Interested Article - Сионизм в СССР

Сионизм в СССР — движение советских евреев, связанное с созданием еврейского государства в Палестине и эмиграцией в него .

Отношение советских властей к сионизму с течением времени менялось, но в целом всегда оставалось негативным: сионистская деятельность преследовалась властями, начиная с 1920-х и вплоть до перестройки . В « Краткой еврейской энциклопедии » отмечается, что термин «сионизм» приобрёл в СССР «не столько реальный историко-политический смысл, сколько расширительный и во многом мифологический». В теории сионистами считались носители шовинистической и расистской идеологии, на практике термин употреблялся в отношении любого неугодного еврея, не имеющего никакого отношения к сионизму . Советские критики сионизма заявляли, что он изначально « был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить господство буржуазии над трудящимися » . Наиболее активную антисионистскую пропаганду вели советские организации, членами которых были в основном евреи: в частности, Еврейская секция РКП(б) и Антисионистский комитет советской общественности .

В Советской России и СССР в 1919—1989 годы преподавание иврита (за исключением изучения на кафедрах востоковедения ) было запрещено . Выезд евреев на постоянное место жительства в Израиль был крайне затруднён. Сионисты массово подвергались преследованиям и репрессиям .

Изначально положительное отношение к Израилю со стороны СССР (начиная с осени 1948 и по 1953 годы) резко ухудшилось и сменилось на враждебное, в 1967 году дипломатические отношения были разорваны. С 1956 года СССР оказывал активную помощь враждебным Израилю арабским странам и террористическим движениям и вёл антиизраильскую пропаганду на международной арене.

Помощь советским евреям, желающим эмигрировать из СССР, оказывали израильские и американские организации.

История

Сионистские организации в Российской Республике и Советской России

Юлий Бруцкус — один из лидеров российских сионистов, депутат Учредительного собрания

Сионистские организации и пропаганда идей сионизма были запрещены в Российской империи специальным секретным циркуляром министра внутренних дел Плеве в 1903 году .

Февральская революция , отмена ограничений для евреев и легализация деятельности сионистских организаций в России привели к росту их количества и числа их сторонников. В мае 1917 года в Петрограде состоялся Общероссийский съезд сионистов. На него съехалось 552 делегата от 700 местных организаций, объединявших 140 тысяч активных членов сионистских организаций, плативших членские взносы. К сентябрю 1917 года их насчитывалось более 300 тысяч , а число организаций превысило 1200, несмотря на то, что существенная часть населённой евреями российской территории находилась под немецкой оккупацией. В это время в России издавалось 39 сионистских газет и журналов на идише , 10 на иврите и 3 на русском языке. Культурно-просветительное общество « Тарбут » имело 250 школ и других учреждений на иврите .

Хотя 9 ноября 1917 года центральный комитет Российской сионистской организации (ЦК РСО) осудил « большевистский переворот » и призвал к поддержке потенциальных преемников Временного правительства , в основном сионисты старались избегать конфликтов с властями. С учётом публикации в те же дни декларации Бальфура , вызвавшей небывалый эмоциональный подъём в еврейской среде, ЦК РСО объявил о нейтралитете во внутрироссийской политике и поставил главной задачей пропаганду массовой иммиграции евреев в Палестину . В Одессе более 100 тыс. человек прошлись по улицам под сине-белыми флагами с лозунгом «Свобода в России, земля и свобода в Эрец-Исраэль » .

На 1-м Съезде еврейских общин 30 июня — 4 июля 1918 года в Москве было избрано Центральное бюро еврейских общин, в составе которого из 40 человек было 16 представителей сионистских организаций. Однако большевики в лице Еврейского комиссариата Наркомнаца блокировали деятельность бюро и конфисковали все общинные средства и имущество путём передачи еврейским комиссариатам на местах . В дальнейшем противодействие сионистской деятельности осуществлялось по инициативе созданной в рамках РКП(б) Еврейской секции . В разработанных её руководством тезисах «О сионизме» утверждалось, что сионистское движение представляет собой «исключительно вспомогательную организацию империализма, вдохновлённую англо-американской еврейской плутократией» .

В 1919 году было запрещено преподавание иврита , изъяты книги, закрыты издательства и издания на этом языке, ВЧК на несколько недель арестовала руководителей сионистского движения в России .

Официально 21 июля 1919 года Президиум ВЦИК по жалобе «представителей Сионистской партии Бруцкуса , Гепштейна и Идельсона о стеснениях её организаций на местах» по предложению Михаила Калинина разъяснил руководству Сионистской организации, что, поскольку она ранее «не объявлялась контрреволюционной, то нет и оснований для принятия специального акта о её юридической легализации, а потому советские органы не будут чинить препятствий культурно-воспитательной деятельности сионистов» . Ряд наркоматов в рамках разъяснения ВЦИК издал собственные распоряжения в духе ограничения произвола. Однако такой подход вызывал резкие возражения со стороны Евсекции. В итоге ЦК РКП(б) решил использовать «в качестве оптимальной тактику негласной борьбы с Сионистской организацией России путём тайных арестов её предводителей, административных репрессий и финансового давления» .

Тем не менее сионистские организации продолжали действовать. В годы гражданской войны под руководством Иосифа Трумпельдора была начата организация групп Гехалуц , в рамках которых молодёжь готовилась к эмиграции в Палестину. Гехалуц создавал для такой подготовки производственные и сельскохозяйственные кооперативы. Весной 1919 года в сотнях населённых пунктов была проведена так называемая палестинская неделя . 20 апреля 1920 года в Москве открылась конференция сионистов, в которой приняло участие около 100 делегатов. На третий день после начала работы все они за исключением Якова Мазе и Элиэзера Чериковера были арестованы . В числе арестованных делегатов был один из лидеров российских сионистов, депутат Учредительного собрания от Минского округа по еврейскому списку Юлий Бруцкус . Не помогло даже прямое обращение А. М. Горького к Ленину на личной встрече. Ленин дал понять, что к сионизму он относится крайне отрицательно .

Тысячи участников движения подверглись репрессиям. В дальнейшем почти все руководители движения были вынуждены уехать из страны . 21 июля 1921 года в Палестину эмигрировали 12 крупнейших ивритоязычных литераторов России во главе с Хаимом Бяликом .

Репрессии против сионистов в сталинском СССР

До Второй мировой войны

Положение сионистов в СССР в первой половине 1920-х годов определялось конкуренцией между двумя коалициями внутри действующей власти. Поборником наиболее жёсткого курса выступала Евсекция и ряд представителей органов безопасности, трактующие сионистские организации как угрозу советскому государству и требующие их полной и незамедлительной ликвидации. Их оппонентами выступала группа большевистских лидеров, чьи интересы способствовали сочувственному отношению к стремлению сионистов обрести легальный статус. В эту группу входили Лев Каменев , Феликс Дзержинский , Николай Крестинский и некоторые другие высокопоставленные советские функционеры .

К 1923 году в Советском Союзе оставались лишь две разрешённые сионистские организации: Еврейская коммунистическая рабочая партия Поалей Цион и так называемое «легальное крыло» Гехалуца, которое декларировало коммунистическую идеологию и сотрудничало с властями. Сионистская социалистическая партия, созданная в 1920 году, действовала на полулегальном основании, остальные перешли в подполье . По приказу советских властей были закрыты все сионистские газеты . Существенную силу представляли сионистские молодёжные организации — и Ха-шомер ха-цаир . Авторитет сионистов был настолько велик, что украинское ОГПУ констатировало, что государство фактически ведёт борьбу не с частью, а со всей массой еврейского населения .

Подпольное «Центральное сионистское бюро» во главе с Элиэзером Чериковером, созданное в 1920 году в Москве, выпускало машинописный информационный листок, обеспечивало получение в британском посольстве въездных виз в Палестину , помогало будущим репатриантам, координировало работу учебных центров «нелегального» Гехалуца, которые работали под видом единоличных крестьянских хозяйств .

Давид Шор в 1920-е добился замены тюремного заключения на высылку для тысяч сионистов

В 1924 году около 3000 активных сионистов было арестовано . Благодаря связям в советском руководстве одного из сионистских лидеров Давида Шора , ему удалось с помощью Льва Каменева заменить тюрьму и лагеря для большинства арестованных высылкой за границу без права возвращения и лишением советского гражданства . После массовых высылок к марту 1925 года по данным ОГПУ в тюрьмах находились 34 сиониста, во внутренней ссылке — 132, в концлагерях − 15, готовились к высылке — 152 .

Ивритоязычный театр Габима существовал до 1926 года . В 1926 году усилилось давление властей на легальный Гехалуц: в марте штаб-квартира организации в Москве подверглась обыску, а в июле были арестованы руководители во главе с .

В 1928 году были запрещены последние легальные сионистские организации. Имущество Гехалуца власти передали Обществу по распространению среди евреев ремесленного и земледельческого труда (ОРТ) . Отдельные подпольные сионистские группы существовали до 1934 года, а эмиграция в Палестину продолжалась до 1936 . По неполным данным, между 1919 и 1939 годами из СССР эмигрировали всего около 70 тысяч евреев, из них 34 тысячи прибыли в Палестину .

В период Второй мировой войны и до 1953 года

После начала Второй мировой войны и присоединения к СССР Западной Белоруссии , Западной Украины , Бессарабии и Прибалтики существовавшие там легальные сионистские организации были запрещены. Детские сады и школы с преподаванием на иврите, печатные издания и библиотеки ивритоязычной литературы были сразу закрыты. Любая деятельность, направленная на эмиграцию в Палестину, была приравнена к контрреволюционной. Сионисты ушли в подполье. Основная деятельность подполья сводилась к пропаганде ивритоязычной культуры. Хотя в материалах советских органов безопасности содержатся обвинения в адрес сионистов в подрывной и даже диверсионной деятельности, они избегали участия в антисоветских заговорах. Было несколько попыток объединения, но этому мешали идеологические противоречия между левыми и правыми сионистами. Однако в течение 1940 года удалось объединить левые структуры Ха-шомер ха-цаир в Литве, Западной Белоруссии и на Западной Украине, а также в Бессарабии и в Северной Буковине, а к весне 1941 года фактически произошло слияние «Херут» (Литва) и «Дрор» (Западная Украина) под руководством Мордехая Тененбаума .

В 1940—1941 годы многие лидеры и активисты были арестованы, депортированы на восток или отправлены в лагеря. Так, в Латвии в августе 1940 года были арестованы руководители латвийского «Бейтара» Давид Варгафтик, Беньямин Цукерман и другие сионистские активисты . Многие сионисты погибли в период сталинских репрессий .

Попытки наладить эмиграцию уцелевших в Холокосте евреев в 1944—1946 годах были предприняты в освобождённых от нацистской оккупации западных областях СССР эмиссарами организации Бриха . Им удалось организовать выезд в Палестину через Польшу и Румынию нескольких тысяч человек. В 1946 году организаторы операции были арестованы органами госбезопасности и приговорены к длительным срокам заключения, среди них были погибшие в советских лагерях и .

Провозглашение Израиля вызвало массовую положительную реакцию советских евреев. Приехавшую в СССР в качестве посла Голду Меир встречали у Московской хоральной синагоги тысячи человек. Участники войны обращались с просьбой разрешить им отправиться добровольцами для защиты Израиля, многие пытались собирать деньги для помощи новому государству. Однако 21 сентября 1948 года писатель Илья Эренбург опубликовал по указанию властей в газете «Правда» статью, в которой сообщил, что Израиль — убежище для евреев из капиталистических стран, а советских евреев это не касается .

В конце 1944 года в Жмеринке была создана подпольная молодёжная сионистская группа «Эйникайт» («Единство»), которую основали подростки , Владимир Керцман, Михаил Спивак и Александр Ходорковский. Они изготавливали рукописные листовки на идиш и русском языке, распространяли их в Жмеринке, Виннице и Киеве . В 1949 году все члены группы были арестованы и приговорены к заключению от 8 до 25 лет лагерей. В 1948—1949 годах были арестованы и отправлены в лагеря участники «антисоветской националистической группы» — ивритозычные писатели и поэты , , Григорий Прейгерзон и знаток иврита Меир Баазов. В Москве студенты , и Роман Брахтман строили планы бегства из СССР в Израиль, были арестованы и приговорены к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Таких дел в период 1948—1953 годов было множество .

Обвинения в сионизме выдвигались в период антиеврейских репрессий 1948—1953 годов — кампании по борьбе с космополитизмом , « дела ЕАК » и « дела врачей » .

Послесталинский период

Борис Подольский — активист еврейского национального движения и узник Сиона

После смерти Сталина во второй половине 1950-х годов в СССР активизировался процесс возрождения еврейского национального самосознания. После 1956 года были освобождены из тюрем и лагерей многие жертвы репрессий, в том числе и старые сионисты. Появилась теоретическая возможность встретиться с представителями посольства Израиля и слушать израильское радио. На этой основе стали возникать первые сионистские кружки. Чаще всего они формировались вокруг одной или нескольких семей. Такие группы возникли в Москве, Ленинграде , Киеве , Львове , Одессе , Виннице , Ташкенте и других городах. Синайская кампания 1956 года и Международный фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1957 году стали катализаторами интереса к Израилю со стороны еврейской молодёжи в СССР, хотя власти предпринимали меры для предотвращения встреч советских евреев с израильтянами . Появился первый, хотя и нерегулярный еврейский самиздат .

Ещё за несколько месяцев до открытия фестиваля прошел ряд антисионистских процессов. 31 мая 1957 года в Челябинске инженера С. Ф. Левина приговорили к 5 годам лишения свободы за то, что он обвинил Маленкова в «раздувании шовинизма и антисемитизма» а также от имени «советских патриотов» направил в ЦК КПСС протест против «позорной и варварской системы глушения иностранных радиостанций ». 23 июля того же года в Киеве судили группу из 4 пожилых тайных сионистов — Баруха Вайсмана , Марека Дразнина, Гирша Ременика и Якова Фридмана, получивших в 1955 году от представителя израильского посольства нелегальную литературу. Лидера группы 70-летнего Баруха Вайсмана приговорили 5 годам колонии, но выпустили в 1960-м. Стремление сионистов из израильской делегации на фестивале встретиться с советскими евреями и попытки властей ограничить такие встречи закончились высылкой из СССР 8 сентября 1957 года сотрудника « Натива » Элиягу Хазана, работавшего в Москве под дипломатическим прикрытием .

В Москве в 1958 году семью Подольских, Тину Бродецкую с отчимом Евсеем Добровским и 82-летнего учителя иврита Григория Зильбермана, распространявших литературу из израильского посольства, арестовали и осудили за антисоветскую агитацию и пропаганду . В том же году за контакты с израильской делегацией на фестивале и распространение материалов об Израиле был арестован москвич Давид Хавкин , в Днепропетровске — Иосиф Камень, в Минске — Анатолий Рубин . В 1960 году в Ленинграде за встречи с работниками израильского посольства и получение от них литературы по изучению иврита и о жизни в Израиле, был арестован и осужден за антисоветскую деятельность Натан Цырульников. Всего около 100 членов таких групп было арестовано, часть потом были освобождены .

С 1954 года начались первые, буквально единичные разрешения на эмиграцию в Израиль: 53 человека в 1954 году, 106 — в 1955 и 753 — в 1956. В основном уезжали пожилые люди под предлогом «объединения семей». Советские власти активно противодействовали эмиграции советских граждан вообще и евреев в частности. Большинству желающих эмигрировать власти отказывали в разрешении, некоторым неоднократно в течение многих лет. Тогда же появился термин « отказник » . После получения «отказа» многие теряли квалифицированную работу (инженеры, врачи и т. д.) и были вынуждены в течение длительного времени работать дворниками, истопниками и т. п. Многие активисты, боровшиеся за выезд из СССР, подвергались преследованиям, некоторые были арестованы. Лица, подвергавшиеся заключению за сионистскую деятельность, получили название « узники Сиона » .

Геннадий Костырченко считает, что главными факторами способствовавшими пробуждению еврейского самосознания в СССР были «либерализация режима власти, а также снижение его репрессивности и ослабление изолированности страны от остального мира», а также продолжение антисемитской политики властей и кризис доверия к официальной идеологии . Он также отмечает, что репрессии к членам узких почти семейных кружков привели к распространению сионистских идей среди евреев-заключенных, которые в дальнейшем также стали активистами зарождающегося сионистского движения . Распространению сионистских идей способствовала культурная деятельность: организация ряда любительских театральных коллективов и ансамблей, выступавших на идиш. В отличие от периода 1953—1956 годов, семейные связи уже не играли в конце 1950-х — начале 1960-х годов столь важной роли. Выросло значение еврейского самиздата .

После Шестидневной войны

После победы Израиля в Шестидневной войне в СССР резко активизировалась антиизраильская и антисемитская пропаганда, усилились антисемитские настроения в обществе. У советских евреев под влиянием этих событий пробуждалось национальное самосознание, многие пришли к выводу о необходимости эмиграции . Сионистскому ренессансу в СССР также способствовал кризис, ставший следствием массового разочарования людей и в первую очередь молодёжи в официальной идеологии . В общественном сознании распространялись идеи, основанные на западном либерализме и этнонационализме (как среди русских , так и среди нацменьшинств). В рамках этого процесса у еврейской молодежи появился запрос на изучение иудаизма и сионистские взгляды .

В 1969 году были предприняты попытки создания всесоюзной сионистской организации . Хотя большинство участников еврейского национального движения периода 1967—1985 гг. не называли себя сионистами, по мнению редакции Краткой еврейской энциклопедии , их деятельность объективно носила сионистский характер .

10 июня 1968 года Юрий Андропов и Андрей Громыко направили предложение в ЦК КПСС возобновить еврейскую эмиграцию в пределах 1500 человек в год — это предложение было принято .

11 июня 1967 года в день разрыва советско-израильских отношений московский студент Яков Казаков публично отказался от советского гражданства и потребовал предоставления ему возможности выехать в Израиль. В обращении к депутатам Верховного Совета СССР он написал :

Я не желаю быть гражданином страны, где евреи подвергаются насильственной ассимиляции, где мой народ лишается своего национального лица и своих культурных ценностей… Я не желаю жить в стране, правительство которой пролило столько еврейской крови… Я не желаю вместе с вами быть соучастником уничтожения государства Израиль…

Письмо Казакова было переправлено на Запад и опубликовано в американских газетах. Заявление Казакова стало первым открытым вызовом такого рода. В начале 1969 года ему выдали визу в Израиль . В Киеве бывший воспитанник детского дома Борис Кочубиевский написал и распространил в самиздате статью «Почему я сионист?», в декабре 1968 года был арестован и осуждён на 3 года лагерей.

В конце 1960-х евреи начали публично требовать предоставления им права на эмиграцию , предусмотренного Всеобщей декларацией прав человека . С 1968 по 1978 год советские евреи отправили более 2300 коллективных и личных писем, обращённых к советским властям и западной общественности . Йоси Кляйн Галеви отмечает, что принципиально разная реакция властей на действия Казакова и Кочубиевского продолжилась и впоследствии: еврей, требующий выезда в Израиль, никогда заранее не знал, где он окажется в итоге — в Израиле или в тюрьме .

16—17 августа 1969 года в Москве был создан подпольный «Всесоюзный координационный комитет» для содействия и координации деятельности отдельных сионистских групп. В первый состав ВКК вошли представители Москвы (Меир Гельфонд, Виталий Свечинский и Давид Хавкин ), Ленинграда ( Владимир Могилевер и ), Риги ( и ), Харькова (Ефим Спиваковский), Киева (Анатолий Геренрот) и Тбилиси (Гершон Цицуашвили). Была развёрнута широкая сеть подпольных ульпанов — центров по изучению иврита .

Операция «Свадьба»

Эдуард Кузнецов — один из инициаторов и участников операции «Свадьба»

В начале 1970 года член ленинградской сионистской организации Гилель Бутман предложил осуществить захват небольшого пассажирского самолёта, чтобы улететь в Швецию и привлечь внимание всего мира к положению советских евреев. Идея принадлежала бывшему боевому лётчику . Большинство членов комитета сочло идею нереальной и опасной для всего движения, категорическое возражение было получено после запроса мнения правительства Израиля. Однако несколько человек во главе с бывшим политзаключённым Эдуардом Кузнецовым и Марком Дымшицем решили операцию осуществить. В число участников вошло 16 человек. Планировалось выкупить все места на небольшом местном самолёте под предлогом летящих на свадьбу гостей, операцию назвали «Свадьба». Власти узнали о планах группы, участники были захвачены 15 июня 1970 года перед посадкой в самолёт на лётном поле в городе Приозерске .

В декабре 1970 года состоялся суд. Подсудимым были предъявлены обвинения в измене Родине (попытке побега с незаконным пересечением государственной границы), попытке хищения в особо крупных размерах (угон самолёта) и антисоветской агитации. В результате организаторы Дымшиц и Кузнецов были приговорены к смертной казни (расстрелу), остальные — к тюремному заключению сроком от 4 до 15 лет. После волны зарубежных протестов смертная казнь была заменена 15 годами заключения, некоторым осуждённым были снижены сроки . Впоследствии Дымшиц и Кузнецов были обменены на задержанных в США советских разведчиков.

Активизация 1970-х, «политики» и «культурники»

В начале 1971 года прошёл ряд процессов на участниками подпольных сионистских организаций, связанных с ленинградским делом. Однако расчёт властей на снижение интенсивности сионистского движения не оправдался, напротив, противостояние перешло в открытые формы .

22 июня 1971 года состоялась первая трёхдневная голодовка на Центральном телеграфе в Москве 30 отказников из Прибалтики . Через месяц там же провели голодовку 44 отказника из Тбилиси , а затем и москвичи. В августе 1971 года 300 евреев-отказников пришли в ЦК Компартии Грузии, часть прорвалась внутрь и добилась обещания министра внутренних дел Грузии выдавать разрешения на выезд .

В этот период появился первый регулярный еврейский самиздат . Первым сионистским изданием стал информационный бюллетень еврейского движения за выезд в Израиль «Исход», его создателем и редактором был этнический русский — моряк, уроженец Харбина Виктор Федосеев. Затем появился «Вестник исхода», а в 1972 году вышли два выпуска «Белой книги исхода» . В 1970 году под эгидой ВКК в Риге вышло 3 номера самиздатовского журнала «Итон», который редактировали Карл Малкин, и Иосиф Менделевич . Третий номер был конфискован, и выход «Итона» прекратился . В 1970-е пришло новое поколение самиздатовских редакторов: основным языком вместо идиша стал русский, а в тематике доминировала борьба за выезд из СССР. Были и региональные отличия: в Риге названия журналов были в основном на иврите, в Москве — на русском .

Резко усилилось давление с Запада на СССР в поддержку права евреев на эмиграцию. Советские власти, нуждавшиеся в поставках западных технологий, увеличили число разрешений на выезд. В 1971 году эмигрировали 12,9 тыс. евреев, в 1972 — 31,9 тыс. Всего за период 1945—1972 годов из СССР в Израиль эмигрировало 42 234 человека .

В 1972 году советские власти предприняли попытку ввести для эмигрантов оплату за полученное в СССР высшее образование, которая составляла несколько тысяч рублей с каждого человека, что было абсолютно неподъёмной суммой. Из-за международного скандала и давления эта мера, фактически запрещающая выезд, была отменена с марта 1973 года . Преследование активистов еврейского движения продолжилось, но с 1973 года им стали предъявлять обвинения по другим статьям, чаще всего по сфабрикованным уголовным обвинениям: за хулиганство , за взятки , за сопротивление властям и т. п. 24 декабря 1975 года состоялась первая демонстрация в защиту узников Сиона. Ряд акций протеста прошёл в 1976 году, когда отказники прорывались в Приёмную Президиума Верховного Совета и отказывались его покидать без ответа на свои обращения. Наиболее сильный всплеск еврейских демонстраций пришёлся на 1978 год. Власти отвечали арестами, превентивными задержаниями, блокировали активистов в квартирах, не давая выходить на улицу .

В секретной аналитической записке «о характере и причинах негативных проявлений среди учащейся и студенческой молодёжи» 3 декабря 1976 года начальник Пятого управления КГБ генерал Филипп Бобков писал :

Проявления, совершённые представителями еврейской молодёжи под влиянием идеологии сионизма и произраильских настроений, разнохарактерны. Они выражаются в распространении содержания радиопередач « Голоса Израиля », других буржуазных радиостанций, а также сионистской литературы, инспирации антиобщественных акций, возбуждении антисоветских и эмиграционных настроений, установлении контактов с эмиссарами зарубежных центров. Молодёжь еврейской национальности составляет значительную часть т. н. «ульпанов», где под видом изучения иврита ведётся пропаганда сионистских и произраильских настроений

К середине 1970-х годов в еврейском движении оформились два идеологических крыла: так называемые «политики» (или «эмиграционщики») и «культурники». «Политики» полагали, что все усилия следует направлять на скорейшую эмиграцию из СССР. «Культурники», не отрицая эмиграцию как цель, ставили во главу угла пробуждение и развитие еврейской культуры . «Политики» ставили во главу угла право евреев на эмиграцию как таковое, «культурники» настаивали, что эмиграция может быть только в Израиль, любые другие варианты еврейской эмиграции, по их мнению, не следовало поддерживать .

Лидерами первой группы были Александр Лернер , Александр Лунц и Владимир Слепак , а второй — Владимир Престин, Павел Абрамович и Илья Эссас . Как полагает Натан Щаранский , «деление активистов на „культурников“ и „политиков“ было весьма условным. И те, и другие активно участвовали и в борьбе за выезд, и в борьбе за возрождение еврейской культуры» . Аналогичного мнения придерживается Людмила Алексеева . Известен один крупный конфликт между «политиками» и «культурниками» в конце 1974 — начале 1975 года, связанный с попыткой Лунца провести переговоры с КГБ о выпуске отказников, о которых «культурники» не были поставлены в известность . Противоречия достигли апогея в конце июня 1975 года, когда в Москву приехала группа сенаторов во главе с бывшим вице-президентом США Хьюбертом Хамфри . Перед назначенной встречей с еврейскими активистами «культурники» потребовали организовать для них отдельную встречу .

Одним из важных направлений деятельности «культурников» был выпуск самиздата. В конце 1970-х в еврейском самиздате преобладали историко-культурные издания: «Евреи в СССР», «Тарбут», «Наш иврит», «Хаим», «Магид» .

«Нэшира» и усиление репрессий в начале 1980-х

Эмиграция была сокращена после принятия в США антисоветской поправки Джексона — Вэника , затем в очередной раз выросла в 1977—1979 годах и достигла максимума в 51 000 в 1979 году . Однако существенная часть эмигрантов, получивших израильские визы, после пересечения советской границы направлялась в США, а не в Израиль, поскольку могла получить в США статус беженца, дающий существенные льготы по сравнению с обычной иммиграцией. Яков Казаков (он же Яков Кедми ), ставший после эмиграции руководителем отдела СССР в израильской спецслужбе « Натив », отмечал, что сионистская мотивация была лишь у незначительной части эмигрантов этого периода. Согласно статистике, из выехавшей по израильской визе из СССР в период 1970—1988 годов 291 тысячи человек 165 тысяч прибыли в Израиль и 126 тысяч — в США . Так называемый «отсев» эмигрантов в США вместо Израиля (на иврите «нэшира») вырос с менее 1 % в 1971 и 1972 годах до 4,28 % в 1973 году, 18,09 % в 1974 году, 35,88 % в 1975 году и 47,33 % в 1976 году .

В конце 1970-х — начале 1980-х годов по ряду внешних причин СССР взял курс на резкое ужесточение внутренней политики по отношению к инакомыслящим . Начался новый виток преследований с показательными процессами над такими сионистскими активистами, как Натан Щаранский , Иосиф Бегун , Владимир Слепак , и другими . Кроме этого, власти с 1979 года постепенно ввели запрет на выезд, кроме как по вызовам от прямых родственников, в иных случаях заявления просто не принимались. Таким образом, формальное число отказников не росло, хотя реально многие люди лишились возможности эмиграции . Было усилено и противодействие развитию еврейской культуры, из всех видов деятельности «культурников» осталось только изучение иврита, регулярный самиздат был прекращён, последний редактор журнала «Евреи в СССР» Виктор Браиловский был осуждён на 5 лет ссылки . Сократилось число публичных акций протеста, чаще вместо демонстраций протестующие объявляли голодовки .

В рамках общего усиления репрессий многократно выросло число кратковременных арестов. Вырос также масштаб уголовных приговоров, на первое место по их числу в 1979—1983 годах среди городов вышел Киев : 10 отказников получили лагерные сроки. В основном дела фабриковались по статьям о «тунеядстве» и «хулиганстве», однако Станислав Зубко был осужден на 4 года заключения за хранение оружия и наркотиков, которые были подброшены ему в квартиру. Ряд репрессированных были осуждены по политическим статьям за «антисоветскую агитацию» и «клевету на советский строй» .

К середине 1980-х положение сионистов было очень тяжёлым: подпольные организации были разгромлены, активисты отправлены в тюрьмы и лагеря, а от 5 до 50 тысяч (по разным оценкам) отказников не могли выехать в Израиль, поскольку число разрешений на выезд сократилось до 1—2 тысяч в год. Из регулярного самиздата остался только «Ленинградский еврейский альманах» . В особо трудной ситуации оказались научные работники: среди отказников было около 500 кандидатов и 40 докторов наук, которых не выпускали из страны и одновременно лишали работы и научных званий . В этот период произошло сближение между национальным еврейским и правозащитным движениями в СССР .

В период перестройки и распада СССР

С приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением правительства США (и лично президента Рейгана ) были облегчены правила на эмиграцию из СССР .

28 августа 1986 года было принято Постановление Совета Министров СССР № 1064 «О внесении дополнений в „Положение о въезде в Союз ССР и о выезде из Союза ССР“». Согласно «Положению» эмиграция разрешалась лишь при наличии прямых родственников в стране выезда. Кроме того, выезд мог быть запрещён в случае осведомлённости человека о государственных секретах и в ряде иных ситуаций. В 1987 году по израильским визам из СССР выехало более 8100 человек. Было освобождено из заключения подавляющее большинство узников Сиона .

Все ограничения на эмиграцию были сняты в феврале 1988 года. С этого времени началась массовая репатриация из СССР в Израиль и прекращена официальная антисионистская пропаганда . К концу 1989 года эмигрировали практически все долголетние отказники . Большую роль сыграл тот факт, что с октября 1989 года в США был ограничен приём еврейских беженцев из СССР. Немало росту репатриации способствовало и проявление антисемитизма . Организация « Память » проводила в 1987—1990 годы многочисленные акции против так называемого жидо-масонского заговора . Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах .

В августе 1989 года в Москве Львом Городецким была создана «Сионистская организация» ( ивр. אירגון ציוני ‎, « Иргун Циони »). Организация занималась главным образом изучением иврита. Была открыта воскресная школа для детей (преподавались иврит и еврейская история), издавалась учебная литература, а также велась пропаганда, направленная на репатриацию советских евреев в Израиль .

Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к высокому уровню репатриации. В 1989 1991 годы в Израиль прибыло более 343 тыс. репатриантов из СССР . Всего за период «Большой алии» в Израиль прибыло более миллиона евреев из СССР и СНГ.

СССР и Израиль

Отношения СССР с Израилем определялись тремя факторами: борьбой между великими державами за влияние на Ближнем Востоке , стремлением советского руководства к созданию всемирного «антиимпериалистического фронта» и наличием в СССР еврейского национального меньшинства .

В отличие от преследования сионистской деятельности в СССР в период сталинизма , в ходе создания государства Израиль Советский Союз оказал активное содействие этому процессу, стремясь подорвать позиции Великобритании на Ближнем Востоке . Существуют разные точки зрения о причинах поддержки палестинских сионистов Сталиным. Так, доктор исторических наук Дмитрий Мосяков полагает, что в СССР надеялись, что еврейское государство, возглавляемое выходцами из российского Бунда , станет очагом социализма на Ближнем Востоке, подконтрольным Москве, в противовес арабским режимам, ориентированным на Запад . Аналогичная точка зрения изложена в Краткой еврейской энциклопедии . Жорес Медведев считает, что Сталин не рассчитывал на присоединение Израиля к советскому блоку, а, напротив, полагал, что его создание приведёт к повороту арабских стран от ориентации на США и Великобританию в сторону СССР .

В 1947 году СССР участвовал в подготовке резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН . Советский представитель А. А. Громыко на пленарном заседании 26 ноября решительно высказался за « вариант раздела Палестины на два самостоятельных демократических государства — арабское и еврейское » . В результате 29 ноября 1947 года в ООН был принят план раздела Палестины . Поддержка плана ООН со стороны СССР стала большой неожиданностью как для евреев, так и для арабов

17 мая 1948 года (через три дня после провозглашения) Советский Союз, первым среди всех стран мира, признал государство Израиль де-юре . США, несмотря на сильное еврейское лобби , тогда признали Израиль лишь де-факто (де-юре — в январе 1949 года). Первый министр иностранных дел Израиля Моше Шарет в первой официальной телеграмме Израиля в СССР выражал «глубокую признательность и уважение народа Израиля за стойкую позицию, занятую советской делегацией в ООН в поддержку образования независимого и суверенного еврейского государства» .

Во время Войны за независимость Израиля с арабскими странами СССР, при посредничестве Чехословакии , оказал Израилю помощь . Немецкий исследователь Леонид Люкс отмечал две противоположные линии в поведении советского руководства в этот период: на Ближнем Востоке оно поддерживало евреев против Великобритании, а внутри страны проводило антисемитскую политику .

Начиная с осени 1948 года и по 1953 год отношение СССР к Израилю резко ухудшилось и сменилось на крайне враждебное . В 1967 году дипломатические отношения были разорваны. С 1956 года СССР оказывал активную помощь враждебным Израилю арабским странам и террористическим движениям и вёл антиизраильскую пропаганду на международной арене . На территории СССР проходили подготовку палестинские боевики, участвующих в террористических актах против израильтян, террористы получали из СССР оружие и другие ресурсы . Советские военные принимали прямое участие в вооружённых столкновениях с Израилем на стороне арабских стран, в частности в Сирии и Египте .

Антисионизм как часть коммунистической идеологии

Михаил Агапов отмечает, что отношению к сионизму и его палестинской реализации было сформировано у российской социал-демократии ещё в дореволюционный период. Эта позиция определялась как марксистской теорией , так и практикой отношений РСДРП с Бундом и продвижения мировой революции . Теоретико-идеологической основой враждебности к сионизму как к националистическому движению послужили труды Карла Каутского .

Ленин видел в сионизме одно из проявлений «буржуазного или мелкобуржуазного национализма, противостоящего пролетарскому интернационализму и проповедующего классовый мир между рабочими и капиталистами одной национальности». Сионизм расценивался им как совершенно ложная и реакционная по своей сущности идея. В статье «Мобилизация реакционных сил и наши задачи» (1903) Ленин заявлял, что «сионистское движение непосредственно гораздо более грозит развитию классовой организации пролетариата, чем антисемитизм , и, так как для нас, социал-демократов , не существует „избранных“ и „неизбранных“ народов, то мы никак не можем отказаться от задачи борьбы с „предрассудками еврейской массы“» . Сталин как главный теоретик партии по национальному вопросу утверждал, что евреев, «живущих на разных территориях и говорящих на разных языках» , нельзя считать нацией. Евреев объединяют лишь «религия, общее происхождение и некоторые остатки национального характера» . Создание «еврейского национального очага» в Палестине как путь решения « еврейского вопроса » идеологи РСДРП считали утопической попыткой создания в Палестине «всемирного еврейского гетто» . В России в вину сионистам ставились буржуазная националистическая пропаганда и раскол общероссийского рабочего движения . Сионизм был назван «ярким примером обмана трудящихся масс угнетённой нации, произведённого соединёнными усилиями империализма Антанты и буржуазии соответствующей нации» на Втором конгрессе Коминтерна .

Антисионистская пропаганда занимала важное месте в коммунистической идеологии. С 1918 по 1930 год этим занималась Еврейская секция РКП(б) . Особенное усиление антисионистской пропаганды в СССР произошло после Шестидневной войны . После разрыва дипломатических отношений официальный подход, рассматривавший Израиль как «орудие международного империализма», был ретроспективно распространён советскими учёными на весь период, предшествовавший созданию Государства Израиль , с момента возникновения сионистского движения в конце XIX века . Сионизм определялся официальной советской идеологией как « наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма , получившая распространение в XX веке среди еврейского населения капиталистических стран, националистическая идеология и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание этой идеологии — воинствующий шовинизм , расизм , антикоммунизм и антисоветизм ».

В 1973 году по заданию идеологического отдела ЦК КПСС в СССР был снят антисионистский пропагандистский фильм « Тайное и явное (Цели и деяния сионистов) ». Антисионистская и антиизраильская литература публиковалась сотнями наименований многотысячными тиражами. Только на Украине в 1967—1984 годах было опубликовано 135 таких книг, не считая публикаций в СМИ . «Идеология сионизма и произраильские настроения» выделялись Комитетом государственной безопасности отдельной графой в ряду «враждебных идеологий» . Борьбу с сионистами внутри СССР осуществлял так называемый «еврейский отдел» в рамках Пятого управления КГБ .

21 апреля 1983 года по инициативе Отдела пропаганды ЦК КПСС и КГБ СССР был создан Антисионистский комитет советской общественности (АКСО). Руководящий состав АКСО был приравнен к высшей государственной номенклатуре. Как отмечается в документах экспертного заключения по делу КПСС , АКСО фактически не был общественной организацией, а был пропагандистской структурой КПСС . Бессменным руководителем АКСО был дважды Герой Советского Союза , генерал-полковник Давид Драгунский . Большинство членов АКСО были евреями.

Политолог Андреас Умланд отмечает сходство крайних проявлений советского антисионизма и современной русской ксенофобии. Он полагает, что «явно злонамеренное отождествление сионизма с нацизмом» в советских публикациях позволяет понять, почему такие крайне правые организации, как «открыто неонацистское» Русское национальное единство , имеют большую популярность в постсоветской России .

Сионизм, диссидентское и правозащитное движение

Натан Щаранский — сионист и диссидент

Взаимодействие еврейского национального движения с диссидентским и правозащитным было сложным. Люди, боровшиеся за выезд из страны, считали бессмысленным участие в попытках преобразовать СССР. Многие из них отказывались иметь дело с диссидентами. Как пишет Людмила Алексеева , они рассуждали так :

Я не хочу иметь ничего общего с этой страной. Я хочу уехать, а для этого мне не нужно ссориться с властями. Ведь разрешение зависит от них, а не от диссидентов, и поэтому лучше быть от этих диссидентов подальше.

Кроме прочего, диссидентское движение включало очень разных противников советского режима, среди диссидентов были люди диаметрально разных взглядов, включая антисемитов .

Поскольку евреи боролись за право на свободу эмиграции, то их интересы в этой части наиболее близко соприкасались с правозащитниками, которые боролись за соблюдение прав человека — включая право евреев эмигрировать в Израиль. В сентябре 1976 года двое отказников, Иосиф Асс и Борис Чернобыльский, были арестованы и избиты во время акции протеста, при этом им самим были предъявлено обвинение в злостном хулиганстве. 1 ноября 1976 года была создана «Группа содействия гласному общественному разбирательству» причин и обстоятельств их задержания, поскольку по окончании следствия никто не допросил свидетелей-отказников. В группу входили как отказники, так и правозащитники от Московской Хельсинкской группы . Асс и Чернобыльский были отпущены 15 ноября. Это был единственный случай создания в еврейском национальном движении открытой правозащитной организации. Однако в борьбе за право эмиграции еврейские активисты действовали вполне правозащитными методами .

Тем не менее многие из них активно возражали против участия отказников в правозащитной деятельности. Так, в 1969 году группа молодых отказников даже угрожала правозащитнику Юлиусу Телесину избиением после подачи заявления на выезд, если он продолжит участие в правозащитной деятельности. Они боялись, что это навлечёт лишний гнев властей и приведёт к дополнительным проблемам для выезжающих . Против такого альянса возражали также поддерживающие сионистов зарубежные еврейские организации .

Сотрудничество между правозащитниками и отказниками началось после создания Московской Хельсинкской группы, куда вошли известные отказники Виталий Рубин, Анатолий Щаранский, Владимир Слепак и Наум Мейман. По мнению Людмилы Алексеевой , судебные процессы над Щаранским и другими евреями — участниками правозащитного движения были связаны именно со стремлением властей не дать объединиться этим движениям .

Поддержка сионизма в СССР из-за рубежа

Поддержка сионистских организаций, национально-культурных и эмигрантских устремлений советских евреев осуществлялась в течение нескольких десятков лет в основном правительственными организациями Израиля (в первую очередь Бюро по связям Натив ) и рядом общественных объединений США.

Работа израильских организаций

Основную работу по поддержке сионистского движения в СССР со стороны Израиля проводило Бюро по связям Натив . Перед его руководством были поставлены три задачи:

  • Установить и поддерживать как можно более широкие связи с евреями Восточной Европы и особенно Советского Союза;
  • Проводить оперативную деятельность, способствующую выезду евреев в Израиль;
  • Инициировать и развивать общественную и политическую деятельность для оказания международного политического давления на власти СССР, чтобы они предоставили евреям возможность выехать в Израиль .

При этом в самом Израиле информация о положении советских евреев цензурировалась, Натив предпочитал действовать без огласки . Цензура обосновывалась мнением, что в случае огласки арабы потребуют от СССР прекращения эмиграции .

Агенты Натива провозили в СССР пропагандистские материалы, налаживали связи с еврейской общиной в Советском Союзе, организовывали кружки изучения еврейской культуры, иудаизма и иврита, вели среди советских евреев агитацию за выезд в Израиль. Кроме прочего, посланцы Натива убеждали евреев бороться за выезд в Израиль и не втягиваться в диссидентское движение и правозащитную деятельность, поскольку, по мнению израильтян, это было бессмысленно и опасно . Советское государство рассматривало деятельность Натива как угрозу и боролось с ней. Так, в 1956 году трое сотрудников Натива, работавших в посольстве Израиля, были объявлены персонами нон грата и высланы из СССР. В Московской хоральной синагоге , где обычно происходило общение евреев с израильскими дипломатами, в 1961 году была сооружена специальная ложа для иностранцев, и таким образом они были изолированы от советских граждан. Уполномоченные Совета по делам религиозных культов запрещали верующим общаться с иностранцами, угрожая закрытием синагог .

Появление и рост «отсева» были обусловлены недальновидностью политики Натива, руководство которого в 1970-е не отреагировало на эту тенденцию. Переломить ситуацию удалось лишь в конце 1980-х годов, когда Яков Казаков (Кедми), к тому времени работавший в должности заместителя директора Натива, с помощью ряда бюрократических мер заблокировал возможность выезда по израильским визам в США и другие страны. Эта операция обеспечила Израилю сотни тысяч новых еврейских репатриантов в 1989—1991 годы .

Международная кампания

Как считает историк Яаков Рои, после подписания Женевских соглашений 1954 года проблема эмиграции советских евреев стала не только одним из ключевых вопросов советско-израильских отношений, но и отношений Восток-Запад . Уже в декабре 1959 года президент США Дуайт Эйзенхауэр и другие официальные лица затронули эту тему во время визита советского лидера Никиты Хрущёва в США .

Первая международная конференция в поддержку советских евреев состоялась в Париже 15 сентября 1960 года . В этот период лидеры крупных и влиятельных еврейских организаций, такие как председатель Всемирного еврейского конгресса Нахум Гольдман и любавичский реббе Менахем-Мендл Шнеерсон , придерживались позиции, что шумная и активная кампания может лишь повредить делу и предпочитали действовать дипломатическими средствами .

Историк Мартин Гилберт назвал «отцом» международного движения в защиту евреев СССР Джейкоба Бирнбаума , который прибыл из Великобритании в США с целью создать массовое движение в поддержку советских евреев. Организация (SSSJ) была учреждена 27 апреля 1964 года и через 4 дня в день первомайского праздника в СССР провела первую массовую акцию протеста напротив советской миссии ООН. Кампания Бирнбаума использовала знаменитый лозунг « Отпусти народ мой! », проводя параллель между библейским сюжетом и современностью. Бирнбаум акцентировал внимание на праве эмигрировать и персонифицировал кампанию: вместо борьбы за абстрактных «советских евреев» он популяризировал конкретных отказников, обнародовав их имена и истории .

С 1969 года к борьбе за право евреев СССР репатриироваться в Израиль подключилась созданная годом ранее Лига защиты евреев . Её основатель раввин Меир Кахане , как и прочие активисты, многие из которых состояли в прошлом в SSSJ, был разочарован методами работы еврейского истеблишмента и прибегал вместе с активистами к акциям общественного неповиновения и более радикальным действиям для привлечения общественного внимания к проблеме советских евреев. 21 марта 1971 года Лига провела массовую демонстрацию в Вашингтоне возле советского посольства. Поскольку демонстранты перекрыли движение возле посольства, Кахане и ещё несколько человек были арестованы .

Почти три тысячи человек с шестиконечными звёздами на одежде пришли требовать свободу советским евреям. Это была мирная демонстрация, люди пели песню Шломо Карлебаха «Ам Исраэль Хай» (народ Израиля жив), скандировали «Свободу советским евреям!», « Отпусти народ мой! ».

Александр Левин. (интервью с М. Блиц)

Лига защиты евреев пыталась заручиться поддержкой правительства США, поставив под угрозу американо-советские торговые и культурные отношения . Кахане и другие активисты рассчитывали, что таким образом им удастся заставить США ввести отмену ограничений на выезд как одно из условий торговли со странами социалистического блока. Кроме акций протеста у советских дипломатических учреждений, активисты пытались препятствовать культурному обмену в рамках налаживания отношений между двумя странами. В конце 1969 года группа активистов Лиги защиты евреев захватила в Нью-Йорке помещение советского « Аэрофлота ». Когда организаторы попытки угона самолёта Дымшиц и Кузнецов были приговорены в СССР к смертной казни, активисты Лиги угрожали расправой советским дипломатам, к чему в СССР отнеслись серьёзно. Звонки с угрозами регулярно поступали в советское представительство в ООН в Нью-Йорке, площадь перед которым стала ареной постоянных демонстраций. Активистами Лиги регулярно срывались выступления советских артистов и танцоров. 26 января 1972 года члены Лиги провели в Нью-Йорке теракт в офисе импресарио Сола Юрока , который занимался организацией гастролей советских ансамблей в США, взорвав дымовую шашку , в результате чего один человек погиб и 13 были ранены . Иосиф Менделевич так позже писал о деятельности Лиги : «Каждая акция „Лиги“ вызывала припадок бешенства у Советов. Мы, активисты борьбы за алию с радостью ловили каждое сообщение об этом в „Правде“, „Известиях“ и радио. Наконец-то у нас появился друг и помощник».

Сенатор Генри Джексон

Еврейский истеблишмент США бойкотировал деятельность Лиги, создав в 1971 году (NCSJ). Кроме того, при нескольких крупных США возникли собственные организации по проблемам советских евреев, представители которых создали в 1970 году Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР (UCSJ). Представители этих, а также других еврейских организаций лоббировали право советских евреев на иммиграцию и провели несколько международных конференций, куда Кахане не был допущен.

Когрессмен Чарльз Вэник

В ответ на принятие советскими властями в августе 1972 года требования выплаты за каждого отъезжающего, имеющего высшее образование, непомерного налога «за диплом» , в сентябре 1972 года руководство Национальной конференции по проблемам советских евреев созвало срочное совещание для выработки реакции. Сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник представили в парламенте США соответствующий законопроект — знаменитую поправку Джексона — Вэника , которая была принята 20 декабря 1974 года. В соответствии с ней страна с «нерыночной экономикой», отрицающая за своими гражданами право на эмиграцию или устанавливающая налог на эмиграцию, превышающий номинальный, лишалась права на предоставление ей торговых льгот .

6 декабря 1987 года за сутки до саммита СССР — США более в Вашингтон , чтобы потребовать от Михаила Горбачёва отпустить из страны советских евреев. С сообщения об этом требовании Рональд Рейган начал встречу с Горбачёвым .

Примечания

  1. БСЭ , статья Сионизм // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 445. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).
  2. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Гейзер М. // Лехаим : журнал. — 2000. — Июнь ( № 6 (98) ). 28 сентября 2013 года.
  4. . Путеводитель по Израилю. Дата обращения: 5 октября 2013. 21 ноября 2017 года.
  5. Романова В. В. Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений. — Красноярск: Кларетианум, 2001. — С. 79—80. — 292 с. — (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока, выпуск 7). — 300 экз. ISBN 978-5-94491-018-9 .
  6. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  7. Резник С. Е. // Заметки по еврейской истории. — сентябрь 2006. — № 9 (45) . 2 июля 2014 года.
  8. , с. 92-93.
  9. Зива Галили. // Ab Imperio. — 2003. — Вып. 4 . — С. 329—376 . 21 сентября 2013 года.
  10. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. , с. 93—96.
  12. Басин Я. З. // Pепрессивная политика советской власти в Беларуси : сборник научных работ. — Мн. : Мемориал , 2007. — Вып. 3 . — С. 145—150 . 21 декабря 2014 года.
  13. , с. 425—426.
  14. , с. 97.
  15. Басин Я. З. // Информпространство. — 2013. — № 175—2013 . 21 сентября 2013 года.
  16. , с. 423-424.
  17. David Tidhar. . — Encyclopedia of the Founders and Builders of Israel. — 1950. — Т. 10. — С. 3634. 21 сентября 2013 года.
  18. , с. 98.
  19. , с. 428—429.
  20. Энгель В. В. Курс лекций по истории евреев в России . История еврейского народа (2001). Дата обращения: 31 августа 2013. 30 декабря 2013 года.
  21. , с. 432.
  22. Гусев В. И. Сионистское движение в Советской Украине в первой половине 20-х годов XX века: архивы ОГПУ свидетельствуют // ред. О. В. Будницкий и др. Российский сионизм: история и культура. Материалы научной конференции : сборник. — М. : Дом еврейской книги, 2002. — С. 273 . — ISBN 978-5-93273-115-4 .
  23. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  24. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  25. , с. 51.
  26. , с. 76.
  27. М. Бейзер . . — Тель-Авив: Музей диаспоры, 2007. 23 июля 2017 года.
  28. Фальков М. . izrus.co.il (30 декабря 2011). Дата обращения: 27 сентября 2013. 2 октября 2013 года.
  29. Жагарс Э. Участие евреев Латвии в советских силовых структурах // Евреи Латвии и Советская власть. 1928-1953. — Рига: Институт философии и социологии Латвийского университета , 2009. — С. 213. — 344 с. — ISBN 978-9984-624-80-8 .
  30. Гордин Я. . izrus.co.il (4 сентября 2009). Дата обращения: 27 сентября 2013. 2 октября 2013 года.
  31. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  32. — от 1 июня 2013 на Wayback Machine
  33. , с. 137—147 — от 18 декабря 2013 на Wayback Machine
  34. , p. 257.
  35. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  36. Матвей Членов. // Первая молодёжная конференции СНГ по иудаике. Сборник материалов.. — Ассоциация студентов иудаики. 5 декабря 2008 года.
  37. , с. 272—276.
  38. , с. 280—281.
  39. , с. 123—124.
  40. , с. 277.
  41. , с. 282-283.
  42. , с. 187.
  43. , с. 190—191.
  44. Кошаровский Ю. . kosharovsky.com (2004). Дата обращения: 7 сентября 2013. 5 апреля 2022 года.
  45. М. Бейзер . . — Тель-Авив: Музей диаспоры, 2007. 23 июля 2017 года.
  46. Галеви Й. К. // Заметки по еврейской истории . — август 2012. — № 8 (155) . 19 октября 2013 года.
  47. , Глава 8.
  48. , с. 125.
  49. , с. 125—126.
  50. , с. 126.
  51. , с. 127.
  52. Куксин И. // Беркович Е. М. Заметки по еврейской истории . — Сентябрь 2007 года. — № 15 (87) . 26 января 2013 года.
  53. , с. 130.
  54. Аналитическая справка о характере и причинах негативных проявлений среди учащейся и студенческой молодёжи» начальника 5 управления КГБ при СМ СССР Ф. Д. Бобкова. // Власть и диссиденты : из документов КГБ и ЦК КПСС / Макаров, Алексей Алексеевич. — М. : Московская Хельсинкская группа , 2006. — С. 141—142. — 282 с. — ISBN 978-5-98440-034-3 .
  55. , с. 134—135.
  56. , с. 136.
  57. Кошаровский Ю. . kosharovsky.com. Дата обращения: 18 сентября 2013. 29 сентября 2013 года.
  58. Кошаровский Ю. . kosharovsky.com. Дата обращения: 15 сентября 2013. 29 сентября 2013 года.
  59. (англ.) . National Conference Supporting Jews in Russia, Ukraine, the Baltic States & Eurasia. Дата обращения: 7 сентября 2013. Архивировано из 10 декабря 2013 года.
  60. Тольц М. // Демоскоп Weekly . — Институт демографии ВШЭ, 6-19 февраля 2012. — № 497—498 . 5 ноября 2013 года.
  61. Fred A. Lazin. (англ.) . The Case of Soviet Jewry . Center for Immigration Studies (июль 2005). Дата обращения: 14 сентября 2013. 22 июня 2017 года.
  62. Кошаровский Ю. kosharovsky.com. Дата обращения: 22 сентября 2013. 20 июля 2014 года.
  63. , с. 136—138.
  64. , с. 139—140.
  65. Чарный С. // Лехаим. — Сентябрь 2004. — № 9 (149) . 8 мая 2012 года.
  66. , с. 140.
  67. , с. 141.
  68. М. Бейзер . . — Тель-Авив: Музей диаспоры, 2007. 23 июля 2017 года.
  69. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  70. Штереншис М. История государства Израиль, 1896-2009. — 3. — Исрадон, 2009. — С. 112—113. — 701 с. — ISBN 978-5-94467-082-3 .
  71. Мосяков Д. В. на YouTube , начиная с 2:50. Телепередача «Семь дней истории». История XX века
  72. Медведев Ж. А. Сталин и создание государства Израиль // . — М. : Права человека, 2003. — С. 103. — 288 с. 22 августа 2013 года.
  73. « Правда », 30 ноября 1947
  74. Rumy Hasan. (англ.) // AL-AHRAM : газета. — Cairo , 15—21 May 2008. — Iss. 897 . 5 июня 2013 года. , 13 апреля 2009 года.
  75. Хронограф . « Вокруг света » № 5-2008. С. 50
  76. Люкс Л. Еврейский вопрос в политике Сталина // Вопросы истории . — 1999. — Вып. 7 . — С. 50 .
  77. Кацва Л. А. Глава 74. Политика СССР во второй пол.1960 — начале1980-х // История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч. ред. В. Р. Лещинера. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005. — 848 с.
  78. Розин А. alerozin.narod.ru. Дата обращения: 17 ноября 2013. 12 декабря 2016 года.
  79. (англ.) . Jewish Telegraphic Agency. Дата обращения: 18 ноября 2013. 10 июня 2015 года.
  80. Harvey W Kushner. . — SAGE Publications, 2003. — P. . — 523 p. — ISBN 978-0-7619-2408-1 .
  81. Золотарёв В. А. Вооруженные конфликты Египта с Израилем (1967-1974 гг.) // Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века. — М. : Кучково поле, 2000. — С. 189. — 571 с. — (Российская военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-86090-065-3 .
  82. , с. 84.
  83. , с. 86.
  84. В. И. Ленин. Мобилизация реакционных сил и наши задачи // О еврейском вопросе в России. — Госиздат, 1924. — С. 35. — 97 с.
  85. , с. 88.
  86. , с. 89.
  87. , с. 100.
  88. Агапов М. Г. dissercat.com. Дата обращения: 15 сентября 2013. 13 мая 2018 года.
  89. Кошаровский Ю. . kosharovsky.com. Дата обращения: 18 сентября 2013. 21 марта 2022 года.
  90. . Мемориал . Дата обращения: 31 августа 2013. 6 ноября 2016 года.
  91. Умланд А. // Pro et Contra. — Весна 2002. — Т. 7 , № 2 . — С. 158—168 . 16 августа 2022 года.
  92. , с. 132.
  93. , с. 130—131.
  94. , с. 134.
  95. , с. 132—133.
  96. , Предисловие.
  97. , Глава 12.
  98. Чарный С. А. «Оскверняющие субботу» // ред. О. В. Будницкий и др. Российский сионизм: история и культура. Материалы научной конференции : сборник. — М. : Дом еврейской книги, 2002. — С. 288—291 . — ISBN 978-5-93273-115-4 .
  99. Кошаровский Ю. . kosharovsky.com. Дата обращения: 24 сентября 2013. 27 сентября 2013 года.
  100. , p. 101.
  101. , p. 132.
  102. . Запомним и сохраним. Дата обращения: 7 сентября 2013. 17 октября 2013 года.
  103. Raphael Cohen-Almagor. . — University Press of Florida, 1994. — P. 284. — 329 p. — ISBN 978-0-8130-1258-2 . 24 декабря 2013 года.
  104. Peter Knight. . — ABC-CLIO, 2003. — P. —372. — 925 p. — ISBN 978-1-57607-812-9 .
  105. Нехамкин Э. // Вестник. — 19 января 1999. — № 2 (209) . 5 марта 2016 года.
  106. Менделевич И. от 18 июня 2010 на Wayback Machine , 12.11.2002, Хроники Иерусалима
  107. . angelfire.com. Дата обращения: 6 сентября 2013. 8 февраля 2013 года.
  108. (англ.) . Council on Foreign Relations (3 января 1975). Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано из 28 сентября 2013 года.
  109. , p. vii.
  110. Rosental A. (англ.) . The New York Times (7 декабря 1987). Дата обращения: 18 ноября 2013. 16 октября 2013 года.
  111. (англ.) . Jewish Telegraphic Agency (16 апреля 2002). Дата обращения: 8 декабря 2013. 17 апреля 2014 года.
  112. (англ.) . Jewish Telegraphic Agency (7 декабря 1987). Дата обращения: 8 декабря 2013. 9 декабря 2013 года.
  113. (англ.) // The New York Times . — December 08, 1987. 2 ноября 2017 года.
  114. Российский еврейский конгресс (6 декабря 2012). Дата обращения: 6 сентября 2013. Архивировано из 22 июля 2014 года.

Комментарии

  1. Пример: «Дело о сионистском заговоре в МВД», которое впоследствии превратилось в « Дело врачей ».
  2. Для сравнения: Бунд насчитывал тогда 35 тысяч членов, а в РКП(б) было всего 2 тысячи евреев (Басин Я. З. «Советизация через идишизацию…»).
  3. Сам Казаков от 5 апреля 2022 на Wayback Machine как дату разрыва советско-израильских отношений, Михаэль Бейзер и некоторые другие источники называют 13 июня.
  4. В частности, окончание политики разрядки в отношениях с США.
  5. 3 августа 1972 года с целью ограничения эмиграции был принят указ Президиума Верховного совета СССР «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу государственных затрат на обучение», а на его основе Совет Министров СССР разработал от 27 сентября 2013 на Wayback Machine .

Литература

Научная литература и исследования
  • Алексеева Л. М . Еврейское движение за выезд в Израиль // . — Вильнюс; М. : Весть, 1992. — С. 123—143. — 352 с. — ISBN 5-89942-250-3 .
  • Агапов М. Г. Истоки советско-израильских отношений: «еврейский национальный очаг» в политике СССР в 1920-е — 1930-е годы. — Тюмень: Вектор Бук, 2011. — 322 с. — 500 экз. ISBN 978-5-91409-224-2 .
  • Басин Я. З. . — Мн. : А. Н. Вараксин, 2008. — 304 с. — ISBN 978-985-6822-70-7 .
  • Российский сионизм: история и культура. Материалы научной конференции / ред. О. В. Будницкий и др. — М. : Дом еврейской книги, 2002. — 328 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-93273-115-4 .
  • Костырченко Г. В. Тайная политика Хрущёва. власть, интеллигенция, еврейский вопрос. — М. : Международные отношения, 2012. — 528 с. — 1500 экз. ISBN 978-5-7133-1418-7 .
  • Костырченко Г. В. Тайная политика: От Брежнева до Горбачева: в 2 ч. Часть II. Советские евреи: выбор будущего. — М. : Международные отношения, 2019. — 480 с. — ISBN 978-5-7133-1620-4 .
  • Крапивин М. Ю. Большевики и сионисты: история взаимоотношений в послеоктябрьский период: октябрь 1917-го — начало 30-х годов. — Перемена, 1995. — 118 с.
  • Крапивин М. Ю. «Еврейский вопрос» в жизни советского общества (окт. 1917-го — начало 1930-х годов). Волгоград, 2003
  • Крапивин М. Ю. Российская сионистская организация и советское государство в первые послереволюционные годы (1918—1920 гг.) // Россия и революция 1917 г.: опыт истории и теории: Материалы Всероссийской научной конференции (С.-Петербург, 12-13 ноября 2007 г.). СПб., 2008. С. 134—149
  • Смиловицкий Л. Л. // Pепрессивная политика советской власти в Беларуси : сборник научных работ. — Мн. : Мемориал , 2007. — Вып. 3 . — С. 264—294 .
  • Benjamin Pinkus. . — Cambridge University Press, 1988. — ISBN 978-0-521-34078-6 .
  • Yaacov Ro'i. The Struggle for Soviet Jewish Emigration, 1948–1967. — Cambridge University Press, 2003. — 484 p. — (Soviet and East European studies). — ISBN 978-0-521-52244-1 .
  • Yaacov Ro'i. The Jewish Movement in the Soviet Union. — Woodrow Wilson Center Press, Johns Hopkins University Press, 2012. — 472 p. — ISBN 978-1-4214-0564-3 .
  • Nora Levin. . — NYU Press, 1990. — 560 p. — ISBN 978-0-8147-5051-3 .
  • Stuart Altshuler. From exodus to freedom: a history of the Soviet Jewry movement. — Rowman & Littlefield, 2005. — 232 p. — ISBN 978-0-7425-4936-4 .
  • Leonard Schroeter. The Last Exodus, University of Washington Press, 1979
  • Robert Owen Freedman. Soviet Jewry in the 1980s: the politics of anti-Semitism and emigration and the dynamics of resettlement, Duke University Press, 1989
  • Murray Friedman, Albert D. Chernin. A Second Exodus: The American Movement to Free Soviet Jews. — Brandeis, 1999. — 275 p. — (Brandeis Series in American Jewish History, Culture, and Life). — ISBN 978-0-87451-912-9 .
  • William W. Orbach. The American Movement to Aid Soviet Jews. — Amherst: University of Massachusetts Press, 1979. — 260 p.
Мемуары и публицистика
  • Маор И. . — Иерусалим: Библиотека Алия, 1977.
  • Кандель Ф. С. . — Иерусалим-Москва: Гешарим-Мосты культуры, 2007. — Т. 6. История евреев Советского Союза (1945–1970). — 560 с. — ISBN 978-5-93273-221-2 .
  • Кошаровский Ю. Мы снова евреи: очерки по истории сионистского движения в бывшем Советском Союзе. — Израиль: Иерусалим, 2007. — Т. 1. — ISBN 978-965-91030-1-0 .
  • Кошаровский Ю. Мы снова евреи: очерки по истории сионистского движения в бывшем Советском Союзе. — Израиль: Иерусалим, 2008. — Т. 2. — ISBN 978-965-7470-00-8 .
  • Кошаровский Ю. Мы снова евреи: очерки по истории сионистского движения в бывшем Советском Союзе. — Израиль: Иерусалим, 2009. — Т. 3. — ISBN 978-965-7470-01-5 .
  • Кошаровский Ю. Мы снова евреи: очерки по истории сионистского движения в бывшем Советском Союзе. — Израиль: Иерусалим, 2012. — Т. 4.
  • Эфраим Холмянский . Звучание тишины. — Иерусалим, 2007. — ISBN 978-965-7392-04-1 .
  • Из истории сионизма в СССР: Как заговорили «евреи молчания» // Новый век = НВ-XXI : Русско-еврейский журнал. — М. , 2003. — № 3 . — С. 120—126 .
  • Кедми Я. Безнадёжные войны. — Эксмо, 2012. — 576 с. — (Подстрочник истории. Уникальные мемуары). — 2500 экз. ISBN 978-5-699-59221-0 .

Ссылки

  • . «Запомним и сохраним». Дата обращения: 31 августа 2013.
  • . Музей Диаспоры (2007). Дата обращения: 2 сентября 2013.
  • . warmech.ru. Дата обращения: 1 сентября 2013.
  • Бриман Ш. . Izrus.co.il (23 июля 2009). Дата обращения: 3 сентября 2013.
  • Чарный С. А. Центральный еврейский ресурс (26 октября 2006). — Круглый стол, посвященный 40-летию возрождения еврейского национального движения в СССР. Дата обращения: 29 сентября 2013. Архивировано из 8 января 2014 года.
  • (англ.) . American Jewish Historical Society. Дата обращения: 2023-6-18.
Источник —

Same as Сионизм в СССР