов , таких как:

  1. Курманджи , или севернокурдский ( Турция , Сирия , Ирак , Иран , страны постсоветского пространства, страны Европы и США );
  2. Сорани , или центральнокурдский (восточный Ирак , Иран );
  3. Пехлевани , или южнокурдский (останы Ирана: Керманшах , Хамадан , Казвин , и Хузестан . Также встречается в Ираке );
  4. Лаки (останы Ирана: Илам , Лурестан );
  5. Зазаки ( Турция , страны Европы );
  6. Горани ( Иран , Ирак );

Курдскоязычное население главным образом сконцентрировано в Турции , Иране , Ираке и Сирии . В современной Турции использование курдского языка не поощряется, единственным государственным языком является турецкий , использование курдского языка до недавнего времени пресекалось властями . Курдская латиница была запрещена, курдам отказывали в регистрации имён, записанных курдской латиницей . Начиная с основания Турецкой Республики , даже слово « курд » в Турции было запрещено, в официальных сообщениях курдов именовали « горными турками ».

Около 75% курдов заявили, что они либо «очень хорошо», либо «хорошо» владеют своими родными языками. 55% тех, кто «очень хорошо» или «хорошо» владел своим родным языком, заявили, что их дети также владеют им. Около 75% курдов и 2% заза (58,4% для зазаки) заявили, что они говорят на курдском языке дома. На турецком языке дома говорили 22,4% и 38,3% соответственно. Турецкий (70%) был доминирующим домашним языком для алевитского населения .

В Турции есть государственный канал " ТРТ курди " который вещает на курдском языке.

Музыка

С 1925 года по 1991 год исполнение песен на курдском языке было запрещено в Турции, однако всё это время существовал чёрный рынок музыкальной продукции на курдском языке и пиратские радиостанции. Хотя сейчас в Турции нет формального запрета на исполнение музыки на курдском языке, её появление на радио или телевидении остаётся и поныне довольно редким.

Самым известным курдским певцом является Низаметтин Арич, который изначально пел на турецком языке . Он также принял участие в съёмках одного из самых первых фильмов на курдском языке " Klamek ji bo Beko " ( Песня для Беко ) в 1992 году. После чего, в ущерб своей карьере , он стал петь только на курдском языке , мотивируя тем, что не желает петь на «унизительном ему» турецком языке . Вследствие этого он был заключён в тюрьму , позже бежал в Сирию , а затем и в Германию .

Литература

Одним из первых известных поэтов , писавших на курдском языке , был ( 1425—1495 гг. ) . Первые литературные памятники курдского языка , написанные арабо-персидским алфавитом , датируются X-XI вв. Известны имена многочисленных курдских писателей и поэтов, таких как Малае Джизири ( 2-я половина XII в. ), Факие Тайран ( 1302—1375 ), Ахмаде Хани ( 1591—1652 ), Исмаил Баязеди ( 1642—1709 ), Хана Кубади (ум. 1699 ), Нали ( 1797—1855 ), Партав Бек Хакари (род. 1808 ), Курди ( 1809—1849) , Кадир Кой ( 1816—1899 ), Мир Шакар Али Динарванд ( 1825—1865 ), Абас Хан Азади ( 1858—1899 ), Абдул Бек Мисбах (ум. 1912) и многих других .

С 1970-х со стороны курдов в Турции были предприняты массовые усилия для публикации литературных работ на курдском языке . Количество произведений, написанных на курдском языке, в течение последних трёх десятилетий существенно увеличилось, особенно в Швеции и Германии — местах наибольшей концентрации курдских эмигрантов. В декабре 1990 президент Турции Т. Озал объявил легализацию курдского языка для внутреннего, и только внутреннего, использования. После того как турецкий парламент принял соответствующий закон, в феврале 1991 ряд турецких академиков выступил резко против него. Турецкое правительство разрешило издание курдских газет и журналов на том условии, что за курдоязычными СМИ велось негласное наблюдение. В 1990 годах в Турции появилось больше двухсот литературных произведений на курдском языке .

Кино

Из-за языковых ограничений, наложенных на курдский язык , в XX веке в Турции не существовало практически никаких условий для полноценного развития курдского кино. Йылмаз Гюней был самым известным курдским режиссёром, сценаристом, романистом и актёром. Он снял фильм «Надежда» ( 1970 ), в котором сыграл главную роль. Его самое известное кино — фильм « Дорога » 1982 года , который выиграл « Золотую пальмовую ветвь » на Каннском кинофестивале в 1982 году.

В 2011 году турецкий телеканал " Kanal D " начал съёмки телешоу " Ayrılık Olmasaydı: ben-u sen" , где сюжетная линия написана курдским сценаристом. В нём впервые курдские сепаратисты представлены как положительные персонажи. Трансляция шоу должна была начаться в начале 2012 года , однако по некоторым причинам его дебют всё время откладывается на неопределённое время .

Литература

  • Лазарев М. С. Курдский вопрос (1890—1917 гг.) М.: АН СССР. Ин-т востоковедения. Главная редакция восточной литературы,1972.- 442 с.

См. также

Примечания

  1. Не считая тех, кто имеет смешанное курдо - турецкое происхождение, число которых, по некоторым оценкам, более 8 млн. чел.
  2. от 20 сентября 2017 на Wayback Machine
  3. (англ.) . World Directory of Minorities and Indigenous Peoples . Дата обращения: 8 октября 2017. 9 октября 2017 года.
  4. 7.8% от населения Турции и 31.7% от численности турецких курдов.
  5. (англ.) . Joshua Project . Дата обращения: 10 октября 2017. 5 июля 2018 года.
  6. С 1,870 млн. чел. в 1914 году до 20,2 млн. чел. в 2022 году.
  7. (англ.) . ekurd.net. Дата обращения: 2 января 2017. 25 января 2017 года.
  8. (англ.) . Middle East Eye . Дата обращения: 7 апреля 2023. 10 апреля 2023 года.
  9. Yazidis. (англ.) . Yazidis.info . Дата обращения: 7 апреля 2023. 7 апреля 2023 года.
  10. В.Ф. Минорский . Курды. — 1915. — С. 3.
  11. Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. — Mazda Publishers, 2000. — С. 22.

    The entire concatenation of mountains between the principalities of Andzevatsik and Sunik appears to have been heavily, if not entirely, Median in ethnic complexion, as indeed it was Kurdish before World War I. As noted, one of its districts was called Mardastan (land of the Medes), while another was called Bun Mardastan or Mardutsayk (habitat of the Medes). Here, too, lay the towns of Marakan (Median place) and, to the north, Maravan (Mede-town). If the Medes (the Mars or Mards as the Armenian called them) were indeed ancestors, even in part, of the modern Kurds, then a case can be made for describing the ancient population of this area as proto-Kurdish.

  12. от 14 марта 2013 на Wayback Machine М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3 :

    В описаниях современников сельджукское нашествие предстаёт как бедствие для стран Закавказья. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья.

  13. Patriarchy after patriarchy: gender relations in Turkey and in the Balkans 1500—2000 , Karl Kaser, page 98, 2008. от 3 января 2014 на Wayback Machine
  14. . Дата обращения: 9 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  15. . Дата обращения: 9 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  16. Bruinessen, Martin van. Genocide in Kurdistan? The Suppression of the Dersim Rebellion in Turkey (1937-38) and the Chemical War Against the Iraqi Kurds (1988) // (исп.) / Andreopoulos, George J.. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press , 1994. — С. 141—170. 5 июня 2011 года. . Дата обращения: 8 мая 2013. Архивировано 5 июня 2011 года.
  17. David McDowall, A modern history of the Kurds , I.B.Tauris, Mayıs 2004, s.209
  18. . Today's Zaman (24 ноября 2009). Дата обращения: 8 мая 2013. Архивировано из 25 ноября 2009 года.
  19. Radu, Michael. // Orbis. — Philadelphia: Foreign Policy Research Institute, 2001. — Т. 45 , № 1 . — С. 47—63 . — doi : .
  20. . — Human Rights Watch , 2005. — Март ( т. 17 , № 2 ). — С. 3 . 6 февраля 2019 года.
  21. . Дата обращения: 9 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  22. . Дата обращения: 23 июня 2010. Архивировано из 8 ноября 2010 года.
  23. Дата обращения: 9 августа 2022. 9 августа 2022 года.
  24. . Дата обращения: 4 октября 2022. 4 октября 2022 года.
  25. . Дата обращения: 16 августа 2011. Архивировано из 14 июля 2014 года.
  26. . web.archive.org (9 декабря 2020). Дата обращения: 23 марта 2023. Архивировано 9 декабря 2020 года.
  27. (рус.) . Дата обращения: 23 марта 2023. 23 марта 2023 года.
  28. (фр.) . Institutkurde.org . Дата обращения: 23 марта 2023. 18 марта 2020 года.
  29. TÜİK 2020, İBBS-Düzey1 Nüfusu
  30. (рус.) . Дата обращения: 23 марта 2023. 23 марта 2023 года.
  31. Beverley Milton-Edwards, «Contemporary politics in the Middle East» Polity, 2006. pg 231: "They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  32. . Дата обращения: 4 октября 2022. 21 октября 2022 года.
  33. . Дата обращения: 4 октября 2022. 4 октября 2022 года.
  34. Kurdish Life in Contemporary Turkey: Migration, Gender and Ethnic Identity , Anna Grabolle Celiker, p. 160, I.B.Tauris, 2013
  35. После иммиграции в большие города на западе Турции межэтнические браки стали более распространенным явлением. По оценкам исследования 2013 года, между турками и курдами (в том числе, заза ) заключено 2 708 000 браков.
  36. Paul, Ludwig (2008). . In Yarshater, Ehsan (ed.). Encyclopædia Iranica . London and New York: Routledge. из оригинала 4 декабря 2011 . Дата обращения: 28 августа 2013 . . Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  37. Курды // Расы и народы: Иллюстрированная энциклопедия «Руссика» / Научн.ред. д.ф.н., к.и.н. Минц Л. М. — М.: ОлмаМедиаГрупп, 2007. С. 276
  38. Yeğen, Mesut. . — 2015. — 36-52 с. 24 июня 2021 года.
  39. . Creative Work Fund (2 октября 2005). Дата обращения: 23 августа 2008. Архивировано из 5 февраля 2009 года.
  40. . Дата обращения: 8 мая 2013. Архивировано из 7 октября 2008 года.
  41. . Дата обращения: 8 мая 2013. 21 июля 2015 года.
  42. . Дата обращения: 12 марта 2010. Архивировано из 7 ноября 2007 года.
  43. . Дата обращения: 12 марта 2010. Архивировано из 7 ноября 2007 года.
  44. Krajeski, Jenna . The Caravan. Дата обращения: 4 апреля 2012. Архивировано из 11 апреля 2012 года.
Источник —

Same as Курды в Турции