Interested Article - Спасская церковь (Тюмень)

памятник архитектуры (федеральный)

Спа́сская це́рковь (Храм в честь Нерукотворённого О́браза Спа́са ) — один из старейших и наиболее выразительный среди храмов Тюмени , памятник архитектуры федерального значения. Сочетает в своей архитектуре сибирское барокко конца XVIII века и русский стиль начала XX века. Располагается по адресу: ул. Ленина , 43 (на перекрёстке улиц Ленина и ).

История

Храм на Большой Спасской проезжей улице

По предположению , церковь Всемилостивого Спаса первоначально находилась где-то здесь.
Рисунок Тюмени между пожарами 1668 и 1695 годов. Гравюра из книги Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария»
План Тюмени около 1700 года из «портфелей Миллера ». Церковь Всемилостивого Спаса обведена жёлтым контуром.

(ст. 121) гласит, что Спасская церковь возведена в 1586 году при закладке Тюменского кремля :

поставиша град Тюмень, июля в 29 день, еже Чинги слых, и церковь воздвигоша Всемилостивого Спаса, первую в Сибири

Того же мнения придерживался и казанский церковный историк И. М. Покровский . Вместе с тем , сибирский этнограф Н. А. Абрамов и харьковчанин П. Н. Буцинский отдавали первенство по времени строительства другим тюменским храмам . Например, П. Н. Буцинский ссылается на документ, из которого следует, что ещё в 1600 году Спасской церкви в Тюмени не было .

Таким образом, первым достоверным упоминанием о тюменской Спасской церкви является Дозорная книга 1624 года , называющая в укреплённом посаде церковь во имя Всемилостивейшего Спаса, деревянную, холодную . Храм располагался на торговой (гостиной) площади, возле стены Тюменского кремля . Вслед за известным тюменским краеведом-любителем по сходству названий логично предположить, что рядом находилась и Спасская проезжая башня кремля , от которой начиналась Большая Спасская проезжая улица (ныне улица Республики ) . По мнению А. С. Иваненко, церковь находилась ориентировочно чуть левее современного дома номер 1 по ул. Республики, это место сейчас уже смыто Турой .

После сильного пожара 1668 года стены посада были отодвинуты на восток. Так, Спасская проезжая башня была перенесена из кремля на место сгоревшей Знаменской башни острожной стены (перекрёсток современных улиц Республики и Челюскинцев). Новая стена посада прошла вдоль будущей улицы Иркутской (ныне ) и простояла до пожара 1766 года . Вместе с тем на рисунке Тюмени между 1668 и 1695 годами из книги Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария» и на плане города около 1700 года , обнаруженном П. М. Головачёвым в «портфелях Миллера » , церковь Всемилостивого Спаса показана на прежнем месте возле кремля.

«Список тюменский городовой нынешнего 204 г.» в рассказе о разрушительном пожаре 14 (24) апреля 1687 года также сообщает, что Спасская церковь находилась возле кремля, и от неё загорелись кремлёвские постройки . Пострадала церковь и в пожаре 2 (12) октября 1695 года , после которого было принято решение о начале в городе каменного строительства, из-за нужд Северной войны реализованное в сильно усечённом виде . Академик Г. Ф. Миллер упоминает в 1741 году в Тюмени церковь Нерукотворённого Образа с приделом чудотворца Сергия Радонежского , то есть храм после пожара был восстановлен.

С. П. Заварихин и Б. А. Жученко утверждают, что новая каменная церковь возведена на месте старого деревянного Спасского храма с приделом Тихвинской Божьей Матери , срубленного в 1753 году . Таким образом, храм был перенесён на своё нынешнее место в 1-й половине XVIII века . Сообщение А. С. Иваненко о том, что в каменной Спасской церкви хранилась икона Нерукотворного Спаса, с которой тюменцы совершали ежегодный крестный ход до с. Каменка начиная ещё с 1650 года , в любом случае свидетельствует о наличии преемственности между старым деревянным храмом Всемилостивого Спаса и новым каменным . Тоболяк И. В. Белич считает, что после пожара 1766 года деревянная церковь уже не восстанавливалась вплоть до 1796 года , когда стали строить каменный храм , однако есть и другие мнения .

Каменный храм

Первоначальный вид храма. Западная сторона. До 1887 года
Западная сторона после реконструкции по проекту Б. Б. Цинке .

Возведение каменной Спасской церкви завершило третий строительный период в истории Тюмени, когда были последовательно заложены также каменные ( 1768 , не сохранилась), Знаменская ( 1768 ), Крестовоздвиженская ( 1775 ), Михаило-Архангельская ( 1781 ) и Вознесенско-Георгиевская ( 1789 ) церкви . Двухэтажная каменная Спасская церковь была заложена 20 июня ( 1 июля ) 1796 года (мемориальная доска на здании ошибочно указывает на 1794 год ). В 1798 году зимний (тёплый) храм нижнего этажа был закончен и освящён в честь Тихвинской Богородицы . Строительство верхней церкви завершилось лишь в 1819 году с освящением в честь Спаса Нерукотворного . Престол Спаса считался главным, по нему церковь и стала именоваться Спасской, так же как и проходящая мимо неё улица .

Известен факт, что в каменном храме в специально устроенных склепах были похоронены строители ( ктиторы ) и старейшие священнослужители храма . 6 (18) февраля 1893 года при храме была открыта одноклассная Спасо-Архангельская церковно-приходская школа .

До революции здание дважды претерпело реконструкцию. Сперва по проекту архитектора Тобольской и Сибирской епархии Б. Б. Цинке-Готлиба в 1887 году с западной стороны была сооружена массивная двухэтажная паперть с шатровыми крыльцами в русском стиле . Новый объём вышел за красную линию и практически заслонил церковь . Инициатором следующей реконструкции выступил бывший тюменский городской голова , купец I гильдии Андрей Иванович Текутьев , долгое время ( 1902 1916 ) на общественных началах исполнявший в Спасской церкви обязанности старосты .

После смерти в 1913 году жены Текутьева Евдокии Яковлевны городской архитектор разработал по желанию купца проект строительства к церкви придела . Однако здание считалось уже культурной ценностью , в связи с чем епархиальная консистория вынуждена была отправить проект на согласование в Императорскую археологическую комиссию , которая в ноябре 1913 года реконструкцию запретила, ибо та

заслонит очень интересные в художественно-архитектурном отношении части северного фасада и уничтожит красивые наличники.

Текутьева запрет не остановил. К. П. Чакин переделал проект, и в 1914 1916 годах северный придел был на средства купца возведён. В приделе размещены престолы : на первом этаже во имя небесных покровителей четы Текутьевых — Андрея Критского и преподобномученицы Евдокии , на втором этаже во имя Иоанна Тобольского и Сергия Радонежского . Там же в склепе были погребены сам Текутьев (ум. в 1916 году ) и его супруга .

Северный придел почти точно повторил очертания основного объёма, таким образом церковь приобрела редкую для Сибири «сдвоенную» форму. Через несколько лет западные фасады основного храма и северного придела были объединены пристройкой к ним двухэтажной паперти - притвора со всходом в русском стиле .

Послереволюционный период

Первая волна гонений на религию прошла по Тюмени в 1922 году . В период с 8 апреля по 5 мая состоялась кампания по изъятию церковных ценностей , из храма изъяли 4 пуда и 6 фунтов серебра . В ноябре в честь 5-й годовщины Октябрьской революции была переименована 41 городская улица. В этом списке оказалась и Спасская, получившая имя Ленина . По воспоминаниям художника А. П. Митинского, прах А. И. Текутьева был убран из церкви примерно в то же время, в 1920 1921 годах . По состоянию на июнь 1927 года Спасская церковь наряду со Всехсвятской оставались единственными в городе храмами сторонников патриарха Тихона (ещё 2 церкви были отданы последователям обновленческого толка ); приход церкви насчитывал 1 500 человек .

В 1929 году началась вторая волна гонений на религию. Благочинный Тюмени протоиерей Алексей Тоболкин и настоятель Спасской церкви священник Илья Популов обвинены газетой «Красное Знамя» в хищении церковных ценностей , постановлением президиума Тюменского горсовета от 16 декабря закрываются обе «обновленческие» Знаменская и Михаило-Архангельская церкви, а 15 января 1930 года из ведения религиозной общины изъята и Спасская церковь за «неуплату долгов и за невыполнение обязательств» по использованию культового имущества . Первоначально в ней была устроена для высылаемых на Север раскулаченных (в ряде источников она названа общежитием ). Со снижением в 1932 году остроты вопросов коллективизации и раскулачивания церковь планировалось взорвать вслед за , однако в городской Совет пришёл циркуляр из Наркомпроса РСФСР от 3 августа за № 17147:

Сектор науки Наркомпроса доводит до В/сведения, что б. Спасская церковь гор. Тюмени состоит на учёте и под охраной Наркомпроса, а поэтому сломка и искажение её наружной архитектуры недопустимы и будут караться, как нарушение декретов ВЦИК и СНК об охране памятников искусства и старины…

В результате удалось снести только отдельно стоящую колокольню, а здание использовали под размещение городского архива (до 1960 года архивы входили в структуру НКВД МГБ МВД ), переместившегося из Свято-Троицкого монастыря , и Центральной городской библиотеки (ныне Тюменская областная научная библиотека им. Д. И. Менделеева ). С августа 1941 года по март 1942 года здесь хранились 96 опечатанных ящиков с эвакуированными из Симферополя ( Центрального музея Тавриды ) крымским золотом и античными музейными ценностями. Ценности сопровождал до Тюмени и охранял в городе Константин Иосифович Дубинин, отец председателя Центрального банка РФ С. К. Дубинина .

Вдохновлённые изданием постановлений Совнаркома СССР «О порядке открытия церквей» от 28 ноября 1943 года и «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов» от 19 ноября 1944 года , верующие ходатайствовали в 1945 году перед Тюменским облисполкомом о возвращении им здания церкви, поскольку единственной действующей церковью в городе оставалась маленькая Всехсвятская . Вместо возврата Спасской церкви верующим был передан Знаменский собор .

В 1959 году в связи с неудовлетворительными условиями хранения документов архив был переведён в Тобольск , а в 1981 году библиотека переехала в новое здание по , 59, её место заняли фонды и научная библиотека . Постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года № 503 Спасская церковь наряду со Знаменским собором и Свято-Троицким монастырём отнесена к числу государственных памятников архитектуры . Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 переведена в разряд памятников республиканского значения. В середине 1970-х годов начата реставрация, вокруг церкви были поставлены строительные леса , но реставраторов отозвали в Москву для подготовки города к приёму Летних Олимпийских игр 1980 года . Реставрация возобновилась только 24 марта 2004 года по распоряжению губернатора С. С. Собянина , закончилась весной 2006 года .

Происшествия, вошедшие в городские легенды

Спасская улица. Место, где проезжали цесаревичи и тонули лошади.
  • Легендарным среди тюменцев стал случай, когда 14 (26) апреля 1826 года в районе Гостиного двора, по сообщению « », в «несусветной грязи» утонула лошадь ржевского мещанина Андрея Березникова . Как утверждает А. С. Иваненко, это примечательное событие произошло как раз на перекрёстке современных улиц Челюскинцев и Ленина, возле Спасской церкви .
  • Действующие монархи Тюмень не посещали, а вот наследники престола были дважды. Вечером 31 мая ( 11 июня ) 1837 года в город прибыл совершавший большое путешествие по России цесаревич Александр Николаевич , будущий император Александр II. Его карета остановилась возле Спасской церкви, цесаревич поцеловал крест и зашёл помолиться в храм .

Современное состояние

На сегодня здание является объектом культурного наследия ( памятником архитектуры ) федерального значения (код 7210007000) , продолжает использоваться в качестве фондохранилища Музейного комплекса имени И. Я. Словцова . Среди хранящихся в церкви музейных экспонатов имеется, в частности, « Триодь постная » Швайпольта Фиоля издания 1492 года — одна из первых напечатанных книг на кириллице .

15 июля 1991 года президиум Тюменского городского Совета народных депутатов принял решение о передаче храма Тобольской и Тюменской епархии , вместе с тем решение не исполнено до сих пор по причине затянувшегося строительства нового здания музея на , 63. Открытие церкви ожидается в 2019 году .

Начиная с 2006 года Спасская церковь является центром скандала по поводу планов возведения вокруг неё сначала гостиницы « Marriott », а затем жилого массива. Скандал вместил в себя проведение пикетов , признание судом незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области и даже открытое письмо членов Союза писателей России (в числе авторов Валерий Ганичев и Валентин Распутин ) . Принятое в августе 2012 года в пользу представителей общественности судебное решение было отменено кассационной инстанцией 26 декабря того же года .

В 2018 году музейные коллекции были перенесены во вновь построенное здание Тюменского музейного комплекса.

В 2020 году при очередной реставрации в церкви были человеческие останки. Антропологическая экспертиза, проведённая в Институте этнологии и антропологии РАН, установила, что они принадлежат бывшему главе Тюмени, купцу Первой гильдии Андрею Текутьеву . До этого момента место его захоронения оставалось загадкой.

Переезд музейных коллекций. 2018.

Архитектура

Храм в плане продолговатый, трёхчастный, что типично для западносибирского культового зодчества. План Спасской церкви подобен плану построенной несколько ранее Вознесенско-Георгиевской , совпадают даже многие размеры. Вместе с тем она обладает архитектурным своеобразием. В основном объёме активно применялись приёмы сибирского барокко , хотя и менее раскованно по сравнению со Знаменским собором .

Храм вытянут «кораблём», над трапезной возведена колокольня типа « восьмерик на четверике », почти равновеликая с четвериком. Он «сдвоен» не только в ширину (состоит из двух основных объёмов), но и в высоту (двухэтажный). Зимой службы велись в подклете , крытом коробовым сводом. Свод верхнего этажа более нарядный — гранёный, восьмилотковый. Наличники весьма разнообразны по узору. Как отмечают историки архитектуры, «стиль барокко ощутим в пластичной трактовке завершений церкви с использованием фигурных купольных покрытий с переломом, , ярусных контрастно убывающих восьмериков со скульптурными волютами » .

Мотив пятиглавия получил в данном храме оригинальную декоративную интерпретацию. Благодаря малым размерам угловых главок и усложнённому ярусному построению центральной главы , церковь воспринимается как одноглавая. Высотная активность придана и венчанию апсиды . Фасады церкви отличаются развитым декором . Особенность зданию придаёт приём фланкирования четверика храма гранёными башнеобразными пилястрами , которые увенчаны наподобие фиал малыми главками .

Самостоятельную композицию образует построенный в 1887 году по проекту Б. Б. Цинке-Готлиба объём широкой паперти , который примыкает с западного направления и выдвигается на красную линию . Его архитектурные формы представлены в русском стиле и отличаются дробной пластикой фасадов, включающей в себя многочисленные кокошники , колонки с перехватами, разнообразные ширинки, «бегунцы», «перспективные» порталы , шатровые покрытия и т. д. Исследователи отмечают пластическую перегруженность фасада этой церкви и называют её самой декоративной в Тюмени . По словам С. П. Заварихина и Б. А. Жученко, «говорить о каком-либо архитектурном единстве церкви и пристроя не приходится» .

На втором этаже в интерьере летней церкви присутствуют фрагменты росписи, скорее всего выполненной мастером золотарского цеха, тобольским мещанином Петром Михайловичем Бельковым. В этом же месте находилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса . К настоящему времени иконостасы утрачены .

Примечания

  1. / Под ред. А. Зоста. — СПб. : Тип. Ф. Г. Елеонского и Ко, 1880. — С. 33. — XLVIII с.
  2. Покровский И. М. // Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы: В 2 томах. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1897. — Т. I (XVI - XVII вв.). — С. 509. — 534 с.
  3. Ива А. (Иваненко А. С.). (недоступная ссылка — ) . PRO.Тюмень (12 января 2001). Дата обращения: 22 января 2013.
  4. Буцинский П. Н. . — Харьков: Тип. Губернского Правления, 1889. — С. 84. — IV, 345 с.
  5. Головачёв П. М. . — 1-е изд. — М. : Типо-литогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1903. — С. 19, 50, 59—61, 66—67, 145—147. — 166 с. 27 февраля 2014 года.
  6. Заварихин С. П., Жученко Б. А. Архитектура Тюмени. — 1-е изд. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — С. 22, 77—80, 128—129. — 295 с. — 1000 экз. ISBN 5-93544-001-6 .
  7. Антуфьева Н. // Сибирская православная газета : газета. — Тюмень, 2012. — № 5 . 1 июля 2013 года.
  8. Улица Челюскинцев // Новые прогулки по Тюмени: Путеводитель. — Тюмень: Радуга-Т, 2008. — С. 157—161. — 335 с. — 4000 экз. ISBN 5-93544-006-7 .
  9. Белич И. В. // Вестник археологии, антропологии и этнографии ИПОС СО РАН : журнал. — Тюмень, 2009. — № 11 . — С. 149, 151—152 . — ISSN . 28 февраля 2014 года.
  10. Миллер Г. Ф. // . — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 23 июля 2014 года.
  11. Козлова-Афанасьева Е. М. Церковь Спасская (ул. Ленина, 43) // Архитектурное наследие Тюменской области: Научный каталог. — 1-е изд. — Тюмень: Издательство Искусство, 2008. — С. 249—250. — 488 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-9901237-2-4 .
  12. Курмачёв В. А. // Сибирская православная газета : газета. — Тюмень. 25 мая 2013 года.
  13. Сбитнев Е. // Сибирская православная газета : газета. — Тюмень, 2012. — № 5 . 27 февраля 2014 года.
  14. Калининский В. // Тюменская область сегодня : газета. — Тюмень, 17 мая 2012. 27 сентября 2013 года.
  15. . Тобольская и Тюменская епархия . Дата обращения: 6 января 2013. 26 июня 2019 года.
  16. Петрушин А. А. «Живее всех живых...» // Тюмень без секретов, или Как пройти на улицу Павлика Морозова. — 1-е изд. — Тюмень: Мандр и Ка, 2011. — С. 132—133. — 320 с. — 1000 экз. ISBN 5-93020-449-7 . . Тем не менее улица Иркутская сохранила старое название до июня 1934 года .
  17. Поротников В. // Красное знамя : газета. — Тюмень, 20.12.2010. 22 октября 2013 года.
  18. В мае 2006 года возле здания церкви обнаружено захоронение 5 расстрелянных ( Петрушин А. А. Несовместимость // Тюмень без секретов, или Как пройти на улицу Павлика Морозова. — 1-е изд. — Тюмень: Мандр и Ка, 2011. — С. 136—137. — 320 с. — 1000 экз. ISBN 5-93020-449-7 . ).
  19. Чернышёв А. В. // Сибирская православная газета : газета. — Тюмень, 2005. — № 10 . 25 мая 2013 года.
  20. . Управление по делам архивов Тюменской области. Дата обращения: 25 января 2013. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
  21. Петрушин А. А. Крымское золото Спасского собора // Тюмень без секретов, или Как пройти на улицу Павлика Морозова. — 1-е изд. — Тюмень: Мандр и Ка, 2011. — С. 144—147. — 320 с. — 1000 экз. ISBN 5-93020-449-7 .
  22. : газета. — Тюмень, 28 августа 2010. 27 февраля 2014 года. Из донесения тобольскому губернатору: «Нынешнею весною, когда не было ещё дождей, и именно в 14 апреля, живущий в Тюмени ржевский мещанин Андрей Березников, проезжая днём на запряжённой в телегу лошади мимо Гостиного двора, утопил оную лошадь в грязи, так что не было возможности освободить её от сего, которая в то же время и на том же месте издохла» ( ≡ Корандей Ф. С. . Живой Журнал (30 сентября 2009). Дата обращения: 25 января 2013. )
  23. Объект культурного наследия // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Дата обращения: 2012-12-18.
  24. Дубовская Е. // Тюменская область сегодня : газета. — Тюмень, 30 сентября 2008. 27 февраля 2014 года.
  25. Перова, Валентина (2011-08-31). . Тюмень: NewsProm.Ru. из оригинала 1 марта 2014 . Дата обращения: 25 января 2013 .
  26. Борисова, Анна (2012-08-21). . Русская неделя. из оригинала 19 сентября 2012 . Дата обращения: 25 января 2013 .
  27. Кудрявцева, Александра (2012-08-28). . Русская неделя. из оригинала 19 сентября 2012 . Дата обращения: 25 января 2013 .
  28. Шарапова, Марина (2013-03-04). . Екатеринбург: Ура.ру . из оригинала 28 февраля 2014 . Дата обращения: 16 апреля 2013 .
  29. . vsluh.ru . Дата обращения: 3 февраля 2021. 23 января 2021 года.
  30. . vsluh.ru . Дата обращения: 3 февраля 2021. 18 июня 2021 года.

Литература

  • Головачёв П. М. . — 1-е изд. — М. : Типо-литогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1903. — 166 с.
  • Жученко Б. А. Новые храмы // Тюмень 425. Моё достояние: историко-краеведческий альманах / Гл. ред. Н. А. Завитневич. — 1-е изд. — Тюмень: ОЛМАРПРЕСС, 2011. — Т. I. XI тысячелетие до н. э. — 1861 год. — С. 74—75. — 424 с. — ISBN 978-5-904271-03-9 .
  • Заварихин С. П., Жученко Б. А. Архитектура Тюмени. — 1-е изд. — Тюмень: Радуга-Т, 2004. — С. 22, 77—80, 128—129. — 295 с. — 1000 экз. ISBN 5-93544-001-6 .
  • Улица Челюскинцев // Новые прогулки по Тюмени: Путеводитель. — Тюмень: Радуга-Т, 2008. — С. 157—161. — 335 с. — 4000 экз. ISBN 5-93544-006-7 .
  • Козлова-Афанасьева Е. М. 240. Церковь Спасская (ул. Ленина, 43) // Архитектурное наследие Тюменской области: Научный каталог. — 1-е изд. — Тюмень: Издательство Искусство, 2008. — С. 249—250. — 488 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-9901237-2-4 .
  • Курмачёв В. А. Церковь Нерукотворного Образа Христа Спасителя (1796-2002 гг.) // Храмы города Тюмени: Время. События. Люди. 1700-2003 гг. — 1-е изд. — Тюмень: РУТРА, 2003. — С. 390—438. — 607 с.
  • Сбитнев Е. // Сибирская православная газета : газета. — Тюмень, 2012. — № 5 .

Ссылки

  • Объект культурного наследия // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Дата обращения: 2012-12-18.
Источник —

Same as Спасская церковь (Тюмень)