Interested Article - Деше, Александр
- 2021-07-06
- 2
(Ипполи́т) Луи́ Алекса́ндр Деше́ ( фр. (Hyppolyte) Louis Alexandre Dechet , также: фр. Dechez ; Лион , Франция , 20 января 1801 — Лир , Бельгия , 18 октября 1830 ) — французский актёр, поэт, автор гимна Бельгии . Также известен под псевдонимом Женнева́ль ( фр. Jenneval , реже фр. Genneval или фр. Genval ), возможно, по пьесе «Женневаль, или французский Барневель» ( фр. Jenneval, ou le Barnevelt français , 1778 ) Луи Себастьена Мерсье .
Биография
Получив хорошее образование и проведя два года на службе в парижском банке шевалье Деше решил посвятить себя театру. Он начал актёрскую карьеру в Аяччо в 1824 году и затем продолжил её в Марселе . 27 мая 1826 года он дебютировал на сцене парижского « Одеона » в роли Шарля в пятиактной комедии Александра Дюваля «Домашний тиран» ( фр. «Tyran domestique» , 1805 ) , а 1 июня того же года он сыграл роль Дорсэ в трехактной комедии Луи-Бенуа Пикара , Алексиса Ваффляра и «Две семьи» . Затем Деше выступал в Лилле , а в сезоне 1828 — 1829 играл роли первых любовников в брюссельском театре « Ла Монне » . « Journal de la Belgique » писала о приятном сценическом присутствии актёра и упоминала снисканные им аплодисменты при исполнении роли молодого драматурга Виктора в «Комедиантах» Казимира Делавиня ( 29 апреля 1828 года ) . Несколько глуховатому голосу Женневаля иногда, по мнению « Journal de la Belgique », не хватало силы, но его артикуляция была внятной и отчётливой . За «Комедиантами» последовали роли Сен-Альма в пятиактной комедии Буйи о жизни аббата де л’Эпе ( 1 мая ) и герцога Эльмара в «Школе стариков», ещё одной пьесе Делавиня ( 6 мая ).
9 октября 1829 года Женневаль сыграл роль барона в брюссельской постановке пьесы «Барон у Мольера » Проспера Нуае. Тем не менее, в январе 1830 года он тайком отправился в Париж, чтобы попытать судьбу на подмостках « Комеди Франсэз ». Попытка оказалась успешной — « Gazette générale des Pays-Bas » писала :
Публика и пресса единодушно усмотрели в нём и душу, и разнообразие дикции, и честолюбие, и, главное, необходимый возраст, что означает, по крайней мере, как нас уверяют, что там на него есть виды на 1831 год.
Оригинальный текст (фр.)spectateurs et journalistes se sont accordés à lui trouver de l'âme, une diction variée, de l'aplomb et surtout l'âge requis pour attendre son tour, ce qui veut dire, du moins on l'assure, que l'on a là-bas des vues sur lui pour 1831.
В том же году к Женневалю пришёл успех и в самом Брюсселе : в роли Нерона в трагедии «Пир Нерона» Александра Суме и Луи Бельмонте .
В сезоне 1830—1831 Женневаль всё ещё формально считался членом труппы «Ла Монне» , однако и для него самого, и для Бельгии, конец лета и осень 1830 стали в первую очередь периодом революционной деятельности. После завершения июльской революции в Париже, Женневаль вернулся в Брюссель, в «Ла Монне», где 25 августа представлением « Немой из Портичи » со знаменитой арией « Amour sacré pour la patrie » началась Бельгийская революция . События в театре привели к приостановлению спектаклей до 12 сентября , а воодушевлённый происходящим Женневаль вступил вместе с другими актёрами в ряды городской дружины . В августе—сентябре 1830 Женневаль принял деятельное участие в боях за независимость Бельгии: он не только написал ставшую гимном Бельгии «Брабансонну» (см. ниже), но и участвовал в уличных боях в Брюсселе (23—26 сентября).
10 октября 1830 года Женневаль участвовал в благотворительной постановке пятиактной драмы Фенульо де Фальбер-де-Кэнсэ «Честный преступник» : доходы от постановки были переданы раненым. 14 октября в составе повстанческой группы Женневаль выступил в Лир . По воспоминаниям матери Женневаля, он считал своё участие в боевых действиях не более чем «военной прогулкой» . 18 октября Женневаль погиб у Лира в сражении с нидерландскими войсками: он стремился точнее вести огонь и, увлечённый пылом битвы, не заметил, что подставил себя под пули противника . Его задела одна из последних пуль боя .
Женневаль был похоронен 24 октября в Брюсселе на площади Павших . Отпевание Женневаля состоялось 5 ноября 1830 года в церкви св. Гудулы . Матери актёра была назначена пенсия , а 4 января 1831 года актёры «Ла Монне» дали спектакль в её пользу .
Семья
Отец Женневаля был капитаном армии Наполеона .
Единоутробным братом Деше был драматург Ламарш ( фр. Lamarche , иногда фр. H. de la Marche ), переработавший « Венецианского купца » Шекспира в трёхактную драму для постановки в «Одеоне» . Среди прочего, Ламарш опустил V акт, а в четвёртом акте Порцию сопровождала не Нерисса, а Джессика . В рецензии от 6 июня 1830 года « Journal des Comédiens » писал, что желание Ламарша свести пьесу к необходимому минимуму охладило её и лишило персонажей оригинальности . Тем не менее, Патридж указывает и на ряд литературных достоинств этого переложения .
Сын Женневаля , также известный под этим же псевдонимом, — французский актёр, известный как «провинциальный Леметр » .
Поэзия Женневаля
Брабансонна
К запланированному на 12 сентября 1830 года возобновлению в спектаклей «Ла Монне» Женневаль написал стихотворение, названное им La Bruxelloise . Печатник Жан-Жозеф Жоре обратил внимание Женневаля на то, что песня с таким названием уже существовала, и предложил назвать её Брабансонной, то есть, не по городу, но по региону . Поскольку музыки у текста Женневаля ещё не было, Жоре воспользовался популярной мелодией песни «Польские уланы» ( фр. Les lanciers polonais ) на слова Эжена де Праделя , в свою очередь заимствованной у песни «Безупречный магистрат» ( фр. Magistrat irréprochable ). Эту же мелодию Беранже использовал, среди прочего, в «Дураках» и в «Молитве эпикурейца» . Авторство музыки приписывается Вихту ( фр. Wicht ) , создавшему её для комедии «Господин Гийом или неизвестный путешественник» ( фр. Monsieur Guillaume ou le Voyageur inconnu , 1801 ) . Музыка Вихта вошла в популярный песенный сборник «Ключ от погребка» , откуда её и позаимствовал Прадель .
Первая версия Женневаля была создана в конце августа, когда брабантские революционеры ещё надеялись на то, что король Нидерландов Вильгельм пойдёт на уступки .
Да, гордые дети Бельгии
Поднятые прекрасным порывом
Нашим патриотическим устремлениям
Сужден великий успех
Сохраним оружие, покуда ничего не изменится
Сохраним те же желания
И мы увидим расцвет апельсина
На дереве свободыОригинальный текст (фр.)Oui, fiers enfants de la Belgique
Qu'un beau délire a soulevés
Sur l'arbre de la Liberté.
A notre élan patriotique
De grands succès sont reservés
Restons armés, que rien ne change
Gardons la même volonté
Et nous verrons fleurir l'Orange
Упомянутый выше апельсин ( фр. orange ) является отсылкой к Оранскому дому : Оранский дом получил название по княжеству Оранж , центр которого, город Оранж , некогда был центром торговли апельсинами и обязан им своим названием.
Тем не менее, ситуация не улучшалась, Вильгельм на уступки не шёл и новая версия «Брабансонны», всё ещё на мотив «Польских уланов» уже призывала привить апельсин к дереву свободы ( фр. Amis, il faut greffer l'Orange \\ Sur l'arbre de la Liberté ) . 12 сентября эта версия «Брабансонны» была по требованию публики исполнена одним из певцов вновь открывшегося театра «Ла Монне» .
В сентябре Вильгельм принял решение о вводе войск в Брюссель, что повлекло за собой четыре дня (23—26 сентября) ожесточённых столкновений между войсками и повстанцами. Женневаль принимал непосредственное участие в уличных боях. Третий (и последний из созданных Женневалем) вариант «Брабансонны» уже не оставляет апельсину никаких надежд :
Артиллерийские выстрелы разбили Апельсин
О дерево Свободы!Оригинальный текст (фр.)La mitraille a brisé l'Orange
Sur arbre de Liberté!
28 сентября 1830 года стихи Женневаля были положены на написанную специально для этого музыку , а 4 октября была объявлена независимость Бельгии .
Несмотря на то, что название «Брабансонна» указывает на Брабант, конкретных отсылок к событиям в Брабанте в ней нет. Более того, подобные песни возникали по всему югу Нидерландов : в Льеже , Турне , Генте и Брюгге , однако и наличие этих вариантов, по мнению Рейнебо , указывает на распространённость революционных идей, нежели на наличие региональной специфики.
Нормализация отношений между Бельгией и Нидерландами, начавшаяся Лондонским договором 1839 года , сделала нападки на Оранский дом в «Брабансонне» неуместными, и текст был изменён: сначала в 1852 году , а затем ещё раз в 1860 году . В этой версии постулировалась дружба между свободными народами, а голландцы назывались давно разлучёнными братьями. Ей же сегодняшняя французская версия обязана рефреном « Le Roi, la Loi, la Liberté » .
«Études poétiques»
Стараниями матери Деше в 1831 году вышел поэтический сборник « Études poétiques, dédiées a ses frères d’armes par sa mère » , в который в том числе вошли «Призрак», «Гимн жителям Льежа», «Пробуждение петуха», «Юный больной» и «Невеста». Критика указывала, что хотя стихи и не лишены недостатков, они не предназначались автором к публикации и могли бы быть улучшены, если бы судьба автора сие позволила . Сегодняшние исследователи ценят стихи Женневаля именно за их несоответствие канонам эпохи, считавшееся современниками их недостатком : за рядом исключений, таких как «Призрак», свидетельствующих о значимости для автора темы смерти, Женневалю удаётся отойти как от риторики классицизма , так и от чрезмерности романтического пафоса; в его стихах, как правило, нет отсылок к античной мифологии, характерных для Ламарша, а стихотворные формы использовались им в отрыве от традиционной для них тематики. Так, патриотические стихи иногда могли приобрести форму баллады , пасторали или марша .
В своем творчестве Женневаль испытал влияние политических сатир Беранже : для него характерны требования свободы народов и равенства сословий (но не полов: фр. "les femmes plaisent sans aimer, un homme aime rarement sans plaire" ), соединяющиеся с экзистенциальной печалью . Даже в панегирике , написанном на смерть героя, он воспринимает мир как театр с плохими актёрами .
С точки зрения формы, стихи Женневаля близки к поэзии Шенье и Барбье : как и они, Женневаль предпочитал ямб .
Память
На смерть Женневаля был написан ряд песен , а Ламарш, брат покойного, добавил в память о нём ещё один куплет к «Брабансонне».
25 сентября 1833 года в Брюсселе на площади Павших, где похоронен Женневаль, был установлен бюст Деше работы Йозефа Гефса и Тилемана Франциска Сюйса . Бюст не сохранился — вероятно, он был демонтирован в ходе перепланировки площади в 1838 году .
В 1897 году на том же месте в Брюсселе в честь Деше была возведена мемориальная колонна. Монумент был создан Эмилем Ансьйо, скульптурный портрет Женневаля был выполнен Альфредом Криком . На монументе выбита надпись на французском и нидерландском : «Женневалю \\ Поэту „Брабансонны“ \\ Погибшему за независимость \\ От Брюсселя \\ 23 сентября 1897» . Возведение памятника вызвало протест в определённых кругах: 16 апреля 1898 года правление фламандского культурного объединения Willemsfonds указывало, что подобный монумент задевает чувства многих бельгийцев и «наших нидерландских соседей» . Похожей позиции придерживался и ряд профламандских газет, таких как « Handelsblad van Antwerpen » . В ответной реакции городские власти Брюсселя подчеркивали, что празднования бельгийской независимости утратили антинидерландскую направленность .
Культ павших в борьбе за независимость Бельгии считался в конце XIX века существенным элементом в воспитании патриотизма: в сентябре для школьников организовывались ежегодные экскурсии к монументу, в «Ла Монне» специально для них давали «Немую из Портичи», при этом « Amour sacré pour la patrie » исполнялась не только певцом, но и хором самих школьников . И сегодня история создания «Брабансонны» входит в бельгийские учебники музыки и истории .
В память о Женневале названы улицы в Брюсселе , Антверпене и Шарлеруа .
Примечания
- ↑ Baurins, Stéphane, Clette, André, Salemi, Jean-Claude. Histoire du Belge. — Брюссель: Luc Pire Editions, 2005. — Т. 2. — С. 14. — ISBN 9782874154799 .
-
Перевод названия пьесы дан по статье «Мерсье» С. Мокульского в «Литературной энциклопедии». В статье М. Розанова «Буржуазная или мещанская драма» из той же энциклопедии название передано как «Женневаль, или Французский Барнвелль».
- Мокульский С. // «Литературная энциклопедия» / Луначарский А. В. — Москва: ОГИЗ РСФСР, государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская Энциклопедия», 1934. — Т. 7 . 25 мая 2010 года.
- Розанов М. // «Литературная энциклопедия» / Фриче В. М. — Москва: Изд-во Ком. Акад, 1930. — Т. 1 . 25 мая 2010 года.
- Vander Meersch, Auguste. // «Biographie Nationale». — Брюссель: Établissements Émile Bruylant, 1873. — Т. 4 . — С. 459 . 20 декабря 2016 года.
- «Messager de Chambres» сообщает, что юному Деше прочили карьеру адвоката. Цит. по Archives historiques et statistiques du département du Rhône. — Лион: J. M. Barret, 1830-1831. — Т. 13 (74-75). — С. 67.
- ↑ Maugendre, Xavier. L'Europe des hymnes dans leur contexte historique et musical. — Editions Mardaga, 1996. — С. 54. — 456 с. — ISBN 9782870096321 .
- Académie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique. Classe des beaux-arts. . — Брюссель. Париж.: Hayez, 1921. — Т. 3-6.
- ↑ Faber, Frédéric Jules. Histoire du théâtre français en Belgique depuis son origine jusqu'à nos jours. — Брюссель. Париж.: F. J. Olivier. Maison Tresse, 1879. — Т. III. — С. 137-139. — 395 с. — 500+50 экз.
- Duval, Alexandre. . — J. N. Barba, 1822. — Т. 5. — С. 257—388. — 497 с.
- Picard, Louis-Benoît, Wafflard, Alexis, Fulgence de Bury Joseph Désiré. . — Tresse, 1884. — 58 с.
-
Этот водевиль ставился и любителями, в том числе и семейством
Карамзиных
. Одну из ролей репетировал
М. Ю. Лермонтов
, о чём упоминает Софья Николаевна Карамзина в письме к сестре Екатерине Николаевне Мещерской.
- М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / Редколлегия: Вацуро, В. Э. , Гей, Н. К., Елизаветина, Г. Г., Макашин, С. А., Николаев, Д. П., Тюнькин К. И. — М. : Художественная литература, 1989. — С. 279, 564. — 672 с.
- ↑ Статья в выпуске 122 за 1 мая 1828 года , цит. в Faber, op. cit.
- Delavigne, Casimir. Théâtre de Casimir Delavigne. — Париж: Didier, 1856. — Т. 1. — С. 69-154. — 448 с.
- ↑ Isnardon, Jacques. Le théâter de la Monnaie depuis sa fondation jusqù'a nos jours. — Брюссель: Schott frères, 1890. — С. 212.
- Bouilly, Jean-Nicolas. L'abbé de L'Épée (фр.) // La France dramatique au dix-neuvième siècle: choix des meilleures pièces. — J.N. Barba, 1838. — Vol. 1 . — P. 553 .
- Delavigne, Casimir. OEuvres complètes de Casimir Delavigne. — Париж: Didier, 1852. — Т. 1. — С. 323—441. — 454 с.
- Soumet, Alexandre. Belmontet, Louis. . — 1834.
- Fenouillot de Falbaire de Quingey, Charles Georges. . — Париж, Амстердам., 1768. — Т. 2. — 74 с.
- ↑ Jenneval. . — Madame Jenneval, 1831. — 128 с.
- ↑ Kessels, Herman. . — Meline, 1831. — С. 63. — 136 с.
- Belgium. Bestuur voor Monumenten en Landschappen. Bouwen door de eeuwen heen in Brussel. — Mardaga, 1993. — Т. I (2). — С. 394. — 591 с. — ISBN 9782870095317 .
-
Источники приводят разные данные о размере пенсии: так Isnardon, op. cit., приводит цифру в 400
гульденов
, что соответствовало 847
бельгийским франкам
. Encyclopaedia Americana приводит более существенную сумму: 2400 франков.
- Brabançonne // Bradford, Thomas Gamaliel. Encyclopaedia Americana: A popular dictionary of arts, sciences, literature, history, politics and biography, brought down to the present time; including a copious collection of original articles in American biography / Lieber, Francis; Wigglesworth, Edward. — Carey, Lea & Carey, 1846. — Т. 14 . — С. 124 .
- Bosscha, Johannes. . — Леуварден : Suringar, 1856. — С. 668. — 247 с.
- Jarry, André. Alfred de Vigny . — Женева: Librairie Droz, 1998. — Т. 2. — С. 252. — 1036 с. — ISBN 9782600002479 .
- ↑ Patridge, Eric. . — Репринт издания 1924 года (Париж, издательство Champion). — Женева: Slatkine, 1974.. — С. 211. — 370 с. — (Bibliothéque de la Revue de littérature comparée).
- Poinsot, Edmond Antoine. Dictionnaire des pseudonymes. — Переиздание издания Dentu (1887). — Slatkine, 1971. — С. 212. — 559 с.
- Lemonnier, Alphonse. Les mille et un souvenirs d'une homme de théâtre. — Molière, 1902. — С. 187. — 211 с.
- ↑ Martens, Francis. (фр.) // Antoine Pickels, Jacques Sojcher, Jacques de Decker Belgique: toujours grande et belle. — Editions Complexe, 1998. — P. -39 . — ISBN 9782870277324 .
- Pradel, Eugène de. (фр.) // Canongette, F. Choix de poésies révolutionnaires et anti-révolutionnaires : Сб. — Брюссель, 1830. — Vol. 2 . — P. 99 .
- de Béranger, Pierre Jean, Gradville, J. J. . — H. Fournier aîné, 1837. — С. 138. — 400 с.
- Rieger, Dietmar. . — Gunter Narr Verlag, 1988. — С. 128. — 394 с. — (Études littéraires françaises, 39.). — ISBN 9783878087397 .
- Laforte, Conrad. . — Presses Université Laval, 1977. — Т. 6. — С. 59. — 3504 с. — ISBN 9782763770000 .
- Académie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique. Classe des beaux-arts. . — Hayez, 1967. — Т. 48-49. — С. 216.
- Barré, Pierre-Yon, Radet, Jean-Baptiste, Fouques Desfontaines, François-Georges, Bourgueil, N. . — Chez Brunet, 1801. — 80 с.
- Capelle, Pierre Adolphe, M., Careau, Paris. . — 4. — A. Cotelle, 1848. — 863 с. (недоступная ссылка)
- . — Брюссель: Jules Geruzet, 1848. — 18 с.
- Reynebeau, Marc. . — 5. — Lannoo Uitgeverij, 2004. — С. 38. — 448 с. — ISBN 9789020949933 .
- Dinaux, Arthur; Leroy, Aimé Nicolas. . — s.n, 1836. — С. 43-44. — 288 с.
- ↑ De Vos, Luk. (фр.) // Frickx, Robert, Trousson, Raymond. Lettres françaises de Belgique : Сб. — Брюссель: De Boeck Université, 1988. — Vol. 2. La poésie . — P. 188-190 . — ISBN 9782801107850 . (недоступная ссылка)
- Boscaven, H. // Revue trimestrielle. — Брюссель: Bureau de la Revue trimestrielle, 1860. — Т. 4 . — С. 345 .
- ↑ Janssens, Jeroen. . — Лёвен: Leuven University Press, 2001. — С. 19, 194, 200. — 269 с. — (Symbolae Facultatis Litterarum et Philosophiae Lovaniensis). — ISBN 9789058671752 .
- Mardaga, Pierre. Le patrimoine monumental de la Belgique / Bruxelles. — Editions Mardaga, 1993. — Т. 1. Pentagone E — M. — С. 447. — 599 с. — ISBN 9782870095300 .
- Bossuyt, Paul, Boussy, D., De Praetere, Katrien, Marchant, Yvette. . — Uitgeverij De Boeck, 2004. — С. 104. — 118 с. — ISBN 9789045511146 . (недоступная ссылка)
Литература
- Faber, Frédéric Jules. Histoire du théâtre français en Belgique depuis son origine jusqu'à nos jours. — Брюссель. Париж.: F. J. Olivier. Maison Tresse, 1879. — Т. III. — 395 с. — 500+50 экз.
- Isnardon, Jacques. Le théâter de la Monnaie depuis sa fondation jusqù'a nos jours. — Брюссель: Schott frères, 1890.
Ссылки
- 2021-07-06
- 2