Interested Article - Приём в комсомол (картина)

«Приём в комсомол» ( укр. «Прийом до комсомолу» ) — картина советского художника Сергея Григорьева , написанная в 1949 году. В журнале «Огонёк» 1950 года и на художественной почтовой открытке того же года картина называлась «Приём в комсомол. Сталинское племя» . В том же 1950 году картина была удостоена Сталинской премии II степени (вместе с другой картиной Григорьева — « Вратарь ») . На полотне изображено заседание комитета комсомола школы, где рассматривается кандидатура школьницы для вступления в ряды ВЛКСМ . Советские искусствоведы отмечали в картине тонкость и многоплановость разработки сюжета «большой благородной идеи», сложность взаимоотношений персонажей, развитость психологического подтекста, богатые индивидуальные характеристики персонажей .

Для картины позировали ученики и родственники художника, многие из которых позже стали известными деятелями украинской культуры .

История создания и судьба картины

Вариант картины 1951 года (из частной коллекции)

Замысел картины принадлежит самому художнику; она не была написана по заказу государства или общественной организации. Обычно Григорьев находил своих моделей в кругу близких людей. На картине «Приём в комсомол» он изобразил свою дочку, племянника, студентов Киевского художественного института , где он в то время преподавал, и их друзей . В ходе работы над картиной художник сделал большое количество зарисовок с натуры на комсомольских собраниях, эскизы в цвете, различные варианты композиции, портретные этюды персонажей. Сергей Григорьев ставил цель передать достоверность обстановки, «духовный накал собрания», который объединяет всех персонажей полотна, сделать обобщения, «поднимающиеся до символического звучания» .

Сам Григорьев писал о картине в 1951 году:

«Мне хотелось показать молодёжь не в парадном, приукрашенном виде, в чём она и не нуждается, а такой, как она есть на самом деле: чистой, полной энтузиазма, любви к Родине, требовательной к себе»

А. М. Членов. Сергей Алексеевич Григорьев

Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту . Размер — 142 × 201 см . До 1950 года картина находилась в мастерской художника. После приобретения у него государством она была передана Дирекцией художественных выставок Украины в Киевский государственный музей украинского искусства (ныне — Национальный художественный музей Украины ) .

В европейской частной коллекции хранится более поздний авторский вариант картины. Он меньшего размера (112 × 149 см ) и относится к 1951 году. Это полотно принадлежало коллекционерам в Вене и Лондоне , некоторое время выставлялось в венской экспозиции Boris Wilnitsky Fine Art . Подпись Григорьева расположена внизу справа на полотне, вариант картины датирован самим художником .

Материал, собранный автором для картины «Приём в комсомол», но так и оставшийся неиспользованным, стал впоследствии основой для нового полотна Григорьева — « Обсуждение двойки ». Галина Карклинь в своей книге о творчестве художника относит к этому материалу зарисовки мизансцен в школьном интерьере и этюды портретов старшеклассников, сделанные с натуры. Эти материалы Григорьев в процессе работы над «Обсуждением двойки» дополнил новыми портретными зарисовками и эскизами .

Сюжет и его трактовка художником

В светлой комнате с большим окном, за столом, покрытым красной скатертью , сидит приёмная комиссия, состоящая из молодых комсомольцев — юношей и девушек. Они внимательно и дружелюбно смотрят на девочку-старшеклассницу, которую должны принять в ряды Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи . Галина Карклинь отмечала типичность интерьера и традиционность построения композиции — стол разделяет действующих лиц на две группы . Стол, за которым заседают комсомольцы, невелик, поэтому юноши и девушки расположилась за ним тесной группой, что передаёт их сплочённость .

В центре — девочка-подросток. Строгий силуэт выделяется на светлом фоне окна. Карклинь обращала внимание на застенчивость выбранной художником для девочки позы — руки скрещены за спиной, что говорит о скромности и сердечной чистоте . Девочка волнуется в этот торжественный момент своеобразного экзамена на политическую зрелость. За девушкой на диване сидят пожилой человек (по мнению составителей каталога выставки «Герои. Попытка инвентаризации», это коммунист , который дал ей рекомендацию) и юноша. В углу комнаты — красный флаг. Вся картина пропитана светлым, бодрым настроением, что подчёркивает важность этого шага в жизни молодёжи .

Карклинь отмечала, что в помещении царит атмосфера доброжелательности. По-отцовски смотрит на главную героиню коммунист, ей приветливо улыбается сидящая у стола белокурая девушка. На алой скатерти, которой покрыт стол, стоит букет весенних ландышей . Некоторую строгость в картину вносит только секретарь комсомольской организации, задающий девочке вопросы .

Персонажи картины и их прототипы

Почти все персонажи левой группы картины имеют реальных прототипов и написаны с натуры . Доктор искусствоведения, историк украинского искусства конца XIX—XX веков Василий Афанасьев считал, что реальные прототипы были у всех персонажей и что персонажи воспринимаются зрителем как хорошо знакомые и не раз встречавшиеся в жизни . Большинство из них искусствоведам удалось идентифицировать . Персонажи в левой группе (в направлении от зрителя к окну):

  • На переднем плане — русоволосая девушка в синем сарафане, положившая ногу на ногу. Афанасьев отмечал непринуждённость её позы . Это — будущая оперная певица Виктория Придувалова .
  • Неизвестный , он полностью поглощён ведением протокола .
  • Стоит любимый ученик Григорьева, будущий художник (укр.) . Афанасьев считал этого персонажа секретарём комитета комсомола школы, отмечал его растопыренные пальцы левой руки, которыми он упирается в стол, и естественность движения правой руки, которой он опирается на плечо своего товарища. Он обращается к главной героине с неким вопросом .
  • Улыбающаяся девушка за ним подпирает подбородок правой рукой . Это ещё одна любимая ученица Сергея Григорьева — (укр.) (в замужестве — Лопухова) .
  • Замыкает ряд внимательный и доброжелательный юноша — племянник художника и сам будущий художник- график Игорь Павлович Григорьев . Афанасьев отмечал «черномазость» и сутулость этого персонажа .

Все действующие лица на картине Сергея Григорьева хорошо понимают волнение главной героини, стараются ободрить её и показать своё доброжелательное отношение .

Фигура главной героини, которая находится в центре картины спиной вполоборота к зрителю, написана с дочери художника Майи Григорьевой (у художника было две дочки — близнецы Майя и Галина, обеим в это время было по шестнадцать лет), которая впоследствии стала художницей . Афанасьев характеризовал её образ как «по-детски неуклюжую, но преисполненную трогательной обаятельности девочку». Он отмечал её подтянутость и одновременно волнение, сравнивал её поведение на заседании комитета комсомола с ответом на экзамене и предполагал, что в этой сцене девочка рассказывает свою «чистую и незамысловатую» биографию . Профиль девочки чётко выделяется на светлом фоне окна. «Светлые волосы с непокорной пушистой прядкой над лбом, длинные ресницы ясно смотрящих глаз» — всё это создаёт ощущение юности и нежности, при этом в ней чувствуются внутреннее достоинство и сила характера. Она стоит, по-детски подняв «курносый нос», «выпятив живот» и заложив за спину руки, «сплетя пальцы» («крепко ухватив одной рукой палец другой своей руки») . Эта поза, по мнению Афанасьева, позволяет раскрыть чистоту её помыслов и возвышенных стремлений, показать веру в благородные идеалы (Т. Г. Гурьева считала, что поэтому на столе лежит « Устав ВЛКСМ», по которому девушка учила права и обязанности комсомольца ). Девушку Афанасьев называл « камертоном » картины, который, по его мнению, настраивает на определённый тон всех остальных персонажей полотна .

В двух персонажах правой группы Афанасьев видел тех, кто дал рекомендацию девочке для вступления в комсомол: пожилой коммунист в кителе военного образца и парень в светло-коричневой куртке с красным шарфом на шее . Гурьева отмечала его боевитость, темпераментность, считала, что именно таких, как он, выбирают редакторами школьных стенных газет .

В одном из писем, которые в большом количестве стали приходить художнику, было высказано предположение, что на картине «Приём в комсомол» он изобразил героев Краснодона . Авторы письма даже «узнали», как им показалось, каждого из персонажей картины — Олега Кошевого , Ваню Земнухова , Любу Шевцову ... Гурьева отмечала, что такая параллель была не случайной, хотя художник не имел в виду героев-подпольщиков. Новое поколение комсомола, с точки зрения Гурьевой, — это младшие братья и сёстры участников подпольной антифашистской организации « Молодая гвардия » .

Искусствоведы и зрители о картине

Искусствовед А. М. Членов в книге о творчестве Григорьева, изданной в 1955 году, отмечал, что в основе картины находится столкновение чувств — волнения девушки, находящейся в сомнении, признают ли её достойной вступить в ВЛКСМ, и видящей в своих товарищах из-за этого «взыскательных судей», с одной стороны и «потока дружеских чувств со стороны принимающих» с другой. Задачу художника он видел в объединении всех персонажей общим действием и демонстрации внутренней жизни каждого из них . Он отмечал удачную, хотя и несколько надуманную, по его мнению, композицию полотна: фигура девушки помещена на фоне окна и отделена от других фигур большими композиционными паузами. Художником выбрана точка зрения «несколько сверху», а среди достаточно напряжённых фигур персонажей находится более свободная фигура юноши, сидящего на диване. Удачно найденной и поэтичной деталью Членов считал букет ландышей, стоящий на столе. Напротив, традиционным элементом он считал открытую ученическую сумку на отодвинутом от стола стуле, размещённую на переднем плане . Он отмечал слабость колористического решения картины. В ней, по его мнению, присутствует слишком много красного цвета, который «отвлекает от главного» .

Б. М. Никифоров в книге «Советская жанровая живопись» отмечал удачное композиционное решение, найденное Сергеем Григорьевым. Все фигуры как будто вписаны в овал , что создаёт впечатление сплочённости всей группы и ощущения их духовной близости друг другу. Сам эпизод он считал переломным в жизни главной героини. Она вступает в новый период своей жизни — юность, художнику удалось передать поэтичность и одновременно эмоциональную насыщенность этой сцены .

Советский искусствовед В. А. Афанасьев писал о картине:

«Никто из советских художников не рассказывал так, как Григорьев, с такой теплотой и задушевностью о таком обычном для нашей украинской действительности явлении, как приём в комсомол, никто не изображал это событие с такой убедительностью, не показывал его как волнующий шаг в жизни советского юноши или девушки, шаг, который накладывает на человека новые обязанности, повышает чувство ответственности за каждое своё действие, обязывает более требовательно относиться к себе»

В. А. Афанасьев. Сергій Григор’єв

Афанасьев отмечал, что с формальной точки зрения композиция и живописные приёмы не удивляют особой новизной. Всё в картине характерно для искусства 40-х годов XX века. Григорьев сознательно ориентировался на реалистические традиции российской живописи второй половины XIX века. Тем не менее «Приём в комсомол», по мнению В. А. Афанасьева, — произведение вполне оригинальное, для него характерно глубокое психологическое раскрытие характерного явления советской жизни. В нём проявляется художник, живущий во времена массового распространения кино , фотографии , который хорошо знает и любит театр . Искусствовед писал:

«Работая над картиной «Приём в комсомол», Григорьев так крепко сжился со своими героями, так полюбил их и собрал такой большой жизненный материал, что его нельзя было использовать в одной картине. Художнику было ясно, что изображая положительное в нашей жизни, нельзя уклоняться от драматических конфликтов , иначе и сам позитивный пафос не будет убедительным, будет восприниматься с недоверием»

В. А. Афанасьев. Сергій Григор’єв

Афанасьев отмечал, что в живописном отношении «Приём в комсомол» менее интересен, чем написанный в это же время «Вратарь». «Вратарь», по его мнению, написан увлекательно и живо, зато «Приём в комсомол» содержит «идейную нагрузку», обладает сложной композицией, хорошо продуманным сюжетом и тонкой психологической характеристикой героев. Особо он отмечал радостный светлый колорит картины, а также удачное использование красного цвета (скатерть, шарф юноши, красное знамя) и «его отзвуки на всех предметах и лицах в картине» .

Г. Н. Карклинь отмечает традиционность избранного художником сюжета, который тем не менее был близок и дорог художнику. В своей книге о творчестве Сергея Григорьева она называет картину «плодом личных многолетних размышлений художника» и «результатом критического переосмысления своего собственного опыта» (Григорьев преподавал тогда на кафедре рисунка Киевского художественного института и в Киевской художественной школе-десятилетке ) . Карклинь высоко оценивала цветовое решение картины художником: в «тёплом золотисто-сером колорите с декоративными оттенками красного (скатерть, край виднеющегося знамени, кашне на шее сидящего парня)» .

Признание картины и награды

Сергей Григорьев. Приём в комсомол, 1949 (оригинальная версия)

С картины «Приём в комсомол» создавались многочисленные копии различными художниками по заказу Художественного фонда . Эти копии украшали учебные заведения, дворцы пионеров , клубы , дома культуры . Репродукция этой картины, как и других популярных произведений Григорьева, посвящённых детям, публиковалась в советских школьных учебниках, на которых выросло не одно поколение. Поэт Иосиф Бродский в своем эссе «Меньше единицы» вспоминает картину с иронией:

«…в пуританской атмосфере сталинской России можно было возбудиться от совершенно невинного соцреалистического полотна под названием „Приём в комсомол“, широко репродуцируемого и украшавшего чуть ли не каждую классную комнату. Среди персонажей на этой картине была молодая блондинка, которая сидела, закинув ногу на ногу так, что заголились пять-шесть сантиметров ляжки . И не столько сама эта ляжка, сколько контраст ее с тёмно-коричневым платьем сводил меня с ума и преследовал в сновидениях»

Иосиф Бродский. Меньше единицы

В 1950 году за картины «Приём в комсомол» и «Вратарь» Григорьев получил Сталинскую премию II степени. На старых репродукциях в правом углу можно увидеть гипсовый бюст И. В. Сталина . После критики культа личности Сталина на XX съезде Григорьев закрасил этот фрагмент, и теперь только с определённого ракурса по фактуре краски можно угадать, где находился бюст .

Критический отзыв на картину дал украинский художественный критик Олег Сидор-Гибелинда, обвинивший её в провоцировании эротических фантазий зрителей . В ответ другой украинский искусствовед Л. О. Лотиш назвала подобные отзывы на картину «Приём в комсомол» проявлением соц-арта и китча в искусствознании .

Картина была представлена на различных национальных и международных выставках. Только за 2010-е годы она участвовала в двух крупных экспозициях: «Сергей Григорьев. К 100-летию дня рождения» ( укр. «Сергій Григор’єв. До 100-річчя від дня народження» ) в 2010 году , а также на немецко -украинской выставке «Герои. Попытка инвентаризации » ( укр. «Герої. Спроба інвентаризації» ) (17.12.2014—17.05.2015). Обе они проходили в Национальном художественном музее Украины .

Примечания

Комментарии
  1. О Игоре Григорьеве рассказывает статья Л. М. Гутника: Гутник, Л. М. (укр.) . Інститут енциклопедичних досліджень НАН України (2006). Дата обращения: август 2017. 23 августа 2018 года. .
  2. О Майе Григорьевой: Гутник, Л. М. (укр.) . Інститут енциклопедичних досліджень НАН України (2006). Дата обращения: август 2017. 23 августа 2018 года. .
Источники
  1. Боровиков, Сергей. // Волга : Журнал. — 2016. — № 1—2 . 28 августа 2018 года.
  2. . Советский Художник. Дата обращения: 26 августа 2018. 8 октября 2018 года.
  3. , с. 14.
  4. , с. 26.
  5. , с. 13.
  6. , с. 24.
  7. , с. 28.
  8. (англ.) . Lindsay Fine Art Agents and Dealers in Russian Fine Art and European Paintings. 405 Kings Rd London SW10 0BB England (2006). Дата обращения: 5 августа 2017. 23 августа 2018 года.
  9. , с. 13—14.
  10. , с. 27.
  11. , с. 52.
  12. , с. 50.
  13. , с. 28.
  14. , с. 27.
  15. , с. 29.
  16. , с. 102—103.
  17. , с. 10.
  18. , с. 53.
  19. , с. 49, 54.
  20. , с. 23.
  21. Бродский, Иосиф. 2 // . — СПб. : Лениздат, 2015. — 512 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-4453-0962-8 . 6 августа 2017 года.
  22. Как, например, на этой репродукции: (англ.) . eBay Inc. Дата обращения: 5 августа 2017. 23 августа 2018 года.
  23. , с. 52.
  24. , с. 53.
  25. (укр.) . Національний художній музей України (2010). Дата обращения: 5 августа 2017. 23 августа 2018 года.

Литература

  • Афанасьев В. А. Сергій Григор’єв. — Київ: Мистецтво, 1973. — 58 с. — (Художники України). — 5000 экз.
  • Афанасьев В. А. Сергей Алексеевич Григорьев. — М. : Советский художник, 1967. — 116 с. — 10 000 экз.
  • Гурьева Т. Г. Сергей Алексеевич Григорьев. — М. : Советский художник, 1957. — 45 с. — 5000 экз.
  • // Герої. Спроба інвентаризації. Інвентарна книга. — Київ: Національний художній музей України, Goethe-Institut в Україні, 2014. — 36 с.
  • Карклинь Г. Н. С. А. Григорьев. — М. : Изобразительное искусство, 1981. — 126 с. — (Мастера Академии художеств СССР). — 3000 экз.
  • Лотиш Л. О. (укр.) // Вісник Київського національного університету культури і мистецтв : Сборник. — 2014. — № 30 . — С. 52—55 .
  • Никифоров Б. М. Советская жанровая живопись. — Л. : Издательство Академии художеств СССР, 1961. — 10 000 экз.
  • (укр.) . (укр.) . Інститут енциклопедичних досліджень НАН України (2006). Дата обращения: 5 августа 2017.
  • Сидор-Гібелинда О. Мерці без похорону. (укр.) // НСХУ : Сборник. — 2005. — № 4 .
  • Членов А. М. Сергей Алексеевич Григорьев. — М. : Искусство, 1955. — 51 с. — 10 000 экз.

Ссылки

  • (укр.) . Національний художній музей України. Дата обращения: 5 августа 2017.
Источник —

Same as Приём в комсомол (картина)