Волнения в Турции (2013)
- 1 year ago
- 0
- 0
Антисемити́зм в Ту́рции — проявления враждебности по отношению к евреям в связи с их этнической или религиозной принадлежностью на территории Турции .
На конец 2009 года в Турции проживала одна из самых многочисленных еврейских общин в мусульманском мире — 23 тысячи человек . Это составляет всего лишь чуть более 0,03 % населения страны . К сентябрю 2010 численность общины за счёт эмиграции в Израиль сократилась до 17 тысяч человек . Большинство из них живёт в Стамбуле . В Турции насчитывается 19 действующих синагог , в том числе 16 — в Стамбуле .
Несмотря на ничтожную долю еврейского населения в Турции, антисемитские настроения являются весьма распространёнными в турецком обществе. Особый всплеск таких настроений произошёл после войны в Ливане в 2006 году , проведения Израилем операции « Литой свинец » в Секторе Газа в декабре 2008 — январе 2009 года и в связи с конфликтом вокруг «Флотилии мира» в мае-июне 2010 года, когда израильским спецназом были убиты турецкие граждане. Одной из проблем является тот факт, что критика политики Израиля часто переходит в выражение враждебности к евреям вообще .
Евреи жили в Османской империи и на территории современной Турции более 2400 лет. Вначале это были романиоты , затем они были ассимилированы среди сефардов . С конца XV века в Османскую империю массово переселялись ашкеназы .
Первый случай кровавого навета в Османской империи был зафиксирован во времена правления султана Мехмеда II в XV веке (по другим данным — в начале XVI века ). Впоследствии такого рода случаи, несмотря на массовое переселение евреев из Испании в 1492 году , происходили редко и обычно осуждались османскими властями . В частности, такие случаи отмечены в Иерусалиме в 1546 году и в городе Амасья (Центральная Анатолия ) между 1530 и 1540 годами. В Амасии армянская женщина заявила, что она свидетель убийства евреями армянского мальчика и использования его крови на Пасху, что привело к погромам, продолжавшимся несколько дней, а несколько евреев, включая раввина, под пытками признались в убийстве и были повешены. После того как мальчик был найден живым и здоровым, губернатор наказал армянских обвинителей, однако пострадавшим евреям это не помогло.
Впоследствии кровавые наветы на евреев со стороны христиан продолжились . В частности, еврейские источники отмечают такие случаи во время правления Мурада IV .
Мехмед II издал первый в Османской империи фирман о том, что все дела, связанные с кровавым наветом, должны рассматриваться в « диване » — центральном ведомстве в столице .
В целом переселение евреев из Западной Европы было встречено властями доброжелательно. В 1553 году , прислушавшись к мнению своего врача и советника, еврея Моисея Хамона, султан Сулейман I повторил приказ Мехмеда II, который запретил местным судам разбирать дела о еврейских ритуальных убийствах . Он же воспрепятствовал намерению папы Павла IV предать евреев Анконы в руки инквизиции .
Однако впоследствии отношение властей к евреям ухудшилось. Так, в 1579 году султан Мурад III , узнав, что еврейские женщины носят шёлковую одежду, украшенную драгоценными камнями , приказал уничтожить всех евреев в империи . Указ был отменён благодаря одному из советников великого визиря — еврею . Однако для евреев была введена особая одежда, в частности женщинам было запрещено носить шёлк, а мужчинам были предписаны особой формы шляпы .
Евреи в Османской империи находились в статусе зимми , который означал подчинённое положение по сравнению с мусульманами, однако гарантировал неприкосновенность и свободу вероисповедания .
Известны следующие случаи кровавого навета в XIX веке в этом регионе: Халеб (1810), Бейрут (1824), Антакья (Антиохия, 1826), Хама (1829), Триполи (1834), Иерусалим (1838), Родос и Дамаск (1840), Мармора (1843), Измир (Смирна, 1864), Корфу (1894) . Наиболее известны из них навет на Родосе и Дамасское дело 1840 года , поскольку оба они имели крупный международный резонанс.
Навет на Родосе произошёл в феврале 1840 года, когда греческая православная община острова Родос при активном участии консулов нескольких европейских государств обвинила евреев в похищении и убийстве христианского мальчика в ритуальных целях. Османский губернатор Родоса поддержал обвинение в ритуальном убийстве. Было арестовано несколько евреев, некоторые из которых сделали ложные признания под пытками , и весь еврейский квартал был заблокирован на двенадцать дней. В июле 1840 года еврейская община Родоса была официально признана невиновной .
В этом же году состоялось так называемое « Дамасское дело », в котором несколько евреев были обвинены в ритуальном убийстве капуцина с острова Сардиния отца Томаса и его слуги-грека Ибрагима Амары .
Известный британский политический деятель сэр Мозес Монтефиоре добился у султана Абдул-Меджида I указа от 6 ноября 1840 года, объявлявшего кровавый навет клеветой и запрещавший судебные преследования евреев по этому обвинению на всей территории Османской империи . В указе было сказано:
Мы не можем позволить, чтобы еврейский народ… мучили и пытали в связи с обвинениями, не имеющими ни малейшей реальной основы…
Оригинальный текст (англ.)We cannot permit the Jewish nation... to be vexed and tormented upon accusations, which have not the least foundation in truth...
В 1866 году , в связи с возобновлением случаев кровавого навета, султан Абдул-Азиз издал фирман , согласно которому евреи находились под его защитой. Это заставило православное духовенство в Османской империи отказаться от распространения подобных обвинений .
Ещё один навет был возведён на евреев в 1875 году в Халебе , однако предполагаемая жертва убийства — армянский мальчик — был вскоре найден живым и здоровым .
Большая часть конфликтов и преследований евреев в империи была со стороны христиан , в первую очередь греков и армян . Мотивом к преследованиям нередко служило торговое соперничество .
Однако были конфликты и с мусульманами. В частности, в марте 1908 года произошёл крупный погром в Яффо . В погроме приняло участие арабское население, 13 человек были тяжело ранены, несколько из них умерли. Глава местной власти был отстранён от должности .
Во второй половине XIX века (с 1839 и до 1870-х годов) в империи осуществлялись государственные преобразования , направленные на выравнивание прав подданных вне зависимости от этнического происхождения и религии. Эти преобразования затронули и евреев, которые в итоге получили равноправие . Еврейская община достигла к началу XX века 400—500 тысяч человек, а в 1887 году в османском парламенте даже было пять депутатов-евреев . При этом реальное равноправие было достигнуто намного позднее. Так, например в конце XIX века, одновременно с массовым заселением Палестины мусульманами, был принят закон, запрещающий евреям селиться в Палестине и жить в Иерусалиме вне зависимости от того были они подданными империи или иностранцами .
Во время греко-турецкой войны в 1919—1921 годах еврейские общины Западной Анатолии и Восточной Фракии подвергались преследованиям со стороны греков, а в городе Чорлу произошёл погром .
К моменту провозглашения Турецкой Республики в 1923 году на её территории жило 200 тысяч евреев, в том числе 100 тысяч в Стамбуле . Евреи получили гражданское равенство, однако в дальнейшем погромы и преследования привели к массовой эмиграции, в результате чего численность еврейской общины сократилась в 10 раз .
В 1920-е годы противники режима Ататюрка развернули антисемитскую кампанию, в ходе которой использовались как стандартные юдофобские клише, так и местные обвинения, в частности в том, что евреи якобы во время войны поддерживали греков и незаконно присваивали оставленное ими и армянами имущество вследствие их геноцида . Кампания не нашла широкого отклика и завершилась со стабилизацией политического режима. В этот же период в нарушение Лозаннского договора правительство принудило еврейскую общину отказаться от культурной автономии , предоставленной для национальных меньшинств .
2 июля 1934 года пронацистская группировка во главе с организовала погромы в ряде городов Восточной Фракии . Власти решительно пресекли антиеврейские беспорядки, ввели в Восточной Фракии чрезвычайное положение, погромщиков арестовали и предали суду . В то же время некоторые источники пишут о насильственном выселении евреев из Восточной Фракии в соответствии с «Законом о переселении» (№ 2510) . По этому закону министр внутренних дел получил право переселять те или иные национальные общины в другие районы страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре» . В частности, евреи были выселены турецкими властями из города Эдирне .
1939—1942 годах в Турции вновь развернулась антисемитская пропаганда, поддержанная нацистской Германией , а турецкое руководство не препятствовало ей. После прихода к власти правых в Турции в июле 1942 года был введён налог на имущество ( Варлык вергиси ), закон был ратифицирован парламентом 11 ноября. Величина налога для евреев и христиан была в пять раз больше, чем для мусульман. Около 1500 евреев в связи с неуплатой непосильных налогов были отправлены в «трудовые лагеря». Закон был отменён 15 марта 1944 года . Однако при этом в период с 1933 по 1945 годы Турция приняла множество еврейских беженцев , а турецкие дипломаты в Европе способствовали их спасению от Холокоста .
С 1948 по 1955 годы примерно 37 тысяч турецких евреев переселились в Израиль. Одной из причин эмиграции было давление властей с требованием перехода на турецкий язык , в том числе в быту .
В 1950-е годы Атилхан и некоторые другие турецкие правые публиковали в СМИ и в книгах антисемитские материалы, часть из которых была конфискована властями . Нападения на евреев и антисемитские инциденты были зарегистрированы также в 1955 , 1964 и 1967 годах. Власть принимала меры по защите еврейского населения .
В 1970-е — 1980-е годы антисемитские настроения в Турции усилились. Антиеврейские тезисы появлялись даже в программах некоторых политических партий .
Основными идеологическими источниками антисемитизма в Турции являются исламизм , левый антисионизм и турецкий национализм . Турецкие интеллектуалы всегда занимали пропалестинскую и антиизраильскую позицию. Обсуждение ближневосточного конфликта в Турции часто переходит в антисемитскую пропаганду .
Специалист по межнациональным и межрелигиозным отношениям в Турции . Рифат Бали ( англ. Rifat N. Bali ) и другие источники пишут, что евреи, перешедшие в ислам , преподносятся турецкими исламистами как чужеродная группа, а их лояльность подвергается сомнению. « Саббатианцами » исламисты называют не только евреев, принявших ислам, но также либералов, демократов, антиклерикалов и социалистов . Например, созданная в 1984 году радикальная исламистская террористическая организация выступает за изгнание из турецкой политической жизни всякого еврейского и христианского «присутствия» .
По данным исследователей Тель-Авивского университета , до 1997 года исламская Партия Благоденствия была основным источником антисемитизма в Турции. Согласно источнику, её руководители, включая бывшего премьер-министра Эрбакана , выражали крайне негативное отношение к Израилю и использовали антисемитские выражения. В феврале 1997 года у турецкого посольства в Вашингтоне состоялся пикет с протестом против антисемитских заявлений турецких официальных лиц и СМИ, в особенности в связи со статьёй, опубликованной в газете Партии Благоденствия Milli Gazete . В статье, в частности, говорилось :
Как змея была создана для выделения яда, так же и еврей был создан чтобы приносить беды
Оригинальный текст (англ.)a snake was created to express its poison, just as a Jew was created to make mischief
После 1997 года к власти в Турции пришли светские партии и влияние Партии Благоденствия существенно сократилось .
Однако с момента избрания премьер-министром Турции лидера Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана в 2003 году отмечается стремительная исламизация Турции одновременно с усилением антиизраильской риторики . После израильской операции Литой свинец в Секторе Газа и с назначением в 2009 году нового министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в этом же направлении пошла внешняя политика .
Ряд источников считает, что конфликт с захватом «Флотилии свободы» 31 мая 2010 года был спровоцирован именно турецкими политиками, намеренно обостряющими отношения с Израилем ради внутри- и внешнеполитических целей .
Представители левой турецкой интеллигенции склонны рассматривать Израиль как инструмент экспансии США на Ближнем Востоке . Ближневосточный конфликт рассматривается ими через призму поддержки «угнетённых империализмом », а именно палестинцев . Эта традиция осталась с 1970-х годов, когда часть крайне левых турок вступала в ряды Организации освобождения Палестины или получала там военную подготовку, некоторые из них погибли в результате противоборства с Израилем в рядах этой организации, другие позже вернулись в Турцию.
По оценке Рифата Бали, для турецких левых сионизм — это агрессивная идеология, способствующая антисемитизму. В особом выпуске левого журнала «Birikim» в 2004 году утверждалось, что антисемитизм и сионизм — это две стороны одной медали, «еврейское самосознание захвачено Израилем» и всем следует прилагать усилия для уничтожения государства Израиль в его нынешнем виде .
В конце марта 2005 года внимание западных медиа к Турции было привлечено в связи с тем, что книга Адольфа Гитлера « Моя борьба » ( тур. Kavgam ), по данным сети D&R, за два первых месяца 2005 года заняла 4-е место среди самых продаваемых в Турции книг. Её низкая цена (4,5 доллара США ) обеспечила общий уровень продаж по разным данным от 50 до 100 тысяч экземпляров. Власти отреагировали изъятием книги из продажи . Политолог сказал по этому поводу, что «нацизм, похороненный в Европе, начинает возрождаться в Турции» .
О «новом» (националистическом, а не религиозном) турецком антисемитизме писал также в феврале 2009 года обозреватель стамбульской газеты Hürriyet .
Турецкие националисты подвергли яростной критике правительственный план предоставить в долгосрочную аренду израильской компании участок турецкой земли на границе с Сирией , взамен на проведение дорогостоящей операции по его разминированию (которое, после присоединения к Оттавскому договору , Турция обязана была провести до 2014 г.). Аргументы оппозиции о недопустимости инвестирования «еврейских финансов» расценивались самим премьер-министром Эрдоганом, как «фашистские» и как « фобия по отношению к меньшинствам и иностранцам» .
В июне 2010 года во время одной из антиизраильских демонстраций митингующие использовали нацистскую символику и плакаты с прославлением Адольфа Гитлера . Во время и после проведения операции « Нерушимая скала » летом 2014 года в сети было опубликовано более 30 000 твитов на турецком языке, в которых положительно оценивался Гитлер и его действия в отношении евреев. Популярная турецкая поп-исполнительница с более чем 500 000 подписчиков Йылдыз Тильбе написала в Твиттере сообщение «Да благословит Аллах Гитлера» .
До начала израильской операции « Литой свинец » в Газе большая часть антисемитских проявлений в Турции были в печатных СМИ и книгах . Исследователи Тель-Авивского университета отмечают, что у многих молодых и образованных турок под влиянием этой пропаганды формируется негативное отношение к евреям и Израилю, хотя они никогда с ними не сталкивались .
Исследователи отмечают множество антисемитских публикаций в исламистских изданиях и « Milli Gazete » а также ультранационалистических и « Yeniçağ ». Например, известного турецкого писателя Орхана Памука , преследовавшегося за публичное признание геноцида армян в Турции, газета «Yeniçağ» назвала «любителем евреев», «лучшим другом евреев» и «слугой евреев». Также «Ortadoğu» и «Yeniçağ» утверждали, что известные лидеры курдов Мустафа Барзани и Джалал Талабани — евреи по происхождению и хотят создать « Великий Израиль » под видом курдского государства . Журнал «Vakit» писал, что « Моссад » и Израиль несут ответственность за установку мин на юго-востоке Турции, в результате чего погибли турецкие солдаты . В «Vakit» и «Milli Gazete» публиковались восхваления Гитлера и отрицался факт Холокоста .
«Vakit» писал, что главный раввин Турции должен покинуть страну, поскольку он не осуждает израильскую операцию «Литой свинец». В публикациях этих изданий Израиль сравнивается с нацистской Германией , операция в Газе с Холокостом , ставился знак равенства между словами «еврей» и «террорист». Обозреватель Milli Gazete выражал желание никогда не видеть больше евреев на улицах турецких городов .
В Турции издаются и свободно распространяются антисемитские книги, например « Протоколы сионских мудрецов », « Международное еврейство » Генри Форда и множество других, включая книги турецких авторов, в которых утверждается, что евреи и Израиль хотят захватить власть над миром .
В 2006 году на экраны вышел фильм Долина волков: Ирак Множество критиков расценило его как антиамериканский и антисемитский . Последнее обвинение базируется на том, что в фильме есть сцена, где еврейский врач, служащий в армии США, торгует органами узников тюрьмы Абу-Грейб .
Кадры из турецкого телешоу («Расставание»), показывающего историю любви на фоне операции «Литой свинец», стали поводом для вызова временного поверенного в делах Турции в Израиле Д. Озена в октябре 2009 года в МИД Израиля для дачи объяснений. Недовольство, в частности, вызвали показанные в шоу сцены, где актёры, изображающие израильских солдат, расстреливают палестинцев, «солдат» убивает палестинскую девочку, и ряд других сцен, оценённых официальными лицами МИД Израиля как «сцены, не имеющие даже отдалённой связи с реальностью и показывающие солдат Армии Израиля как убийц невинных детей» . В Израиле отмечают, что это не частная инициатива, так как сериал был показан по государственному каналу .
В январе 2010 года после показа очередной части сериала « Долина Волков: Западня » турецкий посол в Израиле Ахмет Огуз Челиккол ( англ. Ahmet Oguz Celikkol ) был вызван в МИД Израиля для объяснений. Недовольство Израиля вызвали сцены, где агенты « Моссада » в исполнении турецких актёров похищают турецких детей и берут в заложники турецкого посла вместе с семьёй . Заместитель министра иностранных дел Израиля Дани Аялон в беседе с послом высказал мнение, что «сцены, похожие на показанные в сериале, делают небезопасной жизнь евреев в Турции» . На этой встрече Аялоном был демонстративно нарушен ряд норм дипломатического этикета, что привело в дальнейшем к дипломатическому скандалу . Сам Огуз Челиккол также осудил возобновление показа сериала турецким телевидением .
Нападки на евреев звучат также на турецком телевидении . Представители еврейской общины Турции в начале 2009 года выразили беспокойство в связи с антисемитскими высказываниями, прозвучавшими в ряде телепередач .
В январе 2009 года были отмечены следующие антиеврейские акции :
В июне 2010 года в турецких магазинах появились плакаты с надписью «Мы не принимаем собак и израильтян» .
В конце XX — начале XXI веков в Турции произошли три антиеврейские террористические акции. Во всех трёх случаях боевики атаковали главную синагогу Стамбула — « Неве Шалом » .
6 сентября 1986 года террорист из палестинской организации Абу Нидаля расстрелял из автомата посетителей стамбульской синагоги «Неве Шалом» во время субботней молитвы. Было убито 22 и ранено 6 евреев .
1 марта 1992 года террорист ливанской организации « Хезболла » бросил ручную гранату в синагогу «Неве Шалом». Погибших не было, один прохожий был ранен .
15 ноября 2003 года с помощью заминированных автомобилей, которые вели смертники, были осуществлены взрывы возле двух синагог в Стамбуле . 25 человек были убиты и более 300 ранены . Исламисты объяснили свои действия тем, что в синагогах «работали израильские агенты». Ответственность взяли на себя одновременно « Аль-Каеда » и турецкая исламистская организация . За организацию взрыва турецким судом было осуждено 48 человек, связанных с «Аль-Каедой» .
21 августа 2003 года Йосеф Яхья, 35-летний стоматолог из Стамбула, был обнаружен мёртвым в своей клинике. Убийца был задержан в марте 2004 года и признался, что убил Яхья из антисемитских побуждений .
6 января 2009 года турецкими болельщиками был сорван баскетбольный матч на Кубок Европы между командами «Бней Ха-Шарон» и «Турк Телеком». Болельщики выкрикивали оскорбительные лозунги и пытались забрасывать израильских спортсменов попавшимися под руку предметами. Полиция защитила израильтян от нападения .
Также в январе 2009 года зафиксировано нападение на еврейского солдата в турецкой армии . Нападавший был немедленно наказан командиром базы. В этот же период несколько еврейских студентов подверглись словесным оскорблениям и физическим нападениям .
В июне 2010 года исламисты угрожали насилием турецким евреям в связи с турецко-израильским конфликтом вокруг «Флотилии свободы» .
Прямые антисемитские акции в Турции преследуются правительством. Так, в 2009 году владелец магазина, вывесивший на дверях плакат с надписью «Евреям и армянам вход воспрещён!», был приговорён к пяти месяцам тюремного заключения . Однако в отчёте Всемирного еврейского конгресса отмечается, что в период операции в Газе турецкая юстиция не преследовала участников антисемитских акций и не препятствовала антисемитскому подстрекательству .
В октябре 2004 года в социалистическом турецком журнале «Birikim» было опубликовано заявление под названием «Нет терпимости к антисемитизму!» Оно было подписано 113 известными турецкими мусульманскими и немусульманскими интеллектуалами .
Во время проведения операции «Литой свинец», в связи с вызванным операцией особо враждебным отношением к Израилю и евреям, турецкая полиция приняла меры для защиты еврейских учреждений в Турции . Многие либеральные журналисты в газетах Hürriyet , Milliyet и Vatan делали взвешенные заявления, отмечая, что критика политики Израиля не должна переходить во враждебность по отношению к евреям . Охрана еврейских учреждений в Турции была усилена также в июне 2010 года после инцидента с «Флотилией свободы». Министр внутренних дел Турции сказал, что власти не допустят чтобы турецкие евреи пострадали от антиизраильских выступлений .
Выступая с критикой Израиля в связи с операцией в Газе, премьер-министр Турции Эрдоган подчеркнул, что «Антисемитизм является преступлением против человечества» . 27 января 2010 года в Международный день памяти жертв Холокоста министерство иностранных дел Турции заявило, что Турция будет продолжать политику, направленную против антисемитизма, расизма , ксенофобии и дискриминации .
Согласно опросам общественного мнения, проведённым в 2007—2009 годах, в турецком обществе наблюдается высокий уровень ксенофобии . 64 % турок не хотели бы видеть своими соседями евреев, 76 % относится к евреям отрицательно и лишь 7 % относится положительно .
Обозреватель лево-либеральной турецкой газеты Мурат Арман ещё в 2005 году писал, что ситуация в Турции напоминает ему 1930-е годы в Германии , когда в СМИ часто обсуждалось доминирование евреев в экономике, предположение об их тайной деятельности против Германии, вредное влияние на немецкое общество и так далее. Он полагал, что это чрезвычайно опасная тенденция и что такой массовой агитации против немусульманского населения в Турции не было уже много лет .
В январе 2010 года в газете « Гаарец » был опубликован доклад Международного центра политических исследований при Министерстве иностранных дел Израиля, в котором утверждается, что антиизраильские выступления турецкого премьер-министра Эрдогана способствовали росту антисемитских настроений в турецком обществе .
В Турции в частных магазинах систематически появляются надписи типа «Евреям вход воспрещён». Беспокойство по этому поводу выражают американские еврейские организации .
Некоторые эксперты полагают, что роста антисемитизма в Турции не наблюдается , но большинство отмечают ряд опасных явлений, в частности, появление антисемитских плакатов и попытки антисемитской пропаганды в турецких школах . Профессор IDC считает, что открытая пропаганда антисемитизма в Турции «далеко превосходит всё, что происходит в Европе» .
После захвата Израилем «Флотилии свободы» у берегов Газы 31 мая 2010 года , повлёкшего гибель девяти турецких граждан, премьер-министр Турции Эрдоган сказал, что «Израиль должен положить конец спекуляции антисемитизмом во всем мире» , а турецкие демонстранты на антиизраильских митингах использовали антисемитские лозунги, включая «Смерть евреям!» .
Глава еврейской общины Турции заявил, что «любое антиизраильское заявление может легко превратиться в осуждение евреев. Всякий раз, когда начинается война на Ближнем Востоке, в мире растёт антисемитизм». Он полагает, что многие люди не способны различить израильтян и евреев и переносят критическое отношение к политике Израиля на граждан Турции еврейского происхождения . Рифат Бали полагает, что любые попытки противостоять росту антисемитских настроений приведут к ухудшению ситуации и турецким евреям нужно либо уезжать, либо быть готовыми жить в массовом антисемитском окружении .
В отчёте «Центра изучения современного европейского еврейства» Тель-Авивского университета по состоянию конец 2019 — начало 2020 гг. утверждается, что евреи входят в число пяти групп турецкого общества, которые в основном подвергаются нападкам ненависти — наряду с сирийцами , киприотами , греками и армянами .