Interested Article - Visual kei

Visual kei ( яп. ヴィジュアル系 Видзюару кэй , «визуальный стиль», « Вижуал-кэй ») — жанр японской музыки , возникший на базе J-Rock’а в результате смешения его с глэм-роком , металом и панк-роком в 1980-х годах . Visual kei буквально означает «визуальный стиль». Так называется направление в японской рок-музыке, выделяющееся использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов и часто андрогинной эстетики .

Основателями данного стиля в Японии были такие группы, как X Japan , BUCK-TICK , Luna Sea , Malice Mizer и другие, большое влияние на которые оказали западные глэм-рок -группы, прежде всего Kiss и Guns and Roses . Суть стиля visual kei состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл, шокируя и привлекая таким образом слушателей. Центральное место в эстетике Visual kei занимает андрогинный идеал человека . С точки зрения японца, женственный мужчина, пользующийся макияжем, не гей , а как раз напротив — дамский угодник . Вокруг visual kei сформировалась субкультура, движущей силой которой явилось ядро фанатов групп этого направления, использовавших имидж любимых музыкантов: в большинстве своём — мужчин, которые, в свою очередь, использовали женские макияж и одежду .

История

Первая волна, японский глэм-метал (1982—1992)

В 1970—1980 году большую популярность в Европе имели глэм-рок и метал. Одна из самых известных групп того времени Kiss , работавшая на стыке двух этих жанров и ставшая популярной благодаря эффектному гриму, шокирующему на то время имиджу и ярким сценическим шоу, выступила в 1977 году на токийском стадионе Ниппон Будокан . Это событие вызвало в стране волну увлечения творчеством группы и произвело впечатление на будущего основателя Visual kei hide (настоящие имя Хидэто Мацумото яп. 松本 秀人 ) — альбом Kiss Alive! , собственно, и сделал его рок-фанатом . Впоследствии Хидэ присоединился к неофициальному фан-клубу Kiss в своём родном городе Йокосуке и через год купил свою первую гитару.

В 1987 году Хидэ по приглашению Ёсики Хаяси ( яп. 林 佳樹 ) стал участником X Japan — первой японской рок-группы, добившейся мирового успеха и ставшей новатором в visual kei . Несмотря на то что коллектив существовал ещё с 1979 года (неофициально), они впервые дебютировали только в 1985 с синглом „I’ll Kill You“, посвящённому Войне во Вьетнаме . Для того, чтобы выбиться из числа инди-групп и просто быть не похожими на других, Ёсики и Хидэ первыми начали использовать образ западных глэм-метал-групп , поклонником которых являлся Хидэ. Вскоре они получили мейджор-статус и стали самой успешной рок-группой Японии . В ответ на вопрос „В чём суть вашего творчества?“ Ёсики охарактеризовал его как Psychedelic Violence — Crime of Visual Shock („психоделическое насилие, преступление визуального шока“ . Впоследствии для краткости осталось только само понятие visual, в конце концов обрело современное название Visual kei ( яп. ヴィジュアル系 Видзюару кэй , «визуальный стиль») . Ёсики вспоминал :

Мне кажется, что мне очень повезло, что мы начали давно, и, знаете, мы не хотели, чтобы нам было скучно, и хотели полностью отличаться ото всех. Мы просто хотели быть оригинальными. Мы были как самые паршивые овцы в семье. Конечно, на нас было много макияжа и всё такое. Для нас это действительно было трудное время, ведь мы начали играть давно, а сейчас полно visual-kei-групп по всему миру. Это очень неожиданно, к тому же среди них есть столько великолепных исполнителей. Именно из-за них некоторые и услышали об X JAPAN, поэтому я им очень благодарен.

Этот путь решили повторить и другие японские рок-коллективы. Многие Visual-kei-группы 1980-х годов исполняли глэм-метал , а упор делали на гротескный имидж: к их числу относились X Japan и . Вокалист последней, Томми „Динамит“, впоследствии в 1986 году основал один из крупнейших лейблов Free-Will . Творчество этих групп в основном было похоже на западный, в основном американский и британский, глэм-метал .

В это же время начали набирать обороты такие группы, как и BUCK-TICK , в отличие от большинства глэм-метал-групп ориентировавшиеся скорее на готическую музыку. Поклонниками последних были многие будущие звёзды Visual kei. Киёхару (настоящие имя Киёхару Мори яп. 森 清治 ), будущий вокалист назвал вокалиста группы «необычайно горячим и замечательным человеком» , а Таканори Нисикава ( яп. 西川貴教 , основатель Abingdon Boys School ), более известный как TMRevolution, признался что является поклонником этой группы . Кё, вокалист Dir en Grey , в качестве одного из первых источников творческого вдохновения называл одну уже только фотографию вокалиста BUCK-TICK Ацуси Сакураи . В своё время именно BUCK-TICK первыми начали использовать фан-сервис для привлечения женской аудитории и заложили основу будущего «готического развития» visual kei , хотя вначале они подвергались критике за такие эксперименты со звучанием .

Вторая волна, появление готики и андрогинности в направлении (1992—2001)

Shizuki (ныне в Art Cube), бывший барабанщик одной из старейших групп «золотого века» вместе с японским реслером Дзюном Косаем.

В 1990-х годах, после спада популярности глэм-метала и рассвета альтернативного рока, большинство visual-kei-групп начали эксплуатировать готический имидж. В 1992 году образовалась группа Malice Mizer , лидер которой, гитарист Мана , одевался на сцене в женскую одежду и с помощью макияжа придавал себе андрогинный облик — использовал изобретённый им образ готической лолиты . В музыкальном плане они также отличались от старых групп, по мнению AllMusic их творчество сочетало: дарквейв , техно , синтипоп , , и впоследствии готический метал . Вместе с группой Kuroyume они стали определяющей силой сцены вижуал-кэя в течение следующих десяти лет, времени, которое некоторые критики считают «золотым веком visual kei» . Наиболее типичными и популярными группами этого направления считаются и Syndrome — группа Кисаки ( яп. ), бывшего басиста La:Sadie’s и в особенности Kuroyume. Международный портал так оценил их творчество: «Группу Kuroyume можно смело назвать ярчайшим представителем японской visual kei сцены 90-х годов. За короткое время группе удалось из ничего превратиться в одну из самых знаменитых и любимых групп Японии» . По мнению музыкального критика Алексея Ерёменко, масштабы влияния Kuroyume на сцену второй волны вижуал-кэя сравнимы с влиянием X Japan на первые группы этого жанра .

Некоторые группы, в отличие от популярного готического образа, стали использовать элементы традиционной японской культуры в музыке и текстах. Появились такие группы, как Onmyo-za, которая сочетала в себе западный хеви-метал и японские народные мелодии, а в лирике использовала японскую мифологию .

Параллельно традиционному направлению в городе Нагоя стала формироваться сцена Nagoya kei ( яп. 名古屋ヴィジュアル系 Нагойский стиль ) , давшая название и ответвлению жанра. Первопроходцами его были музыканты группы Silver~Rose, начавшей свою карьеру в 1990-х годах. Несмотря на короткую историю, коллективу удалось повлиять на многих музыкантов, впоследствии развивших этот жанр . В числе тех, кто способствовал этому развитию, были такие коллективы, как Merry Go Round, Laputa и kei n, внесшие свой вклад в традиции звучания, лирики и атмосферы . В отличие от старых направлений, которые создавали музыку под влиянием глэма и различных направлений готической музыки, на группы Нагоя-кэй оказали сильное влияние британский панк и западный готик- или дэт-метал . В сравнении с котэ для Нагоя-кэй характерны более мрачная атмосфера, относительно высокая брутальность звучания, присутствие утяжелённых гитарных и бас-гитарных партий, использование таких вокальных приёмов, как гроул и скрим . Особое внимание коллективы этого направления уделяли сценическому воплощению своих творческих идей. Так, участникам группы Deathgaze нравились «дикие» выступления западных музыкантов, и они захотели сами повторить подобное:

Нам уже доставалось за то, что мы в своё время творили. Поэтому мы решили сделать упор на внешность, а не на действия. На нас зарубежные исполнители оказали гораздо большее влияние, нежели на другие visual-kei-группы. Например, музыканты из Nine Inch Nails выступали полностью в грязи, а нам всем казалось, что иностранцы творят такие дикие вещи, и это нам так понравилось! И теперь мы хотим быть впереди всей вселенной!

По мере того, как развивался западный альтернативный рок, утяжелялось и звучание групп Нагоя-кэй; в их творчестве стали появляться элементы хардкора, альтернативного или трэш/дет-метала .

Кризис (1999—2000)

К 1999 году мейнстримовая популярность вижуал-кэя пошла на спад, X Japan прекратили своё существование из-за ухода вокалиста в религиозную секту, а вскоре умер их ведущий гитарист и один из основателей Visual kei Hide . По официальной информации, он совершил самоубийство , но его родственники и коллеги по группе больше склонялись к версии о несчастном случае . Смерть Хидэ вызвала большой резонанс в обществе, три фаната погибли, покончив с собой (воспроизведя суицид в той же форме), более 50 000 людей пришли на его похороны в , около 60 человек госпитализированы и примерно двумстам понадобилась срочная медицинская помощь, оказанная на месте . В начале следующего десятилетия распались многие группы — такие, как Baiser и Malice Mizer

Третья волна, зарождение Neo Vijuaru kei (2001 — наше время)

X Japan выступают во время мирового тура в Гонконге (2009 год)

В начале XXI века (2000—2003) жанр снова начал набирать популярность, чему в немалой степени способствовало воссоединение Luna Sea и X Japan. Движение, которое в прессе получило название neo vijuaru kei , сформировали такие ставшие вскоре известными коллективы, как An Cafe (появились в 2001 году) , The Gazette , DeathGaze (2003) , lynch (2004) и Alice Nine (2004) . В сравнении с группами прежних поколений исполнители neo vijuaru kei выглядели более разнообразно; многие из них — Versailles , Matenrou Opera , NoGoD — находились под влиянием метала и его производных, в частности, металкора ( Deluhi , а также у указанных выше NoGoD) . Именно метал помог NoGoD занят 8 место в списке «50 самых перспективных молодых групп 2008 года» , а их сингл «Atria» признавался фанатами visual kei как один из самых величайших синглов всех времён в этом жанре . Другая же группа Versailles благодаря металлическому звучанию в соединении с ярким образом уже смогла отправиться в гастроли по Германии в то время когда СМИ в Японии только заметили их на музыкальной сцене .

В те же годы, в противовес подавляющему большинству групп visual kei — агрессивных в музыке, мрачных в имидже и текстах, — появилось направление oshare kei (お洒落系 — слащавый, фешенебельный, элегантный). Первой группой, относившей себя к oshare kei, была Baroque , основаннае в 2001 году , однако принято считать, что основной импульс развитию этой линии жанра придала группа An Cafe . Oshare-бэнды, в большинстве своём, начали использовать яркие цвета (например розовый, вместо преобладающих у котэ и нагоя чёрного и красного). Стилистическую основу в музыке oshare kei составили альтернативный рок, синти-поп, электроника (реже — музыка более тяжёлых направлений); характерным аспектом лирики стало освещение позитивных моментов жизни, что также отличает их от остальных направлений жанра .

Пионеры направления oshare kei, в большинстве своём, находились под влиянием поп-музыки — An Cafe играли поп-рок , а Kra смешивала пауэр-поп с кантри и джазовыми элементами . При том, что эти музыканты придерживались более повседневного и обычного стиля в одежде, облик их в цветовом плане отличался сравнительной жизнерадостностью. An Cafe первыми начали культивировать броский, ребяческий имидж; участники этой группы сделали себя похожими, скорее, на девочек-подростков . Ту же линию продолжили участники oshare-группы Charlotte , в качестве символа «невинности» использовавшие школьную форму .

К 2007—2008 годам начали возрождаться старые направления и появляться новые коллективы во главе с лидерами распавшихся в прошлом групп, работающие в сходной стилистике. Появилось, в частности, множество nagoya-групп, в их числе — WERKMARE, Meth, Kagerou, Yaminade .

Землетрясение в Японии

Днём 11 марта 2011 года в 14:46 по японскому времени в Японии произошло крупнейшее в её истории землетрясение — Землетрясение около Хонсю , практически уничтожившее несколько префектур и повергнув страну в тяжелейший кризис со времён Второй Мировой Войны. Практически никто из музыкантов visual kei не пострадал, но из-за природной катастрофы их деятельность, равно как и всех остальных японских музыкантов, была временно заморожена. NoGoD , The Gazette , Girugamesh и многие другие группы полностью отменили свои концерты.

13 марта известный visual-kei-музыкант и певец Gackt обратился к своим поклонникам и поклонникам visual kei вообще с просьбой помочь Японии пережить эту катастрофу . В своём послании он попросил поклонников оказать всеобщую поддержку. Первоначально его поддержали только Таканори Нисикава и рок-группа Girugamesh . Но через короткий промежуток времени к нему присоединилось множество известных японских деятелей, в том числе музыкантов, актёров, моделей, спортсменов и работников аниме-индустрии . Среди них neo-visual-kei-рок-группы Moran и Nightmare (соло-гитарист группы Ni-ya родом из префектуры Мияги , наиболее пострадавшей из-за землетрясения), гонщики Такаока Тацуя, Хадзиме Хитоси Вакисаки и Инокути Такаси, директор компании Fuji , а также барабанщик visual-kei-группы Luna Sea . После 15 числа к ним начали присоединяться и иностранные знаменитости.

На следующий день лидер группы X Japan Ёсики объявил, что выставляет на аукцион своё знаменитое «зеркальное» фортепиано, на котором он играл во время знаменитого концерта The Last Live , ставшего последним перед распадом группы, и тоже создаёт благотворительный фонд . Также о сборе средств заявили Мияви и лидер Blood Киваму. Последний объявил что часть прибыли от продаж его лейблов будет пожертвована в фонд Гакта. Одновременно с этим, один из самых популярных интернет-магазинов японской музыки HearJapan объявил, что будет отправлять 50 % от всей своей прибыли гуманитарным организациям, помогающим пострадавшим в Японии. Помимо этого было объявлено, что сайт также сможет сразу посылать пожертвования, без каких либо покупок .

Использование визуального образа

Поклонник visual kei в районе Харадзюку ( Токио )

Первоначально идея активного использования грима и эксплуатации внешней образности использовалась музыкантами с тем, чтобы выбиться из ряда одинаковых групп, привлечь к себе внимание. Барабанщик X Japan Ёсики Хаяси впоследствии вспоминал:

Ну, мне кажется, я до сих пор часть visual kei. Не знаю… когда мы говорим «visual kei», это означает не только макияж. Мне кажется, это скорее то, что внутри тебя. Быть оригинальным в наше время очень сложно. Когда ты вырастаешь, довольно-таки легко оставаться в определенных рамках, но «пробить стену» и выбраться за её пределы крайне сложно. Мне кажется, это и есть истинное значение visual kei…

Другие музыканты также отмечали большие возможности самовыражения в этом жанре , уникальность , а также его эстетические элементы : бас-гитарист группы D=OUT Рэйка считает что вижуал-кэй очень эстетичен и в какой то степени приравнивает его к искусству. В то же время, некоторые музыканты не хотят чтобы их группу любили сугубо за внешний вид, а не музыку:

Ryouhei: Для меня это нечто большее, чем выступать в гриме. Группа, в которой я играл, учась в школе, не имела ничего общего с visual kei. Примерно в то же время я увидел статью в журнале, где кто-то из исполнителей, которых относят к visual kei, говорил: «Мы хотим, чтобы нас ценили за нашу музыку». Тогда я подумал: «Если они так думают, тогда зачем используют макияж?». Когда же я начал играть в visual kei группе, я очень хорошо понял, о чем говорили те исполнители, но я также понял, что чувства обычного слушателя далеки от подобных мыслей. Так что теперь Megamasso выступают в гриме, и наш внешний вид подчеркивает то, что мы поступаем так, как нам нравится, и будем продолжать работать в том же ключе. Рёхей из Megamasso

В то же время некоторые исполнители критически относятся к группам уделяющим главное внимание внешнему виду. Так вокалистка Blood Stain Child греческого происхождения София иронизирует по поводу такого подхода:

Внешняя безукоризненность может быть опьяняющей настолько, что заставляет людей забыть, что быть музыкантом значит играть музыку

Visual kei и «Готическая лолита»

Во внешнем облике групп, относящихся к visual kei, проявилось такое модное направление, как « Готическая лолита » . В свою очередь, группы второй волны visual kei — такие, как Malice Mizer , повлияли на развитие этой субкультуры и своим внешним видом популяризировали эту моду среди поклонников подобных групп .

Впоследствии «Готическая лолита» и Visual kei, замкнулись во взаимосвязанную пару явлений, друг друга взаимоподпитывающих: в журналах, посвящённых «лолитам», статьи об исполнителях и релизах Visual kei стали привычными . Более того, самое известное издание о субкультуре «лолит» Gothic & Lolita Bible было создано при участии Маны из Malice Mizer . Привычными для облика музыкантов Visual kei стало использование и одеяний «лолит»; характерными примерами могут служить образы бывшего гитариста группы Aicle. Кэйты, бас-гитариста группы NoGoD или гитариста и вокалистки дэт-метал группы Blood Stain Child . О своём интересе к этому направлению в моде говорили многие музыканты visual kei .

Певец Кая так объяснил свой интерес к ношению платьев:

Я ношу платье потому, что традиционно женщины носят платья, а мужчины штаны. Мне не нравятся такие традиции. Я думаю, что это прекрасно, если пожилой мужчина носит платье. Если он хочет носить его, то отлично, пускай носит. Любой человек должен иметь возможность носить то, что он хочет, и, надевая платье, я показываю миру, что это возможно. Я хочу стать для людей поводом, который позволит сказать — «О! Да он носит платье! Может это удобно? Надо попробовать». Для этого я ношу платья и выступаю..

Visual kei и косплей

Группы стиля Visual kei черпали вдохновение также в фантастике, видеоиграх и аниме. В наибольшей степени это проявилось в творчестве , гитарист и басист которой (Lida и Seek) после распада группы собрали подобные коллективы: ISABELLE и Mix Speakers inc , во втором из которых играют сейчас. Примером тому может служить группа , использующая стереотипы и штампы из сэнтай -сериалов , а также группа S, источники вдохновения искавшая в аниме, манге и видеоиграх . В творчестве молодой группы Virgil наряду с музыкальной составляющей развилась и кинематографическая: музыканты снимаются в собственных фильмах, эксплуатируя стереотипный в аниме образ «Хозяин и слуги» .

Характерные особенности стиля

Музыка

Традиционно — с тех времён, когда в жанре господствовали его пионеры ( X Japan , и др.) — в состав группы Visual kei входят вокалист, два гитариста, басист и ударник. Несмотря на частое использование в visual kei клавишных и электроники, присутствие клавишника в составе — редкое для представителей этого жанра явление . Исключением из этого правила являются An Cafe и Matenrou Opera : группы, имеющие в своих составах клавишников, Юки и Аяме соответственно.

Другой важной особенностью visual kei является использование богатой стилистической палитры. По мнению Марти Фридмена , высказаному в фильме Global Metal , успех X Japan как раз и был во многом обусловлен способностью работать в широком музыкальном спектре. В творческом наследии группы присутствуют как быстрые спид-метал -песни, так и медленные баллады, которые во многом и обеспечили им известность. По словам Фридмена, на Visual kei оказал большое влияние глэм-метал , с той лишь оговоркой, что макияж здесь призван был не столько эпатировать публику, сколько подчёркивать внешние данные музыканта . Более чем разнообразно в музыкальном отношение и творчество лидеров более поздней и современной сцены visual kei Dir en grey и The Gazette . Первые до полного ухода из вижуал-кэй сцены успели поиграть альтернативный метал , альтернативный рок , экспериментальный рок , хардкор-панк , нью метал , металкор , авангард-метал , прогрессивный рок , отметились и в других жанрах . The Gazette, работая в основном в струе альтернативного метала, использовали в своём творчестве элементы хип-хопа , панк-рока и японской поп-музыки . В том числе это заключается и в желании самих японских музыкантов, создать неповторимое и уникальное звучание. Так Рю — гитарист и сооснователь группы Blood Stain Child подчёркивает что помимо метала, он интересуется трансом и другой электронной музыкой .

Отдельным вопросом стоит связь visual kei с «родившей» его сценой метала . Хотя пионеры японского хэви-метала , , Anthem и легендарные Loudness в своём внешнем образе не сильно отличались от стандартного имиджа этого жанра музыки, с появлением X Japan, Seikima II и Aion visual kei тесно связался с металлической сценой . Японский актёр и известный поклонник металлической музыки Avery Fane отмечает что:

Каждый, кто обращал внимание на японскую индустрию, мог отметить одну простую тенденцию: в один день платья и макияж, в другой – прикид настоящего металлиста». По его словам, такие группы, как, к примеру, Dir en Grey и Kuroyume, сменили имидж, но в конце концов «это всё те же группы, играющие всё тот же металл....Металл-группы наводнили Сибую и Харадзюку, где раньше царил визуал-кэй. Такие группы даже играют в Аояме и Омотэсандо, которые обычно резервировались под показы мод. Как будто каждый решил вместе исполнять рок

В то время когда такие группы, как Blood Stain Child, открывают для себя visual-kei-сцену, visual-kei-группы пошли им навстречу, всё больше утяжеляя и усложняя музыку. Например NoGoD и Versailles получили много похвал от критиков за их западное металлическое звучание и инструментальные таланты своих музыкантов.

Тексты и тематика

Практически все группы visual kei исполняют песни на японском языке , поскольку ориентируются на домашнюю публику. Групп, исполняющих некоторые песни на английском, немного: в их числе — Blood Stain Child , ориентирующиеся заведомо на западную аудиторию, и — дарквейв -коллектив, основанный австралийским вокалистом .

Лирика Visual kei не имеет какой либо общей базы; исключение составляют темы, оставшиеся от «готического» прошлого и поп-музыки (отрицательные эмоции , любовь и «разбитое сердце», мистика ). Встречаются и мотивы, связанные с личными переживаниями; так, Рёнай из Blam Honey посвятил одну из песен альбома Typical Ingeniousness: Suggest болезни миастения , которой он страдал долгое время . В большинстве же случаев тематика связана со специфическим направлением visual kei, в котором работает тот или иной коллектив. Например, основные темы осярэ-кэй — любовь, светлые и радостные аспекты жизни, оптимизм и юмор . Музыканты, связанные с nagoya kei, поют, в основном, о таких вещах, как геноцид , эпидемии , общество , насилие и смерть , не чураясь при этом ненормативной лексики . Neo vijuaru kei, жанр по сути компилятивный, отличается и тематическим многообразием: например, в творчестве группы UnsraW с композициями социального звучания соседствуют песни, посвящённые любви и стремлению к сохранению индивидуальности и критикой некоторых социальных проблем Японии. Также по мнению музыкального критика англ. John Buchanan современной сцене присущ несколько «шутливо-насмешливый оттенок лирики» , как пример подобных групп он указывает NoGoD . Есть и группы узкотематического склада. Так Onmyo-Za аллегорически перепевают народные сказания и мотивы, используя в текстах старояпонский язык , а вся лирика группы объединена общим сюжетом о безумии одного человека .

Поджанры

Как самостоятельный жанр вижуал-кэй сформировался в 1990-х годах благодаря таким группам, как Kuroyume , Malice Mizer и Baiser. Группы этого периода принято относить к «вижуал-кэй старой школы» и «традиционному вижуал-кэй» ; существует и термин Kotekote kei ( яп. コテコテヴィジュアル系 Тяжелый вижуал-кэй ) , имевший отношение к использованию музыкантами обильной, «тяжёлой» косметики. Характерными для этого направления были — андрогинные наряды, в частности, сложные женственные костюмы, выполненные в общей готической эстетике, — и выкрашивание длинных волос в разнообразные, самые кричащие цвета . Сцена традиционного вижуал-кэя обычно противопоставляется осярэ-кэй и более лёгкому вижуал-кэю; после закрытия независимого лейбла котэ в сравнении с ними начал сдавать свои позиции . Примерами современного котэ могут служить такие группы, как Phantasmogoria и D . Особняком в котэ стоит тенденция, сформированная под влиянием феномена «готической Лолиты»; взаимовлияние вижуал-кэя и моды на образ Лолиты наилучшим образом воплотилось в творчестве таких групп, как Malice Mizer , Lareine и Versailles .

Другой известный поджанр, Nagoya kei ( яп. 名古屋ヴィジュアル系 Нагойский стиль ) , отличается от других направлений вижуал-кэй утяжелённым звучанием. Кроме того, Нагоя-группы перенесли творческий акцент с кричащего внешнего вида на мрачную лирику и агрессивное звучание, корни которых уходят в дэт-метал, хардкор и альтернативную музыку . Классической нагоя-кэй-группой является Deathgaze . Вокалисты её практически всегда исполняли свои партии гроулом, а тяжесть их звучания даже в рамках этого направления считалась почти чрезмерной . Простая чёрная одежда в соответствии с тяжёлым и устрашающим гримом также позволяет относить их к классическому виду нагоя . Впрочем, у термина есть свои проблемы: до сих пор идут споры о критериях включения в эту ветвь тех или иных коллективов, ведь в рамках её есть — как группы, не слишком тяжёлого звучания (9GOATS BLACK OUT) , так и группы тяжёлые, но при этом внешне яркие (Lycaon) . По мере того, как утяжелялось звучание представителей конкурирующих ответвлений вижуал-кэй, нагоя-кэй постепенно утратил свою главную отличительную черту, а вместе с нею — и позиции в жанре .

В это же время в андерграунде сформировалась третья сцена вижуал-кэй под названием Angura kei ( яп. Андерграундный стиль ) . Это был протест против японского мейнстрима, где группы часто ориентировались на западные ценности и музыку . В противовес мейнстриму ангура-группы эксплуатировали японскую эстетику и внешность, и старались добавлять в творчество элементы японской народной музыки . Хотя в дальнейшем ангура практически вышла из андерграунда, термин за группами такого рода закрепился прочно .

Японские девушки, одетые в стиле FRUITS, типичном для большинства осярэ-исполнителей

Последним направлением вижуала 1990-х годов стал eroguro kei ( яп. эрогуро-кэй ) ; этот стиль, оказавший влияние на общее развитие «вижуал-кэй», проявил себя также в литературе ( Эдогава Рампо ), кинематографе («The cabinet of Dr. Caligari», 1920), театре, живописи и манге ( Суэхиро Маруо , Тосио Маэда , Хэммару Матино ) . Самой известной группой этого направления «эрогуро» является (англ.) , известность которой обеспечили гротескный, пугающий имидж и эпатажное поведение.

С возрождением жанра в начале двухтысячных появилось понятие Neo vijuaru kei ( яп. ネオヴィジュアル系 Новый визуальный стиль ) , название своё получившее от СМИ . Этот термин, применяющийся по отношению ко всем группам, возникшим после «золотого века вижуал-кэй», не имеет каких-либо музыкальных или внешних ограничений. Группы этой волны обычно быстро достигают известности, прежде всего — благодаря современным технологиям, например, таким интернет-порталам, как JaME . Загрузка первого клипа на YouTube позволила группе Versailles в короткие сроки стать известной за пределами родины и заинтересовать крупнейшие лейблы — такие, как Warner Music . Для примера, таким известным группам 1990-х, как Malice Mizer и Kuroyume, пришлось порядка 3—4 лет выступать в андерграунде, прежде чем к ним пришла массовая популярность . Именно на это время пришлось появление Oshare kei ( яп. お洒落系 Осярэ -кэй - слащавый, фешенебельный, элегантный ) .

При том, что осярэ вошёл в мейнстрим совсем недавно, он уже стал одним из самых популярных направлений вижуал-кей; концерты некоторых групп этого направления собирают до 14 000 человек . В некотором плане осярэ представляет полную противоположность всему visual kei, который был до него . Внешний вид осярэ-музыкантов во многом связан с модой Харадзюку ; именно поэтому имидж некоторых групп именовался decora kei, по аналогии с этой модой . Ведущими осярэ-группами стали чрезвычайно популярная группа Ayabie, придавшая жанру «милость и летнюю атмосферу» и основанные её бывшим гитаристом Рёхеем Megamasso . В общих словах, осярэ-кэй — это музыкальная смесь из хард-рока, панка и танцевальной поп-музыки написанной исключительно в позитивном и мажорном ключе .

Влияние на другие жанры и популярность

Япония

Visual kei оказал заметное влияние на родственные ему жанры. Некоторые группы — в частности, Glay (подписавшие контракт с популярным японским продюсером Тэцуей Комуро и пользовавшиеся массивной рекламой в СМИ), Luna Sea и L'Arc-en-Ciel — использовали атрибутику visual kei, чтобы достичь коммерческого успеха; добившись своего — вернулись к обычной внешности .

Элементы visual kei проникают в J-Pop и индастриал -сцену. Под его влиянием появились такие исполнители, как Нана Китадэ и Канон Вакэсима , следующие модному стилю «лолита». В J-Pop из visual kei пришли вокалисты , и Gackt , частично сохранив элементы своего прежнего имиджа. Некоторые коллективы visual kei, в частности, и , исполняющие электронную музыку, перейдя в индастриал, способствовали развитию японской клубной музыки и готического рока .

Другие страны

AKADO

С ростом популярности visual kei за пределами Японии стали появляться группы, находящиеся под его влиянием. Одной из самых первых подобных групп был китайский готик-рок коллектив , появившийся в 1997 году. В 2001 году на основе visual kei был создан имидж вокалиста немецкой группы Tokio Hotel , что способствовало резкому росту популярности коллектива среди девушек и уже в 2005 году сделало его одним из самых известных в Германии. В 2005 году появилась другая немецкая рок-группа — Cinema Bizarre . Она была создана пятью молодыми музыкантами, поклонниками visual kei . В это же время появляются и российские рок-группы вдохновлённые visual kei, такие как Akado .

В 2004 году был основан первый общеевропейский портал , декларировавший своей целью поддержку visual kei музыкантов, прежде всего, японских:

Целью JaME стала продвижение современной японской музыки через создание и развитие различных форм средств массовой информации, имеющих отношение к японской музыке. JaME также старался наладить отношения с японскими музыкантами, чтобы организовывать или помогать в организации их концертов в Европе. В свою очередь, это естественно привело к тому, что JaME стал помогать японским музыкантами завязывать контакты с европейскими промоутерами/ дистрибьюторами, оказывать помощь в организации концертов, поиске спонсоров, а также в распространении японской музыки по всей Европе .

Портал помогает организации концертов visual-kei-групп в Европе, а после 2008 года — и в Америке, ещё больше увеличивая популярность этого жанра за пределами Японии .

Visual kei в России и СНГ

Возрастающая популярность visual kei в мире помогла в популяризации жанра в том числе и в России . Начиная с конца 2009 года D'espairsRay , Мияви , Girugämesh , An Cafe , Mucc и следом за ними Versailles , Oz и Dir en grey посетили её в рамках своих туров. Также клипы Visual-kei-групп демонстрируются на российских музыкальных каналах.

Первыми исполнителями, посетившими Россию были An Cafe в 2009 году . Участники группы были приятно удивлены количеством своих фанатов в России . Другим особо значимым событием стал приезд abingdon boys school в декабре того же года. Видео и фотографии с него попали в DVD их первого мирового тура . Всё это послужило мощным толчком, увеличив в несколько раз количество visual-kei-групп посетивших Россию в 2010 году, и желающих выступить в 2011 .

Также более молодые visual-kei-группы начали выступать в странах СНГ . Группы OROCHI и GUILD смогли посетить Украину и Белоруссию в 2010—2011 годах.

Visual kei-индустрия

Вокруг Visual kei была создана целая индустрия, включающая в себя музыкальные лейблы, специализирующиеся на подобной музыке, профильные СМИ и фирмы-производители сценической одежды и аксессуаров.

Наиболее известными СМИ в вижуал-кэй являются журналы Cure , Shoxx и . Первый из них, Cure ( яп. オフィシャル ) посвящён андерграунду, начинающим или просто инди-группам . SHOXX же в отличие от Cure описывает всю сцену вижуал-кэя. Отдельно стоит упомянуть журнал Zy (полное название Zy [zi:] Stylish & Community Rock Magazine) выпускаемый компанией Zy/Starchild . Он считается достаточно информативным и регулярно печатает обширные интервью, обзоры музыкальной продукции. Также в нём ведут свою колонку некоторые музыканты . Существуют и более узкопрофильные журналы — такие, как glare , печатающий табулатуры и ноты популярных композиций. Определённое внимание сцене вижуал-кэй уделяет и журнал Gothic & Lolita Bible , ведущее издание для приверженцев субкультуры лолит . Частично на это повлиял один из основателей журнала Мана , а также факт совместного развития вижуал-кэея и субкультуры лолит .

Кампании, разрабатывающие дизайн костюмов и аксессуары также имеют большое значение в вижуал-кэй-индустрии . Обычно у каждой компании есть своя аудитория. Так, Suppurate System, принадлежащая бывшему участнику Рёнаю, «одевает» своих знакомых и участников близких по звучанию групп — Ману, , Каю и Мако. Другая фирма Death trap-ID специализируется на женственных костюмах, и её клиентами являются : Versailles , и Gackt . Исполнители же жанра осярэ, часто следуют моде Харадзюку . Имидж некоторых групп этого направления — таких, как An Cafe и Zoro , даже первоначально определяли как decora kei , намекая о их связи с движением Декора и Фрутс .

Первым музыкальным лейблом полностью специализировавшиеся на вижуал-кэй, был Free-Will , открытый ещё в 1986 году . Он был создан известным вижуал-кэй-музыкантом первой волны Томми «Динамитом», и первоначально создавался для продюсирования его группы COLOR . Впоследствии им совместно с более крупными King Records и другими, были созданы ряд дочерних лейблов, где записываются такие известные группы, как The Gazette , Kra , SuG и другие . Но репутация Томми изрядно пострадала после его ареста в связи с обвинениями в мошенничестве на 324 миллиона иен (2,8 миллиона долларов) . Помимо этих «гигантов», остальную часть вижуал-сцены занимают независимые лейблы, в частности, Under Code Production, считающийся на инди-сцене основным , и Anarchist Records, принадлежащий Кэндзи из Anti Feminism . Достигшие же успеха и популярности коллективы, как правило подписывают контракты с лейблами из большой четвёрки — Sony Music , EMI Music Japan и т. д.

Наиболее значимыми мероприятиями считаются hide Memorial Summit — двухдневный концерт, посвящённый десятилетию со дня смерти hide , прошедший 3—4 мая 2008 года в Токио (почти все принявшие здесь участие группы сыграли кавер на одну из его песен, которые потом были выпущены отдельным диском) , а также ежегодный V-ROCK FESTIVAL, прошедший впервые в Токио 24 и 25 октября 2009 года и собравший самые популярные Visual-kei-группы Японии. Тогда на нём также выступил Мэрилин Мэнсон , помимо этого на фестивале выступают западные группы которым близка идея visual kei, например . Также проводится мероприятия, посвящённые hide и показы мод от фирм, производящих сценическую одежду для visual kei музыкантов.

Примечания

  1. Heinrich, Sally. Key Into Japan (неопр.) . — Curriculum Corporation, 2006. — С. 80. — ISBN 1863667725 .
  2. Yun, Josephine. (англ.) . — Stone Bridge Press , 2005. — ISBN 1880656957 .
  3. Arulvarathan, Subha. . — : The Carillon, 2006. — Т. 20 , вып. 48 . 11 октября 2007 года.
  4. Reesman, Bryan. (англ.) . Grammy.com (30 ноября 2006). Дата обращения: 1 апреля 2010. (недоступная ссылка)
  5. a fleeting genre known to fans as «Visual Kei» (aka «Visual Rock»). Nonetheless, this fusion of metal, punk and gothic aesthetics ignited at least two generations of followers with its shocking visual appeal" X [Japan]: Reliving the Height of Japan’s Superlative Visual Rock Band, By Minnie Chi, 11 октября 2007 года.
  6. Gibson, Dave. (англ.) . (2 ноября 1998). Дата обращения: 1 апреля 2010. 25 января 2012 года.
  7. Strauss, Neil . New York Times (18 июня 1998). Дата обращения: 31 июля 2007. 25 января 2012 года.
  8. Reesman, Brian . grammy.com (30 ноября 2006). Дата обращения: 7 августа 2007. 17 февраля 2009 года.
  9. Dejima, Kōji (出嶌 孝次) 30 сентября 2007 года. Retrieved September 12, 2007 (Japanese)
  10. Buckley. (англ.) . — Taylor & Francis , 2002. — P. , 522, 553. — ISBN 0415143446 .
  11. Tan, Caroline S.L. (англ.) // European Journal of Social Sciences : journal. — 2008. — Vol. 6 , no. 1 . — P. 7—25 . 9 декабря 2008 года.
  12. Monger, James Christopher . allmusic.com . Дата обращения: 31 июля 2007. 25 января 2012 года.
  13. "Since it formed in the mid-1980s, X Japan went from playing loud, fast thrash-metal to stadium-shaking pop ballads, in the process pioneering its own genre, a Japanese equivalent of glam rock known as visual kei. For visual kei bands, outrageous, usually androgynous looks — gobs of makeup, hair dyed and sprayed in ways that made Mohawks look conservative, and a small fortune spent on leather and jewelry — were as important as music (or, in many cases after X, more important than music). « THE POP LIFE; End of a Life, End of an Era, By NEIL STRAUSS от 22 сентября 2008 на Wayback Machine
  14. „a representative slice of Japanese rock music as a whole. It’s a very diverse genre and, of course, Japan also now has its own sub-genre called 'Visual kei … 'Visual Kei' literally means 'visual style.' It’s a style of dress, there’s a lot of costuming and make up and it’s uniquely Japanese because it goes back to ancient Japan. Men would often wear women’s clothing; I guess if they were here today they would be the underground kind of independent anarchist type people who spend their time in coffee houses thinking radical thoughts for that time.“ — JAPANESE ROCK ON NPR, by Kristen Sollee от 7 июля 2011 на Wayback Machine
  15. „Most GothLolis cite that they are merely imitating their favorite bands from the visual rock genre, known as 'Visual Kei'. Although it seems a reference to Vladimir Nabokov’s scandalous Lolita, many Gothlolis will tell you that books (other than manga, Japanese comics, which are also at the heart of the scene) and art are not a part of their inspiration. Music is a major force in its creation. Visual Kei is exactly as it sounds: Rock music that incorporates visual effects and elaborate costumes to heighten the experience of the music and the show. Visual Kei started in the 80s and became so popular by the 90s that the nearly all-female fan base started dressing up as their favorite band members (known as 'cosplay') who were often males that wore make-up, crazy hair, and dressed androgynously or as females (usually, the more feminine the rocker, the more fans rush to emulate them).“ Pretty Babies: Japan’s Undying Gothic Lolita Phenomenon, by Chako Suzuki, от 25 июля 2011 на Wayback Machine
  16. . hide-city.com . Дата обращения: 21 мая 2007. 29 октября 2005 года.
  17. . www.metal-archives.com. Дата обращения: 28 января 2019. 15 апреля 2019 года.
  18. Yang, Jeff; Can, Dina; Hong, Terry. (неопр.) . — Boston: (англ.) , 1997. — С. . — ISBN 0-395-76341-X .
  19. Minnie, Chi . Asia Pacific Arts Online Magazine . Дата обращения: 10 сентября 2007. 25 января 2012 года.
  20. 但し、TOSHIはかつて雑誌 内の記事にて「俺の友達、みんな持ってるもん。I’LL KILL YOUは館山行くと氾濫してるよ(笑)」と言っていた。理由は、手売りだったので地元の友達を中心に売ったかららしい。
  21. Seida, Linda . allmusic.com . Дата обращения: 6 августа 2007. 25 января 2012 года.
  22. Inoue, Takako. Visual kei no jidai (неопр.) . — Tokyo: (англ.) , 2003. — ISBN 978-4787232168 .
  23. . Jame Russia (2 апреля 2008). Дата обращения: 9 марта 2010. Архивировано из 14 ноября 2009 года.
  24. Dejima Kouji (出嶌 孝次) 30 сентября 2007 года. Retrieved September 12 2007 (Japanese)
  25. . web.archive.org (4 апреля 2007). Дата обращения: 23 сентября 2007. 4 апреля 2007 года.
  26. (яп.) . barks.jp . Дата обращения: 14 марта 2008. 6 февраля 2012 года.
  27. Fool’s Mate # 283 , 「» 夜" は邪悪にもなれるし、ピュアにもなれる」(«The night can become evil, or it can become pure»), Koh Imazu, May 2005. 19 декабря 2010 года.
  28. BayFM UpSound Radio (ведущий — Kiyoharu) интервью с Atsushi Sakurai, эфир от 31 августа 2007 года. 8 июня 2008 года.
  29. BayFM UpSound Radio (ведущий — Kiyoharu). Интервью с Atsushi Sakurai, 7 сентября 2007. 27 мая 2008 года.
  30. PopJam PJ Live Gold Interview with BUCK-TICK by Takanori Nishikawa, aired April 1st, 2005 on NHK television.
  31. READ Magazine, interview with Kyo, 23 October 2003.
  32. Words by Buck-Tick , Shinko Music Publishing Company, Ltd. 2002. ISBN 4-401-61726-6 . 22 февраля 2012 года.
  33. Picture Product disc 3: «Sen-Sor» , directed by Takashi Musha & Yuko Sakurai, Victor Entertainment, 2002.
  34. (яп.) . music.yahoo.co.jp . Дата обращения: 21 августа 2007. Архивировано из 22 марта 2012 года.
  35. Anonymous. Artist Brands: Part 1, Mana x Moi-mene-Moitie (неопр.) // Gothic & Lolita Bible . — Nuuberguu, 2002. — Т. 4 . — С. 23 .
  36. Alexey Eremenko. (англ.) . Allmusic. Дата обращения: 11 августа 2015. 25 января 2012 года.
  37. Alexey Eremenko. (англ.) . Дата обращения: 11 августа 2015. 25 января 2012 года.
  38. . Дата обращения: 8 мая 2009. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  39. . Jame Russia (19 сентября 2008). Дата обращения: 6 октября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  40. . Дата обращения: 29 сентября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  41. . Jame Russia (14 ноября 2008). Дата обращения: 6 марта 2010. Архивировано из 22 сентября 2018 года.
  42. . Cure (1 января 2010). Дата обращения: 9 марта 2010. 18 января 2012 года.
  43. Strauss, Neil . nytimes.com (18 июня 1998). Дата обращения: 21 мая 2007. 25 января 2012 года.
  44. Seno, Alexandra A.; Murakami, Mutsuko.: . asiaweek.com (22 мая 1998). Дата обращения: 21 мая 2007. 25 января 2012 года.
  45. Baiser’s Page on Grass Thread Retrieved 8.15.2007
  46. Дата обращения: 19 сентября 2007. 14 января 2012 года.
  47. (недоступная ссылка) by Jason Birchmeier
  48. (недоступная ссылка) Retrieved August 19, 2007
  49. Fool’s Mate April 2006 April 2006
  50. (недоступная ссылка)
  51. . Дата обращения: 8 мая 2009. Архивировано из 1 июля 2009 года.
  52. . cdjournal.com . Дата обращения: 2 сентября 2007. 2 июня 2012 года.
  53. 15 июля 2011 года. Retrieved on February 27, 2010
  54. от 15 августа 2009 на Wayback Machine Retrieved on February 28, 2010
  55. . Jame Russia (6 июля 2008). Дата обращения: 5 октября 2010. Архивировано из 2 сентября 2010 года.
  56. Ayme, matto . Jame Russia (16 сентября 2010). Дата обращения: 5 октября 2010. Архивировано из 18 сентября 2010 года.
  57. . AllMusic. 25 января 2012 года.
  58. . 25 января 2012 года.
  59. . Allmusic. 25 января 2012 года.
  60. Дата обращения: 9 августа 2010. Архивировано из 15 августа 2010 года.
  61. (недоступная ссылка)
  62. Alexey Eremenko. (англ.) . Allmusic. Дата обращения: 11 августа 2015. 15 марта 2016 года.
  63. . Дата обращения: 29 сентября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  64. 12 марта 2011 года.
  65. . NHN Japan Corp (13 марта 2011). Дата обращения: 14 марта 2011. 24 января 2012 года.
  66. . JaME UK (13 марта 2011). Дата обращения: 15 марта 2011. 15 марта 2011 года.
  67. . JaME UK (14 марта 2011). Дата обращения: 15 марта 2011. 15 марта 2011 года.
  68. . Jame Russia (20 июня 2010). Дата обращения: 6 декабря 2010. Архивировано из 23 июня 2010 года.
  69. . Jame Russia (12 декабря 2010). Дата обращения: 18 декабря 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  70. . Jame Russia (9 мая 2009). Дата обращения: 6 декабря 2010. Архивировано из 14 января 2010 года.
  71. . Jame Russia (10 июня 2009). Дата обращения: 24 января 2010. Архивировано из 13 июня 2009 года.
  72. . news.leit.ru (6 января 2011). Дата обращения: 17 января 2011. 7 июля 2011 года.
  73. Ishikawa, Katsuhiko, Gothic & Lolita , Phaidon, 2007, p 1
  74. 高原英理『ゴシックハート』講談社、2004年9月15日発行(17-18頁)
  75. 植田裕子『ロリータ衣装道楽』マーブルトロン、2005年2月28日発行(74頁)
  76. 『産経新聞 首都圏版』2008年9月9日付
  77. 『年報「少女」文化研究:「少女」文化の友第3号』まえがわまさな「日本におけるゴシック、ロリータ、ゴシック&ロリータ文化概説―付 日本におけるゴシック、ロリータ、ゴシック&ロリータ関係文献目録―」「少女」文化研究会、2008年12月31日発行(127-144頁)
  78. Aoki, Deb. [manga.about.com/od/mangaartistswriters/a/JWinterberg.htm Interview: Jenna Winterberg and Michelle Nguyen - Page 1] . About.com . Дата обращения: 15 мая 2010. 25 января 2012 года.
  79. 成美弘至編『コスプレする社会―サブカルチャーの身体文化』小泉恭子、鈴木裕子「ヴィジュアル系とコスプレ」せりか書房、2009年6月25日発行(56-83頁)
  80. . Дата обращения: 2 февраля 2010. Архивировано из 2 февраля 2010 года.
  81. . Дата обращения: 5 октября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  82. . Дата обращения: 5 октября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  83. . Дата обращения: 5 октября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  84. . Allmusic. 25 января 2012 года.
  85. . Дата обращения: 29 сентября 2017. 20 февраля 2019 года.
  86. . Дата обращения: 5 октября 2010. 17 февраля 2021 года.
  87. . Дата обращения: 7 октября 2010. Архивировано из 11 января 2010 года.
  88. от 9 октября 2011 на Wayback Machine SUBLIMIS Review Retrieved Mar 14, 2009
  89. . Дата обращения: 11 августа 2010. 22 октября 2013 года.
  90. 6 января 2009 года.
  91. . Дата обращения: 7 октября 2010. 8 сентября 2010 года.
  92. . Дата обращения: 7 октября 2010. Архивировано из 23 марта 2010 года.
  93. . Дата обращения: 29 сентября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  94. . Дата обращения: 7 октября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  95. . urban dictionary (21 октября 2007). 25 января 2012 года.
  96. . Дата обращения: 5 октября 2010. 2 октября 2010 года.
  97. Suzuki, Chako. . Fashionlines (январь 2007). Дата обращения: 8 мая 2010. 13 августа 2011 года.
  98. . Jame. Дата обращения: 27 ноября 2010. 22 октября 2013 года.
  99. . Дата обращения: 7 октября 2010. 19 января 2012 года.
  100. ( PDF ) Silverberg, Miriam Rom (англ.) . Erotic Grotesque Nonsense: The Mass Culture of Japanese Modern Times (12 декабря 2005). Дата обращения: 8 октября 2009. 25 января 2012 года.
  101. (англ.) . (неопр.) . — New York: (англ.) , 2003. — С. —68. — ISBN 0-679-64085-1 .
  102. . Дата обращения: 5 октября 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  103. 16 июня 2008 года. . Retrieved November 19, 2008.
  104. . Дата обращения: 5 октября 2010. 25 сентября 2010 года.
  105. . 25 января 2012 года.
  106. . AllMusic. 25 января 2012 года.
  107. (англ.) // Time : magazine. — Time , 1998. — 9 March. 16 августа 2000 года.
  108. . Дата обращения: 13 июня 2010. Архивировано из 29 ноября 2009 года.
  109. от 19 октября 2008 на Wayback Machine
    The Magdeburg teenage band Tokio Hotel («Durch den Monsun») therefore practically deserves gratitude for directing public attention to a new underground movement by the name of «Visual Kei». While contemporary pop critics have no doubt that the lacquered spiky hairstyle and Khol-shaded eyes of lead singer Bill Kaulitz in 2005 were created by a professional stylist, below the general schoolgirl hysteria surrounding the band an until then unknown sub-culture was discovered.
  110. (недоступная ссылка)
  111. Cure Magazine, July 2006 issue, Vol 34, Issued May 21, 2006
  112. 24 апреля 2009 года.
  113. . Jame Russia. Дата обращения: 18 декабря 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  114. 4 августа 2009 года.
  115. . Дата обращения: 30 июля 2009. Архивировано из 13 апреля 2012 года.
  116. . Дата обращения: 9 февраля 2010. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  117. . Дата обращения: 31 мая 2010. Архивировано из 19 мая 2010 года.
  118. Дата обращения: 18 марта 2010. Архивировано из 22 марта 2010 года.
  119. (19 марта 2009). Дата обращения: 29 января 2011. Архивировано из 22 октября 2013 года.
  120. . Jame Russia (3 декабря 2009). Дата обращения: 29 января 2011. Архивировано из 20 августа 2010 года.
  121. . Jame Russia (11 февраля 2011). Дата обращения: 13 февраля 2011. Архивировано из 12 мая 2011 года.
  122. . anime-festival.com.ua (1 октября 2010). 25 января 2012 года.
  123. . Jame UK (1 октября 2010). Дата обращения: 13 февраля 2011. 22 октября 2013 года.
  124. . Jame Russia (28 октября 2008). Дата обращения: 7 октября 2010. Архивировано из 18 марта 2012 года.
  125. . Jame Russia (3 ноября 2008). Дата обращения: 7 октября 2010. Архивировано из 19 сентября 2009 года.
  126. . japantoday.com (15 сентября 2007). Дата обращения: 15 сентября 2007. 25 января 2012 года.
  127. (яп.) . sankei.co.jp (14 сентября 2007). Дата обращения: 23 сентября 2007. 25 января 2012 года.
  128. (яп.) . nikkei.co.jp (14 сентября 2007). Дата обращения: 24 сентября 2007. 25 января 2012 года.
  129. Cure Vol 27, December 2005 pg 7 — 35
  130. . Дата обращения: 6 октября 2010. 28 августа 2014 года.
  131. . Дата обращения: 10 марта 2010. Архивировано из 21 августа 2009 года.
  132. . Дата обращения: 6 октября 2010. 18 апреля 2012 года.

Литература

  • Inoue, Takako. Visual kei no jidai (неопр.) . — Tokyo: (англ.) , 2003. — ISBN 978-4787232168 .
  • Friederike von Gross: Visual Kei — jugendliche Musikfans im Internet ; in: Kai-Uwe Hugger (HG), Digitale Jugendkulturen, Wiesbaden 2010, S. 151—167
  • Marco Höhn (2008): Visual kei: Vom Wandel einer ‚japanischen Jugendkultur‘ zu einer translokalen Medienkultur. In: Tanja Thomas (Hg.): Medienkultur und soziales Handeln. Wiesbaden 2008, S. 193—207

Ссылки

  • (яп.)
Источник —

Same as Visual kei