Парижская Полиглотта
- 1 year ago
- 0
- 0
Полигло́тта ( греч. πολύ «много» + γλώττα «язык») — издание Библии , в котором рядом с основным текстом помещён его перевод на несколько языков . Для текстологических и литургических целей многоязычные рукописные издания существовали ещё в Поздней Античности и в Средневековье . С появлением книгопечатания в Европе , несколько проектов полиглотт были осуществлены в XVI—XIX веках, наиболее полные включали тексты на 10—12 языках, сопровождаемые справочным аппаратом, словарями, списком разночтений. Четыре из них, названные по городам, где были напечатаны, именуются в историографии «Великими» — Комплютенская , Антверпенская , Парижская и Лондонская .
Полиглотта позволяла наглядно сопоставлять тексты на языке оригинала ( еврейский и греческий ) с древними и современными переводами; была удобна для изучения истории библейского текста и его филологической и богословской интерпретации, а также учебных целей. В составе полиглотт впервые увидели свет в печатном виде Септуагинта , тексты арабского и персидского библейского переводов, а также Самаритянское Пятикнижие . В XVIII—XIX веках несколько раз предпринимались попытки издания славянских полиглотт в России ; в 1880—1890-х годах был опубликован четырёхъязычный Новый Завет ( церковнославянский , греческий, латинский и русский), выпущенный по инициативе П. А. Гильтебрандта . Современными библейскими обществами издаются полиглотты, предназначенные для учебных целей или для сохранения малых и исчезающих языков; чаще всего это компактные издания на двух-трёх языках.
Прототипом полиглотты и одновременно первым критическим изданием библейского текста стала Гексапла Оригена (III век) . Грандиозный свод библейских текстов был создан Оригеном во время его пребывания в Палестине , а далее был перенесён в Кесарийскую библиотеку . Ориген расположил шесть версий известных ему ветхозаветных текстов (отсюда название — « ушестерённая », др.-греч. Ἑξαπλᾶ ) параллельными столбцами в следующем порядке:
Полным экземпляром Гексаплы пользовался ещё Иероним ; считается, что оригинал погиб при взятии арабами Кесарии Палестинской в 653 году . Предположительно, ни одной полной копии Гексаплы никогда не было сделано из-за колоссального объёма труда: по оценке Г. Свита, если он имел форму кодекса , то включал не менее 3250 пергаментных листов, то есть около 6500 страниц текста, и это при условии, что были переписаны только 22 канонические книги Ветхого Завета . Г. Свит проводил аналогии с Ватиканским кодексом , на страницах которого текст был записан в три колонки, давая шесть колонок на развороте . Тем не менее, в Гексапле были тексты только на двух языках (диглотта), и её составитель не преследовал целей сопоставления версий на разных языках .
В дальнейшем литургическая практика потребовала создания двуязычных текстов на развороте — диглотт; позднее они стали использоваться как пособия для изучения латинского или греческого языка. Наиболее древними из сохранившихся диглотт были греческо-коптские, созданные в Египте IV века . Из сохранившихся рукописных диглотт для изучения библейской текстологии важную роль играют следующие:
Известны и трёхъязычные рукописи XIII—XIV веков: две греко- коптско -арабские и одна греко-латино-арабская. Самые ранние примеры двуязычных рукописей на латыни и одном из европейских языков — это фрагменты из Мондзейского монастыря (VIII—IX века), отрывки из Евангелия от Матфея , где латынь соседствует с одной из форм древневерхненемецкого , а также Евангелие из Линдисфарна с англосаксонским подстрочником X века .
После изобретения книгопечатания первый проект создания многоязычной Библии, по-видимому, составил Альд Мануций около 1501 года. Судя по его переписке с немецкими гуманистами Конрадом Цельтисом и Винсентом Лонгином, он планировал издание и Ветхого, и Нового Заветов на оригинальных языках — греческом, латинском и еврейском. В 1504 году он даже отпечатал пробную страницу Книги Бытия с параллельными текстами на еврейском, греческом и латинском языках, набранными в три колонки, но полное издание так и не было осуществлено .
Первым многоязычным библейским изданием была Генуэзская Псалтирь ( лат. Psalterium Hebraeum, Graecum, Arabicum et Chaldeum, cum tribus Latinis interpretationibus atque glossis — «Псалтирь еврейская, греческая, арабская и халдейская, с тремя латинскими переводами, также и комментариями» ), опубликованная в 1516 году Петером Паулем Поррусом по повелению епископа ( Корсика ) (1470—1536) . Издание включало 7 вариантов текста Псалтири и комментарии, напечатанные по 4 колонки на лист. Разворот включал: левая страница — еврейский текст, латинский перевод Иеронима с еврейского текста, Галликанская Псалтирь (перевод Иеронима с греческого), греческий текст. Правая страница: арабский перевод, сирийский перевод , латинский подстрочник к сирийскому тексту и колонка комментария, который, как и в еврейских изданиях, мог охватывать прочий текст в «подвале». Комментарии следовали еврейской традиции, в частности мидрашу Техилим, встречаются и цитаты из Книги Зогар . В комментарии к Псалму 18 упоминаются Колумб и открытие Америки . Это было второе на Западе печатное издание, использовавшее арабский алфавит (после молитвенника 1514 года); изготовление шрифта представляло серьёзную техническую проблему, поэтому арабский текст изготовили не наборным, а ксилографическим по рукописному оригиналу . Однако арабский текст этого издания подвергался критике, ибо печатался не с оригинальных рукописей, а был переведён с Септуагинты . Тираж этого издания был исключительно велик по тем временам: 2000 экземпляров на бумаге и ещё 50 — на пергаменте . В предисловии содержалось обещание опубликовать в формате полиглотты всю Библию и даже утверждалось, что рукописная основа для печатания Нового Завета уже готова. Однако об этом больше ничего не известно . По мнению Р. Уилкинсона, главным образцом для составления Генуэзской Псалтири и последующей Комплютенской Полиглотты была Гексапла Оригена .
По образцу Генуэзской Псалтири в 1518 году была напечатана Кёльнская многоязычная Псалтирь ( лат. Psalterium in quatuor linguis: Hebraea, Graeca, Chaldaea, Latina ). Она была реализована издателем Йоханом Зотером и настоятелем церкви св. Георгия в Кёльне на еврейском, эфиопском (ошибочно названным «халдейским», то есть арамейским ), греческом и латинском языках. Текст был набран в две колонки на лист в следующем порядке: латинский, эфиопский — на левой странице, греческий и еврейский — на правой, давая четыре варианта на развороте. Имя печатника не упоминалось на титульном листе. Это также была первая попытка типографского воспроизведения эфиопского текста. В обращении издателя к «прилежным читателям» подчёркивается, что целью издания было дать надёжное пособие к изучению восточных языков. Данная цель в полной мере проявилась в изданиях «Великих Полиглотт» .
Первой полиглоттой в современном смысле слова явилась Комплютенская Полиглотта , изданная по желанию кардинала Хименеса в городе Алькала-де-Энарес ( лат. Complutum ) в 1514—1517 годах. Главной его задачей был прогресс гуманистического движения в Испании, которая в культурном отношении оставалась европейской периферией; важным средством для этого были греческие штудии . Для работы с греческим текстом Хименес пригласил уроженца острова Крит — Димитрия Дукаса, который ранее работал у Мануциев в Венеции и, по-видимому, был связан с нереализованным проектом многоязычной Библии . По ряду причин в свет Полиглотта вышла только в 1522 году. Шеститомное издание содержит Ветхий Завет на еврейском , латинском ( Вульгата ) и греческом ( Септуагинта ) языках, а также таргум Онкелоса с латинским переводом для Пятикнижия , и Новый Завет на греческом и латинском языках . Напротив каждой библейской фразы в соответствии с текстом Вульгаты стоит латинская буква, помогающая слабо владеющим восточными языками читателям ориентироваться в тексте , сеть перекрёстных ссылок позволяла быстро отыскать латинский эквивалент любого слова на греческом или еврейском языках. Арамейский и еврейский словари и грамматика в шестом томе также свидетельствовали об учебной направленности издания: библейский текст служил для читателя наилучшим пособием для изучения оригинальных языков Писания. После словаря была напечатана еврейская грамматика; на полях каждой страницы печатались корни ивритских и арамейских слов . В 1984—1987 годах было опубликовано факсимильное переиздание Комплютенской Полиглотты .
Поскольку часть тиража Комплютенского издания погибла при транспортировке морем в Италию, на замену ему была выпущена Антверпенская Полиглотта . Её также называют Королевской Библией, так как средства на издание (21 500 флоринов ) предоставил король Филипп II . Она была приготовлена к печати под редакцией испанского богослова Бенедикта Арии Монтана при помощи многих других учёных в типографии Плантена . Вышла в свет в 1568—1572 годах в восьми томах in folio и содержит, кроме еврейского текста, Вульгату, перевод LXX с буквальным латинским переводом, греческий текст Нового Завета с Вульгатой, сирийский перевод сирийскими и еврейскими буквами и латинский подстрочник этого перевода. В отличие от Комплютенского издания (повторением которого формально являлась Королевская Библия), Ветхий Завет был дополнен обоими каноническими таргумами — Онкелоса и Ионафана, арамейский текст был снабжён вокализацией .
Расширение контактов с Османской империей сделало доступным для западных теологов большее число переводов Библии на восточные языки, в результате возникла идея публикации их в едином издании. Парижская Полиглотта печаталась за счёт адвоката ; она вышла в 9 томах увеличенного «имперского фолио» (пятый том — в двух частях) в 1645 году, после 17 лет работы. Парижская Полиглотта содержала в себе, кроме всей Антверпенской Полиглотты (опубликованной в томах 1—4), ещё один сирийский ( Пешитта ) и арабский перевод с латинскими толкованиями и самаритянское Пятикнижие (это было первоиздание по рукописи XIV века). Издание оказалось крайне неудобным для использования, несмотря на высокое полиграфическое качество: арабский, персидский и сирийский тексты оказались отделены от еврейского, греческого и латинского Писания; тома имели большой формат и вес .
Наиболее полной является Лондонская Полиглотта на 9 языках (тома I—VI, 1654—1657, и VII—VIII, 1669) под редакцией епископа Честерского Брайана Уолтона ; издание было одобрено лордом-протектором Кромвелем . После реставрации Стюартов часть тиража была допечатана с новым посвящением королю Карлу II . Лондонская Полиглотта включала, помимо еврейского , латинского и древнегреческого текстов , арабский, эфиопский, персидский, сирийский и арамейский переводы. Ветхий Завет был опубликован в 4 томах, пятый том (в двух книгах), вышедший в 1657 году, включал Новый Завет на греческом, латинском (Вульгата и перевод Ария Монтана ), сирийском, эфиопском и арабском; Евангелия были опубликованы также на персидском. Каждый текст на восточных языках, включая греческий, сопровождался параллельным переводом на латынь . Профессор арабского языка в Кембридже Эдмунд Кастелл издал к этой Полиглотте «Lexicon heptaglotton», словарь на 7 языках: еврейском, халдейском, сирийском, самаритянском, арабском, персидском и эфиопском (подстрочный латинский перевод критиковали за небрежность) . Папа Александр VII поместил эту полиглотту в число запрещённых книг . Высокое качество издания, удобная компоновка текстов (все 9 языковых версий располагались на одном развороте) и солидный научный аппарат привели к тому, что Лондонская Полиглотта использовалась текстологами до середины XX века . Факсимильное издание Полиглотты Уолтона увидело свет в 1963—1964 годах.
Американский учёный-библиограф Джуди Кноп в своей диссертации 1977 года привела таблицу, которая демонстрирует трудоёмкость издания Полиглотт и объём выполненной работы :
Издание | Формат страницы (мм) | Общее число страниц | Число томов |
---|---|---|---|
Комплютенское | 340 × 243 | 1528 | 6 |
Антверпенское | 411 × 271 | 3522 | 8 |
Парижское | 510 × 335 | 4050 | 10 |
Лондонское | 440 × 271 | 2938 | 8 |
Указанные четыре издания (Комплютенское, Антверпенское, Парижское, Лондонское) настолько выделяются как по форме, так и по содержанию, что термин «библейские полиглотты» иногда применяют исключительно к ним. Главной целью издания этих полиглотт было сопоставление текстов Священного Писания, чтобы как можно точнее постичь смысл оригинала; также они использовались в учебных целях — для изучения восточных языков .
Германские издания полиглотт Э. Нестле характеризовал как «малые» ( Minor Polyglots ). Первой из них явилась Гейдельбергская Полиглотта (1586—1599), вероятно, изданная под редакцией Бонавентуры Бертрама — профессора- гебраиста из Женевы. Полиглотта воспроизводила тексты Антверпенского издания (Танах и Септуагинту с латинским подстрочником и Вульгату). Гамбургская Полиглотта (1596) в 6 томах была издана Давидом Вольдером. Текст включал 4 колонки: греческий, Вульгата, протестантский латинский перевод (Пагнинуса для Ветхого Завета и Безы для Нового) и перевод Лютера на немецкий. Нюрнбергская Полиглотта Элиаса Гуттера выходила в 1599—1602 годах. Ветхий Завет был издан на 6 языках, Псалтирь на иврите, греческом, латыни и немецком была выпущена отдельно в 1602 году. Новый Завет был опубликован на 12 языках (включая французский, испанский, датский, чешский и польский) в двух томах; позже было напечатано добавление на трёх древних языках с переводом Лютера . Трёхтомная Лейпцигская Полиглотта (1747—1751) Кристиана Рейнесция включала Ветхий Завет в двух томах на 5 языках — еврейском, сирийском, греческом, латинском и немецком; первое издание Нового Завета на пяти языках увидело свет ещё в 1713 году .
В связи с успехами библейской текстологии и введением в оборот значительного числа рукописей, а также бурной деятельностью библейских обществ , в XIX веке оживился интерес к полиглоттам на современных языках. В 1831 году вышла восьмиязычная полиглотта Бэгстера (Лондон) на иврите, греческом, латинском, английском, немецком, итальянском, французском и испанском языках. В приложении были опубликованы сирийский Ветхий Завет , Самаритянское Пятикнижие и разночтения греческого текста. В 1874 году вышло её второе издание. В Германии для практических учебных целей была опубликована 4-томная Билефельдская полиглотта Штира и Тейля, пятое издание которой вышло в 1890 году (иврит, греческий, латинский и немецкий тексты). В 1857—1906 годах в Лондоне несколько раз издавалась шестиязычная Библия де Леванта ; в 1890 году вышло её сокращённое трёхъязычное издание: Ветхий Завет — еврейский, греческий и латинский; Новый Завет — греческий, латинский и сирийский. Все эти издания, выпускаемые протестантскими теологами, включали только канонические книги. Единственное католическое издание Вигуру (Париж, 1890—1898 с последующими переизданиями) было и единственным, в котором публиковались второканонические книги . В состав парижского издания входили: масоретский текст , Септуагинта по Сикстинскому изданию и Вульгата с параллельным французским переводом. Каждая библейская книга была снабжена введением, аппаратом разночтений и экзегетическими заметками .
Проект амбициозного научного издания полиглотты был оглашён в Мадриде в 1957 году ( Biblia polyglotta Matritensis ), в нём участвовали известные библеисты Теофило Аюсо, Алехандро Диес Начо и другие. Ввиду огромного числа рукописей, которое предстояло учесть и отразить в научном аппарате, было невозможно печатать полиглотту так же, как и в XVI—XVII веках, располагая разноязычные тексты на одной странице. В проекте Мадридской полиглотты каждому языку была посвящена отдельная серия. В 1967 году была опубликована сирийская серия, в составе которой увидела свет реконструкция Диатессарона , выполненная Игнасио Ортисом де Урбина . В 1980—1988 годах вышла в свет серия IV (в двух томах), посвящённая арамейским таргумам. Ввиду кончины А. Диеса Начо в 1984 году издание не продолжалось, хотя не охватывало всего материала палестинских таргумов .
В XX веке распространились двух-, трёх- и многоязычные библейские издания, не преследующие научных целей. Они используются в многоязычной среде для совместного богослужения, изучения языков (чаще всего английского) или способствуют сохранению одного из малых языков, находящихся под угрозой исчезновения .
Полиглотты издавались и в России. Первую попытку такого рода предпринял ещё в 1712 году Пётр I , выступив с инициативой создания двуязычной Библии на церковнославянском и голландском языках, чтобы голландская версия Писания была отпечатана в Нидерландах на одной половине страницы, после чего листы должны были перевезти в Россию для дополнения параллельным церковнославянским текстом. Это издание было подготовлено в 1716—1721 годы в Гааге (Новый Завет с посвящением Петру) и Амстердаме (Ветхий Завет). Отпечатанные листы были перевезены в Петербург, но оказались подмоченными; из невредимых листов можно было изготовить не более 20 экземпляров текста. Тем не менее, в типографии Александро-Невского монастыря в 1719 году была осуществлена допечатка Нового Завета. Дополнить Ветхий Завет так и не удалось, поскольку было решено исправить церковнославянский текст по Септуагинте, что было окончательно завершено только в 1751 году ( Елизаветинская Библия ). В дальнейшем Святейший Синод постановил, что переводы лютеранского и православного Писания не могут находиться в одной книге, и уже в 1728 году было решено издание уничтожить, однако это так и не было сделано; до наших дней сохранилось около 20 экземпляров Нового Завета, полупустые экземпляры Ветхого Завета ещё более редки .
По инициативе А. С. Норова в 1861 году вышло издание Нового Завета на греческом и церковнославянском языках. В 1880-е годы несколько проектов славянских полиглотт пытался осуществить П. А. Гильтебрандт , назначенный в 1884 году справщиком Синодальной типографии . В январе 1885 года он подал К. П. Победоносцеву проект развития православного книгоиздания, причём среди перспективных начинаний была славянская полиглотта . Победоносцев поддержал идею издания триглотты — славяно-русско-польской Библии для учебных заведений Привислянского края . Однако Виленский учебный округ прислал отрицательное заключение, и издание сорвалось . В 1887 году Гильтебрандт подготовил издание Пасхального Евангелия в виде славянской гексаглотты (церковнославянский, русский, болгарский, сербский, чешский, польский); образец издания был напечатан в Славянском календаре на 1891 год . В том издании текст церковнославянского Пасхального Евангелия был набран глаголицей . В начале 1890-х годов православный священник из Праги о. Николай Апраксин предложил проект чешско-церковнославянской диглотты на основе Пражского и Кралицкого изданий ; к 1897 году она увидела свет .
В 1884 году П. Гильтебрандт предложил также учебное Евангелие на четырёх языках (греческий, латинский, церковнославянский, русский) для изучения классических языков в гимназии; в расширенном виде оно было в 1886—1891 годах выпущено как пятитомный «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на четырёх языках: еллинском, словенском, российском и римском с параллельными местами». В 1991 году эта тетраглотта по благословению митрополита Минского Филарета (Вахромеева) была переиздана в Минске , но латинский текст был заменён белорусским переводом .