Брест
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 113Г000021 |
Свя́то-Никола́евская бра́тская це́рковь — православный храм в Бресте . Каменная церковь была возведена в 1904 году на средства Святейшего синода и многочисленных жертвователей, в первую очередь офицеров и моряков, участвовавших в русско-японской войне . Главный престол был посвящён святителю Николаю, в то время как остальные два освящены были в честь святого апостола Иакова Алфеева и во имя святой великомученицы Варвары . При храме действовали приют для беспризорников, приходская школа, столовая для бедных и ночлежный дом. Во время нахождения Бреста в составе Польской республики церковь продолжала действовать. Совместно с Русским обществом была открыта «Русская гимназия». В Великую Отечественную войну и в первые послевоенные десятилетия храм не прекращал свою деятельность. В 1961 году церковь была закрыта, и в её здании разместили местный архив. Попытки вернуть здание церкви предпринимались с конца 1980-х годов, и первая Божественная литургия была отслужена уже в январе 1990 года. В течение 1990-х годов храм был полностью восстановлен. Сейчас при храме действуют воскресная школа, три хора, сестричество милосердия, Православное молодёжное братство.
Свято-Николаевская братская церковь является крестово-купольным храмом с высокой восьмигранной звонницей, завершённой маковкой. Церковь представляет собой памятник Русско-византийского стиля с элементами московского церковного зодчества середины XVII века с традиционной четырёхчастной композицией. Своды в интерьере украшены росписями. В храме хранятся множество реликвий.
На месте церкви первоначально находился каменный кафедральный Николаевский собор, ставший местом принятия Брестской унии 1596 года . В 1867 году было вновь возрождено , основанное в 1591 году, стараниями членов которого на деньги жертвователей в 1885 году была сооружена деревянная Братская церковь. 14 июня 1894 года на свободные деньги братство решило при церкви открыть церковно-приходское училище. Однако уже в пожаре, охватившем Брест-Литовск 4—5 мая 1895 года, храм сгорел до основания, но при этом уцелела икона Святого Николая . После принятия решения 9 мая того же года о постройке новой, уже каменной церкви были возведены временный деревянный храм и каменная часовня (1903 год) .
Автором проекта храма, вероятно, является гродненский губернский архитектор И. К. Плотников. В 1895—1896 годах проект находился на рассмотрении в губернаторстве : было отмечено несоответствие количества украшений смете . В 1897 году братство обратилось к верующим с обращением, в котором призывало посильно жертвовать на строительство храма. За средства отвечал председатель совета братства, податный инспектор, статский советник Семён Васильевич Парфененко, который сдавал их в брестское казначейство в сберегательную кассу на особую книжку . Строительство обошлось в 72 тысячи рублей. 25 тысяч рублей пожертвовал Святейший синод . Также источником средств для строительства стали пожертвования моряков и офицеров, участвовавших в русско-японской войне: святитель Николай считался их заступником. Были использованы средства братства в честь святителя Николая и Афанасия, преподобного игумена Брестского , прихожан, православных христиан Сербии и Болгарии . Остальную сумму внёс сам император Николай II . От него же церковь получила список погибших моряков для вечного поминовения. Помощь в возведении храма оказывал Пётр Столыпин . Возведение самого кирпичного храма относится к 1903—1906 годам или 1904—1906 годам . 6 [19] декабря 1906 года церковь была торжественно освящена . Главный престол был посвящён святителю Николаю, в то время как остальные два освящены были в честь святого апостола Иакова Алфеева и во имя святой великомученицы Варвары . В начале XX века проводились поминальные службы по жертвам русско-японской войны, включая экипаж крейсера « Варяг » . В 1909 году при храме был открыт приют для беспризорников, при этом также оказывалась помощь нищим и инвалидам. В 1911 году была создана приходская школа , открылись столовая для бедных и ночлежный дом .
Первый настоятель церкви отец Сергий Товаров занимал данный пост вплоть до 1915 года, когда в связи с отступлением царской армии уехал из города. Возрождением духовной жизни прихода занялся следующий настоятель иеросхимонах Феофан (Нестерук), который до этого был насельником скита Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря на Белом Озере. После того как церковная деятельность была налажена, в 1919 году Феофан возвратился в монастырь, передав пост протоиерею Леониду Романскому. В 1922 году пост настоятеля занял протоиерей Константин Зноско, вернувшийся из эвакуации в Елец . Зноско принимал участие в строительстве самого храма и служил в нём до 1914 года, когда ушёл на фронт священником 8-го Финляндского полка . Ввиду нахождения Бреста в составе Польской республики настоятелю приходилось прикладывать много усилий для противостояния католической экспансии и полонизации . Так, совместно с Русским обществом он открыл «Русскую гимназию». После того как в 1938 году Константин Зноско ушёл на покой, должность настоятеля занял его сын протоиерей Митрофан Зноско-Боровский . Присоединение Западной Белоруссии к БССР повлекло за собой ущемление прав верующих, которые настоятель всячески отстаивал, за что неоднократно вызывался на допросы в НКВД . Во время Великой Отечественной войны протоиерей М. Зноско помогал нуждающимся и, как и ранее его отец, пытался защитить церковь от националистических посягательств, подогреваемых оккупационными властями . В июле 1944 года протоиерей эмигрировал, а пост настоятеля занял протоиерей Михаил Тарима, секретарь епископа Брестского Паисия (Образцова) . В 1949 году по сфабрикованному обвинению в антисоветских проповедях настоятель был осуждён на 25 лет лишения свободы (освобождён в 1954 году). Вслед за этим последовала череда быстрых смен настоятелей: за небольшое время пост поочерёдно занимали протоиерей Георгий Реминский, протоиерей Иоанн Давидович и протоиерей Владимир Рункевич. При этом богослужение в храме не прерывалось. В эпоху « оттепели », несмотря на протесты верующих, власти стали требовать закрыть храм. Брестский областной совет депутатов трудящихся принял решение 639 о снятии с учёта действующей Никольской приходской церкви. После того как была отслужена последняя литургия , храм был закрыт. Это состоялось 14 ноября 1961 года . В апреле 1962 года для храма начался новый этап: с него последовательно спилили все кресты над куполами , при помощи металлических тросов разрушили иконостас , выкинули киоты с иконами и сбили кресты, служившие украшением фасада . Церковная утварь была собрана прихожанами и отнесена на сохранение в Свято-Симеоновский собор .
Вплоть до 1991 года здание храма использовалось как хранилище Государственного архива Брестской области . В 1980-е годы брестские верующие во главе с В. А. Петровым создали инициативную группу. Благодаря её действиям и ходатайству Д. С. Лихачёва в декабре 1988 года совет по делам религий в Москве зарегистрировал брестскую православную общину. Местные власти подняли вопрос о переносе архива, но он был со временем благополучно улажен, при этом верующие помогали в переезде учреждения. Благодаря новому настоятелю протоиерею Михаилу Сацюку (1951—1998 ) и инициативе верующих летом 1989 года на куполах храма были вновь воздвигнуты кресты. Были убраны внутренние перегородки и второй этаж, укреплена колокольня и повешены колокола. Первая Божественная литургия была отслужена 7 января 1990 года, в праздник Рождества Христова . 18 февраля того же года митрополит Минский и Гродненский , Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев) , епископы Брестский и Кобринский Константин (Хомич) , Люблинский и Холмский Авель (Поплавский) освятили престол в честь святителя Николая Чудотворца . В сентябре 1993 года в храм нанёс визит Блаженнейший Василий (Дopoшкeвич) , митрополит Варшавский и всея Польши .
Благодаря пожертвованиям прихожан и промышленных предприятий Бреста окончательно церковь была восстановлена, по одним данным, в 1994 году , а по другим — в 1996 году . Летом 1995 года состоялся визит в храм Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Усилия настоятеля храма Михаила Сацюка по его восстановлению были высоко оценены Патриархом, который наградил протоиерея правом ношения митры . 12 октября 1998 года Михаил Сацюк был убит. Новый настоятель был назначен 15 октября того же года: им стал протоиерей Петр Романович. Во время настоятельства отца Петра его усилиями было возведено здание воскресной школы (в 2001 году ), которая действует при храме с 1991 или с 1992 года , и открыта церковная библиотека .
23 июня 2001 года во время повторного визита в храм Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил в нём всенощное бдение , передав церкви образ святых Кирилла и Мефодия . В 2002 году церковь посетил Блаженнейший Савва (Грыцуняк) , митрополит Варшавский и всея Польши. В том же году при приходе открылось милосердия, оказывающее помощь больным раком, больным Брестской районной больницы, малоимущим людям и инвалидам-колясочникам .
28 мая 2005 года по случаю 100-летия Цусимского сражения у церкви был открыт памятный знак в честь моряков. Освятил его епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома) . На памятном камне написан следующий текст: «Морякам участникам русско-японской войны 1904—1905, их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения». Установленные мемориальная плита и якорь призваны напоминать о погибших моряках. Кроме того, в притворе храма установлены мраморные доски с высеченными золотыми буквами именами свыше тридцати моряков — документально подтверждённых уроженцев Брестчины, погибших в русско-японскую войну .
В 2006 году при храме было образовано Православное молодёжное братство в честь святителя Николая. В 2008 году братчики начали издание приходской, информационно-просветительской газеты «Братский листок». В апреле того же года был открыт приходской интернет-сайт .
22 мая 2006 года, по случаю столетнего юбилея Никольского храма, в Брест прибыл с апостольским визитом Предстоятель Белорусской Православной Церкви митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет. Ему сослужили Высокопреосвященнейший Стефан (Корзун) , архиепископ Пинский и Лунинецкий , и Иоанн, епископ Брестский и Кобринский .
При церкви действуют три хора, принимающие участие в богослужениях: профессиональный или большой хор, малый клирос и детско-юношеский хор воспитанников воскресной школы .
Для крестово-купольного храма , построенного на высоком цоколе , характерна продольно-осевая объёмно-пространственная композиция. Доминирующим элементом в ней является высокая восьмигранная звонница , имеющая открытый верхний ярус-звон. Завершением последнему служит высокий шатёр с на восьмигранном барабане . Объединяющим элементом между звонницей и центральным двухъярусным объёмом является протяжённая трапезная . Для разделения последней на два яруса были использованы ряды арочных оконных проёмов. Завершением же кубовидного объёма средокрестия служит живописное пятикуполье . Центральному куполу, который, как и остальные , покоится на цилиндрическом барабане, был придан шлемовидный облик . С востока центральный объём смыкается с пятигранной апсидой с боковыми ризницами . Для подчёркивания главного входа используется монументальная паперть , имеющая вид трёхпролётных висячих аркатур , а на мощных столбах расположен двухгранный . Аналогичное решение, хоть и в уменьшенном виде, было применено для угловых входов центрального объёма. Для оформления имеющих разный размер арочных оконных проёмов используются плоскостные наличники и филёнки . Декор выполнен с использованием элементов древнерусского зодчества: кокошников , килевидных арок, филёнчатых лопаток , квадратных розеток , бочкообразных фигурных колонок и зубчатых фризов . Для выделения цокольной части храма применён многослойный архитектурный облом . Двухъярусный основной объём, по мнению некоторых исследователей, имеет различную для ярусов трактовку в архитектурно-декоративном плане. Так, звоннице и пятикуполью второго яруса противопоставляются плоские стены, для расчленения которых использованы филёнковые лопатки с килевидными завершениями, и арочные проёмы первого яруса .
Своды в интерьере украшены росписями. Апсиду отделяет трёхъярусный деревянный иконостас .
Церковь является памятником русско-византийского стиля с элементами московского церковного зодчества середины XVII века с традиционной четырёхчастной композицией . К элементам московского зодчества относят шатровую звонницу с луковичной главкой , восьмигранный ярус-звон, для которого применены арочные проёмы с килевидными обрамлениями . По мнению И. Н. Слюньковой, храм был построен по проекту церкви- базилики .
Между 1915 и 1918 годами | Между 1915 и 1918 годами | Между 1915 и 1918 годами | Декабрь 1917 |
Храм является местом хранения образа Николая Чудотворца (в алтаре ) и мощей преподобномученика Афанасия Филипповича . Последние оставлены в дар Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II . В число культовых реликвий входят частица древа Животворящего Креста Господня , на котором распяли Иисуса Христа , саккос святителя и чудотворца Феодосия Черниговского , подаренный митрополитом Черниговским и Нежинским Антонием 2 октября 1993 года , и другие. Особого почитания удостоено Святое Распятие с частицей камня Голгофы из Иерусалима . Частица камня из Голгофы была привезена покойным настоятелем протоиереем Михаилом Сацюком из Иерусалима в 1995 году. Кроме того, в храме имеются икона с мощами святителя Корнилия Иркутского, «иконостас» с несколькими святынями: частичками камня Гроба Господня, Креста Животворящего, мощей святых мучеников Пантелеимона , Евфимия , Акакия , Евстафия. В 1999 году в храм была доставлена частица мощей святителя Феодосия Черниговского . Образ Николая Чудотворца был передан церкви служителями музея «Спасённые художественные ценности» после конфискации иконы на таможне .
После ухода немецких войск из Бреста в феврале 1919 года в городе была установлена власть возрождённого Польского государства . Польские власти постепенно национализировали все здания, государственные и частные, которые предназначались и использовались для образования. В этих условиях приход Братской церкви отдал в безвозмездное использование на своей территории небольшое здание и две подсобные постройки. В них смогли разместить 8 классов гимназии, 3 класса начальной школы, учебные, преподавательские и административные кабинеты, санузел и т. д. В связи с быстрым ростом учащихся в обеих школах перешли на две смены, ввели параллельные классы, в некоторых из классах училось свыше 50 учеников. В результате руководство школьного округа пригрозило закрыть гимназию «из-за несоответствия условий работы министерским инструкциям». Чтобы исправить положение, приход Братской церкви предоставил новый участок. При помощи пожертвований со стороны верующих и церковной помощи были собраны средства на постройку нового здания гимназии .