Interested Article - Шарко, Зинаида Максимовна

Зинаи́да Макси́мовна Шарко́ ( 14 мая 1929 , Ростов-на-Дону , СССР 4 августа 2016 , Санкт-Петербург , Россия ) — советская и российская актриса театра и кино ; народная артистка РСФСР (1980) , лауреат Международной премии имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство» (1997) и театральной премии « Золотая маска » (2013) .

В течение нескольких десятилетий, при Георгии Товстоногове , Зинаида Шарко была одной из ведущих актрис Большого драматического театра ; среди лучших театральных работ — Тамара и Ольга в легендарных спектаклях Товстоногова « Пять вечеров » (первая исполнительница роли Тамары) и « Три сестры ».

Кинозрителям актриса известна прежде всего как исполнительница главной роли в фильме Киры Муратовой « Долгие проводы »; за главную женскую роль в фильме Виталия Мельникова « Луной был полон сад » была удостоена ряда кинопремий, в том числе « Ники » и «Золотого овна» .

Биография

Зинаида Шарко родилась в Ростове-на-Дону в семье сотрудника пожарной охраны; позже семья переселилась в Чебоксары . Любовь к театру будущей актрисе привила школьная учительница, она же ещё в предвоенные годы увлекла самодеятельностью. После начала Великой Отечественной войны с детским ансамблем песни и пляски при чебоксарском Доме пионеров Зинаида Шарко участвовала в концертах для раненых в госпиталях. За эти концерты, в общей сложности 900, она была награждена медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне », которую и 65 лет спустя назовёт самой дорогой из своих наград .

Путь в БДТ

В 1947 году, окончив с золотой медалью школу, Зинаида Шарко, с детства мечтавшая о Художественном театре , невзирая на протесты родителей («мы думали, из тебя человек получится»), отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ . Но, увидев в приёмной секретаршу, позволившую себе в «храме искусства» грызть солёный огурец, юная Шарко в негодовании покинула «осквернённый храм» . Годы спустя, в полной мере сознавая наивность и даже несправедливость своей бескомпромиссности в голодном 1947-м, актриса ни о чём не жалела: именно с этого протеста, по свидетельству самой Шарко, началась та цепь счастливых случайностей, которая помогла ей найти «абсолютно своего» режиссёра . Сначала этот протест привёл её в Ленинградский театральный институт , в мастерскую выдающегося театрального педагога Б. В. Зона , который помог своей ученице, мечтавшей стать новой Аллой Тарасовой , обрести собственное лицо . По словам Шарко, Зон из своих учеников растил не только профессионалов, но и людей, помогая им расширять своё «внутреннее пространство», не замыкаться на театре . Среди однокурсниц была Эмма Попова , которую десятилетия спустя Зинаида Шарко назовёт «великой русской актрисой»; и уже в те годы им пришлось соперничать — бороться с переменным успехом за колокольчик, который каждый год вручали лучшему студенту .

В 1950 году Зон направил Шарко, студентку третьего курса, на практику в Ленинградский областной гастрольный театр, что было в те времена в институте скорее исключением, чем правилом . На один из спектаклей с её участием пришла известная в то время эстрадная актриса и режиссёр Лидия Атманаки, искавшая артистов для нового эстрадного театра при Ленконцерте, аналогичного Театру миниатюр А. Райкина , — возможность сыграть восемь разных ролей в одном спектакле («Каждый день» по пьесе В. Полякова) увлекла начинающую актрису, как и перспектива гастролей по всей стране. Меньше всего Шарко, по собственному её признанию, заинтересовало имя режиссёра, ставившего спектакль ; но им оказался Георгий Товстоногов , в то время художественный руководитель Ленинградского театра имени Ленинского комсомола . Эта случайная встреча определила дальнейшую судьбу актрисы, хотя и не сразу: пригласив Шарко в свой театр и предложив для начала две интересные роли, Товстоногов позже телеграммой сообщил, что обстоятельства изменились и совместная работа откладывается «до лучших времён» . И Шарко в 1952 году приняла приглашение другогоо выдающегося режиссёра — Николая Акимова , годом раньше возглавившего Театр имени Ленсовета .

В театре Акимова

Сотрудничество с Акимовым оказалось недолгим: уже в 1955 году он получил возможность вернуться в любимый Театр Комедии , и тем не менее этот период в биографии Шарко был столь же плодотворным, сколь и успешным: уже в первом спектакле, «Не называя фамилий» (1952), её заметили критики . Недостатка в ролях Шарко не испытывала, но из спектаклей, поставленных главным режиссёром, ей довелось сыграть лишь в одном ; на вопрос «почему?» Акимов, по свидетельству актрисы, ответил: «Зиночка, если я попрошу Короткевич встать на голову, она немедленно встанет, а вы непременно спросите: „Почему?“» .

Уже в ранних ролях критики отмечали склонность актрисы к эксцентрике, к неожиданным раскрытиям характера, её способность «взрывать» роль изнутри и обнаруживать драматизм в комедийных персонажах. «Многие режиссёры, — писала в 1973 году Т. Марченко , — на опыте узнали — стоит „впустить“ Шарко в спектакль, как она, того и гляди, перевернёт его „вверх дном“» . Претензии по этой части были не только у Акимова к Шарко, но и у Шарко к Акимову: «Однажды он всё-таки дал мне роль в своём спектакле. И на первую же репетицию принёс эскиз моего персонажа — картинку, небольшой портретик. Он уже без меня придумал мой характер, как художник, нарисовал его на бумаге, и мне теперь ничего не оставалось, как втиснуть себя в то, что он себе представлял» .

В Большом драматическом

С Товстоноговым

В феврале 1956 года Георгий Товстоногов был назначен художественным руководителем Большого драматического театра имени Горького и в том же году, в сентябре, пригласил в БДТ Шарко .

С Ефимом Копеляном в спектакле « Пять вечеров », 1959 год

Независимого и уже поплатившегося за свою независимость Акимова раздражали спектакли, обеспечившие Товстоногову за годы работы в Ленинградском «Ленкоме» благосклонность партийного руководства города: «Из искры…», «Дорогой бессмертия», «Гибель эскадры» и т. д. ; когда Зинаида Шарко сообщила о своём намерении перейти в БДТ, Акимов напутствовал её словами: «Ну что ж, если хочешь всю жизнь ходить под красными знамёнами и петь революционные песни, то иди, благословляю» .

Но переход Товстоногова в Большой драматический по времени совпал с началом « оттепели »; от постановок пропагандистского характера никто не освобождал его и в дальнейшем, но не они определяли лицо театра , и десятилетия спустя Зинаида Шарко напутствие Акимова вспоминала с улыбкой: «И я с готовностью встала „под знамёна“. Сначала — володинских „Пяти вечеров“ с их „упадничеством, пессимизмом, копанием в грязном бельишке каких-то ничтожеств“, как утверждала советская пресса, и спела свою „революционную песню“ — „Миленький ты мой“. Потом — „Трёх мешков сорной пшеницы“ с их „антисоветчиной, клеветой на наш строй, искажением исторических фактов, так как всем известно, что в 1947 году в стране не было голода — сложились благоприятные климатические условия, обеспечившие богатый урожай“, и спела свой плач… И наконец — „Римской комедии“, которую зритель не увидел вообще: спектакль был запрещён ещё на генеральной репетиции» .

В 1956 году Товстоногов ещё только начинал формировать свою труппу, и тем не менее уже в первом поставленном им спектакле, комедии А. Жери «Шестой этаж», Шарко увидела «шесть замечательных актрис самых разных амплуа». Неопределённость перспектив в такой труппе Шарко не смутила: она нашла своего режиссёра , — который, несмотря на репутацию деспота и диктатора, ценил в актёрах способность к импровизационному поиску и умел сделать их соавторами спектакля . 31 декабря состоялся её дебют на сцене БДТ — в комедии Н. Винникова «Когда цветёт акация».

В первый же год Шарко сыграла 5 ролей, в том числе Мели в « Эзопе » — спектакле, ставшем событием театральной и не только театральной жизни; трудности начались позже. В БДТ у Товстоногова, пишет Е. Горфункель, было несколько «главных» актрис: ещё до его прихода на сцене театра блистала красавица Нина Ольхина , успела ярко заявить о себе и Людмила Макарова , Шарко стала первой актрисой «товстоноговского призыва», но в 1959 году он пригласил Татьяну Доронину , а в 1962-м — Эмму Попову , ведущую актрису Театра имени Комиссаржевской ; в 1966 году Доронина покинула БДТ, но пришла Валентина Ковель — яркая характерная актриса. В другом театре любая из них могла быть «примадонной», здесь же приходилось делить и роли, и успех — как в знаменитых товстоноговских « Трёх сёстрах », где Ольгу играла Шарко, Машу — Доронина, Ирину — Попова, а Наташу — Макарова, и каждая из них, по оценкам критиков, сыграла в спектакле одну из лучших своих ролей .

В 70-х годах Шарко постепенно переходила на возрастные роли, и не столько из-за возраста, он был невелик, сколько из-за постоянно обострявшейся конкуренции: в пьесе И. Эркеня «Кошки-мышки» её героиня, Эржебет Орбан, была на 25 лет старше исполнительницы . На смену матерям и тётям — в спектаклях по пьесам «Валентин и Валентина» М. Рощина , «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой, «Жестокие игры» А. Арбузова — постепенно приходили бабушки, и в чеховском « Дяде Ване » в 1982 году она уже играла старую няню . По мнению критика, на сцене БДТ Шарко сыграла меньше, чем могла бы сыграть , — но то же самое, считает Владимир Рецептер , можно было сказать о подавляющем большинстве актёров этой слишком богатой яркими индивидуальностями труппы; нередко по этой причине артисты покидали БДТ . В глазах Шарко и неосуществлённые актёрские мечты искупались принадлежностью к «величайшей в мире труппе» «лучшего театра страны» , — тридцать три года под руководством Товстоногова актриса называла тридцатью тремя годами счастья .

После Товстоногова

23 мая 1989 года не стало Георгия Товстоногова, этот день подвёл черту под «золотым веком» Большого драматического : «…Вместе с Товстоноговым, — пишет Е. Горфункель, — умерло его искусство, его Театр, о котором те, кто его знал, будут говорить в прошедшем времени, утешаясь благодарностью…» Глубокий кризис в конце столетия переживала, по словам А. Смелянского, сама идея «театра-дома», или «театра-храма», — та основополагающая для русского театра XX века идея, с которой был кровно связан товстоноговский БДТ ; закончилась «прекрасная, великая эпоха отечественного театра» . С началом экономических реформ перед Большим драматическим встал уже вопрос не о лидерстве в театральном процессе, а о простом выживании ; на протяжении 15 лет в театре не было главного режиссёра, — спектакли нередко ставили режиссёры случайные. В 2000 году в одном из интервью Зинаида Шарко говорила: «Уже десять лет мы без Товстоногова, и десять лет приходят и уходят режиссёры. Всё упирается в деньги. За постановку востребованный режиссёр получает 15 тысяч долларов. Скажите, зачем ему эта дырка в голове под названием БДТ? Он же не Николай Павлович Акимов, для которого театр был жизнью…» Да и режиссёрам было непросто работать с ветеранами товстоноговской труппы: сравнение оказывалось не в их пользу .

Спектакли, поставленные Товстоноговым или при нём, постепенно сходили со сцены, новых ролей становилось всё меньше. В 2005 году Николай Пинигин поставил «Квартет» Р. Харвуда , в котором уже немолодые артисты — Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих , Олег Басилашвили и Кирилл Лавров (позже его заменил Валерий Ивченко ), помнившие лучшие времена БДТ, — играли звёзд оперной сцены, у которых триумфы и блистательные победы остались в прошлом; играли, по словам критика, жизнь «после славы, или после жизни», нарушенную неожиданным предложением исполнить в концерте знаменитый квартет из « Риголетто » .

В январе 2006 года спектакль был показан в Москве, в помещении Театра Сатиры . «В финале, — писала в те дни „Независимая газета“, — овация длится минут десять, не меньше. В московском Театре Сатиры подобных аншлагов, говорят, и не помнят». Для Зинаиды Шарко самым прекрасным оказалось другое: «…Когда кричали: „Браво БДТ!“ Не „Браво, Фрейндлих“ или „Браво, Басилашвили“, а именно БДТ» .

Зинаида Максимовна Шарко.
Надгробная плита на могиле З. М. Шарко

Недостаток ролей в родном театре актриса компенсировала участием в антрепризах , выступала на сцене петербургского театра « Приют Комедианта ». С антрепризным спектаклем «Старая дева» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала», где её партнёршей стала Инна Чурикова , Шарко много и успешно гастролировала в России и за рубежом — в Германии, Канаде, США… Но, как утверждает А. Цыбульская в американском «Вестнике», это был успех не пьесы и не спектакля, а исполнителей главных ролей: «Актёрская игра словно отделяется от драматургии, оставаясь высоко художественной и правдивой … Комедийно-лирические эпизоды актёры сумели расцветить богатством собственного душевного мира, живостью и психологической точностью воображения. Обаянием и глубиной своих индивидуальностей они заполнили, увы, явно картонные клише» .

В 2009 году, к юбилею, БДТ преподнёс Зинаиде Шарко подарок: возобновил спектакль «Кошки-мышки» по пьесе И. Эркеня , поставленный Юрием Аксёновым ещё в 1974 году . Эржебет Орбан стала последней её ролью на сцене Большого драматического . В 2014 году были изданы мемуары актрисы — «Мои анкетные данные» .

Зинаида Шарко умерла 4 августа 2016 года в Санкт-Петербурге на 88-м году жизни после продолжительной болезни. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге . Летом 2022 года на могиле актрисы установили новый памятник с её портретом в авангардном стиле. Автор портрета — актёр и художник Анатолий Гаричев .

Семья и личная жизнь

Отец Зинаиды Максим Алексеевич Шарко родился 10 апреля 1905 года в деревне Нижнее Солёное Изюмского уезда Харьковской губернии , был 14-м сыном в семье; родители Максима Алексеевича были крестьянами. Работать Максим Шарко начал по найму с 13 лет у кулаков на хуторе; в 1932 году устроился на работу бойцом пожарной охраны завода Ростсельмаш в городе Ростов-на-Дону. с 1939 по 1974 год проживал в Чебоксарах Чувашской АССР. После смерти в 1974 году был похоронен на чебоксарском кладбище № 2. [ источник не указан 136 дней ]

В 1953 году Зинаида Шарко вышла замуж за актёра Театра им. Ленинского комсомола и начинающего режиссёра Игоря Владимирова ; в 1956—1960 годах они служили в одном театре: перейдя в БДТ, Товстоногов взял с собой и Владимирова — в качестве режиссёра-стажёра . Шарко играла в спектаклях, поставленных Владимировым в Большом драматическом: «Когда горит сердце» по роману В. Кина «По ту сторону», «В поисках радости» по пьесе В. Розова , «Дали неоглядные» по пьесе Н. Вирты , — но в 1960 году брак распался .

В 1961 году Шарко вышла замуж за партнёра по сцене — Сергея Юрского ; вместе они выступали не только на сцене БДТ, составив, в частности, блестящий дуэт в «Божественной комедии» И. В. Штока , но и на концертной эстраде, были непременными участниками популярных в те годы актёрских капустников, которые ставил Александр Белинский ; однако и этот брак продержался всего семь лет .

В браке с Владимировым Зинаида Шарко родила сына Ивана, у неё двое внуков — Мария и Тимофей Шарко — и трое правнуков. По признанию актрисы, она гордилась тем, что ни сына, ни внуков «не пустила» в актёры: слишком зависимая и потому унизительная профессия .

Творчество

Театр

«Пять вечеров» и «Божественная комедия»

В творческой биографии Зинаиды Шарко не было роли, которая в одночасье сделала её знаменитой: известность и признание приходили к ней постепенно, — но была роль, вошедшая в историю советского театра, описанная в учебниках, ставшая откровением, как и сам спектакль — « Пять вечеров » по пьесе Александра Володина , один из тех спектаклей, которые, по словам А. Смелянского , «непререкаемо возвели Товстоногова и его театр в ранг первой сцены страны» .

Не все, отмечает Н. Старосельская, в 1959 году задумывались над тем, откуда после 17-летнего отсутствия вернулся герой Ефима Копеляна — Ильин, из каких таких отдалённых мест, и принимали на веру его слова о романтике дальних дорог — спектакль волновал независимо от понимания подтекста, и в первую очередь героиня Шарко: «Сколько же слёз, — пишет критик, — было пролито над её песенкой, в которой одинокая женщина просила „миленького“ взять её в далёкие края… В этих словах была простая история любви и одиночества, определённых вот так сложившимися обстоятельствами. Как у тысяч и тысяч женщин, потерявших своих любимых не только в войну…» . А драматург впоследствии говорил, что его Тамару создала Шарко, открывшая в героине и в пьесе в целом нечто такое значительное, чего он и сам не подозревал .

Актриса широкого диапазона, Зинаида Шарко с равным успехом могла выступать в самых разных амплуа ; Зон видел в своей ученице прежде всего характерную актрису , и первые её роли, как в Театре им. Ленсовета, так и в БДТ, были преимущественно острохарактерными; сама Шарко боролась за право играть драматические роли, и это право признал за ней Товстоногов, поручив главную роль в «Пяти вечерах». Она всегда была и прекрасной комедийной актрисой, хотя её участие в спектакле любую комедию могло превратить в трагикомедию . Вспоминая, как становилась «под знамёна» в товстоноговском БДТ, Шарко не упомянула спектакль, в котором знамёна реально присутствовали на сцене, — «Божественную комедию» Исидора Штока . Очевидцы описывают этот спектакль как праздник театральности, сравнимый с вахтанговской « Принцессой Турандот », и даже как актёрский капустник, дерзко выпущенный на большую театральную сцену. «Во время первого посещения Богом земли, — пишет Н. Старосельская, — его встречала восторженная толпа со знамёнами, на которых было начертано: „Да здравствует наш великий бог, создатель и друг!“, а появление Господа в окружении „ангелов в штатском“, оттиравших толпу за кулисы, дабы не мешали творцу рассматривать им созданное, — было узнаваемо, злободневно и потому по-настоящему смешно» . Зинаида Шарко играла в «Божественной комедии» двух женщин — самую первую, оказавшуюся слишком своенравной, слишком независимой и за то отправленную в небытие, и хитроумную Еву, которая, извлекая уроки из опыта предшественницы, училась лицемерить и управлять Адамом исподволь. «А в весёлую „капустническую“ атмосферу спектакля, — вспоминала Т. Марченко, — вдруг вторгалась пронзительная нотка сожаления о первой — и сразу уничтоженной — человеческой личности» .

«Три сестры» и легендарный «плач»

Шарко во все времена предпочитала играть современниц и неуютно чувствовала себя в исторических костюмах ; но современницами для неё были и Катя Редозубова в «оттепельных» «Варварах» А. М. Горького — девушка, нашедшая в себе силы бежать от деспота-отца в некую не очень определённую «лучшую жизнь» , и Ольга в чеховских « Трёх сёстрах », бросившая, по словам критика, вызов жизни, но не нашедшая способа его реально осуществить .

«Три сестры», поставленные Товстоноговым на исходе «оттепели», в 1965 году, стали, по определению А. Смелянского, трагедией всеобщего паралича воли, неспособности к сопротивлению ; Шарко играла в этом спектакле «капитана тонущего корабля» (как определил её роль режиссёр) , лучше всех сознающего иллюзорность надежд на спасение, но и ответственного — в прочтении Товстоногова — за то, что спасение не состоялось . Критики отмечали, что героини Шарко нередко становились уязвимыми из-за собственной твёрдости и упорства, — что вполне соответствовало характеру самой актрисы; и в «Трёх сёстрах» она оставалась верна себе: её Ольгу, словно закованную в броню — с напряжённо выпрямленной спиной и непреклонно вскинутой головой, надламывали не столько обстоятельства, сколько собственная непреклонность, уровень и масштаб притязаний . «В споре из-за няньки, — писала Т. Марченко, — её Ольга и трагична, и смешна одновременно. Вот она решительно двинулась навстречу Наташе, кажется, вот-вот поставит на место эту зарвавшуюся особу, но… неожиданно свернула, прошла мимо, и язык её лепечет совсем не те, какие следовало бы, слова. Иначе она не может, пресечь чужую наглость ей мешает собственное воспитание, духовная деликатность, утончённость…» . В этом жёстком и горьком спектакле роль Ольги требовала от Шарко уже не драматического темперамента и даже не способности раскрывать всю боль и всю тоску «за простенькими разговорами», как в «Пяти вечерах», — здесь режиссёр, по словам К. Л. Рудницкого , «по капельке цедил сценические секунды, прерывал разговоры долгими, содержательными паузами» , и у Шарко в этой роли, свидетельствует Т. Марченко, самыми сильными оказались паузы .

На сцене БДТ Зинаида Шарко сыграла немало главных женских ролей, в том числе в спектакле «Сколько лет, сколько зим» по пьесе В. Пановой и в «Четвёртом» К. Симонова , но одной из самых дорогих и самых запомнившихся — тем, кто видел её в полном объёме, — стала небольшая и, как отметил критик, «странная, символическая» роль колхозницы Маньки, специально для неё сочинённая Товстоноговым , в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова . Этот спектакль — о послевоенном голоде в деревне и послевоенных репрессиях — вызвал сильное раздражение у партийных чиновников, Товстоногову с трудом, ценой многочисленных уступок, удалось спасти его , и едва ли не сильнее всего раздражал переворачивавший душу «плач» Маньки (подслушанный Валерием Гаврилиным в русских деревнях ) в сцене ареста председателя колхоза, не сдавшего государству, припрятавшего для умирающих от голода колхозников три мешка сорной пшеницы . В конце концов режиссёра заставили удалить Шарко из этой сцены . В своих воспоминаниях актриса рассказывает, как умоляла Товстоногова хотя бы в одном спектакле разрешить ей сыграть роль с плачем: «Если кто-нибудь возникнет, валите на меня, скажите: у меня артистка дура, у неё бывают заскоки с памятью, в конце концов, добавьте, что я на учёте в Бехтеревке » . Но, не желая навлекать неприятности на любимого режиссёра, «капризная и упрямая» Шарко за многие годы существования спектакля так ни разу и не нарушила запрет, — слышанный немногими, этот плач стал одной из театральных легенд: иные уже и не помнят, кого именно оплакивала Манька и по какому поводу, но это уже неважно .

Кинематограф

В кино Зинаида Шарко снималась сравнительно мало — в частности, из-за того, что режиссёры находили её некиногеничной . Кинодебют Шарко состоялся в 1954 году в маленькой, даже не указанной в титрах роли почтовой служащей в фильме « Мы с вами где-то встречались ». Такие же эпизодические роли на протяжении 50—60-х годов Шарко сыграла ещё в нескольких фильмах, в том числе продавщицу мороженого в « Старике Хоттабыче ». Лишь в 1970 году Кира Муратова предложила ей главную роль в своих « Долгих проводах »; но вышедший на экраны в 1971 году фильм был тут же отправлен на полку на долгие 16 лет; увидеть лучшую работу Шарко тогда успели лишь очень немногие . Но ещё в 1973 году критик Т. Марченко отмечала: «Шарко, в пределах отведённого ей сценарного материала, играла удивительно тонко. Она раскрывала характер слабый — и по-детски непосредственный, склонный к фантазиям и неожиданным поступкам, душевно уязвимый и отчаянно бесшабашный, открытый и закрытый одновременно. Порой кажется, что она моложе своего сына-подростка, порой отчётливо видно, какие глубокие борозды оставила на её лице и душе жизнь…» Схожими оказались не только характеры героини и актрисы — Кира Муратова назвала Шарко капризной, упрямой, взбалмошной и нелепой , — но и жизненные ситуации: как раз в это время сын Ваня потянулся к отцу. «Когда в перерывах между съёмками приезжала домой, — вспоминала Шарко, — и у нас возникали скандалы, он был убеждён, что я на нём репетирую, хотя это было чудовищное совпадение» .

Несмотря на некиногеничность, с середины 70-х годов Зинаиду Шарко постоянно приглашали в кино, правда, преимущественно на небольшие роли; после «Долгих проводов» наиболее значительной работой стала ещё одна нелепая и несчастная мать — в фильме Ильи Авербаха « Фантазии Фарятьева » (на сцене БДТ, в спектакле, поставленном Сергеем Юрским, Шарко в это время играла тётю Фарятьева). Сергей Урсуляк , работавший с Шарко в фильме « Сочинение ко Дню Победы », её проблему определил иначе: слишком яркая индивидуальность, «Зинаида Максимовна заполняет пространство собой» .

Успех в кинематографе к актрисе неожиданно пришёл в 2000 году, с выходом на экраны фильма Виталия Мельникова « Луной был полон сад ». Правда, сам фильм понравился не всем: «Конечно, — писала Н. Сиривля в журнале „ Искусство кино “, — в фильме привлекает игра трёх незаурядных, может быть, великих актёров: З. Шарко, Н. Волкова и Л. Дурова . Каждый из них ведёт свою партию замечательно. Но на Волкова и Шарко порознь смотреть интереснее, в любовных сценах, построенных как набор лирических штампов, им неуютно и тесновато. Кажется, что любовная история для них — некоторая условность, формальный повод поведать с экрана не столько о „свойствах страсти“, сколько о чём-то совершенно ином» . Тем не менее за главную женскую роль в этом фильме Зинаида Шарко удостоилась целого ряда кинопремий, в том числе « Ники » (лучшая женская роль, 2001) и «Золотого овна» (лучшая актёрская работа, 2000) ; актёрский ансамбль в этом фильме был отмечен и специальным призом XXII Московского кинофестиваля .

Театральные работы

Ленинградский областной гастрольный театр

Театр эстрады Л. Атманаки

Театр имени Ленсовета

  • 1952 — «Весна в Москве» В. Гусева; постановка Н. Акимова — Надя Коврова .
  • 1953 — «Иначе жить нельзя» А. Софронова; постановка Н. Бромлей — Секретарь .
  • 1953 — «Любовь на рассвете» Я. Галана; постановка Н. Бромлей — Параска .
  • 1953 — «Не называя фамилий» В. Минко ; постановка П. Вейсбрем — Поэма .
  • 1953 — «Европейская хроника» А. Н. Арбузова ; постановка Н. Акимова — Посетительница ресторана .
  • 1953 — «Хорошая песня» П. Когоута; постановка Н. Акимова — Владка .
  • 1954 — «Дуэль» по А. Чехову; постановка Н. Брамлей — Надежда Фёдоровна .
  • 1955 — «До новых встреч» А. Гладкова ; постановка О. Ремез — Люся Иванова .
  • 1955 — «Европейская хроника» А. Н. Арбузова — Дагни .
  • 1956 — «Только правда» Ж.-П. Сартра; постановка О. Ремез — Вероника .

Большой драматический театр им. Горького

Другие театры

  • 1994 — «Жить можно» (моноспектакль) (Антреприза «Мастера петербургской сцены») .
  • 1994 — «Очам души твоей» (« Приют Комедианта ») .
  • 1994 — «Владимирская площадь» Л. Разумовской; (« Приют Комедианта ») .
  • 1997 «Она бросает вызов», по пьесе Д. Маррелла «Смех лангусты» («Мемуары»); постановка В. Минкова Сара Бернар («Приют Комедианта») .
  • 1998 — «Старая дева», по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала»; постановка Б. Мильграма Софья Ивановна (Антреприза) .
  • 1999 — «О вы, которые любили…»; постановка Г. Тростянецкого Цыганка Таня (Пушкинский театральный центр, Дом Кочневой) .
  • 2000 — «Голу́бки», по пьесе П. Вогил «Древнейшая профессия»; постановка В. Долгачёва — Майя (« »).
  • 2000 «Три высокие женщины» Э. Олби (Антреприза) .
  • — «Мой драгоценный клад», по пьесе В. Вербина «Марш энтузиастов»; постановка Б. Мильграма главная женская роль («ТеатрДом») .

Телеспектакли и фильмы-спектакли

Фильмография

Награды

Государственные награды

Награды профессиональных организаций

  • Международная премия имени К. С. Станиславского «За вклад в театральное искусство» ( 1997 , учредитель награды — Международный фонд имени Станиславского) .
  • Премия «Кумир» в номинации «лучшая актриса» ( 1998 , учредитель премии — Благотворительный фонд «Премия Кумир»)
  • Приз «Бриллиантовая роза» за лучшую женскую роль на ОРКФ « Кинотавр » в Сочи (1998) — за роли в фильмах « Сочинение ко Дню Победы » и « Цирк сгорел, и клоуны разбежались »
  • Приз «За верность идеалу в искусстве» кинофестиваля «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (1999, проведение Фестиваля координирует СПб ГБУК «Петербург-кино»)
  • Национальная премия кинокритики и кинопрессы России « Золотой овен » за лучшую актёрскую работу (2000) — за главную женскую роль в фильме « Луной был полон сад »
  • Приз за лучшую главную женскую роль кинофестиваля «Созвездие» ( 2000 , фестиваль проводится Гильдией актёров кино России ) — за фильм «Луной был полон сад»
  • Приз за лучшую женскую роль МКФ « Лістапад » в Минске (2000) — за фильм «Луной был полон сад»
  • Приз за лучшую женскую роль ОКФ « Киношок » в Анапе (2000) — за фильм «Луной был полон сад»
  • Премия Ника за лучшую женскую роль ( 2001 ) — за фильм « Луной был полон сад »
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга « Золотой софит » (2001, 2006 )
  • Художественная премия «Петрополь» «За поэтический рисунок ролей в театре и кино последних лет» ( 2002 )
  • Художественная премия им. Александра Володина ( 2004 , премию присуждает общественное жюри, в которое входят «Санкт-Петербургский театральный журнал», альманах «Петрополь», театр «Остров») .
  • Национальная премия имени Е. А. Лебедева «За выдающийся вклад в развитие русского национального театрального искусства» ( 2008 , премия учреждена по инициативе Санкт-Петербургского общественного Благотворительного фонда «БДТ» имени К. Ю. Лаврова)
  • Специальная премия « Золотая маска » «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2013)

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 13 ноября 2012. Архивировано из 24 сентября 2016 года.
  3. . Память . Официальный сайт Большого драматического театра. Дата обращения: 3 сентября 2023.
  4. Алексютина Н. : газета. — 2000.
  5. Соломонов А. // Известия : газета. — М. , 13 января 2006.
  6. Петрова Е. // Аргументы и факты : газета. — 23 марта 2011.
  7. Марченко Т. А. Зинаида Шарко // Портреты актеров: Вып. 2.. — Л. : Искусство, 1973. — С. 138—158 .
  8. Шарко З. М. // Петербургский театральный журнал. — Л. , 1996. — № 12 .
  9. Ткач Т. // Театральный Петербург : журнал. — СПб. , 1—31 мая 2009. — № 9—10 .
  10. // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 1 .
  11. , с. 138.
  12. , с. 94—95.
  13. , с. 140—312.
  14. , с. 370, 372.
  15. Горфункель Е. // Да : газета. — Л. , 2009. — № 5 (130) .
  16. Иванова В. // Портреты актёров: Вып. 2.. — Л. : Искусство, 1973. — С. 88—116 .
  17. Беньяш Р. М. // Без грима и в гриме. — Л. : Искусство, 1971.
  18. Забозлаева Т. // Портреты актёров: Вып. 2.. — Л. : Искусство, 1973. — С. 71—87 . 20 ноября 2010 года.
  19. Рецептер В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ. — М. : Вагриус, 2005. — ISBN 5-475-00096-4 .
  20. , с. 370.
  21. Горфункль Е. И. // Звёзды петербургской сцены / Под ред. Б. Покровского. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2003. — С. 253 . — ISBN 5-7805-0996-4 .
  22. Дмитревская М. // Культура : газета. — М. , 20—26 мая 2000. — № 5 (130) .
  23. Казьмина Н. Ю. . — М. : Litres, 2016. — С. 155. — 472 с. — ISBN 9785040052370 .
  24. Горфункель Е. И. Послесловие // Премьеры Товстоногова / Сост., пояснит. текст Е. И. Горфункель. — М. : Артист. Режиссёр. Театр; Профессиональный фонд «Русский театр», 1994. — С. 355. — 367 с.
  25. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 6. — ISBN 5-87334-038-2 .
  26. , с. 367.
  27. Заславский Г. А. // Независимая газета . — М. , 2006. — 13 января.
  28. Цыбульская А. // Вестник : журнал. — 2001. — 16 января ( № 2 (261) ).
  29. . Культура . РИА Новости (8 августа 2016). Дата обращения: 11 августа 2016.
  30. . Дзен | Блогерская платформа . Дата обращения: 4 сентября 2022.
  31. . Официальный сайт Театра имени Ленсовета. Дата обращения: 26 июня 2012. Архивировано из 5 октября 2011 года.
  32. Полубарьева М. // « МК » в Питере : газета. — СПб. , 2003. — 11 июня.
  33. , с. 210.
  34. Эфрос А. В. Избранные произведения: в 4 томах. — 2-е изд., доп. — М. : «Парнас»; Фонд «Русский театр», 1993. — Т. 1: Репетиция — любовь моя. — С. 137. — 318 с.
  35. Каминская Н. // Культура : газета. — М. , 2009. — 14—20 05.
  36. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 53. — ISBN 5-87334-038-2 .
  37. , с. 174—175.
  38. Рыбаков Ю. , Логинова М. // Петербургский театральный журнал. — СПб. , 1993. — № 4 .
  39. Варламова А. Актёры БДТ // Русское актёрское искусство XX века. — Вып. II и III. — СПб. , 2002. — С. 78—79 .
  40. , с. 109.
  41. , с. 13.
  42. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 62. — ISBN 5-87334-038-2 .
  43. Рудницкий К. Л. Театральные сюжеты. — М. : Искусство, 1990. — С. 111—112. — 464 с.
  44. Семеновский В. О. Правду! И ещё кроме правды… // Театр : журнал. — М. , 1975. — № 5 . — С. 37—44 .
  45. , с. 289—290, 292—293.
  46. Валерию Гаврилину принадлежало музыкальное оформление спектакля; многие фрагменты вошли потом в его «Военные письма».
  47. . Телеканал «Культура» (14 мая 2009). Дата обращения: 16 июля 2012.
  48. Сиривля Н. А. // Искусство кино : журнал. — М. , 2001. — № 3 .
  49. , с. 151.
  50. , с. 152.
  51. , с. 153.
  52. , с. 154.
  53. , с. 155.
  54. // Официальный сайт
  55. . Зинаида Шарко сыграла «Мой драгоценный клад» . Коммерсантъ , №87, стр. 22 (18 мая 2004). Дата обращения: 10 декабря 2016. 10 декабря 2016 года.
  56. , с. 110.
  57. . Достигаев и другие . Агентство «Аудитория». Дата обращения: 8 декабря 2016. 8 декабря 2016 года.
  58. , с. 156.
  59. . Телеспектакль по роману Ю. Германа «Дорогой мой человек». Пятый канал (Россия) . Дата обращения: 11 декабря 2016. 11 декабря 2016 года.
  60. , с. 157.
  61. . Дядя Ваня . Агентство «Аудитория». Дата обращения: 8 декабря 2016. 8 декабря 2016 года.
  62. , с. 158.
  63. . Документы . Президент России (официальный сайт). Дата обращения: 21 декабря 2014. Архивировано из 21 декабря 2014 года.
  64. . Дата обращения: 9 февраля 2009. Архивировано из 24 апреля 2013 года.

Комментарии

Литература

  • Шарко З. М. // Петербургский театральный журнал. — Л. , 1997. — № 12 .
  • Марченко Т. А. // Портреты актёров: Вып. 2. — Л. : Искусство, 1973. — С. 138—158 . 20 ноября 2010 года.
  • Дмитревская М. Зинаида Шарко // Разговоры. — Л. , 2010.
  • Старосельская Н. Д. Товстоногов. — М. : Молодая гвардия, 2004. — ISBN 5-235-02680-2 .
  • Беньяш Р. М. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького. — Л. : Искусство, 1968.
  • Шарко Зинаида Максимовна. Мои анкетные данные / Зинаида Шарко. — СПб. : Балтийские сезоны, 2014. — 158 с. — ISBN 978-5-903368-85-3 .

Ссылки

  • // Сайт Большого драматического театра.
  • // Сайт «Энциклопедия отечественного кино».
  • // LentaTV . ru , 11 апреля 2006 г.
Источник —

Same as Шарко, Зинаида Максимовна