Гордиевский, Олег Антонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Нил Анто́нович Хасе́вич ( укр. Ніл Антонович Хасевич ; 12 (25) ноября 1905 , село Дюксин , Ровенский уезд , Волынская губерния , Российская империя — 4 марта 1952 , Суховцы , Ровненский район , Ровненская область , УССР , СССР ) — украинский художник , график , экслибрист , гравёр , общественный и политический деятель. Член Организации украинских националистов и Украинского главного освободительного совета .
Нил Хасевич получил известность благодаря своим работам, связанным с Украинской повстанческой армией (УПА). Автор множества пропагандистских плакатов, ксилографий , открыток, журнальных иллюстраций и карикатур, в наши дни он считается создателем визуального образа УПА. Кроме того, именно Хасевичем был разработан ряд вариантов оформления «бофонов» — денежных квитанций (обязательств) УПА, а также дизайн наград повстанческой армии, в том числе Креста Боевой Заслуги и Креста Заслуги . Последней награды в 1948 году был удостоен сам художник.
Нил Хасевич родился 25 ноября 1905 года в селе Дюксин Ровенского уезда Волынской губернии (ныне — Костопольского района Ровненской области Украины ) в семье диакона и церковного псаломщика Антона Ивановича Хасевича и его жены Федории Алексеевны. Всего у супругов было трое сыновей. Старшие братья Нила, Анатолий и Фёдор, впоследствии стали священнослужителями, остались жить на Волыни и ушли из жизни раньше него: Анатолий был убит поляками в селе Деревянное неподалёку от Клеваня , а Фёдор умер в Сибири , куда был сослан после Великой Отечественной войны .
Первоначально в планы Хасевича и его родителей входило поступление Нила в Житомирскую духовную семинарию , однако революционные события, вспыхнувшие на территории бывшей Российской империи , помешали этим замыслам. В результате Хасевич стал обучаться в частной украинской гимназии в Ровно , несмотря на возникшие трудности — до города он был вынужден добираться по железнодорожным путям или на подводе. В 1918 году по пути в Ровно подросток и его мать попали в аварию: на Оржевском железнодорожном переезде подвода с ними попала под поезд . В той аварии мать Хасевича погибла, а будущий художник на всю жизнь остался калекой, потеряв левую ногу. Хорошо знакомый с обработкой дерева, Нил самостоятельно изготовил протез и, несмотря на травму, продолжил получать образование. Попутно он занимался написанием икон , которое освоил с помощью ровенских мастеров , обучался в художественной мастерской Василия Леня в Ровно .
После трагедии, произошедшей с Хасевичем, французская компания-владелец железной дороги выплатила ему значительную денежную компенсацию. Это позволило юному художнику, в 1925 году экстерном окончившему ровенскую гимназию, оплатить обучение в варшавской Школе изящных искусств (с 1932 года — Академии изящных искусств ). Прибыв в Варшаву , сперва Хасевич стал вольнослушателем Школы, и лишь в 1930 году , после сдачи экстерном экзаменов за гимназический курс, ему удалось получить статус полноправного студента. Однокурсник Нила, П. Мегик, оставил о нём следующие воспоминания :
«Молодой, лет 20, небольшого роста, бедно одетый мальчик, с палкой в руке, потому что вместо левой ноги — деревянный, примитивный, собственной работы, протез… Усердно учится и невероятно материально бедствует. Из дома от родителей ничего не получает, потому что там — не меньшая беда…»
Художественную подготовку Хасевич получал у профессоров Милоша и , а графическую — после длительных творческих поисков — у известного польского графика, профессора Владислава Скочиляса . В декларации по выбору своей специальности молодой студент отметил: «Графика и ткачество». Ткачеству Хасевич учился в мастерской профессора Станислава Чайковского и уделял этому виду искусства особое внимание, мечтая впоследствии использовать полученные знания на практике на Волыни .
В период обучения в Академии наибольших успехов Хасевич достиг в рисовании. «Рисунок является правдой абсолютной, а язык правды нужно учить везде и всегда. Сделал бы рисунок основой обучения во всех школах. Это единственный язык, на котором можно выразить всё» , — писал художник в феврале 1933 года в своём реферате . В студенческие годы он стал одним из основателей и секретарём художественного объединения ( укр. «Спокій» ), в которое входили 33 молодых украинских художника-академиста, включая В. Васильковского, В. Гаврилюка, П. Мегика, П. Холодного-младшего, А. Шатковского. Примечательно, что 14 из них были волынянами . Деятельность появившегося в 1926 году «Спокойствия» курировали такие видные украинские общественные деятели, как писатель Юрий Липа , предстоятель УГКЦ Андрей Шептицкий и сенатор польского сейма от Волыни С. Скрипник — будущий патриарх УАПЦ Мстислав. К 1939 году «Спокойствие» насчитывало уже 64 члена .
Ещё будучи студентом Академии, в 1931 году Хасевич был удостоен награды «Vaticana» за картину «Прачки» («Стирка»), на которой он изобразил своих соседок в процессе стирки, в 1932 году — отмечен дипломом от варшавской Академии изящных искусств за портрет гетмана Мазепы , а в 1937 году удостоился денежного приза на международной выставке гравюр в Варшаве . Последовав примеру Георгия Нарбута , художник переписал гусиным пером Пересопницкое Евангелие .
Уже в 1930-е годы работы Хасевича активно печатались в польских изданиях, в том числе в крупном журнале «Знич». «Нил Хасевич, — подмечало издание, — тихо, скромно и медленно, но уверенно, в своём творчестве шёл вперёд и теперь получил признание не только у художников Варшавы, где учился и выставлял свои труды, но и у художников зарубежных, особенно французских» . Действительно, ведение молодым академистом переписки с художниками из разных стран позволило ему приобрести ценные связи, благодаря которым полотна Хасевича приняли участие в 35 выставках в таких городах, как Львов , Прага , Берлин , Чикаго , Лос-Анджелес . Несколько работ Хасевича, демонстрировавшихся в Чикаго и Лос-Анджелесе, получили высокую оценку и были отмечены дипломами и наградами. В 1939 году в Варшаве был издан альбом экслибрисов «Книжные знаки Нила Хасевича». Помимо создания экслибрисов, Хасевич работал в области станковой, книжной, документальной графики, занимался ксилографией , стал автором ряда книжных иллюстраций .
«Рисунок является правдой абсолютной, а язык правды нужно учить везде и всегда. Сделал бы рисунок основой обучения во всех школах. Это единственный язык, которым можно выразить всё».
В связи с нехваткой денег Хасевич оставил учёбу в Академии и вернулся на Волынь. Здесь, на малой родине, он сперва устроился учителем в младшую школу, потом работал бухгалтером в сельпо , продолжая при этом рисовать и даже участвовать в выставках, и в конечном итоге стал заниматься общественной и политической деятельностью. Незадолго до начала Второй мировой войны он вступил в Организацию украинских националистов (ОУН), многих членов которой, включая Степана Бандеру и его жену Ярославу Опаровскую , хорошо знал ещё со студенческих времён. В 1941 году , когда Западная Украина была оккупирована немецкими войсками , Нил Хасевич стал активно сотрудничать с немцами: в том же году в селе Деражное , находившемся в нескольких километрах от родного Дюксина, он был мировым судьёй . Советские источники указывали, что Хасевич выносил жестокие приговоры за невыполнение продовольственных поставок для немецкой армии, невыход на принудительные работы, помощь советским партизанам, « лично участвовал в экзекуциях… в том же 1944 году принимал личное участие в убийстве многих поляков и уцелевших от немецких расправ евреев » . Позднее, до 1942 года , график иллюстрировал пронемецкую газету «Волынь», редактором которой был известный писатель Улас Самчук .
В 1942 году Нил Хасевич присоединился к Украинской повстанческой армии (УПА). Среди повстанцев его знали под кличками «Бей-Зот», «Старый», «333», «Левко», «Шмель», «Рыбалко». Находясь на территории куреня «Гонта» структурной единицы УПА-Север , художник зарекомендовал себя как прекрасный пропагандист . Член краевой референтуры пропаганды, он работал в редакции волынского журнала «К оружию» ( укр. «До зброї» ) и создавал иллюстрации для сатирических изданий УПА «Украинский перец» и «Хрен», а также руководил подпольной типографией повстанцев, которая выпускала различные агитационные материалы: брошюры, листовки, открытки. Условия для работы в подпольной типографии были крайне тяжёлыми: Хасевичу приходилось работать на кустарном печатном станке, к тому же испытывая нехватку материала для изготовления газет и журналов. В довершение ко всему Хасевич был автором множества эскизов флагов, печатей, бланков УПА. Иллюстрации художника, тогда более известного как «Зот», можно было обнаружить в подавляющем большинстве повстанческих изданий Волыни и Полесья . Опыт экслибриста позволял Хасевичу, которого известный исследователь Фаддей Лешнер называл «великим художником буквы», объединять рисунки и надписи к ним в единое целое .
Отдельным достижением Хасевича стало создание целого ряда видов «бофонов» — так назывались небольшие, как правило, односторонние денежные квитанции, выпускаемые подпольными типографиями УПА. Широко известна его «волынская серия» бофонов номиналами 10, 25, 50, 100, 200, 300, 500 и 1000 карбованцев, выпуск которой был санкционирован проводом ОУН на северо-западных украинских землях. Денежные знаки из «волынской серии» распространялись повстанцами на территории 12 областей тогдашних УССР и БССР . Что нехарактерно, этот выпуск бофонов, в отличие от предыдущих, галицких, не был приурочен к какому-либо событию или дате, а также отличался большим количеством номиналов. Данные особенности выпуска свидетельствовали о том, что денежные квитанции этого образца планировалось использовать длительное время, при этом, вероятно, унифицировав бофоны всех существовавших видов на основе «волынской серии» . Так или иначе, на Волыни денежные знаки авторства Хасевича доминировали над бофонами прочих видов .
Нил Хасевич состоял в дружеских отношениях со многими видными деятелями УПА, в том числе с Дмитрием Клячкивским и Василием Галасой , обучал молодых одарённых подпольщиков искусству пропагандистской живописи и технике резьбы . До наших дней сохранился альбом с работами учеников Хасевича, входивших в своеобразное объединение под названием «Звено „Зота“» («школа Хасевича»). Под изображениями указаны псевдонимы авторов и поставлены пометки «коррекция Хасевича», «под наблюдением Хасевича» и другие . Предполагалось, что в дальнейшем ученики художника составят основу штата крупных подпольных типографий УПА и будут создавать плакаты, листовки и другие агитационные материалы, основываясь на опыте Хасевича, однако на практике всё выходило иначе: молодые самоучки лишь неудачно копировали его работы. Об этом, в частности, свидетельствуют копии его бофонов номиналами 25 и 50 карбованцев, которые выполнил подпольный художник Владимир «Неплюй» Гнибида . Самыми известными учениками Хасевича в сфере резьбы по дереву стали молодые люди, известные под псевдонимами «Свирид», «Мирон» и «Артём» (их настоящие имена не сохранились). В отличие от подпольщиков, которые копировали графические произведения Хасевича, они выполняли свою работу действительно хорошо, и притом настолько, «что неискушённому человеку не раз трудно было узнать, была ли это отпечатка с оригинального дереворита, или клише его ученика…» .
В 1942— 1943 годах Нил Хасевич принимал участие в выставке украинских художников, которая проходила во Львове, продемонстрировав на ней своё полотно «Спите, хлопцы, спите …», посвящённое военнослужащим УПА, а в 1944 году завершил работу над своим знаменитым циклом «Волынь в борьбе», демонстрирующим героические будни украинских повстанцев. За эти и другие достижения спустя несколько лет он был награждён серебряным Крестом Заслуги и , дизайн которых им же и был разработан .
В 1948 году Украинский главный освободительный совет (УГОС) — самопровозглашённое украинское правительство под протекцией ОУН(б) — издал постановление об учреждении наград и знаков отличия для участников украинского подполья «За борьбу в особенно трудных условиях». Нилу Хасевичу, который между тем тоже являлся членом УГОС — единственным от Ровненской области, было поручено разработать дизайн таковых. К тому времени в подполье УПА художник стал заметной фигурой — руководил техническим звеном центрального и краевого проводов ОУН на Волыни. Невзирая на тяжёлые материальные и технические условия, он продолжал рисовать пропагандистские плакаты, создал галерею портретов бойцов и командиров УПА . Разработал он и собственный проект герба ОУН-УПА, который не только учитывал тогдашние реалии повстанческой борьбы за украинскую государственность, но и сохранял преемственность по отношению к государственному гербу УНР образца 1918 года. Художник поместил тризуб в центр картуша европейского образца, обрамлённого овалом с надписью «Обретёшь Украинское Государство, или погибнешь в борьбе за него!» ( укр. «Здобудеш Українську Державу, або згинеш у боротьбі за неї!» ), взятой из «Десяти заповедей украинского националиста» Степана Ленкавского . Несмотря на авторитет и популярность Хасевича в среде военнослужащих УПА, из-за трудных обстоятельств повстанческой борьбы герб его работы не был принят в качестве официального и даже не стал, как замышлялось, эталоном для украинских подпольных изданий. Многие подпольные художники, среди которых были самоучки из мелких структур ОУН, не придерживались никаких стандартов в изображении повстанческой символики, допуская произвольные стилизации .
В апреле 1950 года Хасевич подал на рассмотрение в УГОС проекты наград УПА с сопроводительным письмом. В представленных проектах Хасевич предлагал свои варианты Креста Заслуги и Креста Боевой Заслуги . Оба они были разработаны Хасевичем и его учеником «Свиридом» с учётом возможности изготовления наград в условиях подполья без специального оборудования и инструментов. В силу нехватки металла, испытываемой украинскими повстанцами, в письме художник отмечал: «Можно взять металл с гильз артиллерийских боеприпасов, или из большевистских орденов — они сделаны из латуни и легко плавятся» . Согласно рекомендациям Хасевича, утверждённым УГОС 30 июня 1950 года вместе с проектами наград, при создании Крестов Заслуги допускалось использовать эмаль двух цветов: синюю под трезубец и малиновую на плечах креста и — по возможности — наносить только на отличия высших классов. Звёзды-ромбики на стяжках орденов обозначали их классы. Сразу после утверждения проекты Хасевича были отправлены в ФРГ с помощью курьерской группы, которая смогла пересечь границу СССР только благодаря тому, что в ней состоял двойной агент, также работавший на КГБ . Первая партия орденов была изготовлена в 1951 году в Баварии . Впоследствии награды вышли ещё несколькими небольшими партиями, а в 1952 году их выпуск завершился .
В 1951 году работы Хасевича, сделанные в период пребывания в подполье, оказались в руках у делегатов Генеральной Ассамблеи ООН и зарубежных дипломатов, а в следующем году были напечатаны в альбоме «Графика в бункерах УПА» в филадельфийском украиноязычном издательстве «Пролог». В связи с этим МГБ СССР , с целью «прекратить антисоветскую деятельность» художника, сформировало специальную межобластную оперативную группу для розыска Хасевича, которую возглавил заместитель начальника отделения 2-го отдела УМГБ Ровненской области, капитан госбезопасности Борис Стекляр .
Поиски Хасевича продлились сравнительно недолго. Их процесс был подробно описан Теодором Гладковым и Борисом Стекляром в произведении «Рассказы полковника Бондаря», основанном на воспоминаниях бывшего сотрудника советских спецслужб, проживавшего в Ровно и пожелавшего остаться неизвестным. Как впоследствии выяснилось, под псевдонимом Бондарь скрывался сам Стекляр. Выйти на след художника чекистам помогла его связная Инна «Домаха» Волошина, вдова убитого полковника УПА Ростислава Волошина-Березюка . На допросах она показала, что хорошо знала «Бея»-Хасевича ещё со времён сотрудничества в издании «Волынь», и сообщила, что «Бей» был направлен её мужем в подполье уже в качестве одного из главарей краевого провода ОУН(б). На основе полученных от Волошиной сведений оперативная группа, которую возглавлял Стекляр, установила примерное местонахождение Хасевича, а также тот факт, что из укрытия в укрытие его перевозят на велосипеде. Обнаружить точное место, в котором он скрывался, помог случай. Сотрудники советских спецслужб расшифровали документы, найденные в одной из (тайников) УПА на Ровенщине, и в одном из них обнаружили сведения о заготовке для художника 5 килограммов бумаги и вишнёвого дерева, необходимых ему для работы, а также название места нахождения одной из последних на Волыни крыивок, располагавшейся неподалёку от села Суховцы , в 12 километрах от города Клеваня Ровненской области. Именно там находился Нил Хасевич. Найти укрытие членам отряда МГБ помогли осведомители из числа местных жителей , а точно указала на местоположение «схрона» пожилая хозяйка дома, при котором находилось укрытие . Впрочем, современный украинский историк Владимир Гинда опровергает эту версию — в своей статье о Хасевиче он написал, что «гэбисты» тогда прибегли к хитрости и, сказав хозяину, будто бы его жена проговорилась о существовании «схрона», добились указания им места входа туда, а женщина на самом деле ничего так и не сказала .
На предмет того, как произошла гибель Хасевича 4 марта 1952 года, ведётся множество споров. По наиболее распространённой версии, художник был убит во время облавы сотрудниками МГБ, однако многие современные украинские историки полагают, что живым Хасевич не сдался и застрелился из личного оружия вместе с двумя своими телохранителями — Вячеславом «Матвеем» Антонюком и Антоном «Игнатом» Мельничуком, предварительно уничтожив все важные документы . Согласно описанию этого события, приведённому в «Рассказах полковника Бондаря», чекисты действительно предлагали художнику и двум другим повстанцам сдаться в обмен на снисхождение, однако никакой реакции с их стороны не последовало. Когда сотрудники МГБ с расстояния открыли лаз, изнутри раздались автоматные очереди. Вновь заперев лаз снаружи, участники облавы прибегли к помощи дымовых ракет, однако и дым не заставил Хасевича, Антонюка и Мельничука выбраться наружу. Пускать в ход гранаты чекисты не стали и решили спуститься вниз .
«Живых в бункере не оказалось. При свете аккумуляторного фонаря Стекляр увидел три трупа. У одного отсутствовала нога — „Зот“. В руке бандит продолжал сжимать автомат. Последнюю очередь, это было видно по позе, он выпустил не в лаз, а в одного из своих охранников — „Павло“, должно быть, сделавшего попытку сдаться. „Павло“, как потом установило следствие, сам умел рисовать и резать по дереву. Видимо, он помогал „Зоту“ изготавливать клише. Второй охранник „Богдан“ был убит разрывом гранаты».
В трёх помещениях бункера, где укрывался Хасевич, члены группы «Бондаря» обнаружили шесть стволов оружия, ручные гранаты, запас продовольствия, патронов и свечей на несколько месяцев, большое количество антисоветских листовок и прокламаций, приспособления для графических работ, а также — по словам Стекляра — некие «страшные рисунки», запечатлевшие «предсмертные муки советских людей, казнимых фашистами и их пособниками», и документы, подтверждавшие связь между Хасевичем и иностранными разведками .
Вытащив полуголые тела Хасевича, Антонюка и Мельничука наружу, на снег, сотрудники МГБ посадили их в ряд и сфотографировали в сидячем положении. По словам бывшего военнослужащего УПА Дмитрия Удодика, трупы целенаправленно выставляли напоказ «и для глумления [над телами], и для устрашения» , а затем вывезли в неизвестном направлении. Где захоронены останки Нила Хасевича, неизвестно до сих пор .
В апреле 2017 года стало известно о том, что Генеральная прокуратура Украины в связи с расследованием гибели Хасевича возбудила уголовное дело в отношении 94-летнего Бориса Стекляра по пунктам 1, 8 части 2 статьи 115 Уголовного кодекса Украины (Умышленное убийство двух и более лиц, в связи с исполнением этим лицом служебного или общественного долга) . Подателем заявления о расследовании выступил подозреваемый в убийстве Олеся Бузины . Ранее личное дело Стекляра было открыто. В сентябре 2016 года, узнав о рассекречивании информации о деятельности органов госбезопасности на Ровенщине в 1940—1950-х годах, Борис Стекляр подал иск в Ровенский городской суд с требованием запретить доступ к своему личному делу, хранящемуся в архивах Службы безопасности Украины . На заседание он не явился, но обратился в суд с заявлением оставить дело без рассмотрения .
Ещё до примыкания к УПА Хасевич зарекомендовал себя как художник-график высокого уровня профессионализма. «Его графика была эффективным оружием в руках освободительного подполья» , — писала Василия Галасы в своих мемуарах «Тысяча дорог» .
, жена полковника УПАБольшая часть работ Нила Хасевича теперь хранится в 1992 года из архивов СБУ . В 2005 году , к столетию со дня рождения художника, Национальный союз художников Украины совместно с Конгрессом украинских националистов организовал связанные с художником культурные мероприятия, приуроченные к этой дате . В 2011 году луцкое издательство «Терен» выпустило альбом «Нил Хасевич: Воин. Художник. Легенда» ( укр. «Ніл Хасевич: Воїн. Митець. Легенда» ) — самое полное печатное издание работ художника, куда вошло в общей сложности 120 его произведений: портреты, шаржи, экслибрисы, деревориты и рисунки бофонов. На презентации альбома присутствовал ряд известных украинских деятелей культуры, в том числе писатель-диссидент Евгений Сверстюк и режиссёр-кинодокументалист Михаил Ткачук .
, куда она была передана в июнеВ 1992 году режиссёр-кинодокументалист Михаил Ткачук снял документальный фильм о Хасевиче «Добыть или не быть» ( укр. «Здобути або не бути» ), в съёмках которого приняли участие люди, лично знавшие художника . Творческая группа киностудии « » во главе с Ткачуком посетила место в Дюксине, где находился не сохранившийся до тех времён дом Хасевичей . Здесь, на родине художника, его именем названа улица, а во дворе местной школы расположен памятник Хасевичу. На одном из домов в Деражном установлена мемориальная доска, напоминающая о том, что в этом селе Хасевич когда-то занимал пост мирового судьи . В 2011 году памятник Нилу Хасевичу в виде бюста художника на высоком постаменте появился и в Ровно, где его имя, кроме всего прочего, носит одна из улиц .