Аблаут в праиндоевропейском языке
- 1 year ago
- 0
- 0
Глаго́л — часть речи праиндоевропейского языка . Глагол в праиндоевропейском языке обладал категориями лица , числа , времени , залога и наклонения . Реконструкция праиндоевропейской глагольной системы — самая трудная область индоевропеистики .
Все глагольные формы праиндоевропейского языка состоят из основы и окончания. Основы делят на тематические, заканчивающиеся на тематический гласный * e , чередующийся с * o , и атематические, не оканчивающиеся на гласные *e и *o . В истории отдельных индоевропейских языков прослеживается тенденция к уменьшению числа атематических основ и увеличению тематических .
В праиндоевропейском языке существовало пять наборов окончаний: первичные активного залога, вторичные активного залога, первичные среднего залога, вторичные среднего залога, перфектные . Вопреки названию, данному на заре компаративистики , вторичные окончания древнее первичных, поэтому сейчас эти термины употребляют скорее в силу традиции . В связи с этим О. Семереньи предлагал называть вторичные окончания «примитивными» .
«Первичные» и «вторичные» окончания :
Активный залог | Медиопассивный залог | |||
---|---|---|---|---|
«Первичные» | «Вторичные» | «Первичные» | «Вторичные» | |
1 лицо ед. ч. | *-mi | *-m | *-(m)ai | *-(m)ā |
2 лицо ед. ч. | *-si | *-s | *-soi | *-so |
3 лицо ед. ч. | *-ti | *-t | *-toi | *-to |
3 лицо мн. ч. | *-nti | *-nt | *-ntoi | *-nto |
«Первичные» образовались от «вторичных» при помощи показателя *-i , имевшего, по-видимому, значение «hic et nunc» ( рус. здесь и сейчас ) и добавлявшегося к «вторичным» окончаниям 1, 2, 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч.
Есть две теории происхождения личных окончаний глагола: агглютинации ( Ф. Бопп ) — окончания восходят к личным местоимениям, адаптации — глагольные окончания восходят к именным флексиям .
Способы образования основ презенса :
Обычно для праиндоевропейского языка реконструируют настоящее время, аорист и перфект , реже имперфект, плюсквамперфект и будущее время. Категория времени у праиндоевропейского глагола — относительно позднего происхождения. Считается, что ей предшествовала категория вида .
Формы различных времён образовывались от трёх основ глагола — основы настоящего времени, основы аориста и основы перфекта . Основа настоящего времени имела значение развивающегося действия, аориста — действия самого по себе или завершённого действия, перфекта — завершённого действия , по другой гипотезе, основа настоящего времени имела значение незавершённого действия, аориста — завершённого действия, перфекта — состояния как следствия действия .
Атематическое спряжение (на примере глагола «быть») :
Языки | Реконструкции | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хеттский | Санскрит | Древнегреческий | Латынь | Готский | Древнелитовский | Старославянский | Семереньи | Адамс | Матасович | |
1 лицо ед. ч. | ešmi | ásmi | εἰμί | sum | im | esmi | ѥсмь | *ésmi | *h 1 ésmi | *h 1 esmi |
2 лицо ед. ч. | ešši | ási | εἶ | es | is | esi | ѥси | *és(s)i | *h 1 éssi | *h 1 e(s)si |
3 лицо ед. ч. | ešzi | ásti | ἐστί | est | ist | esti | ѥстъ | *ésti | *h 1 ésti | *h 1 esti |
1 лицо дв. ч. | svaḥ | esva | ѥсвѣ | |||||||
2 лицо дв. ч. | sthaḥ | ἐστόν | esta | ѥста | ||||||
3 лицо дв. ч. | staḥ | ἐστόν | ѥсте | |||||||
1 лицо мн. ч. | ešwani ~ ešweni | smaḥ | εἰμές | sumus | sijum | esme | ѥсмъ | *smés(i)/*smósi() | *h 1 smes | *h 1 smes |
2 лицо мн. ч. | ešteni | stha | ἐστέ | estis | sijuþ | este | ѥсте | *ste(s) | *h 1 ste | *h 1 ste |
3 лицо мн. ч. | ašanzi | sánti | εἰσί | sunt | sind | сѫтъ | *sénti | *h 1 sénti | *h 1 sonti |
Тематическое спряжение (на примере глагола «нести», в славянских языках этот глагол означает «брать», в литовском «сыпать», для хеттского выбран глагол pehute- «доставлять», а для латинского legere «читать») :
Языки | Реконструкции | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хеттский | Санскрит | Древнегреческий | Латынь | Готский | Литовский | Старославянский | Семереньи | Адамс | |
1 лицо ед. ч. | pehutemi | bhárāmi | φέρω | lego | baira | beriu | берѫ | *b h erō | *b h éroh 2 |
2 лицо ед. ч. | pehutesi | bhárasi | φέρεις | legis | bairis | beri | береши | *b h eresi | *b h éreth 2 e |
3 лицо ед. ч. | pehutezi | bhárati | φέρει | legit | bairiþ | beria | беретъ | *b h ereti | *b h érei |
1 лицо дв. ч. | bhárāvaḥ | bairōs | beriava | беревѣ | |||||
2 лицо дв. ч. | bhárathaḥ | φέρετον | bairats | beriata | берета | ||||
3 лицо дв. ч. | bhárataḥ | φέρετον | beria | берете | |||||
1 лицо мн. ч. | bhárāmaḥ | φέρομεν | legimus | bairam | beriame | беремъ | *b h eromes | *b h éromes | |
2 лицо мн. ч. | pehutteni | bháratha | φέρετε | legitis | bairiþ | beriate | берете | *b h erete(s) | *b h érete |
3 лицо мн. ч. | pehudanzi | bháranti | φέρουσι | legunt | bairand | beria | берѫтъ | *b h eronti | *b h éronti |
Имперфект образовывался присоединением к основе настоящего времени вторичных личных окончаний и аугмента . Древний имперфект сохранился лишь в индоиранских и древнегреческом языках , а также в виде хеттского претерита. Латинский, славянский, балтийский, армянский и кельтские имперфекты — позднего происхождения .
Атематическое спряжение (на примере глагола «быть»):
Языки | Реконструкция | ||
---|---|---|---|
Санскрит | Древнегреческий | Семереньи | |
1 лицо ед. ч. | āsam | ἦν | *ēsṃ |
2 лицо ед. ч. | āḥ, āsīḥ | ἦσθα | *ēss |
3 лицо ед. ч. | āḥ, āsīt | ἦν | *ēst |
1 лицо мн. ч. | āsma | ἦμεν | *ēsme |
2 лицо мн. ч. | āsta | ἦτε | *ēste |
3 лицо мн. ч. | āsan | ᾔσαν | *ēsent |
Тематическое спряжение (на примере глагола «нести»):
Языки | Реконструкция | ||
---|---|---|---|
Санскрит | Древнегреческий | Семереньи | |
1 лицо ед. ч. | abharam | ἔφερον | *(e)b h erom |
2 лицо ед. ч. | abharaḥ | ἔφερες | *(e)b h eres |
3 лицо ед. ч. | abharat | ἔφερε | *(e)b h eret |
1 лицо мн. ч. | abharāma | ἐφέρομεν | *(e)b h erome |
2 лицо мн. ч. | abharata | ἐφέρετε | *(e)b h erete |
3 лицо мн. ч. | abharan | ἔφερον | *(e)b h eront |
Существовало три типа аориста: корневой, тематический и сигматический . Корневой аорист образовывался прибавлением вторичных личных окончаний к корню, гласный которого находился на полной ступени в единственном числе активного залога и на нулевой ступени в остальных формах . Тематический отличается от атематического наличием между основой и окончанием тематического гласного . Сигматический образовывался от основы аориста при помощи суффикса -s- и вторичных личных окончаний .
Предположительно, значение прошедшего времени появилось у форм аориста не сразу, а первоначально они обозначали действие само по себе, факт (в отличие от форм презенса, обозначавших длительное действие) .
Аорист и презенс восходят к одной форме — «примитиву» со значением действия, противопоставленной перфекту, обозначавшему состояние .
Праиндоевропейский перфект сохранился в санскрите, древнегреческом и германских (в претерито-презентных глаголах) языках. Также праиндоевропейский перфект частично отразился в латинском перфекте, германском сильном претерите, хеттском спряжении на -hi и древнерусской форме вѣдѣ «знаю» .
Перфект образовывался от основы перфекта при помощи особых окончаний . У ряда глаголов основа перфекта образовывалась с удвоением .
В засвидетельствованных языках перфект обозначал состояние, существующее в настоящем и являющееся результатом действия в прошлом (ср. др.-греч. οἶδα и др.-инд. वेद ( IAST : véda ) «я знаю, потому что видел», др.-греч. βέβηκα «я пришёл и нахожусь здесь», др.-инд. शशाद ( IAST : śaśāda ) «я сел и сижу»), а также интенсивность действия. Предположительно, его первичным значением было обозначение состояния вообще . К. Г. Красухин считает, что в основе перфекта лежат стативные формы, восходящие к отглагольному наречию .
По-видимому, перфект первоначально имел формы только активного залога, и лишь позднее образовались формы медиопассивного перфекта .
Формы нередуплицированного перфекта :
Санскрит | Древнегреческий | Готский | |
---|---|---|---|
1 лицо ед. ч. | véda | οἶδα | wáit |
2 лицо ед. ч. | véttha | οἶσθα | wáist |
3 лицо ед. ч. | véda | οἶδε | wáit |
1 лицо дв. ч. | vidvá | witu | |
2 лицо дв. ч. | vidáthur | wituts | |
3 лицо дв. ч. | vidátur | ||
1 лицо мн. ч. | vidmá | ἴδμεν | witum |
2 лицо мн. ч. | vidá | ἴστε | wituþ |
3 лицо мн. ч. | vidúḥ | ἴσασι | witun |
В самом праиндоевропейском языке будущего времени не было . В ряде индоевропейских языков будущее время образовывается при помощи сигматических суффиксов. Его истоки видят в модальных формах настоящего времени с дезитеративным значением . А. Н. Савченко считал, что становление сигматического будущего на базе модальных форм началось в диалектах праиндоевропейского языка ещё до распада праязыка .
В индоиранских, греческом, армянском и фригийском языках прошедшие времена образовывались при помощи аугмента — префикса *h 1 e-, который, возможно, восходит к наречию со значением «в то время» . В авестийском и гомеровском греческом аугмент используется лишь факультативно. В армянском он сохранился остаточно . Хотя аугмент является ареальным новообразованием, закрепившимся в отдельных языках уже после распада праязыка, вполне возможно, что факультативно он мог использоваться уже в праязыке . О молодости аугмента свидетельствует также то, что он является единственным префиксом среди показателей времени, все остальные — суффиксы .
Реконструируют два залога — активный (действительный) и средний (медиопассивный) . Действительный залог был немаркированным, средний маркированным . Позднее в некоторых отдельных индоевропейских языках возник также страдательный (пассивный) залог . В. Шмальштиг полагает, что категория залога в праиндоевропейском языке сформировалась в период становления субъектно-объектных отношений между глаголом и именем .
Формы среднего залога сохранились в хеттском, индо-иранских, греческом и тохарских языках . В италийских , кельтских и готском языках они приобрели значение пассивного залога .
Б. Дельбрюк полагал, что первоначальным значением медия было происшествие или состояние (а действительного залога — действие) . А. Н. Савченко привлёк данные хеттского языка и пришёл к выводу, что первоначальное значение среднего залога — состояние .
Сходство окончаний и семантики медия и перфекта привело учёных к мысли об их общем происхождении (к этому выводу независимо друг от друга пришли Е. Курилович и Х. Станг ) . А. Н. Савченко полагал, что первоначально медиум выражал состояние как процесс, а перфект — состояние как факт .
Пример спряжения глагола «нести» в среднем залоге (для латинского языка взят глагол legere «читать») :
Санскрит | Древнегреческий | Латынь | Готский | |
---|---|---|---|---|
1 лицо ед. ч. | bhare | φέρομαι | legor | |
2 лицо ед. ч. | bharase | φέρει | legeris | bairaza |
3 лицо ед. ч. | bharate | φέρεται | legitur | bairada |
1 лицо дв. ч. | bharāvahe | |||
2 лицо дв. ч. | bharethe | φέρεσθον | ||
3 лицо дв. ч. | bharete | φέρεσθον | ||
1 лицо мн. ч. | bharāmahe | φερόμεθα | legimur | |
2 лицо мн. ч. | bharadhve | φέρεσθε | legimini | |
3 лицо мн. ч. | bharante | φέρονται | leguntur | bairanda |
Реконструируют четыре наклонения — изъявительное (индикатив), повелительное (императив), сослагательное (конъюнктив) и желательное (оптатив) . Индикатив является немаркированным, три остальных наклонения маркируются . Различие между сослагательным и желательным наклонениями заключалось, скорее всего, в том, что конъюнктив выражал бо́льшую степень вероятности . Оптатив выражал желание или намерение говорящего, а конъюнктив его волю или стремление .
В качестве формы повелительного наклонения второго лица единственного числа использовалась чистая основа глагола . В остальных лицах использовались особые окончания императива .
Пример повелительного наклонения глагола «нести» в среднем залоге (для латинского языка взят глагол legere «читать») :
Санскрит | Древнегреческий | Латынь | Готский | |
---|---|---|---|---|
2 лицо ед. ч. | bhara | φέρε | lege | baír |
3 лицо ед. ч. | bharatu | φερέτω | legito | baíradáu |
1 лицо мн. ч. | bharāma | baíram | ||
2 лицо мн. ч. | bharata | φέρετε | legite | baíriþ |
3 лицо мн. ч. | bharantu | φερόντων | legunto | baírandáu |
Сослагательное наклонение образовывалось путём прибавления к основе глагола тематического гласного и первичных личных окончаний . Во всех формах конъюнктива представлена полная ступень корня .
Сослагательное наклонение, очевидно, имеет общее с презенсом происхождение. Е. Курилович предполагает, что это произошло в результате вытеснения старых форм презенса новыми: старые получили вторичную функцию, причём тематический гласный этих форм был переосмыслен как суффикс сослагательного наклонения .
Спряжение глагола «быть» в конъюнктиве
Языки | Реконструкция | |||
---|---|---|---|---|
Санскрит | Древнегреческий | Латынь | Семереньи | |
1 лицо ед. ч. | ásāni | ἔω | ero | *esō |
2 лицо ед. ч. | ásasi | ἔῃς | eris | *eses(i) |
3 лицо ед. ч. | ásati | ἔῃ | erit | *eset(i) |
1 лицо дв. ч. | ásava | |||
2 лицо дв. ч. | ásathaḥ | |||
3 лицо дв. ч. | ásataḥ | |||
1 лицо мн. ч. | asāma | εἶμεν | erimus | *esome |
2 лицо мн. ч. | asatha | ἔητε | eritis | *esete |
3 лицо мн. ч. | asan | ἔωσι | erunt | *esont |
Формы оптатива образовывались путём прибавления к основе глагола суффикса *-ɪ̯eh 1 -/*-ɪ̯h 1 - (в традиционной реконструкции *-ɪ̯ē-/*-ī-) и вторичных личных окончаний .
Вторичные окончания оптатива заставляют предположить, что значение наклонения этими формами было приобретено лишь вторично, а первоначально они имели значение прошедшего времени . По мнению Е. Куриловича, формы оптатива являются по происхождению формами аориста с суффиксом *-ē-, причём суффикс оптатива *-ɪ̯ē- возник в результате переразложения в корнях с эпентетическим *-ɪ̯-, возникшим на стыке корня, заканчивавшегося на долгий гласный, и суффикса *-ē-: *pōɪ̯-ē-t «пил» (корень *pō-) > *pō-ɪ̯ē-t. В дальнейшем этот суффикс становится продуктивным и распространяется на другие корни .
Формы атематического оптатива :
Языки | Реконструкция | ||||
---|---|---|---|---|---|
Санскрит | Древнегреческий | Латынь | Древневерхненемецкий | Семереньи | |
1 лицо ед. ч. | syām | εἴην | siem | sī | *sɪ̯ēm |
2 лицо ед. ч. | syāḥ | εἴης | sies | sīs(t) | *sɪ̯ēs |
3 лицо ед. ч. | syāt | εἴη | siet | sī | *sɪ̯ēt |
1 лицо дв. ч. | syā́va | ||||
2 лицо дв. ч. | syā́tam | εἶτον | |||
3 лицо дв. ч. | syā́tām | εἶτην | |||
1 лицо мн. ч. | syā́ma | εἶμεν | simus | sīm | *sīme |
2 лицо мн. ч. | syā́ta | εἶτε | sitis | sīt | *sīte |
3 лицо мн. ч. | syuḥ | εἶεν | sient | sīn | *siɪ̯ent |
Формы тематического оптатива :
Языки | Реконструкция | |||
---|---|---|---|---|
Санскрит | Древнегреческий | Готский | Семереньи | |
1 лицо ед. ч. | bháreyam | φέροιμι | bairáu | *b h eroɪ̯ṃ |
2 лицо ед. ч. | bháreḥ | φέροις | bairáis | *b h eroɪ̯s |
3 лицо ед. ч. | bháret | φέροι | bairái | *b h eroɪ̯t |
1 лицо дв. ч. | bháreva | |||
2 лицо дв. ч. | bháretam | φέροιτον | ||
3 лицо дв. ч. | bháretām | φέροιτην | ||
1 лицо мн. ч. | bhárema | φέροιμεν | bairáima | *b h eroɪ̯me |
2 лицо мн. ч. | bháreta | φέροιτε | bairáiþ | *b h eroɪ̯te |
3 лицо мн. ч. | bháreyuḥ | φέροιεν | bairáina | *b h eroɪ̯ņt |
Формы инъюнктива существовали в индоиранских языках. Они представляют собой формы аориста и имперфекта без аугмента и имеют модальное значение. Среди учёных бытуют два мнения о статусе инъюнктива: одни считают его отдельным наклонением, другие рассматривают его лишь как остатки древних форм прошедшего времени, ещё не имевших аугмента .
По-видимому, праиндоевропейский язык не располагал формами инфинитива, зато в нём уже имелись причастия . Также в праязыке могли образовываться отглагольные существительные, различные падежные формы которых легли в основу форм инфинитивов отдельных индоевропейских языков .
Активные причастия настоящего времени образовывались при помощи суффикса *-nt-, активные прошедшего времени — *-wos-, среднего залога — *-mHno-. Кроме того, в отдельных языках причастиями стали индоевропейские отглагольные прилагательные, образовывавшиеся при помощи суффиксов *-no- и *-to- .