Китайский фарфор
- 1 year ago
- 0
- 0
«Де́вочка и фарфо́р» («Фро́ся») — картина российского и советского художника Александра Головина . Создана в 1916 году, находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи . Искусствовед И. М. Гофман считала, что «Девочка и фарфор» — произведение, характерное для русской живописи 1910-х годов . Она отмечала в этой картине «сверкающую красочность», но указывала на «резкость цветовых контрастов, перегруженность композиции», дробность ритма, построенного на пересечении разнонаправленных линий. Всё это, по её мнению, вызывает у зрителя ощущение беспокойства и внутреннего напряжения .
Современный российский искусствовед Владимир Круглов назвал картину одной из наиболее поэтичных работ художника этого времени .
В 1913 году хроническое заболевание сердца заставило Александра Головина покинуть Санкт-Петербург и переселиться в Царское Село . Созданные в 1910-е годы картины Головина сохраняли стилистику модерна , но приобрели ярко выраженные особенности неоклассицизма . Колорит его работ стал более светлым, художник стал отдавать предпочтение локальным цветам , композиция становилась более спокойной, модели изображались хотя и в характерной позе, но в «жизненной ситуации» .
По мнению доктора искусствоведения Иды Гофман, обращение к детскому портрету было весьма типично для художников рубежа XIX—XX веков. В детских портретах, с её точки зрения, живописцы пытались уйти от тревожных раздумий и сложности душевных переживаний . В этом отношении портрет Головина представляет редкое исключение. Он написан за год до революционных событий 1917 года. В нём, по мнению Гофман, не только находит отражение внутренний мир художника, влюблённого в красоту и мечтающего о гармонии, но и остро ощущается противоречивость современной ему общественной жизни .
Натюрморт привлекал многих русских художников начала XX века (независимо от направлений, к которым они принадлежали) . Художник увлёкся цветами в детстве, увидев через стёкла оранжереи в усадьбе Петровское-Разумовское их экзотических представителей. Александр Головин сам выращивал цветы, при этом тщательно отбирал сорта, любил писать букеты, вводил цветы в созданные им портреты . В портретах начала века он обычно вводил их в свои полотна как украшение, орнамент , узор. В 1910-е годы, по выражению Иды Гофман, цветы становятся настоящей страстью художника. Он выписывал образцы цветов из Голландии . Ученики вспоминали, что цветник Головина на его даче в Волосове представлял собой необычайно красочное зрелище . Художник писал: «У меня особая любовь к цветам, и я изображаю их с ботанической точностью». Он часто вводил в натюрморты предметы фарфорового сервиза. Доктор искусствоведения Элеонора Пастон писала: «Его холодная белизна была для него точкой отсчёта в сложнейшей партитуре оттенков белого цвета, разработке которого он всегда уделял пристальное внимание» .
Натюрморты Головина отличаются декоративностью, составлены обычно из фарфоровой посуды, цветов и ярких узорчатых тканей. Гофман считала, что главным героем натюрморта художника являются цветы: в них он, как и другие российские символисты видел не силу жизни, а знак и тайну совершенства. Для Головина, по её мнению, они стали источником вдохновения и школой колорита . Как считала Гофман, Головину долгое время не удавалось достичь желаемого результата — «сообщить произведению высокую гармонию и красоту, которые [он] открывает в цветах, в этих удивительных творениях природы». В его портретах ощущались напряжение и внутренний холод. Окружающий человека мир оставался чуждым ему, в нём ощущались тревога и недоверие. В картине «Женщина в шляпе» (середина 1910-х годов) Ида Гофман видела произвол художника, который поместил рядом никак не связанные между собой букет красных роз и женщину в жёсткой шляпе, надвинутой на самые глаза .
Сам Александр Головин рассказывал в связи с созданием картины «Девочка и фарфор», что его в станковой живописи привлекал не только сюжет, но и живописные задачи. Искусствовед Н. А. Грушевская отмечала, что для художника большое значение несли цветовые пятна, их гамма, настроение, создаваемое в работе над полотном. Сам он искал декоративное пятно в реальной натуре. Художник выстраивал композицию, основываясь на гармонии цветов, сочетании тонов, создавая общее настроение картины. По мнению Грушевской, такой подход (поиск «живого цвета») «роднит художника с мастерами круга Союза русских художников » .
Головин вспоминал в своей книге «Встречи и впечатления. Воспоминания художника» о работе над картиной «Девочка и фарфор»:
«Я охотно писал натюрморты и цветы, привлекавшие меня сочетанием звонких и радостных красок. Меня увлекало иногда какое-нибудь яркое пятно и его сочетание с другими тонами, с окружающей средой. Однажды я написал портрет маленькой девочки, — была у меня такая приятельница, пятилетняя Фрося, дочь дворника, — посадив её за стол, на котором было много фарфора; девочка в красном платьице сидела на банкетке , обитой зелёным рипсом , и эти два пятна, в сочетании с пёстрыми красками фарфора, давали живую, радостную гамму . Портрет этот понравился Морозову , он приобрёл его ; впоследствии, после национализации морозовского собрания, портрет поступил в Третьяковскую галерею»
— Александр Головин. Встречи и впечатления. Воспоминания художника .
На переднем плане картины представлена девочка, робко присевшая на край дорогого стула в стиле ампир . Художник изобразил Фросю — пятилетнюю дочь дворника в доме, где он жил в то время . Она ощущает себя чужой среди роскошной обстановки интерьера. Стол заставлен антикварными вазами и изысканной посудой, цветами. Художником представлены два мира. Один — натюрморт — царство грёз о счастливом и роскошном мире. Грустные глаза девочки возвращают зрителя во второй мир — к реальности с печалями и противоречиями . Современный российский искусствовед Владимир Круглов назвал картину одной из наиболее поэтичных работ художника этого времени .
Размер полотна — 146 × 97,2 см (по другим данным — 141,6 × 97,8 см ) . Техника исполнения — темпера на холсте . Слева внизу находится надпись «А. Головинъ». Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Инвентарный номер — 9056 . Картина была приобретена у художника предпринимателем и коллекционером И. А. Морозовым для своего московского собрания . После национализации коллекции она поступила в Государственный музей нового западного искусства , а затем — в Государственный музей фарфора , откуда в 1927 году — в Третьяковскую галерею .
Картина была представлена на XIV выставке Союза русских художников , проходившей в 1916—1917 годах в Москве ( № 397 в каталоге выставки), на персональной выставке Александра Головина, проходившей в 1963 году в Москве , на выставке «Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее в 2014 году .
Советский искусствовед Валентина Антонова подчёркивала реализм картины Головина и противопоставляла её в этом отношении работам русских символистов, фовистов и кубистов :
«Живая прелесть движения ребёнка, настороженно наблюдающего за исполняющим портрет живописцем, особенно остро воспринимается среди преходящих в своей красоте вещей. Топорщатся складки накрахмаленной скатерти, цветисто пестреет вычурный фарфор, своей блестящей пластической поверхностью спорящий с нежной плотью никнущих роз, хрупкостью бегоний и сочной зеленью веток, раскинувшихся на фоне мягкой узорной ткани. Шелестят страницы брошенной на сиденье маленькой книги, обутые в блестящие туфли ножки девочки удобно стоят на полосатом половике, завершающем прекрасную „сущность мира, как она есть“ на этой картине, так сильно отличающейся от живописных исканий „ Голубой Розы “ и „ Бубнового Валета “, взыскующих „сущность, какою она должна быть“»
— Валентина Антонова. Государственная Третьяковская галерея
Советский художник-живописец, график , плакатист и литератор Нина Ватолина в своей книге «Прогулка по Третьяковской галерее» описывала впечатления от встречи в буфете Третьяковской галерее с сидящей за столом девочкой, удивительно напоминавшей героиню картины Головина :
«Она сидела точь-в-точь, как Фрося в картине Головина „Девочка и фарфор (Фрося)“, обернувшаяся к вам от тугих складок крахмальной скатерти, от пышной прелести стоящих на столе цветов и фарфора. Сходство началось и кончалось движением ребёнка, пытливостью детских, чуть исподлобья глядящих глаз, оно было и мимолётным и настойчивым»
— Нина Ватолина. Прогулка по Третьяковской галерее .
После этой неожиданной встречи Ватолина признавалась, что почувствовала сильную связь с портретом Головина и даже «причастность к его рождению» .
И. М. Гофман считала, что «Девочка и фарфор» — произведение, характерное для русской живописи 1910-х годов. Она ставила его в один ряд с картинами « За завтраком » 3инаиды Серебряковой (1914) и « Портрет Вари Адоратской » Николая Фешина (1914). Общими элементами для этих трёх картин она называла декоративность и сюжет — дети и красочный натюрморт на столе. При этом каждый художник, по её мнению, решал этот сюжет по-своему. Серебрякова изобразила живую сцену с участием детей во время завтрака . В картине «За завтраком» натюрморт придаёт изображению непосредственность и конкретность. Объекты, присутствующие на полотне, существуют для детей (находятся в их руках, служат для приёма пищи). И. М. Гофман отмечала, что в обращении с ними раскрываются детские характеры и возрастные особенности. У Фешина — более условная, придуманная ситуация: девочка сидит на столе среди живописного беспорядка неубранной посуды и разбросанных фруктов. Она — главный предмет внимания художника. Вещи, цветы, книги, картинки на стенах — все эти яркие пятна располагаются вокруг её фигурки в светлом платье, создавая своеобразную атмосферу мира ребёнка. Правда, с точки зрения советского искусствоведа, в лице фешинской Вари не ощущается безоблачного счастья, оно не по-детски серьёзно и тревожно. Этот образ, с точки зрения Гофман, значительно ближе Фросе на картине Головина, чем светлые образы детей Серебряковой .
Вместе с тем при сходстве трактовки портрет Головина решён, с художественной точки зрения, иначе, чем у Фешина. Девочка на картине Головина включена в общую цветовую композицию холста как один из её компонентов. Фигурка Фроси размещена не на столе, как у Фешина, а у стола, на котором возвышается большая масса дорогих цветов и коллекционного фарфора. Лицо Фроси (обрамлённое тонкими косичками) по воле художника оказывается на уровне натюрморта. Оно помещено между чашкой и сахарницей ярко-синего фарфора. Гофман отмечала, что лицо девочки даже равно им по величине. Сюжетно эти предметы никак не связаны с девочкой, «они просто представляют себя, демонстрируют свою красоту». Портрет превращается художником в спектакль, где актёрами, наряду с девочкой, становятся цветы и вещи. Художник тщательно подобрал объекты и продумал композицию (объекты расположены согласно величине, форме и окраске). Поместив сзади зеркало, художник удвоил количество предметов на столе, одновременно увеличивая силу воздействия на зрителя этой массы красивых вещей .
Художник сам подготовил эскиз для создания костюма, в котором Фрося позировала для портрета. По мнению Гофман, Головин пытался выстроить в картине реальность по законам красоты. Он превратил полотно в праздничное зрелище, сделав более интенсивным цвет и отказавшись от жанровости и будничности .
Гофман писала о картине: «Красные, синие, зелёные, жёлтые краски в соседстве с холодным белым звучат как мощный оркестр на фортиссимо » . Ленинградский искусствовед С. А. Онуфриева сравнивала картину с постановкой пьесы М. Ю. Лермонтова « Маскарад » (картина «Девочка и фарфор» была создана одновременно с работой художника над оформлением постановки этой пьесы ) и видела в них много общих черт: фантастически красивое и пышное оформление, богато орнаментированные ткани, красочный вихрь, неоправданная роскошь, окружающая героев . Развивая мысль коллеги, Гофман отмечала пышную, сверкающую красочность в картине «Девочка и фарфор», но называла и отличия полотна: «резкость цветовых контрастов, перегруженность композиции», дробность ритма, построенного на пересечении разнонаправленных линий, по её мнению, вызывают у зрителя ощущение беспокойства, внутреннего напряжения .
Любовь к театральным эффектам в картине сочетается с восприятием мира художником-реалистом, который глубоко и тонко чувствует натуру. Проявилось такое восприятие, по мнению Гофман, в жизненной простоте и достоверности изображения маленькой девочки. Лицо её выделяется серьёзностью, «внутренней наполненностью», «душевной прелестью». Отсутствует обычная для портретов Головина этого времени резкость. Вместе с тем нет и радостного ощущения жизни, которое характерно для картин Валентина Серова « Девочка с персиками » или « Мика Морозов ». Мир дорогих и красивых предметов, которые окружают дочь дворника, не приносит ей радости, напротив, он её подавляет. Гофман отмечала, что Фрося скована и напряжена. На её серьёзном лице и во взгляде присутствуют испуг и «тревожный вопрос» .
В более поздней своей работе, посвящённой творчеству Головина, Ида Гофман отмечала в полотне резкость цветовых сочетаний и остроту композиционных ритмов. По её мнению, в картине «волшебный мир искусства… почти агрессивно, с каким-то вызовом противопоставляет себя окружающей действительности» . Другой взгляд на картину высказал в своей книге о творчестве художника историк советской сценографии и декорационного искусства Арнольд Бассехес, который увидел в ней «сияющее чистыми красками простодушно нарядное изображение маленькой приятельницы Головина» .
Искусствоведы Третьяковской галереи, поместившие аннотацию к картине «Девочка и фарфор» на сайте музея, согласны с заключением С. А. Онуфриевой и И. М. Гофман о театральном характере изображения. Для полотна, по их мнению, характерна игра с предметами. Даже работы, написанные Александром Головиным с натуры, близки театральным декорациям. Превращая действительность в подмостки театра, Головин драматизирует цветы и фарфор. В картине он трансформирует предметы: так, он уподобляет живую розу нарисованной на фарфоровой вазе. Сахарница и чайник изображены друг за другом, создавая иллюзию зеркального отражения, а вазы на столе воспринимаются зрителем как отражение одной в другой. Искусствоведы Третьяковской галереи считают, что упоминаемое в заголовке имя девочки является знаком того, что художник имел в виду портретный характер изображения. Вместе с тем они утверждают, что девочка — «такой же декоративный элемент произведения, как и пышные букеты». Построение картины содержит некий элемент случайности, хотя равновесие всех её элементов указывает, что перед зрителем находится детально продуманная композиция .
Советский и российский искусствовед А. П. Гусарова в книге, посвящённой творчеству Головина, отмечала, что портрет «Девочка и фарфор» возник «из желания художника соединить зелёное пятно кушетки и красное платье ребёнка». Эти краски, нанесённые яркими крупными пятнами, соседствуют с нежными акварельными узорами старинного фарфора, изображённого на столе . Историк искусства Ефим Водонос отмечал в натюрморте «Девочки и фарфора» наличие пластической жёсткости в передаче материальных объектов, противопоставляя эту картину более раннему натюрморту «Розы и фарфор» (датированному 1912—1915 годами), где подобная жёсткость отсутствует .
Телеканал « Культура » подготовил в 2010 году обзор истории создания и художественных особенностей картины Александра Головина в цикле передач для детей «В музей — без поводка» (продолжительность — 13 минут, «Студия „Квадрат Фильм“», режиссёр ). В соответствии с сюжетом инсценировки одинокий петербургский профессор (его играет российский актёр, лауреат Национальной театральной премии « Золотая маска » ) рассказывает о картине своему единственному слушателю — кокер-спаниелю .
Учебник «Искусство. Изобразительное искусство» для 7-го класса общеобразовательной школы, вышедший в 2014 году в издательстве « Дрофа » и одобренный Министерством образования и науки (позже неоднократно переиздавался), иллюстрирует на примере фрагмента картины Головина изображение художниками мимики и взгляда персонажа .