Interested Article - Накшбандия

Накшбанди́я ( перс. نقشبندیه ‎, араб. الطريقة النقشبندية ‎) — суфийское братство ( тарикат ), появившееся в государстве Тимуридов в конце XIV века и получившее свое название от имени шейха Бахауддина Накшбанди из Бухары (ум. в 1389). Линия наследственного лидерства, основанная на родословной основателя ордена Бахауддина Накшбанда и его дочери Захры, идет через Хазратов Ишаанов.

Предыстория

Бахауддин Накшбанд реформировал теорию и практику тариката Хваджаган , дополнив его некоторыми моментами, заимствованными у тариката Ясавия . Накшбандия — одно из 12-ти материнских братств суннитского толка. Цепь духовной преемственности тариката ( силсила ) восходит как к Абу Бакру ас-Сиддику , так и к Али ибн Абу Талибу .

Мавзолей Бахауддина Накшбанда около Бухары.

Бахауддин Накшбанди

Бахауддин Накшбанди родился в 1318 году в селении Каср-и-Арифан, близ Бухары . С детских лет он воспитывался в духе суфизма. В то время это была территория Чагатайского улуса . Первым его учителем был суфийский шейх Хаджи Мухаммад Баба Саммаси (ум. в 1339), принадлежащий тарикату хваджаган . Перед своей смертью он поручил Амиру Кулалу взять Бахауддина своим учеником и ввести его в дервишский орден хваджаган. С самостоятельной проповедью Бахауддин выступил уже после смерти своего учителя в эпоху правления Тамерлана .

Среди духовных учителей Бахауддина Накшбанди назван также Абду-ль-Халик аль-Гидждувани (ум. в 1199), который явился Бахауддину во сне и сказал о том, чтобы он предпочел тихий ( хафи ) зикр — громкому ( джахри ), а также ясавитские шейхи Халил Ата и Касим Шейх. Таким образом, Бахауддин Накшбанди возродил традиции и воззрения аль-Гидждувани, соединив их с учением ясавитов .

Бахауддин Накшбанди отверг практику громких зикров, уединений ( хальва ), странствий дервишей, публичных собраний с музыкой и песнями ( сама ). По его мнению, стремление к Богу должно выполняться посредством тихих зикров, в том числе и коллективных. Он считал, что благодать не передается от тарикатского шейха, а даруется суфию Богом. Бахауддин Накшбанди проповедовал идеи добровольной бедности и отказа от материального накопительства. Он придавал особое значение состоянию духовной близости ученика с учителем ( рабита ) .

Будучи строгим приверженцем ханафитского мазхаба , он требовал строгого соблюдения всех шариатских предписаний и неукоснительного следования сунне пророка Мухаммеда и его сподвижников .

11 принципов накшбандии

11 принципов накшбандии

Основу учения ордена Накшбандия составляют 11 принципов. Первые 3 принципа сформулированы Бахауддином Накшбанди, а остальные Абдул-Халиком аль-Гидждувани:

  1. «Вукуф-и замани» ( перс. وقوف زماني ‎ — остановка времени ) — дорожить временем и рассчитывать каждый свой миг;
  2. «Вукуф-и адади» ( перс. عددي وقوف ‎ — ведение исчисления ) — концентрация на произнесении зикра, главное не количество произнесенных зикров, а их качество;
  3. «Вукуф-и кальби» ( перс. وقوف قلبي ‎ — неподвижность сердца ) — сконцентрированность сердца и помыслов на произнесении зикра, не оставляя места ни для чего другого;
  4. «Хуш дар-дам» ( перс. هوش در دم ‎ — ум в дыхании ) — ощущение близости Аллаха;
  5. «Назар дар-кадам» ( перс. نظر در قدم ‎ — взгляд на шаг ) — обращение своего взора на кончики пальцев ноги, оберегание взгляда на запретное;
  6. «Сафар дар-ватан» ( перс. سفر در وطن ‎ — путешествие по Родине ) — отдаление от людей и приближение к Богу;
  7. «Халват дар-анджуман» ( перс. خلوت در انجمن ‎ — одиночество в толпе ) — затворничество среди остальных людей, занятие мирскими делами с обращённым к Богу сердцем;
  8. «Яд-кард» ( перс. ياد كرد ‎) — поминание Аллаха языком вместе с сердцем;
  9. «Баз-гашт» ( перс. باذ گشت ‎ — возвращение ) — чтение зикра с мыслями только об Аллахе;
  10. «Нигах-дашт» ( перс. نگاه داشت ‎ — сохранение ) — защита сердца от вторжения посторонних ощущений;
  11. «Яд-дашт» ( перс. ياد داشت ‎ — вспоминовение ) — познание глубины ощущений в духовной практике и необходимость защиты достигнутого состояния возврата к Богу .

Отношения с властью

Мировоззрение тариката представляет собой соединение и адаптацию «умеренного» городского мистицизма, отражённого в доктринах Абду-ль-Халика аль-Гидждувани, и кочевого «тюркского» — Ахмада аль-Ясави . В вопросе отношения к властям, накшбандийский тарикат остается единственным братством, которое считает обязательным вступать в контакт с властями для того, чтобы влиять на их политику в отношении народных масс .

Рабита

Путь ( сулюк ) накшбандийцев состоит из десяти стоянок ( макам ). Другой составной частью обучения накшбандийцев является личное общение между учителем и учеником ( сухба ). Наконец, тесная связь между наставником и учеником раскрывается в практике концентрации помыслов каждого на мысленном образе друг друга ( таваджжух ). Таваджжух создает духовный контакт и духовное единство учителя и ученика. Метод психофизических тренировок тариката сосредоточен на духовном очищении и воспитании сердца (победа над нафсом ).

Зиярат

В тарикате не существует единого центра, однако Мавзолей Бахауддина Накшбанда в Бухаре ( Узбекистан ) считается местом посещения для всех членов тариката. Впервые он был возведен над его могилой в 1544 году уже при Шейбанидах . В силу специфики тариката (отказ от аскетизма ) члены братства необязательно должны жить в обители .

Зикр

Основной частью практики является тихий зикр ( хафи ). Накшбандийцы считают, что тихому зикру пророк Мухаммад обучил Абу Бакра во время их пребывания в пещере. Инициация происходит после прохождения трехмесячного периода проверки. В день посвящения мюрид дает клятву верности ( байа ) шейху, после чего получает разъяснение тихого зикра тариката, формулу своего личного тихого зикра и набор молитв в определённом порядке их чтения ( вирд ) .

Тихий зикр совершается в обязательной позе ( джалса ) — сидя, скрестив ноги ( мурабба ). Он строится на чередовании задержек дыхания, вдохов и выдохов в определённом ритме. Коллективный зикр совершается раз в неделю под руководством шейха. Каждый день член тариката обязан читать свою молитву .

Внешние отличия

Некоторые ветви тариката имеют эмблему — контур сердца с вписанным в него словом «Аллах». Мюриды носят невысокий войлочный колпак ( кулах ) белого цвета .

Распространение

Начиная с XV века накшбандийский тарикат постепенно превратился в самое распространенное духовное братство (после кадирийского тариката), функционировавшее в Туркестане , Индии , Анатолии , Балканских странах , а также в Аравии, на Восточном Кавказе и Поволжье .

Центральная Азия

Государство Тимуридов

Духовными преемниками Бахауддина Накшбанди стали Мухаммад Парса (ум. в 1419), Алауддин Аттар (ум. в 1400) и Ходжа Ахрар (ум. в 1490) . Они распространили этот тарикат в Мавераннахре и завершили процесс исламизации народов этого региона, киргизских родов и казахских племенных объединений, а также населения Восточного Туркестана ( Синьцзяна ). Городское по своей социальной базе братство, начало распространяться среди кочевых тюркских племён .

При Ходже Ахраре тарикат достиг пика своего политического и экономического влияния. Опираясь на поддержку торговых и землевладельческих кругов, Ахрар активно и умело вмешивался в междоусобицы Тимуридов и в течение сорока лет был фактическим правителем всего региона. Девиз Ахрара — «Чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью» — определил всю дальнейшую социально-политическую активность тариката.

Бухарское ханство

В 1500 году Шейбаниды , захватившие власть в Мавераннахре, положили конец могуществу семьи ходжи Ахрара. Дело Ахрара продолжили Ахмад Касани и его преемники — джуйбарские шейхи (середина XVI — конец XVII века), обладавшие серьёзной политической властью при Шейбанидах и Аштарханидах (Джанидах). В Западном Китае тарикат накшбандия распространял Аппак Ходжа ( XVII век ). В XVIII веке тарикат широко распространился по Средней Азии и Поволжью, выступая в этих регионах как активная реакционная сила .

Узбекистан

В 1991-м власти Узбекистана отстроили в Бухаре роскошный мемориальный комплекс, куда совершают паломничество тысячи верующих. Более того, центральная улица города, носившая в советское время имя Ленина, переименована в честь Накшбанди

В 2018 году в Узбекистане прошел всемирный съезд суфиев Накшбандии

Южная Азия

Первая накшбандийская община была основана в Кашмире шейхом Баба Вали к середине XVI века. Большое влияние на дальнейшее развитие тариката в Индии и во всём исламском мире оказал Ахмад Сирхинди ( Имам Раббани ), который подверг критике популярные среди последователей этого тариката идеи Ибн Араби и концепции «единства бытия» ( вахдат аль-вуджуд ). В противовес идеи Ибн Араби, Ахмад Сирхинди развил концепцию «единства свидетельства» ( вахдат аш-шухуд ), которая широко распространилась по мусульманскому миру среди суфиев. Ахмад Сирхинди решительно выступил против различных ересей, которые были распространены в его время. Он выступал против религиозного синкретизма тимурида Акбара I (1556—1605) и про- шиитских настроений Джахангира (1605—1627). Благодаря его деятельности, обновленные накшбандийские воззрения (накшбандия-муджаддидия) распространились среди индийских мусульман . Ветвь накшбандия-муджаддидия более двух веков являлась одним из ведущих братств и глубоко проникла в духовную, социальную и политическую жизнь мусульманского общества Индии .

Западная Азия

В Анатолию накшбандийский тарикат принёс Мулла Абдуллах Симави (ум. в 1491). Завершив обучение в стамбульском медресе, он прибыл в Самарканд к ходже Ахрару и провёл у него в ученичестве год. Удостоившись духовной инициации ( рухания ) Бахауддина Накшбанди в Бухаре, он отбыл на родину. После обновленческой деятельности Ахмада Сирхинди тарикат стал популярен на территории Османской империи .

Около 1630 году накшбандия-муджаддидия проникает в Йемен и Хиджаз , оттуда его члены распространились в Египет . Вторая волна миграции индийского братства связана главным образом с деятельностью ученика ходжи Мухаммад-Масума (ум. в 1669 г.) — Мухаммад-Мурада аль-Бухари (ум. в 1729 г.), пропагандировавших идеи тариакта в Хиджазе, Египте, Сирии и Турции. Усилиями Хусайн-Баба Зукича эта ветвь достигла Боснии . Из Сирии преемники Мухаммад-Мурада распространили влияние тариката в Палестине . Там ими были основаны несколько завий , среди которых иерусалимская завия-йи-узбакия, действовавшая вплоть до 1973 года .

Благодаря усилиям выдающихся теоретиков Абдуллаха Дехлеви и Халида Багдади (ум. в 1826), накшбандийский тарикат распространилась в Ираке , Сирии и Курдистане , став самым распространенным тарикатом в исламском мире. Халид Багдади организовал в Османской империи свою ветвь (накшбандия-халидия). На протяжении нескольких десятилетий XIX века орден накшбандия-халидия пользовался поддержкой османских султанов, которые после упразднения корпуса янычар заменили их шейхами ордена бекташи . В дальнейшем, однако, халидия стояла во главе вооруженных восстаний за национальную независимость курдов (1879 г.), а также боролась против буржуазных реформ в Турции. Через Хиджаз эта ветвь проникла в Нидерландскую Индию (1840 г.), Малайю , на Цейлон , Калимантан и острова Сулу, в Мозамбик .

Имам Шамиль .

В конце XIX века только в Стамбуле насчитывалось 52 действующих обитель ( текке ). В 1925 году тарикат был распущен в Турции, а его деятельность запрещена . Восстание против новых турецких властей возглавил курдский шейх из тариката Накшбандия Саид Пирани .

В XXI веке в Ираке появилась Армия мужчин накшбандийского ордена , основателем которого стал родственник Саддама Хуссейна Иззат Ибрагим ад-Дури .

Кавказ

Через Турцию тарикат проник на Восточный Кавказ , став там идеологической базой движения « мюридизма » под руководством шейха Мухаммада аль-Яраги первого муршида Дагестана, который являлся предводителем горцев Дагестана и Чечни. Его учеником был Джамалуддин Казикумухский , который считается учителем самого Имама Шамиля и Гази-Мухммада , первого имама Дагестана, который, согласно данным историка Али Каяева , отказался подчиняться шейху Джамалуддину Казикумухскому, когда последний его уговаривал оставить вооруженное сопротивление против Российской Империи, сложить оружие и посвятить себя «духовному джихаду», присоединившись к Накшбандийскому тарикату. После чего последовал известный ответ Гази Мухаммада: «Тарикат настоящих мужчин превращает в женщин, мне он не нужен». Тарикат являлся вдохновителем горцев Дагестана и Чечни в борьбе против Царской России. Однако начиная с 60-х годов XX века на руководящие посты в советских и партийных учреждениях Чечено-Ингушетии назначали только выходцев из тариката Накшбандия .

Одним из самых известных шейхов Накшбандия в Дагестане XX века был Саид-афанди Чиркейский .

Иран

В Иране тарикат появился во второй половине XV века. В XVI—XVIII веков тарикат не действовал и лишь в конце XIX веке в Хорасане возникли группы накшбандийцев на платформе шиизма, действующие до настоящего времени .

Сильсиля

Ниже представлена цепочка преемственности (сильсиля) шейхов накшбандийского тариката от пророка Мухаммада до основателя ветви накшбандия-халидия Халида аль-Багдади :

Известные последователи

Тарикат Накшбанди получил широчайшее распространение в Средней Азии, на территории бывшего Османского халифата (турецкой Оттоманской империи) и в Индии (в особенности на территории нынешнего Пакистана).

  • Джами — знаменитый поэт.
  • Алишер Навои — знаменитый поэт.
  • Имам Шамиль — основатель кавказского мюридизма, создатель государства-имамата народов Чечни и Дагестана, боровшихся с местной родоплеменной знатью и войсками царской России при поддержке султанской Турции.
  • Ибни Абидин — великий муфтий Османского халифата.
  • Султан турок-османов Мехмед II Завоеватель (Фатих), захвативший в 1453 г, Константинополь (Стамбул) и тем самым положивший конец существованию Восточной Римской империи.
  • Шейх Акшамсуддин — духовный наставник султана Мехмеда II Фатиха.
  • Султаны Оттоманской империи (почти все из них являлись халифами Османского халифата, то есть не только светскими, но и духовными владыками всех правоверных мусульман), были «представителями Накшбандийского пути», то есть адептами ордена Накшбанди.
  • — знаменитый суфийский мастер из Нагпурa Индия , который является прямым потомком Ходжа Бахауддина Накшбанда .
  • Марджани, Шигабутдин — самый известный татарский богослов . Последователями данного тариката была почти все богословская элита татарского народа, например, Курсави, Утыз Имяни, Баруди, Расули, Рамзи и многие другие.

Примечания

  1. Хатме Зиарате Шарифе Хазрат Ишаан Накшбанди (написано и исследовано Мианом Ахмадом Бадером Ахлаком (BSC)) второе издание, напечатанное в 1988 году; Писатель и инспектор Миан Мухаммад Хасан Ахлак(М.Км) 1988 компания: Коператис Лахорин
  2. .
  3. , с. 187.
  4. Ćehajić, Džemal Derviški redovi u jugoslovenskim zemljama. — Orijentalni institut u Sarajevu, Sarajevo, 1986.
  5. , с. 186.
  6. . Дата обращения: 22 мая 2023. 22 мая 2023 года.
  7. . Дата обращения: 22 мая 2023. 22 мая 2023 года.
  8. М. Терентьев. : [ 21 января 2022 ] : в 3 т. . — М. : Юрайт, 2021. — Т. 3. — С. 440—441. — 469 с. — (Антология мысли).
  9. . sufizm.ru. Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  10. . Дата обращения: 10 мая 2019. Архивировано из 6 декабря 2018 года.
  11. . Дата обращения: 19 сентября 2016. Архивировано из 20 сентября 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Накшбандия