Interested Article - Палладиум

Богиня победы Ника и греческий воин около столба с палладиумом

Палладиум , также палладий, палладион ( др.-греч. παλλάδιον ), в древнегреческой и римской мифологиях , — священная статуя- оберег , изображавшая Палладу . По наиболее распространённой версии мифа, её сбросил с Олимпа на землю Зевс , и поначалу она хранилась в Трое . По преданию, до тех пор, пока статуя находилась в городе, Троя оставалась неприступной. Палладиум похитили Диомед с Одиссеем . По другой версии, она была вынесена Энеем из горящего города.

В Древнем Риме артефакт хранился вместе с другими реликвиями в сокровенном месте храма Весты . Доступ в храм был ограничен; только женщинам разрешалось посещать его раз в год. Сам же палладий оставался недоступным. О месте расположения святынь должны были знать лишь жрицы храма весталки и великий понтифик . Римляне, хоть и не видели статуи, считали её неприкосновенность и сохранность залогом безопасности, благосостояния и мощи государства. При императоре Константине был перенесён из Рима в Константинополь , где его захоронили под колонной Константина .

В переносном смысле палладиум — талисман, сакральный предмет, приносящий удачу владельцу (чаще стране).

Происхождение. Внешний вид

Согласно мифам, в детстве молочные сёстры Афина и Паллада занимались военными упражнениями и однажды вступили в состязание друг с другом. В момент, когда Паллада была готова нанести удар, Зевс испугался за дочь и протянул перед ней эгиду (накидку, обладающую защитными свойствами). Паллада стала её рассматривать и в этот момент получила удар от Афины, который оказался смертельным. Расстроенная Афина создала статую своей молочной сестры, на которую надела эгиду, и поставила её рядом со статуей своего отца Зевса . Впоследствии, когда плеяда Электра , чтобы избежать насилия со стороны верховного бога, прибегла к защите палладиума, Зевс сбросил статую с Олимпа на землю Илиона . Согласно другим античным представлениям, палладиум представлял собой изображение Афины, благодаря которому она и получила свой наиболее частый эпитет «Паллада» .

В это время Троей правил Ил . Когда он обнаружил упавшую с неба статую, то спросил о том, как с ней поступить, бога-покровителя города Аполлона . Ответ бога в изложении Овидия звучал как «Вы охраняйте богиню небес, охранит она город; / Всюду, где будет она, будет и высшая власть» . Троянцы выделили участок на вершине неприступной горы и построили там храм, куда поместили палладиум и другие святыни. Возле храма поставили вооружённую охрану .

Кроме данной, наиболее распространённой, версии мифа, существовало ещё несколько вариантов истории попадания палладиума в Трою. У Диктиса Критского статуя упала прямо в храм через отверстие в недостроенной крыше . Дионисий Галикарнасский пишет, что Зевс подарил палладиум своему сыну от Электры Дардану , чьи потомки и основали Трою . Климент Александрийский передаёт утверждения других античных авторов относительно происхождения палладиума. Были, в частности, высказаны предположения о создании артефакта из костей Пелопа .

Палладиум представлял собой деревянную фигуру длинной в три локтя (приблизительно 135 см ) с сомкнутыми ногами, копьём в правой руке и прялкой и веретеном в левой . Фигурка согласно античным представлениям могла двигать глазами и копьём, что позволяло легко отличить подлинник от подделок .

Похищение Одиссеем и Диомедом. Греческие легенды о дальнейшей судьбе палладиума

Диомед c Одиссеем выкрадывают палладиум. Античная ваза 360—350 гг. до н. э. Лувр. Париж

Легенды о похищении палладиума в ходе осады Трои и о его судьбе после её падения разнообразны и противоречивы. Согласно традиции, во время Троянской войны захваченный греками в плен царевич Гелен предсказал, что город будет неприступным, пока в его стенах хранится священная статуя-оберег палладиум. Для того, чтобы выкрасть артефакт, в осаждённый город отправили Диомеда с Одиссеем . Существует две версии относительно того, как греки выкрали статую. Согласно Конону , в какой-то момент, чтобы преодолеть препятствие, Диомед встал на плечи Одиссея, перелез через стену и похитил палладиум. Одиссей захотел самолично завладеть им, немного отстал и готов был убить Диомеда, но тот вовремя заметил отблеск клинка. По другой версии, Одиссей в виде нищего проник в город, выкрал статую и вернулся к тому месту, где его дожидался Диомед. Вместе они уже отнесли его в свой лагерь .

Впоследствии несколько греческих областей претендовало на обладание тем мифическим палладиумом, который выкрали Одиссей с Диомедом из Трои. Аргивяне были уверены, что их царь Диомед отвёз статую в их город . Плутарх передаёт легенду о том, что из Аргоса артефакт выкрали и перевезли в Спарту, где поместили в специально построенное для этого святилище Одиссея . По афинской версии Демофонт взял его у Диомеда как залог, оригинал отправил в свой родной город, а затем отдал Агамемнону копию . Подобные легенды, обосновывающие обладание троянским палладиумом, существовали и в других городах Эллады .

Согласно ещё одной античной версии, палладиум так и остался в Трое, где его в полой стене обнаружил отряд римлян под командованием Гая Флавия Фимбрии во время первой Митридатовой войны .

Римский палладиум

Кассандра ищет защиты у палладиума во время штурма Трои греками. Античная римская фреска из Помпей
Современный вид колонны Константина в Стамбуле под которой, возможно, замурован палладиум

Древние римляне также претендовали на честь обладания палладиумом. Согласно их представлениям, артефакт хранился вместе с другими реликвиями в храме Весты . Доступ в храм был ограничен . О месте расположения святынь должны были знать лишь жрицы храма ( весталки ) и великий понтифик . Даже верховный жрец, будучи мужчиной, не смел войти в храм Весты. Овидий (43 г. до н. э. — 17/18 г. н. э.) приводит легенду о том, как великий понтифик Луций Цецилий Метелл во время пожара с риском для жизни спас палладиум от огня. Перед тем, как войти в священное место, он просил прощения у богов за такое святотатство: «Руки воздел, воды зачерпнул и воскликнул: „Простите / Мне, о святыни! Войду в храм, что запретен мужам. / Коль это грех, на меня одного пусть обрушится кара, / А преступленье моё Риму спасением будь“.»

Римляне, которые вели свой род от спасшихся под предводительством Энея троянцев, должны были обосновать несостыковку нахождения палладиума в Риме и мифа о похищении статуи Одиссеем и Диомедом. Античные источники приводят в различных интерпретациях две версии. Согласно одной из них, в Трое существовало два палладиума. Один, подлинный, был надёжно спрятан, а второй — копия — выставлен для всеобщего обозрения. Именно его и похитили греки. Во время штурма Трои Эней с частью троянцев заняли часть города и организовали оборону. Ахейцы предложили осаждённым покинуть город, взяв с собой столько, сколько они смогут унести. В то время, как остальные воины несли с собой драгоценности, Эней вынес своего престарелого отца. Поражённые благородством этого поступка греки разрешили ему повторно вернуться и вынести то, что он посчитает нужным. Тогда он вернулся и забрал отеческие святыни, включая палладиум, что вызвало к нему ещё большее уважение. По второй версии, палладиум передал Энею Диомед, который по возвращении домой из-за происков своей неверной жены Эгиалеи был вынужден бежать в Италию .

Хотя римляне и не видели статуи, они считали её неприкосновенность и сохранность залогом безопасности, благосостояния и мощи города . При императоре Гелиогабале (218—222) был введён культ сирийского бога Солнца, в честь которого на Палатине выстроили храм. В него перенесли самые священные для римлян предметы, включая палладиум . Согласно позднеантичным источникам, этот палладиум был перевезён из Рима в Константинополь Константином I Великим и погребён под колонной Константина на его форуме .

Палладиум на монетах и предметах искусства

Денарий Юлия Цезаря с изображением Венеры на аверсе и Энея с Анхисом и палладиумом на реверсе
Веста на ауреусе Адриана . В руках она держит свои атрибуты — скипетр и палладиум

В Римской республике после второй Пунической войны (218—201 гг. до н. э.) сложилась практика, когда чеканка монет находилась в ведении сената, который назначал монетариев , ответственных в свою очередь за технологический процесс выпуска и самостоятельно определявших изображения аверса и реверса . Эней, несущий палладиум в правой руке, а своего отца Анхиса на плечах, появляется на монетах чеканки Цецилиев и Юлиев , в том числе и Юлия Цезаря .

В императорскую эпоху чеканили медали с Минервой с палладиумом в руках. То же изображение представлено на денариях Юлии Соэмии . В руках Весты он появляется на монетах Веспасиана , Тита , Домициана , Траяна , Адриана и Антонина Пия , Венеры — Фаустины Младшей , римского Гения или Ромы — Веспасиана, Домициана, Антонина Пия и Констанция Хлора . Серебряная медаль императора Тита с богиней жатвы Анноной , держащей в руках палладий, иллюстрирует поверье о том, что Рим будет процветать до тех пор, пока в нём находится данный образ .

Кроме римских, палладий изображали на монетах Аргоса , как в период его независимости, так и в составе Римской империи. На них местный герой и легендарный царь города Диомед несёт украденный из Трои артефакт .

Палладий в виде статуи, по большей части с копьём и щитом в руках, встречается в античном искусстве, в основном в вазописи, резных камнях и фресках со сценами Троянской войны, похищения артефакта Диомедом, выноса Энеем из горящего города .

Другие палладиумы

Палладиумами называли и другие ксоаноны — деревянные статуэтки вооружённых божеств, по мнению жителей охраняющих покой их города . Этим же словом в более позднее время стали называть любой вызывающий благоговение предмет на основании верований о том, что он приносит могущество, славу и счастье .

См. также

Примечания

  1. , Мифологическая библиотека. Книга третья. XII (3).
  2. , Палладий, с. 417.
  3. : [ 3 января 2023 ] / А. А. Тахо-Годи // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 515-516. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  4. , Фасты. Книга VI. 425—428.
  5. , Римские древности. Книга I. 69.
  6. , Основание Трои (i), с. 397.
  7. , Книга пятая. V.
  8. , XLVII. Истории знаменитых статуй, с. 83—84.
  9. , Основание Трои (k), с. 397.
  10. , Книга I. 40. Гелен (6).
  11. Конон . . Дата обращения: 20 июля 2019. 17 августа 2019 года.
  12. , Мифологическая библиотека. Эпитома V (8, 13).
  13. , Диомед, с. 314.
  14. , Оракулы Трои (l), с. 434.
  15. , Описание Эллады. Книга II. Глава 26 (5).
  16. , Греческие вопросы. 48.
  17. , Демофонт, с. 65—66.
  18. , XLVII. История знаменитых статуй, с. 83—84.
  19. , Книга XII. Митридатовы войны 53.
  20. , с. 64.
  21. , p. 15.
  22. , с. 508.
  23. , Фасты. Книга VI. 449—452.
  24. , Римские древности. Книга VII. Фрагмент 4.
  25. , Книга III. 22.
  26. , Война с готами. Книга I. 15.
  27. , Палладий (Палладиум).
  28. , с. 189.
  29. , с. 158.
  30. , с. 44.
  31. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1897. — Т. XXIIa.
  32. , "Palladium", p. 595.
  33. , с. 56.
  34. , с. 170.
  35. . Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 22 июля 2019. 22 июля 2019 года.
  36. , Палладий.

Литература

Античные источники

  • Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
  • Аппиан . . — СПб. : Алетейя, 1994.
  • Вергилий . // Буколики. Георгики. Энеида. — М. : Художественная литература , 1979.
  • Диктис Критский . // Вестник древней истории / Вступительная статья, перевод с латинского и комментарии В. Н. Ярхо . — 2003. — № 4 .
  • Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
  • Дионисий Галикарнасский. // Римские древности. В 3 томах / Пер. с древнегреческого Н. Г. Майоровой. Отв. ред. И. Л. Маяк . — М. : Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. — Т. 1. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-347-00002-3 .
  • Квинт Смирнский . После Гомера / Вступ. ст., пер. с др.греч. яз., прим. А. П. Большакова. — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-91244-158-5 . от 23 апреля 2019 на Wayback Machine
  • Климент Александрийский. / Перевод с древнегреческого, вступительная статья, комментарии и указатель А. Ю. Братухина. — СПб. : Издательство Олега Абышко, 2006. — 288 с. — (Библиотека христианской мысли. Источники). — ISBN 5-89740-147-0 .
  • Овидий . Фасты . Книга VI // Элегии и малые поэмы / сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. М. Гаспарова и С. Ошерова . — М. : Художественная литература, 1973. — 526 с. — (Библиотека античной литературы. Рим).
  • Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
  • / Перевод с латинского языка, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. — Алетейя, 2000.
  • Плутарх . // Застольные беседы . — Л. : Наука, 1990.
  • Полиэн . Стратагемы / под общей редакцией А. К. Нефёдкина. — СПб. : Евразия, 2002. — 608 с. — ISBN 5-8071-0097-2 .
  • Прокопий Кесарийский . // Война с готами. О постройках . — М. : Арктос, 1996. — ISBN 5-85551-143-X .
  • Клавдий Элиан . / Перевод с древнегреческого, статья, примечания и указатель С. В. Поляковой. — Москва—Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1963.

Литература XIX—XXI веков

Ссылки

  • (англ.) . Архивировано из 30 ноября 2001 года.
Источник —

Same as Палладиум