Interested Article - Колеч-Мечеть (мечеть)
- 2021-05-01
- 1
Коле́ч-Мече́ть, Коле́чь-Мече́ть, Колайджа Месджид ( укр. Колеч-Мечеть , крымскотат. Küleç Meçit, Кулеч-Мечит ) — мечеть постройки времён Крымского ханства с медресе , азизом Ахмеда-эфенди и дюрбе над ним в одноимённом селе в долине реки Чурюк-Су . Первые письменные упоминания о храмовом комплексе относятся к XVII веку, однако время его возведения, по мнению исследователей, может быть датировано и более ранним периодом, предположительно XV—XVI веками. После установления в Крыму советской власти мечеть была закрыта, а в начале 1950-х годов храмовый комплекс был полностью уничтожен.
Как объект архитектуры исследовался в 1915 году комиссией ТУАК и в середине 1920-х годов экспедицией под руководством архитектора и реставратора Б. Н. Засыпкина .
История
Первое упоминание о мечети в селе Колечь-Мечеть или Колайджа-Месджид, то есть «мечеть на удобном месте» (ныне юго-восточной окраина села Новопокровка Кировского района Крыма), содержится в трудах османского путешественника Эвлия Челеби , посетившего это татарское селение в 1666—1667 годах :
« Деревня Коледж расположена недалеко от крепости Кефе. Там 200 татарских домов, соборная мечеть с высоким куполом и каменным минаретом, баня и строения, крытые свинцом. Там имеются сады и виноградники, это — благоустроенная деревня. Здесь жил шейх — святой Ахмед-эфенди из Коледжа, предсказатель и великий султан. Теперь у него 40 тысяч мюридов с бритыми усами, он — их предводитель на [духовном] Пути. 40 тысяч мюридов из рода носящих рубище живут в Крыму, это верные влюблённые. На его могиле безграничны благодеяния приходящим и уходящим, богачам и нищим, ночью и днём »
Он упоминает, что поселение и суфийское братство подверглось набегу в правление Мехмеда IV Герая : « множество неверных калмыков с казаками переплыли Азовское море до Арбатского мыса по мели и вошли в Крым, внезапно ударили и разграбили его, захватили огромную добычу и бесчисленных пленников. Калмыцкие неверные ударили по деревне Ахмеда-эфенди Колеч-месджит и по окрестностям крепости Керчь » .
Е. В. Бахревский, на основании сведений Э. Челеби об особенностях зикровой практики и описании таких внешних атрибутов последователей Ахмеда-эфенди, как аба (специальный головной убор) и бритые усы, « суфиев, [последователей] святого Ахмеда-эфенди из Колеча, с бритыми усами и четырьмя-пятью волосами в редкой бороде » , предполагает, что возможно отнести представителей колечли к одному из ответвлений суфийского тариката Накшбандия .
Духовный центр имел поддержку государства, как сообщает историограф крымских ханов Мухаммед Риза : суфийские монастыри, расположенные в селениях Колеч , Кача , Чуюнчи и Ташелу (Ташлы), он называет « четырьмя столпами государственного трона и блюстителями ока правительственных дел »
Упоминание села как административного центра встречается в Камеральном Описании Крыма … 1784 года, судя по которому в последний период Крымского ханства Колечь входил в Колечский кадылык Кефинского каймаканства . В Российской империи из-за мухаджирства и других факторов мусульманское население, а значит, и число прихожан мечети, постоянно сокращалось .
Таврическая учёная архивная комиссия на заседании 9 (22) декабря 1916 года рассматривала вопрос о исследованиях и реставрации мечети. Докладчик Л. П. Колли делал попытку установления хронологии постройки на основе надписи из Феодосийского музея древностей , однако текст его доклада не напечатан. В докладе В. И. Ларионова , который был опубликован в № 53 «Известий ТУАК», приведено пространное архитектурное описание объекта, его текущее состояние и план реставрации. Сообщается, что первое предложение о реставрации объекта выносилось ещё в 1897 году, при смете в 500 рублей, но реализовано не было. В 1914 году ТУАК уведомлял Императорскую археологическую комиссию о состоянии мечети и начавшихся разрушениях, а в мае 1915 года комиссия ТУАК обследовала объект, выявила разрушения и предложила развёрнутый перечень работ по реставрации. Императорская археологическая комиссия утвердила план, специально оговорив использование аутентичных материалов (например, известковый раствор вместо цемента) и максимальное сохранение оригинальных строительных элементов здания. Разработанная архитектором В. И. Ларионовым смета составила 2561 рубль 61 копейку. Финансирование предполагалось из вакуфного капитала под контролем Министерства внутренних дел . Ремонт мечети был осуществлён в 1917 году по ходатайству ТУАК .
В 1920 году мечеть осмотрели член ТУАК В. Д. Гейман и земский техник А. Н. Галанин, которые нашли её «варварски разгромленной», о чём было сообщено 25 июня того же года на заседании архивной комиссии. Требовалось немедленно замуровать вход и окна камнем. ТУАК постановила сообщить таврическому губернатору о разгроме памятника и «просить распоряжения о скорейшем принятии необходимых мер к сохранению его от скорейшей гибели» . 13 декабря на заседании ТУАК было доложено о возбуждении губернатором перед Отделом народного просвещения Гражданского управления ходатайства об отпуске 197 600 рублей на ремонт здания древней мечети в селе Колечь-Мечеть .
Исследования храмового комплекса в советское время были проведены в конце 1920-х годов с подачи историка и этнографа Усеина Боданинского , занимавшего тогда должность директора Ханского дворца-музея в Бахчисарае , который сумел привлечь внимание к исследованию сохранившихся памятников истории и культуры Крымского ханства специалистов из Москвы, в частности искусствоведа-реставратора Б. Н. Засыпкина . Письменные и фотографические материалы исследований последнего, опубликованные в 1927 году, до настоящего времени являются ценным источником научной информации по исчезнувшему памятнику крымско-татарского зодчества . В 1937—1938 годах и У. Боданинский, и Б. Н. Засыпкин были репрессированы, а их научное наследие было практически неизвестно вплоть до распада СССР .
Здание просуществовало вплоть до 1950-х годов, после чего было снесено вместе с остатками строений села Колеч-Мечеть . Исследование, съёмка, а также сохранение его наиболее ценных архитектурных и исторических фрагментов перед сносом не производились .
Архитектура
Архитектура мечети соответствует образцам ранней архитектуры Крымского ханства. Основное здание квадратное в плане, его венчал восьмигранный барабан со сферическим куполом на парусах , в древности со свинцовой кровлей . Стены были снаружи сложены из крупных блоков качественно отёсанного камня, с забутовкой середины стены, общей толщиной от 0,8 до 1 метра. В основном зале в каждой стене было два яруса окон, верхний с двумя стрельчатыми арками, между которых располагались небольшие круглые слуховые окна , нижний с двумя прямоугольными окнами. Нижние окна закрывались ставнями. Сохранялись к 1915 году аутентичная железная решетка и резной наличник одного из окон. Входной портал имел высоту в половину основного здания, на его углах были выполнены контрфорсы . Слева от входной группы находился 12-гранный минарет на квадратном основании высотой до 25 метров, который венчался коническим куполом. Пол основного зала был облицован гончарными шестигранными плитками, боковые помещения вымощены кирпичом, в средней части входа пол земляной. Из внутреннего убранства был отмечен богато украшенный резной михраб с сельджукскими мотивами . По архитектуре мечеть наиболее близка к мечети Эски-Сарай вблизи села Пионерское , бывшего Джолман , которая датируется XIV—XV веками .
Б. Н. Засыпкин рассматривал архитектуру мечети в контексте переклички общемусульманских мотивов, между древними формами и поздним классическим наследием школы Синана :
Мечети в селениях Колечь-мечеть и Карагез являются примерами провинциальных отображений и продолжением распространения купольных мечетей османского типа по Крыму, причём в них наряду с теми традициями, кои были применены Ходжи Синаном , употреблялись в декорациях более древние сельджукские элементы и в сочетании проявлялся несколько своеобразный местный оттенок крымской ветви большого и прекрасно цветущего дерева искусства Ислама.
Дюрбе-ротонда
В 650 метрах к юго-востоку от расположения мечети рядом с курганом № 2134 находилось дюрбе типа ротонда над предполагаемой могилой Ахмеда-эфенди, следы фундамента которого в настоящее время почти не сохранились, предположительно в точке 45°09′13″ с. ш. 35°15′44″ в. д. . При обследовании участка было обнаружено некоторое количество мелких бутовых камней , фрагментов черепицы и поливной керамики . Ныне эта территория занята остатками мусульманского кладбища, частными огородами и пахотным полем .
В искусстве
Искусствовед Р. Крымская в статье «Мечети юго-востока Крыма на рисунках и литографиях» описала, как в творчестве крымских художников XIX—XX века нашла отражение мусульманская архитектура крымских татар. Описаны мечеть в Карагозе , мечеть хана Узбека с медресе в Старом Крыму , и в том числе две работы удалось обнаружить и для Колечь-Мечети. Первая — это рисунок провинциального феодосийского художника В. О. Руссена , датируемый 1840—1850 годами. В эти годы художник много путешествовал по Крыму, помогая заведующему Феодосийским музеем древностей Е. Ф. де Вильнёву в подготовке к выходу альбома литографий видов и древностей Тавриды . Вторая работа — это акварель представителя киммерийской школы художника К. Ф. Богаевского , датируемая 1920-ми годами. На обоих хорошо видны архитектурные особенности здания, минарет, а также дюрбе-ротонда .
Комментарии
- Частью практики тариката Накшбандия является тихий зикр (хафи) — мысленное поминание имени Бога, в отличие от громкого, произносимого вслух зикра, практикуемого другими братствами .
- Таврический губернский архитектор .
- На момент обследования 1915 года на кровле имелись только каменные плиты, что не обеспечивало гидроизоляцию, а к 1927 году появилась растительность, разрушающая кровлю .
- В. И. Ларионов упоминает «замечательные орнаменты и сталактиты» .
- Эта локализация встречается только у А. В. Гаврилова . На рисунках современников дюрбе находилось в непосредственной близости от мечети, с учётом кибла к югу от здания .
Примечания
- Эта административная единица расположена на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
- ↑ Гаврилов А. В. Средневековые памятники Юго-Восточного Крыма (материалы к археологической карте) (рус.) // Сугдейский сборник. — Киев-Судак, 2008. — № III . — С. 331—384 .
- Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века) / Вступит. статья, перевод с османского языка, комментарии Е. В. Бахревского. — Историко-археологический фонд «Наследие тысячелетий». Изд. 2-е, исправл. и доп. — Симферополь: Изд-во «ДОЛЯ», 2008. — 272 с. — 2000 экз. — ISBN 978-966-366-159-9 .
- ↑ Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века) / Вступит. статья, перевод с османского языка, комментарии Е. В. Бахревского. — Историко-археологический фонд «Наследие тысячелетий». Изд. 2-е, исправл. и доп. — Симферополь: Изд-во «ДОЛЯ», 2008. — 272 с. — 2000 экз. — ISBN 978-966-366-159-9 .
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Бахревский Е. В. Суфизм в Крыму (по материалам «Книги путешествий» Эвлии Челеби) // Проблемы истории и археологии Крыма. — 1996. — № 1 . — С. 400 .
- Сочинение Мухаммеда Ризы , изданное Казанским Университетом под наблюдением Мирзы Казем-Бека . Ассеб о-ссейяр или Семь планет, содержащих историю крымcких ханов от Менгли-герей хана I до Менгли-герей хана II. — Казань: Издательство Казанского Университета, 1832. — С. 232—233.
- Лашков Ф. Ф. : Каймаканствы и в оных каймаканами кто состоит // Известия Таврической ученой архивной комиссии. — Симф. : Типогр. Таврическ. Губ. Земства, 1888. — Т. 6.
- Ведомость о казённых волостях Таврической губернии 1829 г. — СПб. : Издание Министерства внутренних дел, 1829. — С. 132.
- / Под ред. М. Раевского. — СПб. : Издание Центрального статистического комитета, 1865. — 138 с. 1 декабря 2022 года.
- . — Симферополь: Таврическая Губернская типография, 1892. — 270 с. 1 декабря 2022 года.
- . — Симферополь: Таврическая губернская типография, 1902. — 516 с. 1 декабря 2022 года.
- ↑ Колли Л. П., Ларионов И. В. // Известия ТУАК. — Симферополь: Тип. Таврического губ. земства, 1916. — 12 май ( № 53 ). — С. 219—221 . 21 января 2021 года.
- , с. 123.
- , с. 123—124.
- , с. 128.
- ↑ Засыпкин Б. Н. // Крым: Общественно-научный и экскурсионный журнал. — М.- Л.: Госиздат, Тип. Красный Пролетарий, 1927. — № 2 (4) . — С. 113—168 . 18 февраля 2020 года.
- В. Ф. Козлов. (12 февраля 2014). Дата обращения: 9 августа 2019. 11 июня 2020 года.
- Б. Н. Засыпкин (некролог) (рус.) // Архитектурное наследство. — М. , 1957. — Вып. 8 . — С. 189 .
- ↑ Кримська Роза. (укр.) // «Кримська світлиця». — 2018. — 21 грудня ( № 51 ). — С. 7 .
- Бабенко Г. А., Дюличев В. П. Шедевры мусульманской архитектуры Крыма. — Симферополь: Симферопольская городская типография, 2008. — 320 с. — ISBN 978-966-2913-83-5 .
- Крикун Е. В. Памятники крымскотатарской архитектуры (XIII—XX вв.). — Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. — 112 с.
- Гурьева Т. , главный библиограф ЦГБ им. А. Грина. (рус.) // Феодосийская ЦБС. — 2017. — 3 июля. 13 августа 2019 года.
- Малышев Д. А. (рус.) // Таврійські студії. — 2011. — № 1 . 13 августа 2019 года.
Литература
- Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века) / Вступит. статья, перевод с османского языка, комментарии Е. В. Бахревского. — Историко-археологический фонд «Наследие тысячелетий». Изд. 2-е, исправл. и доп. — Симферополь: Изд-во «ДОЛЯ», 2008. — 272 с. — 2000 экз. — ISBN 978-966-366-159-9 .
- Бахревский Е. В. Суфизм в Крыму (по материалам «Книги путешествий» Эвлии Челеби) // Проблемы истории и археологии Крыма. — 1996. — № 1 . — С. 400 .
- Сочинение Мухаммеда Ризы , изданное Казанским Университетом под наблюдением Мирзы Казем-Бека . Ассеб о-ссейяр или Семь планет, содержащих историю крымcких ханов от Менгли-герей хана I до Менгли-герей хана II. — Казань: Издательство Казанского Университета, 1832. — С. 232—233.
- Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783—1998 гг. Справочник / Под ред. Г. Н. Гржибовской. — Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. — 464 с. — ISBN 966-7503-22-4 .
- Колли Л. П., Ларионов И. В. // Известия ТУАК. — Симферополь: Тип. Таврического губ. земства, 1916. — 12 май ( № 53 ). — С. 219—221 .
- Засыпкин Б. Н. // Крым: Общественно-научный и экскурсионный журнал. — М.- Л.: Госиздат, Тип. Красный Пролетарий, 1927. — № 2 (4) . — С. 113—168 .
- Б. Н. Засыпкин (некролог) (рус.) // Архитектурное наследство. — М. , 1957. — Вып. 8 . — С. 189 .
- Бабенко Г. А., Дюличев В. П. Шедевры мусульманской архитектуры Крыма. — Симферополь: Симферопольская городская типография, 2008. — 320 с. — ISBN 978-966-2913-83-5 .
- Гаврилов А. В. Средневековые памятники Юго-Восточного Крыма (материалы к археологической карте) (рус.) // Сугдейский сборник. — Киев-Судак, 2008. — № III . — С. 331—384 .
- Филимонов С. Б. Хранители исторической памяти Крыма: О наследии Таврической учёной архивной комиссии и Таврического общества истории, археологии и этнографии (1887—1931 гг.). — 2-е изд., перераб. и доп. — Симферополь: ЧерноморПРЕСС, 2004. — 316 с. — ISBN 966-572-604-8 .
- Кримська Роза. (укр.) // «Кримська світлиця». — 2018. — 21 грудня ( № 51 ). — С. 7 .
Ссылки
- 2021-05-01
- 1