Титан: После гибели Земли
- 1 year ago
- 0
- 0
«По́сле дождя́. Плёс» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1889 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 1480). Размер — 80 × 125 см (по другим данным, 82 × 126,5 см ). На картине изображён берег Волги в пасмурный, облачный день: в центре полотна — баржи и лодки, слева — плывущий по Волге пароходик, а справа — ближний берег реки, городские дома и церковь .
Картина «После дождя. Плёс» была написана по итогам третьей поездки Левитана на Волгу и его второго пребывания в Плёсе , во время которого им был создан ряд этюдов для будущей картины . По всей видимости, работа над полотном была закончена в Москве в конце 1889 года . Картина экспонировалась на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся в феврале 1890 года в Санкт-Петербурге . Ещё до открытия выставки она была приобретена Павлом Третьяковым .
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что на картине «После дождя. Плёс» представлен «не просто вид, а средствами пейзажа переданное лирическое повествование о русской жизни, так живо напоминающее нам соответствующие повести Чехова » ; впоследствии такой «развитый пленэрный пейзаж» получил название «пейзажа настроения» . По мнению искусствоведа , полотно «После дождя. Плёс» относится к лучшим произведениям волжской серии Левитана ; более того, оно является одним из лучших произведений не только волжского периода, но и вообще всего творчества художника .
В первый раз Исаак Левитан побывал на Волге в 1887 году, проведя там около двух месяцев . Вторая поездка Левитана на Волгу, в которой его сопровождали художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов , состоялась с апреля по октябрь 1888 года. Значительную часть времени они провели в Плёсе — небольшом городе, расположенном на правом берегу Волги (в XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии , а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области ) . Левитан приезжал в Плёс в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и там были задуманы и созданы многие его картины .
Полотно «После дождя. Плёс» было написано в 1889 году, по итогам второго пребывания Левитана в Плёсе , куда он опять ездил вместе с Кувшинниковой и Степановым . Левитан вместе со своими волжскими этюдами вернулся в Москву не позднее середины октября. В ноябре он переехал в дом-мастерскую в Большом Трёхсвятительском переулке , выделенную ему предпринимателем и меценатом Сергеем Морозовым . По-видимому, именно там в декабре 1889 года художник закончил работу над полотнами «После дождя. Плёс» и « Вечер. Золотой Плёс ». По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , эти две картины, завершающие «впечатления и переживания художника от его трёх поездок на Волгу в 1887—1889 годах», представляют собой «как бы итог художественного осознания и образного претворения волжской природы» .
Картины Левитана «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс» (под более короткими названиями «После дождя» и «Вечер») экспонировались на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся 11 февраля 1890 года в Санкт-Петербурге, а в марте того же года переехавшей в Москву . Ещё до открытия выставки, 3 февраля 1890 года, обе картины были приобретены Павлом Третьяковым за 2000 рублей . В первой декаде марта Левитан выехал в заграничную поездку в Италию, где он пробыл до апреля . В письме к художнику Василию Поленову , посланном 31 марта из Бордигеры , Левитан просил позаботиться о его картинах, участвовавших в московской части передвижной выставки, и принять во внимание, что «они писаны не в сильном свету», так что «их выгоднее было бы поставить не в сильный свет и никак уже не у окон» .
Петербургские издания (газета « Новое время », журнал « Всемирная иллюстрация » и другие), опубликовавшие отчёты и комментарии о 18-й передвижной выставке, в основном обошли произведения Левитана молчанием , так что сам художник опасался «окончательного неуспеха их и в Москве» . Однако его опасения не оправдались: во время московской части выставки были опубликованы статьи художников и критиков Сергея Голоушева (литературный псевдоним — Сергей Глаголь) и Виктора Симова (в журнале « Артист » и в газете « Московские ведомости », соответственно), в которых работам Левитана была дана высокая оценка .
Впоследствии картина «После дождя. Плёс» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде , а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве . В 1971—1972 годах полотно принимало участие в приуроченной к столетию ТПХВ выставке «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее», проходившей в Москве, а также в московской части выставки «Пейзажная живопись передвижников» . Оно также было одним из экспонатов юбилейной выставки к 150-летию со дня рождения Левитана, проходившей с октября 2010 года по март 2011 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу .
В настоящее время картина «После дождя. Плёс» выставляется в «Левитановском зале» ( зал № 37 ) основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке .
На картине «После дождя. Плёс» изображён берег Волги в пасмурный, облачный день. Только что прошёл дождь, ветрено, речная вода покрыта рябью. В центре картины изображены баржи и лодки, стоящие у берега, а слева на заднем плане — плывущий по Волге пароходик. Справа на заднем плане видны плёсские дома и церковь . Городок, баржи и пароход являются частями общего вида, который объединяется рекой и небом. Именно поэтому при разработке композиции было важно найти подходящее соотношение между частями холста, занимаемыми небом, землёй и водным пространством .
Композиция полотна асимметрична — его правая часть, в которую входят берег, церковь, дома и сады, имеет относительно небольшую глубину, в то время как левая часть «дана пространственной и глубинной, как речная гладь». Кроме этого, изображение асимметрично по расположению светлого и тёмного, поскольку небо и вода (с отражённым в ней светом) гораздо светлее правого берега. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова , «эта асимметричность основного построения была нужна для того, чтобы придать картине естественную жизненность, как бы некоторую „случайность“». В то же время тёмная масса барж, расположенная в центре холста, вносит в асимметрическую композицию картины определённую «центрическую устойчивость» .
Все цвета объединены в относительно светлую гамму, в которой преобладают серебристо-серые тона. При этом, по словам искусствоведа , художник «тонко разрабатывает каждый цвет и даёт почувствовать его живописное богатство» — сюда относятся и лиловато-коричневая земля, и зеленоватые кустарники, и зелёные крыши домов, и синие церковные купола . Значительную роль в решении композиции и колорита играет небо. Несмотря на то, что бо́льшая часть его всё ещё покрыта дождевыми тучами, оно «кажется в картине как бы движущимся», что подчёркивается пробивающимся сквозь тучи светом, блики которого играют на поверхности воды. Благодаря этому весь пейзаж проникнут «состоянием изменчивости и беспокойства» .
Фрагменты картины «После дождя. Плёс»
Известны два акварельных этюда , написанные Левитаном при работе над полотном . Один из них — «На реке» (бумага, акварель, 15,2 × 22,4 см ) — находится в собрании Государственного Русского музея ( инв. Р-6084). Этот этюд, ранее находившийся в собрании С. С. Боткина , был написан Левитаном осенью 1889 года. Другой этюд — «После дождя. Плёс» (бумага, акварель, чёрный карандаш, 16,5 × 26,5 см ), также 1889 года, — хранится в частном собрании в Москве (по данным на 1966 год — в собрании Ю. В. Невзорова ) . Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что эти этюды показывают, насколько интересовала художника «передача изменчивости летнего ненастного дня». По его словам, не очень отличаясь друг от друга по композиции , эти натурные этюды главным образом различаются изображением водной поверхности и облачного неба: «…в акварели „После дождя“ состояние более спокойное, в акварели „На реке“ усиливаются движение облаков и в особенности рябь на воде и колеблющиеся отражения в ней тёмных барж». Поэтому, по мнению Фёдорова-Давыдова, этюд «На реке» более близок к окончательной версии полотна . Оба акварельных этюда монохромны — они «исполнены лиловатой краской с использованием белого цвета бумаги для высветленных мест» .
Акварельные этюды к картине «После дождя. Плёс» и вариант картины из дома-музея
В статье, опубликованной в 1960 году, Алексей Фёдоров-Давыдов также сообщал о существовании этюда маслом для картины «После дождя. Плёс» (22,7 × 33 см ), хранившегося в частном собрании в Москве. По его словам, этот этюд «можно считать первичным и несомненно писанным с натуры». По сравнению с акварельными этюдами, он более отдалён от окончательной версии картины. Его живопись, «очень жидкая и однородная», носит явно этюдный характер . В масляном этюде отношение неба к земле составляет 1:1,5, а в обоих акварельных этюдах — 1,5:1 .
В доме-музее Левитана в Плёсе хранится другой, несколько изменённый вариант картины «После дождя. Плёс», который носит название «Волга» (1888—1890, холст, масло, 35 × 57 см ) . Кроме этого, в Государственной Третьяковской галерее хранится рисунок с картины «После дождя. Плёс» (жёлтая бумага, акварель, 14,9 × 27 см , инв. 7601), исполненный художником для иллюстрированного каталога 18-й передвижной выставки .
В статье, посвящённой столетию со дня рождения Левитана, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что «вид маленького волжского городка с баржами и бегущим по воде пароходиком, с домиками и церковью вдалеке», изображённый на картине «После дождя. Плёс», воспринимается «как своеобразное пейзажное выражение раздумья о жизни» . По словам Фёдорова-Давыдова, «это не просто вид, а средствами пейзажа переданное лирическое повествование о русской жизни, так живо напоминающее нам соответствующие повести Чехова » . Такой «развитый пленэрный пейзаж» впоследствии получил название «пейзажа настроения» .
Искусствовед отмечала, что картина «После дождя. Плёс», написанная по этюдам в условиях мастерской, «сохранила всю свежесть непосредственного впечатления от натуры, вплоть до ощущения влажности не только предметов, но и самой воздушной среды». По словам Мальцевой, посредством цветовых отношений при изображении отдельных предметов и общей цветовой тональности художнику удалось «сообщить» своему произведению «волнующую трепетность жизни», так что «пейзаж кажется здесь обжитым, „очеловеченным“». Мальцева писала, что в этой картине Левитан раскрывает «лирическую тему о жизни и настроениях людей», которая проходит как «подтекст» основного содержания пейзажа .
Искусствовед Виталий Манин писал, что пейзаж «После дождя. Плёс» написан «чувствительными, словно бы акварельными , красками». По словам Манина, в этом произведении художник находит «адекватное живописное выражение минутного состояния, в котором невозможно разделить состояние природы и самочувствие человека» .
По мнению искусствоведа , картина «После дождя. Плёс» относится к лучшим произведениям волжской серии Левитана ; более того, она является одной из лучших картин не только волжского периода, но и вообще всего творчества художника . Петров отмечал, что полотно написано «с замечательной свободой и богатством приёмов живописной выразительности», которые помогают художнику «передать ощущение „лёгкого дыхания“ и всеобщности движения жизни „умывшейся“, обновлённой природы». По словам Петрова, особое обаяние картины достигается за счёт «единства ощущения красоты мгновения и неизменной величавости волжских просторов» .