Interested Article - Красавица (картина Кустодиева)

«Краса́вица» — картина русского художника Бориса Кустодиева , написанная им в 1915 году.

На картине изображена красавица-купчиха, пробудившаяся ото сна и полусидящая на перине в сладостном ожидании неопределённости. Работа наполнена сочетанием национального романтизма , в частности лубка , с неоклассицизмом , таким как, например, у Тициана и Рубенса . В образе главной героини картины Кустодиевым запечатлена актриса Московского Художественного театра Фаина Шевченко , обладавшая пышными формами. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Оригинальная картина 1915 года в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве , как и вариант 1921 года. Варианты 1918 и 1919 годов хранятся в Тульском музее изобразительных искусств и частной коллекции в России соответственно.

История и создание

«Автопортрет у окна», Кустодиев

Как члена объединения «Мир искусства» , Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт — он был настоящим поэтом купечества . Купчихи Кустодиева — это своего рода богини, выразители народных представлений о счастье, сытости и достатке . Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты приобретал особую монументальность в гиперболизированных формах, сочетавшую в себе одновременно восхищение, иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел . Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. В ту небывалую кустодиевскую Русь, полную жизни, света и сил, изобилия и музыки, красок и веселья, и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске . «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни — опухоли спинного мозга , по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами .

Шевченко в русском костюме

Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи — другой. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, , не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют» . На этот раз он пригласил талантливую исполнительницу чеховских пьес, одну из ведущих актрис, приму Московского Художественного театра Фаину Шевченко . Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова , «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем» . Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина , к которому он делал декорации, и увлёкся ею . В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца , тридцати лет, так и сыплющую перлами — типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины . После премьеры, состоявшейся 3 декабря, Кустодиев зашёл в актёрскую гримёрку, и на скромную просьбу позировать ему Шевченко ответила согласием. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула — «Ну что вы! Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!» После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского . Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли .

В Москве Кустодиев сначала сделал карандашный рисунок с натуры, а уже по возвращении домой в Петербург приступил к написанию основного полотна . Сын художника, , вспоминал :

В апреле 1915 года мы переехали на Введенскую улицу (дом 7, квартира 50), где была мастерская с двумя большими окнами, выходящими на улицу. На другой стороне улицы — сквер, окружавший Введенскую церковь . Вскоре отец принялся здесь за работу над картиной „Красавица“, явившейся своеобразным итогом исканий собственного стиля, начатых ещё в 1912 году. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной , сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш.). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения. Он работал над картиной ежедневно, начинал в шесть-семь часов утра и работал весь день. В десятых числах мая мои мать и сестра уехали в „Терем“ , и мы остались вдвоём. Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовых фигурки, купленных на Сытном рынке . Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу — на чёрном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался этим мотивом для узоров на сундуке, хотя цвет и изменил.

По словам сына, «в начале августа он [Кустодиев] закончил „Красавицу“. Позднее я слышал от отца, что в этой картине он наконец-то нашёл свой стиль, так долго ему не дававшийся. Вспоминая П. А. Федотова , малых голландцев , которые его восхищали, он стремился, как и они, увлечь зрителя, заставить его остановить внимание на красноречивых деталях. Но основой картины служил русский лубок , вывески, игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы» . Картина отличается от карандашного наброска разницей в чертах лица, а также ироничностью и утрированием женского образа, теперь уже не имевшим ничего общего с реальной Шевченко .

Композиция

Оригинал 1915 года — 141 × 185,5 см , масло на холсте ; справа внизу подпись : «Б. Кустодиевъ/1915» . Вариант 1918 года — 81 × 93 см , масло на холсте; слева внизу подпись: «Б. Кустодиевъ/1918» . Вариант 1919 года — 75,5 × 102 см , масло на холсте; подписан . Вариант 1921 года — 72 × 89 см , масло на холсте; справа внизу подпись: «Б. Кустодиевъ/1921» .

В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса . Идя вразрез с господствующим в то время модернизмом , но учитывая новые художественные веяния, он противопоставил вальяжность своих пышнотелых и полнокровных красавиц анемичным и рафинированным жеманницам с полотен представителей декаданса .

«Венера Урбинская», Тициан

В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры — роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину; наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик , можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Изобильная красота эдакой купеческой, русской « Венеры Урбинской » Тициана — алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело — как «кровь с молоком». В народных представлениях это и есть женская красота, она сродни пуховым розовым подушкам и расшитому кружевами одеялу в чехле зефирного цвета, округлостью форм и складками так похожему на свою хозяйку .

Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами — красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Она смотрит на зрителя с загадочным выражением лица, нисколько не смущаясь своей наготы, с некоторой безмятежностью, но одновременно и сладостным ожиданием кого-то или чего-то. В картине каждая деталь является метафорой, а красавица как бы стала плодом взгляда наивного художника и утончённого эстетизма Серебряного века русской культуры .

Критика и судьба

«Купчиха и домовой», Кустодиев

«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве , организованных Константином Кандауровым . Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу» — в 4 тысячи рублей; четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи . На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова; модель заметила — «Очень толстая!», художник ответил — «Какая есть» — и поцеловал её руку . Отзывы о картине были разнообразными и противоречивыми : одни критики называли её «печальным недоразумением», а некоторые нашли, что образ Красавицы пропитан «тонкой иронией»; между тем коллекционер живописи в письме Кустодиеву признался, что «ваша „Красавица“ — гвоздь всех выставок» . Она просто с ума свела одного митрополита , который после посещения выставки признался, что «видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои» . «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову , которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым , созданную в 1922 году и названную соответственно — «Купчиха и домовой» .

Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве . Одну он подарил Максиму Горькому , а другую написал специально для Фёдора Шаляпина , изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым) . Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж , в эмиграцию . Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука») , в том же году картина на Унтер-ден-Линден в Берлине , где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу — Данаей Ярославской . Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sotheby's в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов ) .

Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее . До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года . Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств , является гордостью коллекции отдела русского искусства , куда был передан в качестве дара от Г. П. Маликова в 1959 году . В Третьяковке также хранится и уменьшенный вариант 1921 года, отличающийся абсолютным повторением композиции 1915 года .

Возможная подделка

«Одалиска», возможно, принадлежащая кисти Кустодиева

В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christie’s была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 × 50 см ), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1,5 млн фунтов стерлингов (2,9 млн долларов), превысив более чем в семь раз . Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг , а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях . По данным аукционного дома Christie’s, картина находилась в частной коллекции российского эмигранта Лео Масковского до 1989 года, когда она была выставлена его вдовой на аукцион, продана, а затем пропала из виду до новой продажи, то есть до 2005 года . В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка!», будучи признанной кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи , Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря . Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы» . Сразу после ознакомления с экспертизой Вексельберг отослал картину обратно и потребовал возвращения своих денег, чего, однако, не случилось, после чего в 2010 году он подал иск в Высокий суд Лондона на аукционный дом Christie’s, инициировавший собственное расследование и заказавший новую экспертизу в Великобритании . Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году : спустя 20 дней слушаний судья постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева, и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christie’s и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги .

В искусстве

В 2001 году скульптор Юрий Гришко по мотивам «Красавицы» создал скульптурную композицию из бронзы, которая выставляется в в Липецке .

Комментарии

  1. Мастерская Кустодиева под названием «Терем» была им лично построена в 1905 году в деревне Маурино Костромской губернии (в 1924 году передана сельсовету под здание школы; в настоящее время там располагается музей Кустодиева) .

Примечания

  1. Юон К. : [ 30 декабря 2017 ]. — Журнал « Огонёк ». — Издательство «Правда», 25 мая 1952. — № 22 (1303). — С. 24. — 33 с.
  2. , с. 163.
  3. . Государственная Третьяковская галерея . Дата обращения: 17 апреля 2017. 30 декабря 2017 года.
  4. , с. 191.
  5. , с. 62.
  6. , с. 254.
  7. . Музеи России (28 декабря 2003). Дата обращения: 17 апреля 2017. 18 апреля 2017 года.
  8. . Kulturologia.ru. Дата обращения: 17 апреля 2017. 4 июня 2017 года.
  9. Мария Чеховская. . Правда.Ру (7 марта 2013). Дата обращения: 17 апреля 2017. 15 марта 2013 года.
  10. Ксения Ларина, Ксения Басилашвили, Анна Бенидовская. . Эхо Москвы (24 февраля 2008). Дата обращения: 17 апреля 2017. 3 августа 2017 года.
  11. Мария Микулина. . Частный корреспондент (23 сентября 2015). Дата обращения: 30 апреля 2017. 1 мая 2017 года.
  12. . Российская государственная библиотека . Дата обращения: 17 апреля 2017. Архивировано из 18 апреля 2017 года.
  13. , с. 22.
  14. . Московский Художественный театр . Дата обращения: 17 апреля 2017. 17 сентября 2016 года.
  15. . Журнал «Культурная столица» (19 апреля 2016). Дата обращения: 17 апреля 2017. 30 декабря 2017 года.
  16. . Новости культуры (27 мая 2005). Дата обращения: 17 апреля 2017. 29 декабря 2017 года.
  17. Надежда Дунаева. . Вечерняя Москва (7 ноября 2012). Дата обращения: 17 апреля 2017. (недоступная ссылка)
  18. , с. 149.
  19. Антон Беляков. . Glamour (15 декабря 2015). Дата обращения: 17 апреля 2017. 2 июля 2017 года.
  20. , с. 289.
  21. , с. 290.
  22. , с. 215.
  23. , с. 192.
  24. , с. 94.
  25. . Sotheby's (21 мая 2003). Дата обращения: 29 июня 2017. 30 декабря 2017 года.
  26. , с. 217.
  27. . Kustodiev-Art.ru. Дата обращения: 17 апреля 2017. 29 декабря 2017 года.
  28. , с. 154.
  29. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . Дата обращения: 17 апреля 2017. 21 мая 2017 года.
  30. , с. 150—152.
  31. , с. 26.
  32. , с. 21—22.
  33. , с. 164.
  34. , с. 164—165.
  35. , с. 150.
  36. . Kustodiev-Art.ru. Дата обращения: 17 апреля 2017. 29 декабря 2017 года.
  37. , с. 301.
  38. , с. 239.
  39. Татьяна Маркина. . Коммерсантъ (26 мая 2003). Дата обращения: 17 апреля 2017. 17 мая 2017 года.
  40. Александр Кан. . BBC Russian (20 мая 2003). Дата обращения: 17 апреля 2017. 18 апреля 2017 года.
  41. , с. 210.
  42. Г. К. Лукомский . // : [ 30 декабря 2017 ]. — 3 ноября 1922. — № 176. — С. 5. — 8 с.
  43. : [ 30 декабря 2017 ]. — 1922. — № 9. — 36 с.
  44. . NEWSru.com (21 мая 2003). Дата обращения: 17 апреля 2017. 30 декабря 2017 года.
  45. Екатерина Дранкина. . Коммерсантъ (19 апреля 2004). Дата обращения: 20 апреля 2017. 18 мая 2017 года.
  46. . Государственный каталог Музейного Фонда Российской Федерации . Дата обращения: 21 марта 2018. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  47. . Государственный каталог Музейного Фонда Российской Федерации . Дата обращения: 21 марта 2018. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  48. . Тульский музей изобразительных искусств . Дата обращения: 17 апреля 2017. 22 июля 2017 года.
  49. . Art-Catalog.ru. Дата обращения: 17 апреля 2017. 31 мая 2016 года.
  50. . Lenta.ru (1 декабря 2005). Дата обращения: 3 августа 2017. 10 марта 2016 года.
  51. . NEWSru.com (1 декабря 2005). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  52. . Сноб (20 сентября 2010). Дата обращения: 3 августа 2017.
  53. Роман Соболь. . НТВ (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 11 августа 2017 года.
  54. Роман Должанский, Татьяна Маркина. . Коммерсантъ (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 25 ноября 2017 года.
  55. . РИА Новости (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  56. . Christie’s . Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  57. Валерий Игуменов. Forbes (29 октября 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  58. . ArtInvestment.ru (9 мая 2009). Дата обращения: 3 августа 2017. 5 июля 2014 года.
  59. . Lenta.ru (23 апреля 2009). Дата обращения: 3 августа 2017. 24 сентября 2010 года.
  60. Полина Ольденбург. . Vesti.ru (24 апреля 2009). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  61. . NEWSru.com (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  62. Владимир Тольц. . Радио Свобода (19 мая 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  63. . НТВ (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  64. . НТВ (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  65. . РИА Новости (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  66. . BBC Russian (19 июля 2010). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  67. . РИА Новости (26 марта 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  68. Татьяна Маркина. . Коммерсантъ (28 июля 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  69. . РИА Новости (27 июля 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  70. . Lenta.ru (27 июля 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 31 июля 2012 года.
  71. Владимир Богданов. ArtInvestment.ru (30 июля 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 3 августа 2017 года.
  72. . The Telegraph (27 июля 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 5 августа 2017 года.
  73. . Evening Standard (27 июля 2012). Дата обращения: 3 августа 2017. 21 августа 2017 года.
  74. . Государственный каталог Музейного Фонда Российской Федерации . Дата обращения: 21 марта 2018. Архивировано из 25 декабря 2017 года.

Литература

  • // / Сост. и ред. Капралов Б. А.. — Художник РСФСР, 1967. — 433 с.
  • Богданов-Березовский В. М. . — Искусство, 1967. — 277 с.
  • Петров В. Н. . — Советский художник, 1978. — 303 с.
  • / Эткинд М. Г. . — Советский художник, 1982. — 453 с. — (Мастера нашего века).
  • Долгополов И. В. Борис Кустодиев // . — Издательство «Изобразительное искусство», 1986. — 784 с.
  • Докучаева В. Н. . — Изобразительное искусство, 1991. — 205 с.
  • Дудаков В. . // . — Журнал «Третьяковская галерея». — Государственная Третьяковская галерея, 2003. — № 1 (01). — С. 94—103. — (Точка зрения).
  • Володарский В. М. . — Белый город, 2004. — 47 с. — (Мастера живописи). — ISBN 9785779307697 .
  • Брук Я. В. , Иовлева Л. И. . — Красная площадь, 2005. — 416 с. — (Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания). — ISBN 5-93221-089-3 .
  • Кудря А. И. Глава XVIII. Война начинается // . — Молодая гвардия, 2006. — 321 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 9785235027817 .
  • Завгородняя Г. Ю. . — ИПК «Литера», 2010. — 276 с. — ISBN 9785904729042 .
  • . — Комсомольская правда/Директ-Медиа, 2014. — 49 с. — (Великие художники). — ISBN 9785871072011 .

Ссылки

Источник —

Same as Красавица (картина Кустодиева)